Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 12

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ЛУКОМСКИЙ, И ЕГО ФРАНЦИСКАНСКАЯ МИССИЯ

Свои сундуки с драгоценностями православная Елена Ивановна хранила у францисканцев, а это значит, доверяла католическим монахам. Францисканцы были первой миссионерской волной, накатившей на улльский берег, когда правобережье заполонили иноземцы, после межудельной битвы при Городенце. Они явились вслед за образованием Великого княжества Литовского и мало чем отличались от коренных нищенствующих монахов. Их монастыри, как вкрапления, смотрелись в белокаменной Полоччизне, и были популярны в Белой Руси.

Наибольшее распространение получила одна из ветвей францисканского ордена - бернардинская. Великий князь Александр тоже опирался на эту ветвь. «В 1498 году благодаря его стараниям был основан монастырь бернардинцев в Полоцке», - пишет Православная энциклопедия.

Яблоки не с неба падают. Их надо растить. Любое новшество требует определенных усилий. Так и здесь. Чтобы поддержать явление, понадобились средства. А где их взять? Рим щедр на посулы, но деньги ищи сам. Александр нашел: «…на территории ВКЛ стала распространяться практика взимания с православных десятины в пользу католического прихода».

Сеть бернардинских обителей покрыла Беларусь. Подсчитано, что на ее территории действовали 25 мужских и 4 женских бернардинских монастыря.

Но где был самый первый?

Справка из Википедии, основанная на польских источниках, свидетельствует, что в Вильно бернардинцы прибыли по приглашению отца Александра - Казимира IV, который создал для них аббатство над рекой Вилейкой, близ королевской мельницы, что «подтвердил дарственной грамотой от 30 сентября 1469 года».

Дальше - больше. Установлено, когда и какие появились следом. Полоцкий, например, возник почти одновременно с гродненским. Позже открылись Будславский и Несвижский... Все расписаны по годам.

И только один – вне временных рамок, дата его рождения неизвестна, не определена. Не был ли он первоначальным?

Это - Лукомльский монастырь, то есть, расположенный в улльском регионе. А автором междуреченской обители назван Иван Лукомский.

Кто это?

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона выдает: «Князь Иван Лукомский, посланный королем Казимиром Польским в Москву, поселился там и, заподозренный в намерении отравить великого князя Ивана Васильевича, был сожжен в 1493 году».

Невероятное событие. Неужели так и было?

Давайте подумаем.

Во-первых, Лукомский, приложивший усилия к благородному делу - создавший церковное святилище, не мог взять в руки поражающее «зелье», чтобы свести в могилу человека. Бернардинцы, наоборот, проповедовали добродетель и сближали враждующие стороны.

Второе. Сопоставим даты. Лукомского сожгли в 1493 году. А сын Казимира - Александр Ягеллончик занял великокняжеский престол в 1492 году, на год раньше. И обратим внимание на третью дату - в 1495-м он подписал брачный союз с Еленой – дочерью московского властителя. Все события в одно время.

Разве мог государь Всея Руси, отдавая дочь за чужестранца, не сомневаться в благонадежности противоположной стороны? Сомневался, но отдал, доверил дочь властителю, который послал «отравителя»?

Что-то не вяжется. Но что могло стать причиной устранения междуреченского князя?

Навет. Клевета. Можно вспомнить аналогичный случай пред началом Второй мировой войны, когда фашисты спровоцировали нападение на германцев под видом переодетых поляков. Или злонамеренная провокация в Одессе в недавнее время: чтобы поссорить два братских народа - русский и украинский - и начать даже военные действия.

Исследователь истории Лариса Новицкая, издав книгу о Елене Ивановне, привела выдержки из переписки ее с отцом. Дочь указывала на козни, которые ощущала из окружения матери супруга - Елизаветы Габсбург, не поддерживавшей стремление к добрососедству. Хотя все видели: постоянные конфликты надоели. Проклятое поле взывало к стабильности и миропорядку.         

Москва и Вильно стояли перед выбором: или продолжать междуусобную войну, или завязать прочный мир. Почва для разжигания ненависти была благодатная, учитывая фанатизм, что "накрыл" Европу.

Конец XY века - это разгар инквизиции, период яростной борьбы с инакомыслием. Распускались слухи о распространении евреями чумы и участии в заговорах. Созданные инквизиторские суды боролись за чистоту католической веры: новообращенные – евреи, мусульмане – принуждались принимать католичество, а непокорные изгонялись. Фанатизм достиг апогея в Испании. В 1492 году католические короли приняли решение об изгнании иудеев из Испании.

С именем Александра – великого князя литовского и короля польского – тоже связана «еврейская тема». Ему приписываются «карательные» меры – якобы он выселял иудеев из ВКЛ. Слишком суровое обвинение, учитывая его предрасположенность к францисканскому ордену, одной из ветвей которого были бернардинцы. А они, считается, выступали противниками инквизиции, то есть дух их был чист: своей благородной миссией, проповедованием добра сдерживали волну психоза. Потому и находили они общий язык с православными, которые на первый план ставили благородные цели – любовь к ближнему. Потому и соседствовали на полоцкой земле...

Что конкретно случилось с князем Лукомским, вряд ли мы когда-нибудь узнаем. Возможно, он стал жертвой ереси, которая заменяла инквизицию на востоке. Если же «копнем» поглубже, то увидим совсем другой подтекст - материальный, меркантильный. Все историки единодушно утверждают, что Ягеллончик хотел одарить супругу литовскими землями, к чему склонял московский тесть. И на этот мотив указывают следующие подробности, приведенные в общедоступной универсальной интернет-энциклопедии. Там подтверждается, что Иван Лукомский был сожжен за участие в заговоре против великого русского князя Ивана III Васильевича, и уточняется: его родовые имения в Литве были конфискованы. Если это так, то режет сердце мысль: действовали согласованно?

(Продолжение следует).

На снимке: окрестности древнего Лукомля; где-то здесь стоял монастырь?
02.05/20

P.S. Можно не сомневаться - в Лукомле был монастырь. По данным белорусского ученого, кандидата исторических наук Вячеслава Носевича, в фондах Национально-исторического архива Республики Беларусь хранится ряд инвентарных описей, составленных в период передачи в казну богомольческих уделов при российском императоре Николае I. Дела 642 и 644 за 1833 год касаются Лукомльского монастыря. Более того, данные за 1782 год, обнаруженные в литовских фондах, говорят о том, что существовала "Лукомская парафия", она граничила с Лепельской на расстоянии 4-х тогдашних миль.


11.01/23


Рецензии