Загадки географии. Острова Жоао да Гама

А ты ищи меня на карте!

Новелла двадцать седьмая. Острова Жоао да Гама

Добрый вечер, друзья!

Предыдущее географическое путешествие мы завершили на Магнитном острове на долготе Берингова пролива. Переместимся по этой долготе на юг, а затем возьмем курс на юго-запад и, оставляя по левому борту Алеутские острова, выйдем в район юго-восточнее полуострова  Камчатка. В этом районе Тихого океана  у восточных морских границ России мы попытаемся найти острова Жоао да Гама.

На карте острова Жоао да Гама появились в 1630 году. Это имя принадлежит внуку знаменитого португальского мореплавателя Васко да Гама. Родился Жоао да Гама в 1540 году, вероятно, провел свое детство и молодость в Португалии, а затем по стопам своих именитых родственников отправился на восток. В 1578-1582 годах он служил капитаном Малакки, а затем был отозван в Португалию.

Причина отзыва Жоао да Гама из Малакки была  в крушении независимой и гордой Португалии в результате испанской агрессии. 25 августа 1580 года испанские войска герцога Альбы разбили в битве при Алькантаре близ Лиссабона португальскую армию. Несколько тысяч португальских солдат было убито, тысячи португальцев были арестованы и отправлены в тюрьмы. На 60 лет Португалия, формально оставаясь независимой, попала под власть короля Испании.

Испанцы встретили сопротивление со стороны португальцев и на заморских территориях, но быстро его подавили. Через год практически все португальские администраторы на заморских территориях была отозваны, и впоследствии заменены  новыми  «происпанскими» управителями. В число отозванных управляющих попал и Жоао да Гама, которому, как и всем его отозванным коллегам, предъявили  обвинения в личном самоуправстве и нанесении ущерба интересам короны.

Тюремного заключения Жоао да Гама избежал, но вернулся в 1588 году из Португалии на восток с серьезным понижением в должности. Он приехал в Индию, где в  португальской колонии Кочин его тесть Жуан де Менесеса Барош служил уже под властью испанской короны управляющим (капитаном), оставил там свою семью, и отправился в Макао в Китае, с поручением организовать торговлю между испанско-португальским Макао и Японией.

С этой миссией Жоао да Гама успешно справился, но вскоре вся эта непростая работа пошла прахом. И причина вновь, как и в Малакке, была политическая. В эти годы в Японии вел объединительные войны знаменитый военачальник и министр Тоётоми Хидэёси. На всех завоеванных территориях он вводил антихристианские законы, что не давало возможность вести в Японии испано-португальскую торговлю. В 1587 году такие законы были введены в западной части Японии, а к 1590 году – на всей территории Японии. 

Жоао да Гама было приказано вернуться из Макао в Индию, но там он не мог претендовать на какую-либо хорошую должность, и, возможно, не хотел попадать в большую зависимость от своего тестя капитана Кочина. Кроме того, в Индии в порту Гоа, куда ему надлежало прибыть, его могли арестовать, так как дела о его давних нарушениях были приостановлены, но не закрыты. Поэтому внук великого первопроходца Васко да Гама нарушил приказ, и самовольно летом 1588 года повел подчиненную ему карраку не в Индию, а через Тихий океан в Новую Испанию. Перед своим отплытием Жоао да Гама отправил соответствующие письма в новую испанско-португальскую королевскую администрацию с экономическим обоснование своих действий,– имея в виду сокращение времени плавания из Китая напрямую в Новую Испанию (Мексику) по сравнению со временем плавания по  стандартному маршруту в Новую Испанию через Филиппины.

На первом этапе своего незаконного плавания Жоао да Гама удалось дойти только до юга Японии, где его каррака попала в зону тайфуна, была повреждена, и пришлось ее ставить  на якорь у острова Ямакуса южнее порта Нагасаки. Ремонт 600-тонной карраки занял у навигатора Жоао да Гама более 10 месяцев. В октябре 1589 года Жоао да Гама продолжил свое плавание вдоль берегов Японии на северо-восток, он дошел до острова Хоккайдо, который назвал островом Эзо и в районе 45 град. с.ш. повернул на восток. Пересечение Тихого океана заняло у Жоао да Гама около 4-х месяцев.  В порт Акапулько в Новой Испании Жоао да Гама прибыл в марте 1590 года. Но здесь его уже ждал приказ об аресте.

Португалец да Гама успел продать товары, которые привез в Акапулько из Макао, расплатился с долгами, отправил 20000 песо в Бразилию, но все-таки был арестован. Испанцы, несмотря на фактическое присоединение Португалии к Испании, продолжали выполнять свои законы, запрещающие торговлю между испанцами и португальцам, – а да Гама грубо эти законы нарушил. Экипаж португальской карраки и португальские торговцы, сопровождавшие да Гама, не понесли наказания, и на испанских судах вернулись в Макао по обычному маршруту – через Филиппины. Арестованного португальского капитана Жоао да Гама вскоре отправили в Испанию, где его судили в Севилье, но суд над ним не завершился, так как обвиняемый - мореплаватель Жоао до Гама умер – или 1590 или в 1591 году.

Все его судовые документы, записи и личные вещи были также арестованы, и находились в испанских судебных инстанциях, но каким-то образом в 1630-х годах набросок карты  с  Японией,  азиатским и американским берегами, выполненный рукой Жоао да Гама,  попал к  португальскому картографу Жуану Тейшера Альберназа.  Альберназа обнаружил на этой карте неизвестные ранее остров Эзо (Хоккайдо) и группу островов у азиатского берега. Он поместил эти новые для картографии объекты в свой атлас 1649 года на соответствующую карту и назвал группу островов  «Острова Жоао да Гама».  Так острова Жоао да Гама начали свою 120-летнюю географическую жизнь. На первом фрагменте иллюстрации к нашей новелле показана карта Альберназа и увеличенный фрагмент с островами Жоао да Гама.

Португалец Жоао да Гама пытался заинтересовать испанскую администрацию новым, как ему показалось, маршрутом из Макао в Америку. И, вероятно, он не знал, что его предложение для испанцев отнюдь не новость. Первым через северные широты Тихого океана из Азии в Америку проплыл испанский капитан Гуалле в 1583-1584 годах. Плаванию капитана Гуалле посвящена моя новелла «Капитан Гуалле – покоритель Тихого океана» из книги «Приключения отважных капитанов [27].

Обратимся к этой новелле, и поясним тему нашего повествования двумя цитатами.

О капитане Гуалле, его записях и переводе их на русский язык  [27]:

«Жизнь капитана Франциско де Гуалле сама по себе малоисследованна и загадочна. И даже испанцы почти ничего о нем не знают. От Гуалле до нас дошла рукопись – вернее рукописи нет, есть опубликованная в 1596 году голландцем ван Линскотеном копия. Как рукопись Гуалле попала к голландцу ван Линскотену, писал ли о путешествии сам капитан, либо кто-то из его спутников,- также неизвестно. Предлагаемый вам материал – мой  художественный сокращенный перевод рукописи Франциско де Гуалле о его путешествии из книги ван Линскотена изданной в Лондоне в 1598 году.»

Об отсутствии в Тихом океане на восток от Японии островов и других препятствий,  [27]:

«Когда мы продолжили  свое плавание на Восток, и на Северо-Восток, то примерно в трехстах милях от Иапона, обнаружили в море широкий поток воды, текущий с Северо-Северо-Запада. В этом месте море весьма неспокойно, глубина очень большая, и никаких островов или других препятствий нет. Но какой бы ветер ни дул, найденный нами поток воды в бурном море сохранял свое направление и силу. По этому потоку мы прошли около семисот миль в нужном для нас направлении, и в результате оказались в двухстах милях от побережья Новой Испании /капитан Гуалле видимо открыл Северное Тихоокеанское течение/. После этого мы начали терять упомянутый поток, и должны были плыть дальше без его помощи.

Когда мы двигались в упомянутом водном  потоке, то я понял, что если вы поплывете в этом море, то вероятно найдете прямой пролив между твердой землей и Новой Испанией, и между Азией и Тартарией /так в тексте Гуалле/.

На всем пути из вышеупомянутых семисот миль мы встретили множество китов и косяков различных видов рыб, многих из которых можно встретить  у побережья Гибралтара в Испании, в том числе  испанского тунца, альбакора /белый тунец/ и бонито /скумбрия/.


Мы подошли к побережью Новой Испании на широте 37 1/2 градуса, после чего поплыли на юг в четырех милях от берега вдоль очень красивой земли с множеством деревьев.»

Франциско де Гуалле в 1583 году не обнаружил при своем переходе от берегов Японии к берегам Америки каких-либо островов, при этом он открыл благоприятное течение «домчавшее» его до американского берега достаточно быстро. Он доложил о своем плавании по испанским инстанциям, в частности Вице-королю Новой Испании, не позднее конца весны 1584 года – то есть на шесть лет раньше Жоао да Гама, но филиппинский маршрут отменен не был – главная причина этого была в налаженной логистике и удобстве базирования испанского флота на Филиппинах.

Картографам записки Гуалле, опубликованные голландцем  ван Лискотеном в 1596 году, не дали новых объектов, а карта Жоао да Гама эти объекты содержала – и острова да Гама появились на карте, несмотря на то, что Гуалле проплыл в этих широтах с запада на восток через весь океан и никаких островов не увидел.
Коммерческим маршрут через океан «Гуалле – да Гама» не стал, и новых доказательств существования островов Жоао да Гама, как и опровержения, их существования, не поступало.

Наступил 18-й век – российские мореходы основательно изучили восточные берега Российской империи. Однако острова Жоао да Гама не только сохранились на картах, но даже увеличились в размерах. На втором фрагменте иллюстрации они показаны на карте 1745 года, выполненной на основе карты из «Атласа Всероссийской Империи» 1737 года [28]. На карте выполнена  большая надпись: «Земля обнаруженная Хуаном де Гама».


На третьем фрагменте иллюстрации, выполненном на основе карты Филиппа Буаше 1752 года, показывающей северо-восток Азии и Америку, выпущенной Французской Академией Наук, показан крупный географический объект, имеющий надпись «Вид берега Ж. де Гама».

Ко времени создания французской  карты прошло более десяти лет с момента завершения  второй Камчатской экспедиции капитана командора  Витуса Беринга. К сожалению, капитан Беринг умер от цинги 8 декабря 1741 года на острове, который на картах получил имя Беринга, и не оставил нам отчетов о своем плавании, но это сделал его помощник Свен Ваксель.

Вопрос о существовании земли Хуана де Гама стоял на повестке дня Камчатской экспедиции, и ее офицеры приняли по этому вопросу специальное решение.

Читаем в сочинении Свена Вакселя «Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга», [29]:

О решении искать землю Хуана да Гама.

«Третьей нашей задачей и заботой было уяснить себе и договориться, каким курсом идти, прежде всего, из Авачинской бухты. В течение всей зимы между офицерами шли рассуждения о курсе на восток и северо-восток; такой курс (как мы впоследствии, к сожалению, должны были убедиться) в действительности был бы самым правильным. Был созван совет из всех офицеров и штурманов, на который, согласно инструкции, был приглашен прикомандированный к экспедиции профессор астрономии де ла Кроер, француз по происхождению. Последний представил на совещании карту, составленную (как мы впоследствии установили) на основании ложны  и неосновательных данных. На этой карте была показана так называемая земля Хуана де Гама в направлении SotS от Авачинской бухты, расположенная на 47°, 46° и 45° северной широты и далее к югу, примерно на 13° долготы к востоку от Авачинской бухты. На основании представленной карты мы единодушно  решили исследовать эту землю, и все согласились одобрить курс на SOtS, которым следовать до 46° северной широты с отклонением к востоку по долготе на 13°. Это решение подписали все участники совещания. Таким образом, я описал все наши работы и приготовления во время зимовки на Камчатке».

О реальном отсутствии земли Хуана да Гама, и увеличении  времени плавания, которое привело к позднему прибытию к берегам Камчатки и гибели от цинги половины членов экспедиции, включая командора Витуса Беринга.

«4 июня 1741 года мы с Божьей помощью вы шли под парусами при попутном ветре из Авачинской бухты в открытое море. Пакетбот «Святой Павел» вышел из бухты раньше, чем «Святой Петр», на котором я находился, и ожидал нас в открытом море. Соединившись, мы поплыли, как и условлено было на совещании, курсом SOtS до 46° северной широты. Кроме того, было условлено, что если к тому времени мы не встретим земли, то изменим курс на О и OtN , а если, идя этим курсом, повстречаем землю, то пойдем вдоль ее берега курсом NOO или N W до 65° северной широты, а затем пойдем прямо на запад до Чукотского Носа, который является самой восточной оконечностью Азии, чтобы определить действительное расстояние по широте между Северной Америкой и Азией.

Мы рассчитывали уложиться в нашем плавании в такие сроки, чтобы к концу сентября снова вернуться в Авачинскую бухту. Все эти наши расчеты в действительности полностью оправдались бы, если бы вместо курса SOtS пошли курсом OtN , так как этим последним курсом мы через восемь дней могли бы достичь материка Америки. На самом деле, однако, мы были все введены в заблуждение вышеупомянутой неверной картой и поплыли не только до 47-го, но далее до 45-го градуса северной широты, причем ушли на шестнадцать градусов к востоку от Авачинской бухты.

А между тем, прежде чем выйти за пределы 47-й параллели, мы отошли к востоку на целых двадцать шесть градусов, так как, не найдя земли до широты 45°, мы изменили курс на OtN и ONO. Отсюда ясно видно, что упомянутая карта была неверной и лживой, ибо в противном случае мы должны были бы перескочить через землю Хуана де Гама. В этой карте я нахожу столько же истины, сколько в известии о мифической стране Иездо, о чем подробно рассказано в восьмой главе.

Было бы, однако, честнее сперва исследовать на самом деле такие неизвестные земли, прежде чем широко осведомлять плавающих об открытии берегов земли Иездо или земли де Гама; в противном случае многие честные и храбрые люди, по необходимости бороздящие моря, бессовестно и возмутительно обманываются. А таким людям, которые берутся утверждать непроверенные вещи, основанные только на предположениях, я бы посоветовал лучше совсем молчать, а если им уж так хочется пофантазировать и порассуждать, то делать это про себя и не давать посторонним людям в руки плодов своей фантазии; тогда, по крайней мере, никто не был бы обманут их домыслами. Ведь громадная разница существует между составлением карты по донесениям, известиям, предположениям и отвлеченным домыслам — и составлением карты на основании личного опыта, собственных наблюдений и трудов.

Быть может, я слишком подробно останавливаюсь на этом вопросе, но я никак не могу оставить его, потому что кровь закипает во мне всякий раз, когда я вспоминаю о бессовестном обмане, в который мы были введены этой неверной картой, в результате чего рисковали жизнью и добрым именем. По вине этой карты почти половина нашей команды погибла напрасной смертью».

О судьбе корабля «Святой Павел» капитана Чирикова и смерти профессора де ла Кроера.

«Многие из команды также заболели цингой; два лейтенанта и один констапель умерли в плавании, капитан Чириков слег на долгое время и совсем обессилел. Из офицеров оставался только один — в то время штурман, ныне капитан-лейтенант, Иван Елагин. Он довел судно до Авачинской бухты, куда оно прибыло 17 октября 1741 года. Еще до прибытия в Петропавловскую гавань умер профессор де ла Кроер. который также проделал с ним и всю кампанию. Вот все, что я узнал про плавание «Святого Павла», о случившихся с этим судном происшествиях, и что я здесь вкратце изложил».

Свен Ваксель достаточно жестко изложил свою позицию о неверных картах и бессмысленных поисках земли Жоао де Гама в сочинении, написанном в 1743 году, к его рапортам были приложен правильные карты, но, как мы видели, берег де Гама присутствовал на географических картах как минимум еще более 10 лет.

Разумеется, открытия сделанные Витусом Берингом возымели свои последствия.

На карте 1777 года [30], фрагмент которой использован на иллюстрации к новелле, пунктиром обозначен путь корабля «Святой Петр» под командой капитана командора Беринга в 1741 году из Авачинской бухты к 45-й широте – овалом показано место нахождения островов Жоао де Гама на французской карте, которую показывал астроном экспедиции де ла Кроер. Но, как мы видели выше, профессор де ла Кроер разделил судьбу Беринга и также умер от цинги на три недели раньше капитана командора.

Подведем итоги.

Практически неизвестен  испанский капитан Франциско Гуалле первым совершивший плавание в северных широтах от берегов Азии к берегам Америки.

Умер в испанской тюрьме, но оставил свое имя на карте, португалец капитан Жоао да Гама - внук великого португальского мореплавателя Васко да Гама.

Умер от цинги в ходе экспедиции в море на судне капитана Чирикова профессор француз де ла Кроер, представивший карту для поисков экспедицией Беринга земли Жоао де Гама.

Умер от цинги на острове Беринга капитан Витус Беринг.

Судно капитана Чирикова «Святой Павел» пришло в гавань Петропавловска в первую очередь благодаря усилиям штурмана Елагина.

Экипаж судна Беринга «Святой Петр», потерпевшего крушение близ острова Беринга,  спасен усилиями Свена Вакселя, который организовал постройку небольшого бота и вывез 46 членов экипажа летом 1742 года с острова Беринга в гавань Петропавловск.

И все это привело всего лишь к уточнению морской карты – появлению на ней действительных островов и берегов и удалению с нее островов и берегов мифических.

Но так ли это мало?

Наше географическое путешествие к восточным берегам России закончено.

Успехов и здоровья Вам, друзья!

Литература к новелле двадцать седьмой.

27. В.Кучин «Приключения отважных капитанов», Екатеринбург, Ридеро, 2019.
28. «Атлас Всероссийской Империи», ред. Иван Курилов, 1737.
29. В.Беринг «Камчатские экспедиции», М.: ЭКСМО, 2012.
30. «Карта представляющая изобретения Российскими мореплавателями на Северной части Америки с окололежащими местами», Спб.: Императорская академия наук, 1777.


Рецензии