Бабушкины сказки

Раньше Машенька всегда засыпала под бабушкины сказки, даже днём, но в этот её приезд в деревню на девочку уже не действовали ни магические заклинания восточных сказок, ни присказки русских народных.

То ли она чуть подросла, то ли была с некоторых пор избалована гаджетами, а может и то и другое. За всё то время, что у неё гостила правнучка, бабушка Дуня рассказала уже все сказки, что только имелись в загашнике её памяти.

В своё время, эти сказки маленькой Евдокии, неизбалованной вниманием старших, рассказывала её мама, а вот на Машеньку уже не действует их волшебство.

Колыбельных пятилетняя егоза не признавала, а теперь так и вовсе только мультики подавай непонятные, Фиксики, Лунтики или свинки, прости Господи. Названия даже какие-то чудные, не нашенские.

Интернета у бабушки Дуни отродясь не водилось, мобильный телефон-то ловил только, если включить громкую связь и поднять его над собой на длинном шесте.

Именно так делал зять, муж внучки, когда хотел с кем-нибудь связаться в этой Тьмутаракани, как он называл их деревню, стремясь покинуть её, как можно скорее. Внучку после смерти её матери вырастила сама Евдокия, выдала замуж и во всём ей помогала, даже правнучку вынянчила.

Вот и на этот раз родители Машеньки привезли ей правнучку из города на время всего карантина, для того чтобы и бабушка не скучала, и за дочь не переживать, а сами тут же вернулись обратно, ждать, когда закончится весь этот дурдом, под названием самоизоляция.

Бабушка Дуня всегда находила себе занятие, на её подворье было много всякой живности. После поедания оладий со сметаной на завтрак или плюшек с творогом, они с Машей выходили делать дела.

Правнучка помогала, важно семеня по двору, всюду следуя за бабушкой. Это называлось на языке бабы Дуни управляться. За какой-то час сколько она всего успевала переделать вместе со своей помощницей и не сосчитать.

Насыпать корм курочкам, облазить курятник в поисках яиц от рябушек, козу подоить, поросёнку дать запаренный комбикорм, покормить остатками вчерашнего ужина пса Тузика и чёрного, как смоль, бабушкиного любимца, кота Цыгана.

После этого обе заходили в дом, усталые, но счастливые. Бабушка Дуня принималась за приготовление обеда, а Машенька играла с Цыганом, весело бегая от него с прицепленной свёрнутой бумажкой, крепко перевязанной бечёвкой.

- Баб Дуня, а папа сказал, что у тебя приживаются только чёрные коты и ты всех их называешь Цыганами. А почему так? Ты не любишь беленьких котят, ну или там скажем рыженьких? Папка говорил, что ты чудачка, раз только чёрных котов любишь, а мама на него за это ругалась.

- Много твой папка понимает. Вот сегодня, после обеда, если ты обещаешь после этого сразу же заснуть, я тебе расскажу, почему так происходит в этом доме.

Девочке не терпелось выслушать рассказ, поэтому она съела всё, что поставила ей бабушка Дуня на обед. Что и говорить, деревенская картошечка с молоком и салом, была невероятно вкусной.

Потом Маша помогла убрать со стола и тут же потащила бабу Дуню за руку, к кровати, выполнять своё обещание и рассказать ей про всех Цыганов, которые жили в её доме, начиная с того самого, первого, чёрного, как смоль, кота с таким именем.

Бабушка Дуня уложила правнучку, а сама села рядом и принялась вязать носки и рассказывать:

- Ну слушай, внученька. Было это очень давно, я тогда была совсем маленькой, может чуть старше тебя. Года были тяжёлые, послевоенные, даже хлеба на всех не хватало, не то, что сахарку. Помню только, что мне всё время хотелось есть.

Мама моя, Степанида Макаровна, всё время проводила у плиты, стараясь приготовить из подножного корма хотя бы мало мальски скудный рацион. Было у неё на ту пору нас восемь душ детей и все, как галчата, голодные. На мужа похоронка пришла ещё в самом начале войны.

- Бабушка, а зачем у неё так много деток народилось? И что такое подножный корм?

- Ну как зачем, Машенька. Трое были детьми её покойной сестры и своих пятеро, вот и считай. Она нас никогда не разделяла, где свой, где чужой. Душа её болела за каждого. А подножный корм - это всё что росло под ногами, даже крапива и лебеда.

- А ты чья была, бабушка? Родная или двоюродная?

- Мы все были для нашей мамы родными, детонька.

- Ну так вот, слушай дальше. Во время войны и после неё, в деревне нашей ни у кого почти домашней живности не осталось. Всё тогда было для фронта, для победы.

В нашей деревне почитай только одна корова и осталась. А уж держать дома кошку или собаку считалось баловством, потому что кормить их было нечем, даже крыс или мышей не было в амбарах, потому что там особо ничего не хранилось.

- Так вот, как-то братец мой, Ванятка, притащил в дом чёрного, как смоль кота.

- Ой, бабуль, у тебя был братец Иванушка? Совсем, как у сказочной Алёнушки? А где сейчас твой братец? - спросила Машенька, глядя на репродукцию картины Васнецова, что висела над кроватью.

- Я тебе после о нём расскажу, не перебивай, а то больше не буду рассказывать - строго сказала Евдокия Машеньке, хотя она и сама уже увлеклась, рассказывая эту историю.

- Обещаю, больше не буду перебивать, продолжай, прошу тебя.

- Увидела наша мама того кота и стала сильно ругаться на Ванятку. Нам самим было нечего есть, а тут ещё один голодный рот. Кот этот был страшно худой, даже рёбра было видать наперечёт.

Она строго настрого наказала Ванятке, чтобы он назавтра же отнёс кота далеко в поле и больше никогда так не поступал. А пока, Цыгану было разрешено остаться на ночь.

Я помню, как мы всем скопом, обступили кота и стали попеременно его гладить. А он так мурлыкал громко, что постепенно наши души оттаивали, даже мама стала прислушиваться к его мурчанию.

Каждый от своего скудного ужина припас угощение для Цыгана и мама тоже дала ему что-то украдкой. А ночью с нами со всеми чуть не случилось страшное. Мы едва не угорели из-за печной заслонки и поддувала.

Мама в тот день жарко натопила избу и нечаянно прикрыла всё, чтобы тепло не уходило. Если бы не Цыган, то не сидела бы я сейчас перед тобой и не рассказывала тебе сказки. Да и некому было бы их рассказывать, потому что и тебя бы тогда на свете не было.

- А почему это бабушка меня бы не было? И как вас всех Цыган спас? Он поднял заслонку?

- Да нет, он просто разбудил маму. Залез к ней и громко мяукал, пытаясь поднять. Она тогда так крепко спала, намаявшись с нами за день, что еле сообразила, почему он так пищит.

- Выходит Цыган настоящий спасатель или спаситель, как надо сказать?

- И так правильно, и эдак, внученька.

- А Цыгана твоя мама больше не выгоняла?

- Нет, с тех пор он у нас прижился. И жил долго, пока не состарился и не ушёл. А на смену ему всякий раз приходят только чёрные коты и остаются. А мы в честь того нашего спасителя называем каждого такого кота Цыганом.

- Хорошая получилась история, мне понравилась, - сонно пробормотала Машенька и крепко уснула.

Ей снилась бабушка Дуня маленькая, её братец Ванятка и другие дети. Они кормили чёрного, как смоль, кота по кличке Цыган остатками своего скудного обеда.

Машенька во сне приняла твёрдое решение упросить отца взять домой маленького котёнка, желательно чёрненького. Вот только нужно, чтобы карантин поскорей закончился.

Благодаря этому коту, бабушка Дуня живёт и поныне, готовит Машеньке вкусные оладьи и шаньги с творогом, а ещё рассказывает интересные истории про спасение человеческих душ.

Потому что спасая любое живое существо, мы прежде всего спасаем свою душу от внутреннего разрушения. Мир спасёт добро, любовь и сострадание, а вовсе не красота.


Рецензии