Закат Шенгена 2
Приятно подъезжать к Парижу вечером. На автобане потихоньку вырастают почти московские пробки, а у самой периферик - вообще кошмар. Вдалеке вырастает пылающий свечкой Монмартр и по обочинам начинают все чаще возникать чернокожие аборигены с задумчивым выражением лицо - ну че мы тут забыли? Как бы их тут не трудоустраивали- все одно места себе путного во Франции найти не могут.
В самом Париже пробок нет - такое же фазное движение, как и в Москве с той лишь разницей - что все утром из переполненного Парижа выезжают, а вечером поток идет назад. На перекрестках тормозят пять - семь машин обычно дряхлых, но французских. На джипах въезд категорически запрещен. Иногда мелькнет редкая вуатюрьетка - компактная автоблоха на две персоны, с мотором в семь- десять сил. В Париже их немного - больше стало в Риме. Из тарахтящего стада уличной техники выделяются сенегальцы на своих разноцветных мощных байках. Красивые ребята - все время газуют туда сюда в любую погоду.
Париж город отвязанный во всем - тут и ездят и ходят на красный свет. Проламываются по чужим плечам в метро. Отрывают с руками мобильники и трясут карманы в транспорте не хуже римских специалистов - щипачей.
Поэтому желательно оседать В Париже в приличном районе недалеко от метро.
Гостинниц в Париже много и не все они премиальные или бюджетные. Есть и откровенные ночлежки возле вокзалов с криминалом и полицейскими рейдами по ночам.
А вот в летнем Париже можно ночевать и без крыши. Тепло по ночам и кое где вполне безопасно. Дикое количество бомжей набегает в город еще ранней весной и растворяется в огромном городе . Можно найти свободную лавку в Булонском лесу и даже на подходе к лесу на просторной авеню Фош, напоминающей захудалую деревенскую улицу цветниками, огородами и могилами местых жителей. Можно найти лавку возле мемориала невинно убиенным за Мадленой, правда там по ночам заезжают копы , как никак - близость Елисейского дворца. Можно приткнуться за в кустах за башней Эйфеля. Там разрешают установить табор чер-те кому до холодов - стихийный бидонвиль табора тянется почти до плаца Военной школы. Как они решают там вопросы гигиены, Шрамов не выяснял. Нельзя устроиться в Люксембурге - постоянно топают патрули - сенат. Но зато в Париже, как и во Франции почему-то слабореагируют на самозахват чужих квартир. Если холода, так и не помогут вам силой выкинуть незванных гостей. Для цивилизованного ночлега готовьте, господа, сто евро за ночь. Скидки в центре получить сложно. Париж всегда переполнен.
Насчет кладбищ Шрамов не пробовал - не ночевал -не довелось. Хотя на Пер-Лашез, наверно можно, там полно зелени, скамейек и просторных склепов. А вот на Монпарнасе один голый мрамор не спрячешься. Хотя по причине крайнего фанатизма такое возможно - Париж город упертых фанатов. Может кто иногда и ночует на могиле певца Сержа Генсбура- его могила номер 1. Генсбур - культовая личность - почти французский Высоцкий . В молодости Шрамову попался его ехидный клип - на тему великой революции . Серж изображал больного Марата и нагишом раскатывал в механизированном корыте под Марсельезу. А его жена Биркин - Шарлотту Корде. Завидев красотку с ножом, отважный Марат встал в полный рост и, очарованная его причиндалами, Биркин забыла свой злой умысел и залезла в ванну.
Могут вполне обосноваться на кладбищах знаменитые парижские клошары - люди без национальности и рода деятельности, но с хорошим аппетитом и наглостью. Особенно их полно было у входов в Храмы - одно время правда Олан их разогнал, но не надолго. Местопроживание клошаров не под мостами чаще всего - метро, там они с удовольствием ночуют и размножаются.
Шрамова поселили в привычном сетевом Ибице, за орлеанскими воротами парижского переферик- кольца. Не лучший и не худший вариант для опытного туриста, он выставил свой и чужой чемоданы в шкаф и забыл про них. В этой Ибице Шрамов уже бывал - тут внизу два зала - один для западных туристов, второй для России и прочего востока. Да еще и карточки выдают - знать русские их тут облапошивали за милую душу. Сервировкой шведского стола занималась объемная неповоротливая африканка, сильно жлобистая на мягкие сыры и ветчину, проплаченных по путевке. Поэтому Шрамов с утра выдувал из автомата пару кружек кофе и начинал скандалить, еще не вставая к раздаче :"Жабон, мадам, фромаж, силь ву пле !" Помогало. А ледяные апельсиновые и персиковые компоты бавил кипятком и смахивал от пуза. Нас не проведешь! До обеда хватало, если таскаться по Парижу в автобусе. А коли экскурсии кончались - тогда приходится поджирать через пару часов регулярно.Иначе и Париж и не Париж - когда ноги не шевелятся.
Вообще поесть дешево в Париже проблема. Многие парижане согласны на уличную еду и бюджетные супермаркеты. Но в Париже не столь много бюджетных сетей типо Казино или Радар, где можно найти сытную еду со скидками .
Самая мерзкая рыгаловка для бюджетников на Риволи чуть дальше Лувра - можно уложиться в пятнадцать евро - полное самобслуживание. Как то раз Шрамов забыл там очки и люто возненавидел этот трактир. В Лувре пристроен более приличный фудкорт внизу , на цокольном этаже, не доходя Львиных ворот. Есть еще едальни в крупных универмагах наверху,но лучшая общепитовская самообслуга - на Ваграме недалеко от Звезды - "Монте -Карло". А вот у Северного вокзала спряталась вполне пристойная столовка "Ше Мишель" , куда мусульмане не ходят из принципа - там сплошной вепрь и свинина по деревенски в чугунках с хлебом и картошкой. Явно для голодных и невзыскательных поляков и немцев - с дальних поездов. Россияне там не столуются. Но какой там буйябес - король европейских супов! Его традиционно выделывают из трех сортов рыбы с венгерским или нормандским соусом - есть там и едкая паприка и вино и желтки. Объяденье! Не глотнув Буйябеса - не поймешь кулинарную Францию.
Французы при случае любят поиздеваться над американцами за их равнодушие к гастрономии - хот доги и бигмаки, хоть и давно закрепились в Париже, но негативную отбивку не делают. Только любимая французская поговорка - "Способ пропитания определяет судьбу народа"- в случае с американцами не срабатывает. Неизощеренные в еде и сне американцы построили успешное общество и могучую державу. Два вокзала - как не крути - чисто индусский район - пакистанцы , сикхи. тамилы. Здесь на удивление тихо и спокойно; нет таких перестрелок. поножевщины и мордобоев как в восточном Париже - улицах Рокет и Буле, окружающих величественное кладбище Пер Лашез. Южнее вокзалов прописались иудеи- синагог в Париже прорва с давних времен.
Там же напротив "Мишеля" пристроилось -"О вье бистро". Шрамову сказали, что это и впрямь самое древнее бистро в Париже Еще с нашествия казаков - они были грубые и голодные; они прибыли сюда через всю Европу, увы, не на экспрессе. Память о восточных варварах осталась накрепко и как не метался Александр первый по Парижу, сгладить негатив от казацких биваков - до конца не удалось. С той поры французы пустили в Париж только германцев на танках.
Шрамов редко совался в "О вье бистро" - одном из самых бюджетных забегаловок Парижа. Тут долго ждать не приходится; кормят быстрее всего в Париже- мощный поток обслуги из цветных пригородов с севера и востока вкатывается в Париж и требует жрачки. Для них всегда пожалуйста - утка под маринадом,и стейки в грибном соусе и телятина в сливках - стоя у брутальной цинковой стойки. Порции умеренные и цены тоже. Главное -публика голодная мрачная, сплошь азиаты. Свинины здесь не бывает никогда .
Шрамов побегал натощак по городу и пришел к выводу , что из всего многообразия парижского общепита "Якобинец" - самое французское бистро Парижа. По кухне и посетителям одновременно. Меню - крайне разнообразное - от фуа гра и окорочков лягущек до улиток и стейков. На любой вкус - рядом дом гениального изобретателя самого демократичного инструмента революции скромного доктора Гильотине . Из вин Шрамов предпочитал Бордо и Ша Шене с кривым горлышком - такой цимес! Но покупал в Париже исключительно испанское винище - потому как твердо усвоил благородные законы ВТО: продавай свое дороже -чужое дешевле. Чаще всего завозная бутылка идет дешевле одного евро. Полезная привычка туриста - экономить на бухле.
Набив пузо, можно было и поглазеть на необозримые сокровища Лувра.
Шрамов был в Париже не раз и знал, что в Лувр еще надо попасть -даже если обойти вечную очередь из китайцев вокруг стеклянной пирамиды и проскочить через львиные ворота мимо обратной пирамиды к кассам все одно быстро не получится. Лучше сразу пройтись по крылу Ришелье - через роскошные покои Наполеона третьего. Там в конце крыла в бывших аппартаментах министерства финансов квартируют любопытные музеи рекламы, декора и моды, куда Шрамов обязал себя заявиться.
Там же рядом со двором Марли - экспозицией надгробных скульптур, затаились небольшие помещения для событийных выставок. На экспозицию, где выставили штук тридцать скульптурных бюстов австрийского Мессершмидта - одна голова - тридцать эмоций. Щрамов машинально проскочил и остолбенел; Оппа!- элитный пикничок . Народ был на этом фуршете абсолютно медийный - французская элита: политика, эстрада, кино. Издали было видно пузатого Депардье и суетливого Ваню Атталя. С каким-то патлатым хиппи болтала сильно постаревшая Патриция Каас. Устроилась в углу там и совсем старая вдова Гензбура Биркин ; никаких секьюрити и рамок. Гарсоны разносили розовое шампанское в длинных узких фужерах. Предложили и Шрамову - наверно с кем-то перепутали. Щрамов тяпнул шампанского на холяву и благоразумно вернулся в двор Марли, уставленный беломраморными шедеврами. Там обычно задумчиво сиживают с рисунками молодые нимфетки из национальной школы изящных искусств функционирующей на улице Бонапарта, близ набережной Сены в старом монастыре.Эта школа и сама, как нормальный музей, набитый в эпоху революции добром, разграбленным в домах аристократов революционной чернью.
Наглядевшись на длинноногих нимфеток, Шрамов забрался по привычке и в громадный персональный зал Рубенса - с пышными открытыми ласке обнаженными спелыми наядами, бородатыми мускулистыми сатирами с похотливыми взорами и классическими пейзажами европейской буколики. Отменно владел Рубенс раскрепощенными сюжетами и сочностью красок. Плоть и природа -от Рубенса крепко подкупали своим жизнелюбием через долгие века . Там же в картинах развешана развеселая жизнь хозяйки Лувра Марии Медичи от Флоренции до Парижа, тоже от Рубенса. Как же шикарно передала кисть духоподъемные эмоции сквозь средневековье нищеты и усобиц Европы!
Еще большее впечатление у Шрамова всегда набегало от сокровищ крыла Денон со знаменитыми итальянцами во главе с Джокондой. Там в огромном зале постоянно толчется , испепеляющая глазами Мону Лизу, китайская публика, хотя вокруг полно, изысканной итальянской живописи самых прославленных мастеров. И все таки - эта любимая картина Франциска и Наполеона первых, не впускавших ее из своих спален. Легендарное полотно охраняют как президента - много раз на нее покушались и похищали и портили. Там и расположена Великая картинная галерея Лувра. Затягивали внимание туристов и многочисленные холсты Королевской академии слева от двора Пюже. А вот в стороне притаились ранние фламандцы с изощеренной техникой. На них глазели только эстеты.Темные тона, скромные сюжеты, унылые голодные лица - не вдохновляют. И к мумиям и амфорам Шрамова никак не тянуло.
После Лувра Шрамов решил, наконец, сгулять по историческим местам в края отважных мушкетеров на Вожирар и к якобинцам. Шрамов потоптался вдоль северной ограды Люксембургского сада по улице Вожирар . Атос, Портос и Арамис -кумиры благородства и рыцарства из счастливого пионерского детства. Переименовали давно улицу Могильщиков - но остались другие, хрестоматийные, да и дома старого Парижа тут на месте. А вот змеиное гнездо якобинцев находилось в двух шагах от площади Вандам . Там и заседала их кровожадная секция, с Робеспьером. По этим переулкам мелькали и Дантон и Сент Жюст и прочие палачи гильотинированного короля.
Сам виноват горе король - помогал бунтарям американцам строить революцию. Послал своих солдат назло британцам и получил сполна. И главное, охранял его в Версале генерал Лафайет, которого он и командировал поучиться вольнодумству в Америке. Теперь уже никто и не помнит, что тогда владения Франции были в десяток раз больше британских. Огромнейшая Луизиана простиралась от крокодильей Флориды до волчьего Квебека.И обошлась янки всего в несколько миллионов долларов - подарок от Наполеона.
Эмиграции русской постреволюционной в Париже уже практически не ощущается нигде. Разве, что Марина Влади, Роже Вадим, да и писатель Роман Гари. Помнят здесь и безрукого генерала Пешкова - приемного сына пролетарского писателя Горького, дослужившегося до шефа фрацузской разведки.
В пятницу гид сообщил Шрамову, что завтра в Париж опять нагрянут желые жилеты и туда соваться не стоит. Их с утра вывезут на Луару потоптаться по замкам. Скопище луарских Замков - один из главных магнитов туристической Франции. Утром их довезли до Амбуаза - потом Шрамов посетил троглодитов, которые до сих пор квартировали в обустроенных пещерах под замковой скалой. Он заглянул в одну из "Квартир", обменялся улыбками с местным жителем - старичком и подумал, что это уже не люди, а экспонаты французской коллекции раритетов. Дальше гуляние по замкам пошло по списку - Фужер, Шенонсо, Валансе и обязательный Шамбор. Обратно вернулись поздно ночью - улицы предместья были пустынны.
Туристы поплелись по номерам, а Шрамов отоспался в автобусе и решил прошвырнуться. Когда он вышел - перед отелем протопала толпа уставших пенсионеров в зеленоватых накидках. Они свернули направо по улице Иностранного легиона к мосту через переферик; Шрамов подождал и двинул за ними . За углом он увидел, что "жилеты" скопились на мосту и переговариваются с теми активистами, которые блокируют внизу транспортное кольцо. Вокруг было совсем пусто- только напротив у "Каррефура", в ряду припаркованных машин копошились какие то фигуры. Потом одну из машин выкатили из ряда, развернули к мосту и толкнули под горку в сторону памятника Леклерка . Раздался звон, машина вспыхнула и покатилась на толпу жилетов. А поджигатели рванули бегом через площадь прямо на Шрамова.
Когда они пробежали мимо, он увидел, что это обычные арабчата лет семнадцати. Но было что-то странное- потом он понял, что хулиганье не пряталось в обычных капюшонах, как обычно, а напротив, щеголяло в прикиде парижских апашей прошлого века . Крепко запомнились тогда Парижу -апаши; местная шпана переигравшая в индейцев . За полсотни лет они выработали свой неповторимый стиль; распахнутый ворот, повязанный платок и непременная кепка. Был и свой арсенал из кастетов, финок и пугачей . И трепали они парижские нервы до первой мировой - пока их всех чохом не отправили под Марну пушечным мясом - мало кто оттуда вернулся.
Буза в Париже обязательна - бузу в Париже уважают. Еще со времен капетингов в Париже были дворы чудес, оттуда можно было и не выйти даже с оружие в руке.-А как выручали от горбуна Квазимодо прекрасную Эсмеральду! Всем Парижем. Про парижскую коммуну слышали все со школы - по кровожадного Тьера, штурмовавшего Монмартр и расстрелявшего коммунаров на Пер Лашез тоже. И про воздушный шар, который Домбровский отправлял с пламенными призывами в провинцию.
Когда Париж переполнился приезжими, бузить стали уже африканцы - начиная с времен эвакуации Алжирского филиала Франции с миллионами поселенцев и примкнувших аборигенов. Сразу конфликты, ограничения - и пошли погромы полицейских участков. Только ввели коменданский час и африканцы решил смести фрнцузскую власть .Пошли колоннами тысяч тридцать от Северного и Восточного вокзалов по Севастопольскому проспекту к префектуре. Пути к Елисейскому дворцу охраняли броневики с армией.
Тогда все закончилось просто - префект Морис Папон подогнал человек пятьсот десантуры и скинул сильно упертых алжирцев в Сену. На левый берег их не пустили. Погнали обратно по переулкам к окраине . Погибло человек триста в основном в реке. Стрельбы как таковой не было, хотя утверждали, что отбирали ружья и пистолеты из разоренных полицейских участков. Потом все надолго утихло - бузили в основном студенты . Последний писк недовольных -это расстрел Шарли Эбдо - картинки оскорбили. Потихоньку опасными стали не столько северные- Пигаль, Клиши, Порт Клиньянкур и Барбес , а уже и восточные районы Парижа - не только улицы Рокет, Буллет за кладбищем Пер- Лашез, а еще и улицы Гранад и Марсельезы. Как не странно, но самые многочисленные приезжие это не кондовая Африка - а португальцы, итальянцы, поляки и албанцы. Но мощный революционный дух в отличии от выдержанных голландцев и германцев тут ощутим. Странные эти французы -мало им возни с эмигрантами, так еще и собственная социалка достает. Главная проблема для всех - это пенсионая реформа. Желтые жилеты - это самая настоящая реальность столицы.
Утром Шрамов отправился на правый берег. Прогулялся по большим бульварам,уворачиваясь от разных сборщиков пожертвований. Постоял у памятника барону Осману, оригинально перекроившему Париж . В храме Августина Шрамов попал на инагурацию юнкеров в старинной форме с эполетами и тяжелыми палашами. Да и родня, набежавшаяся в церковь не уступала в прикиде - дамы в широкополых шлапах и вуалях, мужчины во фраках. Ритуал проходил по всем правилам парижского этикета с фанфарами и Марсельезой. Наглядевшись всласть на живописное представление, Шрамов отправился на пустынную пляс Пигаль и далее к Монмартру.
На Монмартре Шрамов застал оригинальную распродажу. Дело было к вечеру и пара экстравагантных художников в длинных хламидах от скуки расторговывали свою темперу на картонах А2. Там на пятачке площади Тертр, за храмом, столпилось человек сорок приезжих китайцев и художники решили провести голландский аукцион: начали с трехсот евро за картон и опускали цену вниз. Были они крепко навеселе, толи от кальвадоса, то ли от абсента и явно куражились. Но восточные туристы никак не реагировали - на картонах был изрядный ню, а группа была провинциальная и дамская - все явно стеснялись и хихикали. Может японцы бы и клюнули -а деревенский Китай никак не решался. Дойдя до ста евро и не разогрев публику, художники сменили тактику аукциона и стали продавать картоны парами, и скоро дошли до семи картонов за стольник . Было видно, что ребята зарвались, протрезвеют и скоро тормознут эту щедрость с такой отстойной публикой.
Шрамов неожиданно вылез из толпы , сунул последние сто евро и забрал молча покупку. Работы были приличные с подписью. На пяти картонах было по две-три фигуры явной лесбятины, на двух , явно другого цикла, полуголые танцовщицы в духе Дега, но топлесс . Уже в отеле он подумал, а зачем он хапнул враз столько изо? Разве, что из спортивного ажиотажа. И что с ним делать - в Москву везти было незачем - он тут же собирался возвращаться сюда. Да еще и придется декларировать на границах . Но и здесь оставлять было негде и некому. Провались он пропадом этот Париж - сносит чердак на пустом месте! И денег на балет у Шрамова уже не осталось.
Девица из самолета быстро нагулявшись , снова замелькала в отеле - то ли у местных Гастонов кончились деньги, то ли спрос на нее в Париже резко рухнул. Она стала даже заговаривать с Шрамовым, но у него были свои проблемы. Шрамов долго не мог решить, что делать с чужим чемоданом. Открывать его не стал - кода замков не знал . Попутчик так и не появился, гид группы к нему не обращался , а самому заявлять - пойдут неприятные вопросы - но и тащить чемодан назад в Москву Шрамов не решился. Он вставил купленную темперу в боковой карман чужого чемодана, потом завез багаж в ячейку на вокзале Аустерлиц и забыл про него.
По приезде в Москву оказалось, что риелтер все таки нашел приличную воронежскую семью на аренду, правда, платить сразу за полгода вперед они категорически отказались. Шрамов подумал и согласился взять зе четыре месяца - недельку он пожил в отремонтированной квартире, прошелся напоследок по врачам, а потом рванул обратно в Шенген на "Стриже".
Свидетельство о публикации №220050201898
Успехов Вам во всём.
Татьяна Шмидт 19.09.2021 17:43 Заявить о нарушении
удачи
Владимир Падейский 20.09.2021 05:49 Заявить о нарушении
Татьяна Шмидт 20.09.2021 17:08 Заявить о нарушении