Новороссийск - ФЗУ 7

Ф З У № 7

Хотя название школы изменилось, но неизменной оставалась его суть - подготовка высококвалифицированных кадров. В 1926 году директором ФЗУ №7 стал Д.А. Перушкин. Он пользовался большим авторитетом среди учащихся, мастеров и преподавателей школы. Директор был душой коллектива. Его помощь и поддержка чувствовалась во всех начинаниях, он принимал непосредственное участие в работе драмкружком, играл на пианино и скрипке.
Так под его руководством учащиеся в короткий срок построили и оборудовали сцену, сделали декорации к ней, приобрели необходимый реквизит. Во дворе оборудовали спортивную площадку. Все необходимые материалы для постройки сцены и спортплощадки отпускал вагоноремонтный завод. Ученики сами переносили этот материал с завода в школу и выполняли все работы.
Комсомольцы ФЗУ были в гуще жизни. Они являлись бойцами 158-го Черноморского батальона ЧОН и регулярно несли караульную службу при его штабе. Они помогали военизированной железнодорожной охраны вылавливать беспризорников, вели с ними работу. Принимали комсомольцы активное участие в работе различных кружков клуба железнодорожников имени С.Д. Маркова, проводили увлекательные тематические вечера, лекции, диспуты на антирелигиозные темы, выпускали устную газету «Семафор», [63].
Успехи училища в подготовке специалистов для железной дороги не остались не замеченными. ФЗУ-7 стало одним из лучших в управлении Северо-Кавказской железной дороги. В 1927 году за достигнутые результаты ему было присвоено почётное имя ЦК ВЛКСМ. Поэтому только ему было поручено готовить экспонаты, рассказывающие о деятельности школы, для участия в международной выставке в Лондоне в 1928 году. Преподаватели и ученики справились с этой задачей блестяще.
Хорошо была поставлена культмассовая и военно-спортивная работа, проводились туристские походы, иногда с ночёвкой, военно-тактические игры и занятия по ведению разведки, ориентированию.


фото.

Группа учеников токарей ФЗУ -№7 . Такими они были в 1935 году. Вместе с учащимися сфотографировался инструктор Городилов В.И.( в центре во втором ряду, )

Каждый учащийся считал своим долгом обязательное участие в военно-патриотических соревнованиях и играх. За каждое выполнение спортивных норм получали значки различных военно–спортивных обществ. Подавляющее большинство комсомольцев ФЗУ-7 к выпуску из училища сдавали все нормы ГТО, ГСО, ПВХО и «Ворошиловский стрелок». Значки являлись гордостью каждого ученика, наравне с успехами в учёбе, и зарабатывали их, не жалея труда и пота. В те годы юноша, не имеющих таких значков, презирался сверстниками и девушками. Кроме того, занятие спортом позволяли ученикам быть всегда подтянутым и дисциплинированным.
К концу 1930 года ФЗУ-№7 готовило токарей, кузнецов, слесарей, столяров, путейцев и электромонтёров. Общее количество учащихся составляло 325 человек, срок обучения был уменьшен до 2,5 лет, потому что в училище принимали лиц, имеющих начальное образование.
В процессе обучения и на производственной практике учащиеся выполняли различные заказы для предприятий. Основной продукцией учебных мастерских школы являлись детали для вагонов по заказам ВРЗ, и деталей для тракторов по заказам завода «Красный двигатель» и других предприятий промышленности.
Учебные столярные и слесарные мастерские училища размещались на территории вагоноремонтного завода, а токарные и кузнечные мастерские находились в здании учебного корпуса. Занятия проходили в следующем порядке: половина дня - 4 часа теория, половина дня - 4часа практика. Наряду с приобретением производственных навыков учащиеся получали широкий круг специальных, технических и общеобразовательных знаний. В школе уделялось большое внимание преподаванию военного дела.
С начала 1930-х годов в СССР начала бурно развиваться промышленность: расширялись старые предприятия, много строилось новых заводов и фабрик, создавались новые отрасли промышленности: тракторная, авиационная и другие. Качественно и количественно рос железнодорожный транспорт. Стране требовалось большое количество специалистов. ФЗУ-№ 7 вносило в этот период свой большой вклад как кузница кадров, подготовив для растущей промышленности и транспорта несколько тысяч молодых квалифицированных рабочих. В эти годы срок обучения в школе был уменьшен и составлял 1,5 года.
С 1931 года директором ФЗУ-№7 стал Н.Н. Нестеров. Д.А. Перушкин продолжал работать в училище, оставаясь преподавателем.
Как ФЗУ-№7 училище просуществовало 14 лет, до 1940 года. За это время директорами были:
Перушкин Д. А. с 1926 г по 1930 г.
Нестеров Н. Н. с 1931г по 1934 г.
Макашин В. П. с 1934
Пестерев П. Н.
Гринёв М. Г. в конце 30-х годов.
Выпускные фотографии тех лет оставили нам память о тех днях, о преподавателях и выпускниках этого училища. Благодаря им и сохранившимся документам, начинает «просматриваться» преподавательский состав этого старейшего профессионального училища в период с середины 1920-х годов до начала Великой Отечественной войны. Вот их список:
Штиф. В. П.- преподаватель
Иванюк Е. И - преподаватель
Гевелинг В. Г.- преподаватель.
Данилов Н. А. -преподаватель.
Кубеш И. Т.- инструктор.
Тихонов В. – преподаватель.
Шульга С. - преподаватель.
Коровин И. А. – преподаватель.
Моисеенко Д.- преподаватель
Калипуца- зав производством.
Никонов - инструктор.
Иванов - помполит.
Нетоякин- преподаватель.
Чипига - инструктор.
Ижевский Н. А.- гл. бухгалтер[64].
фото.
Выпуск ударной группы токарей специалистов железнодорожной школы ФЗУ- № 7 им. ЦК ВЛКСМ. 1930-е годы.
Выпускники: Корниенко, Ильященко, Кочанова, Дьяков, Жигалов, Чипига, Ефремов, Левитский, Николаев, Жукович, Адаменко, Алхазов, Положенцев, Щевляков, Кривушин, Таможников, Бочкова, Гунченко, Губарев, Доценко, Долгаленко, Кмельницкий.

С конца 20-х годов в училище стало учиться много девушек. Надо отметить, что девушки тех лет не отставали от парней и шли учиться как на токарное отделение, так и на слесарное. В каждой учебной группе было около двадцати двух учащихся. Из них не меньше четырех - девушки. Девушки не хотели оставаться в стороне от грандиозного строительства, развернувшегося в стране.
Широкий размах в те годы получило социалистическое соревнование за перевыполнение производственных заданий, за досрочный ввод в действие строящихся предприятий. В школе также развернулось социалистическое соревнование между коллективами учебных групп и отдельными учениками. Оно не было формальным. Лучшим коллективам групп присваивалось звание ударного класса и краснознамённого класса. Социалистическим соревнованием за лучшие показания в учёбе и труде был охвачен весь коллектив школы.
фото.

7-й досрочный выпуск ударного слесарного класса ФЗУ- № 7

Выпускники: А. Свирсевский, А. Сиротин, Н. Кулаков, Тинянский, Макатченко, А. Гуленко, А. Юрчук, О. Максименко, Белокуренко, И. Авдеев, А. Тирацуньянц, Ченцов, И. Паршин, Н. Гмыря.

После окончания училища многие выпускники направлялись на работу на Новороссийский вагоноремонтный завод, навсегда связав свою жизнь с заводом. Получив высшее образование, многие выпускники ФЗУ №7 впоследствии стали руководителями предприятий, цехов, учёными, конструкторами, военачальниками..
В конце 30-х годов ФЗУ возглавлял новый директор М.Г. Гринёв.

Краснознамённый токарный класс «А» 1939 год.

Выпускники: Силантьев, Васильченко, Гребеножка, Сивоволов, Костин, Бендулин, Мануков, Ерёменко, Субботовский, Рогач, Одинцова, Скрипка, Гладкий, Бехтер, Гармашов, Слюсарь, Долженко, Кондыба, Коротенко, Тагунков, Богачук, Коробов, Скляр.
Это один из последних выпусков ФЗУ- № 7. В 1940 году ФЗУ-№7 вновь изменит наименование и станет  техническим училищем № 3.


Рецензии