Виновен

Воздух отвратителен. Воздух пахнет гарью и едким химическим дымом. Им почти невозможно дышать: кажется, еще немного, и гортань покроется язвами.

Дышу. Терпеливо и сосредоточенно, то и дело заходясь кашлем. Дышу, пока мне это позволено.
— Виновен, — бесстрастно звучит откуда-то из тьмы.

Голос лишен не только эмоций: я никак не могу определить ни пол говорящего, ни даже приблизительное его местонахождение.
— Это... – судорожно сглатываю, — это какая-то ошибка.

Мне действительно не верится, что все могло кончиться так. У меня была власть. Была сила. И богатство, конечно же, тоже было — несметное, невероятное, неистощимое. Я создавал свои собственные законы, мог воплотить в жизнь любую прихоть. Почему же теперь я так жалок? Как я оказался поверженным?
— Это было неизбежно, — замечает незримый собеседник, будто прочитав мои мысли. — Неужели ты думал, что цепь твоих злодеяний приведет к иному исходу?

С запоздалой ясностью мысли я вдруг понимаю: голос струится ко мне отовсюду. Он действительно везде. Шелестит, словно листья тысяч древесных крон, струится журчанием ручьев. В нем позабытое птичье пение и раскаты грома, шорох крыльев и полуночной волчий вой.
— Я не…
— Виновен, - отдается в ушах посвистом ветра. — Ты виновен, Человек.

Я уже знаю, кто вынес мне приговор. Осознаю, из-за чего лишился трона. Но все также отказываюсь верить в вершащийся надо мной суд.
— Все еще мнишь себя моим законным Царем? Это суждение всегда было ошибочным. Ты даже не узурпатор, — слова касаются моей кожи почти физически. — Ты просто вор.

Тьма вокруг начинает рассеиваться — нехотя, будто бы страшась показывать то, что так надежно скрывала. Мне тоже страшно. Но, превозмогая собственную слабость, я не отвожу взгляд.

С заполошно колотящимся сердцем я смотрю на бесплодную пустыню, мертвые земные недра, не способные взрастить даже сорную траву. Они выглядят бесконечными. Немым укором расстилаются везде, куда ни бросишь взгляд.
— Ты вор. Веками ты просто брал все, до чего только мог дотянуться. То, что предлагалось тебе бескорыстно и то, чем владеть ты не имел никакого права. Ты виновен в своей алчности.

Тревожно озираюсь. Но мне не дают передышки: покров мрака продолжает съеживаться, позволяя рассмотреть больше. Я вижу застилающий небо черный смог и отравленные реки. Ядерные могильники, оскверняющие горную породу.
— Ты вандал. Все прекрасное, что было вокруг тебя, ты разрушил. До основания, до последней крохи. И ни разу не дрогнула твоя рука. Ты виновен в своем безразличии.

Последние остатки тьмы тают изорванными лоскутами. Я больше не могу смотреть, выжатый досуха, раздираемый стыдом и виной. Я хочу прекратить этот кошмар!

А впереди горизонт. Глядя на него воспаленными глазами, я вижу земную твердь, изрытую боевыми снарядами. И алым стягом реет над ней зарево пожарищ.
— Ты убийца. Ты исковеркал мои законы и поставил их себе на службу. Создал пыточные орудия и направил их на себе подобных. Ты взрывал и кромсал, резал и жег. Медленно, с наслаждением убивал собственных братьев, а вместе с ними и меня. Ты виновен в своей жестокости.

У меня больше не выходит искать себе оправдания. Единственное, что я могу — зажимая рот, давиться криком. Все кончено и нет никакого выхода. Я жду приговора, готовясь принять мучительнейшую из смертных казней, но…
— Ты боишься гибели? — обрушивается на меня неожиданный вопрос.

Молчу. В этот миг я почти уверен, что горло уже не способно на звуки, а разум — на поиск слов. Но они рождаются во мне сами, вырываясь наружу надтреснутой, болезненной фразой:
— Я боюсь, что погибнешь ты.

Тишина окутывает меня флером нерешительности. А после, наверное, впервые за весь этот страшный суд я слышу отголоски надежды в обратившемся ко мне голосе:
— Но сможешь ли ты все исправить?

Время движется слишком медленно — ни дать, ни взять тягучая смола. С трудом глотаю горький, пахнущий гарью воздух, взвешиваю все риски и возможности. Мой судья ждет ответа.

Пока еще ждет.


Рецензии
Это называется "отложенное наказание", "закон бумеранга". Чтобы исправить сотвренное тобой зло, придется переболеть той болью, которую ты причинил другим, пройти через унижение, через муки совести и исправление допущенных тобой ошибок.

Владимир Добровольский   04.06.2020 03:43     Заявить о нарушении
В данном конкретном случае мне бы очень хотелось, чтобы человек сумел вовремя остановиться и прекратил творить зло в принципе - слишком уж тяжелым и мучительным будет процесс исправления. К сожалению, экологические проблемы вызывают больше споров, чем реальных действий.
Спасибо, что прочли :)

Марина Найбоченко   05.06.2020 11:41   Заявить о нарушении
Человека Высшие силы стараются вразумить через страдания, когда он попирает законы человечности. В противном случае, они его уничтожают.

Владимир Добровольский   09.05.2022 08:32   Заявить о нарушении