О гениальности

Гениями не столько рождаются, сколько становятся. С одной стороны гениальность – это врожденное качество на генетическом уровне. Люди рождаются с определёнными незаурядными задатками, способностями. С другой стороны, гениями становятся благодаря силе воли, характеру. То есть без них потенциал может не реализоваться. Целеустремлённость способствует развитию задатков и реализации гениальности. Чтобы стать гением в обществе помимо этого человеку нужны благоприятные внешние обстоятельства – родиться в нужное время в нужном месте, образно выражаясь. То есть окружающая среда способствует становлению и развитию гениев. Помимо всего этого есть ещё один фактор, который может оказать существенное влияние – это везение или судьба.

Гении – это личности, сумевшие оказать существенное влияние на мир. Гений является ненормальным, у него имеются отклонения от нормы – специфические особенности, иррациональность мышления. У них может быть нестандартная связь между полушариями головного мозга. Гений может быть или казаться сумасшедшим. Как говорится, от гениальности до сумасшествия – один шаг.

Гениев в детстве сверстники часто отвергают, как "непохожих на других". В этом случае они живут более "настороженно", "во враждебной среде". В этой замкнутости может формироваться сверхспособность. При определённых условиях они могут превращаться в агрессивных преступных деятелей, злых гениев. Несмотря на это связь гениальности с преступностью косвенная. 

Настоящий гений является асоциальным существом далёким от общечеловеческого, он игнорирует социум, влияет на человечество как бы извне. При этом он не является совершенно непонятной личностью. Истинный гений космически одинок. Гений не руководствуется общепринятыми нормами: он может им следовать, пока они ему не мешают, а как только начинают мешать – перешагивает их без особых размышлений.

Понятия «гений» и «великий человек» могут сопутствовать, но могут и не относиться к одному человеку. Человек может быть гением, но не быть великим человеком, и наоборот. Гении могут не иметь харизмы, но могут быть  гениальные люди с харизмой. Все люди в той или иной степени творят и самовыражаются, но у гениев это происходит нестандартным образом. Гениальность – это свойство общества. Гении толкают общество к развитию. Они нужны для развития общества.

Гениальность не даёт человеку высоких моральных принципов. Некоторые гении считают, что в силу своей исключительности имеют право вести себя так, как не полагается вести себя "простым" людям. Некоторые из гениев ведут себя аморально, совершают неблаговидные проступки, нарушают законы, и им это сходит с рук. Но также ведут себя и неизвестные люди, которых никто гениями не считает.

Известно, что Ландау часто изменял жене, даже особо не скрывая этого, а жена ему это прощала и терпела. Часто такое же происходит с известными и талантливыми людьми, а жены прощают их и терпят это. И если гений, или просто талантливый человек с не очень высокими моральными принципами нарушает нормы морали, то остальные люди, которые признают его таланты, относятся к этому снисходительно, прощают ему это или закрывают на это глаза, ценя его талантливость. Но "простых" людей они морально осуждают за проступки. В этом проявляются двойные стандарты.

Гениальность можно рассматривать как следствие психического расстройства. Творческий процесс гения в большинстве случаев сопровождается чувством дискомфорта. Гении страдают и творят, творят и страдают. Выражение "муки творчества" – вовсе не пустая метафора. Творчество гения может быть для него анестезией. Известно, что у человека в момент творческой активности в кровь выделяются эндорфины, которые обладают антидепрессивным и успокаивающим действием. В этом-то и состоит парадокс гениальности: сам по себе гений дисгармоничен, но его творения совершенны, и в каждом из них своё безумие и своя мечта о гармонии.

Облегчение психических страданий через творчество – это универсальный механизм защиты организма. Если научить пациентов творить – это облегчит их внутренний дискомфорт. Арттерапия становится популярной, и этот метод давно и с успехом используется при лечении различных душевных расстройств. Получается, что процесс творчества необходимым для психического здоровья людей.

Насколько субъективна гениальность художников, писателей и других творцов? Есть ли объективные критерии гениальности?

Субъективно всё. То, что считается объективным – просто большая часть субъективных точек зрения, как большая часть в нормальном распределении Гаусса. Существование объективной реальности – это вопрос веры. Но большинство людей верят в то, что она существует. И у гениальных произведений можно выделить объективные характеристики.

Гениальное произведение – это произведение, которое неожиданно, одновременно понятно и непонятно, просто и сложно, правильно и гармонично. Такое творение уникально, оно несёт в себе новизну, качественное отличие от других произведений, является качественно новым. Множество элементов по отдельности могут не представлять большую ценность, но при их соединении может возникнуть новое качество. Всё гениальное – просто. Гениальное творение сочетает в себе простоту и универсальность. Оно впитывает в себя простые составляющие из разных областей.

Можно сказать, что гениальное произведение является фракталом, в котором любые части произведения являются такими же сложными, как само произведение; айсбергом, большая часть которого скрыта. Оно содержит много мощных противоречий, которые заставляют человека развиваться. 

Творение гения вызывает резонансный эффект. Талантливое произведение может отклик и не найти. Талант попадает в видимую цель. Гений – в цель, которую никто не видит. Гений создаёт новый контекст, фон, на котором работают уже все остальные. Гениальное произведение отражается во всех, а талантливое произведение – не во всех.

Можно ли развить гениальность? В какой-то степени можно. По крайней мере, нужно пытаться.

Личность "вообще" существует только в обществе. Нет общества – нет личности. Развитие человека происходит в окружающей среде – от неё зависит то, как оно будет происходить. Задатки способностей выявляют в человеке, а затем развивают. Этим занимается окружение и сам человек. Родителям, окружению нужно заниматься развитием задатков ребёнка. В детстве у ребёнка нужно развивать математические, художественно-эстетические и другие способности: например, вовремя отдать в музыкальную или танцевальную школу, кружок рисования, и другие секции по развитию соответствующих способностей. Для развития гениальности нужно стремиться приобретать знания и умения в различных областях и их объединять, синтезировать.
 
Люди могут развивать свои способности, совершенствоваться, выходить за границы своих возможностей и сдвигаться по категориям: способный, очень способный, талантливый, очень талантливый и гениальный человек. Но для этого нужно постоянно работать над собой. Даже если человек не станет гением и его произведения не станут гениальными, он сможет приблизиться и прикоснуться к гениальности.


Рецензии