Лебедев-Кумач - советский песенник

          Василий Иванович  Лебедев-Кумач - советский песенник

    В прошлом веке в августе 1898 года родился мальчик Вася Лебедев.  Он родился в Москве в семье  кустаря-сапожника.
    Окончив трёхклассное земское училище,  он с огромным трудом добился поступления в гимназию. Жизнь была трудная,  большие  материальные лишения заставляли изыскивать средства к существованию.  И Василий,  несмотря на юношеские ещё годы, даёт уроки. Тогда же начинают проявляться его литературные способности, и уже в 1916г. напечатаны его первые стихи;  но это ещё только робкие шаги будущего поэта.
    Его настоящая работа началась после 1917 г.  Сразу же после революции он избрал для себя идеалы социализма  и остался им верен до конца жизни.
     Тогда же родился и его литературный псевдоним  Кумач (в других источниках говорится, что это была его настоящая фамилия).  И с тех пор он известен, как Лебедев-Кумач.
     Сразу после революции он определяет своё место в рабочем строю, как агитатор и пропагандист.  И в этом качестве он обращается  в дни мобилизации  к рабочим  и  крестьянам, призывая их идти  в  Красную  Армию:

          Крестьянин, на коня!  Рабочий,  за винтовку!
          Всем красным миром встань измученный народ.
          Гони грабителей,  гони без остановки!
          Кто хочет быть живым -  с винтовкою, вперёд!

Стихи ещё корявые, но смысл их ясен.
С 1918 г. (ему 20 лет) он сотрудничает с газетами  «Гудок»,  «Беднота»,  «Рабочая газета»,  «Крестьянская газета». В простых незатейливых стихах он рисует жизненные ситуации – вот, например,  -  извечная тема поколений:
Две старушки вечерком
Критикуют за чайком:
-Молодёжь-то, какова!
И поступки и слова…
Лишь руками разведёшь, -
Разве это молодёжь?
-  Вон, племянницы мои,
Из порядочной семьи,
А душа за них болит,  -
Потеряли всякий стыд.
Поглядишь – бросает в дрожь,-
Нешто это молодёжь?
У народа на глазах
Ходят в майке да в трусах,
 «Это мода» - говорят,
А по-моему  -  разврат!
Отвернёшься  и вздохнёшь:
Что пошла за молодёжь?!

       В 30-тые годы  Василий Иванович уже широко известен. Но поначалу он был известен своими сатирическими стихами, - он работал  тогда в журнале  «Крокодил».

       Лоб скрывает искусная чёлка
       И в улыбке застыли уста.
       Тело в платье из лучшего шёлка,
       А душа безнадёжно пуста.

    К слову, эти стихи о бездуховности  актуальны и сегодня. Часто его обвиняли, что сатира его очень жёсткая.  Говорили:
 
     Вы слишком злы. Вы не поёте
     Легко, лирично и тепло.
     Ваш стих всегда кого-то ест.
     Когда  вам это надоест?

    На что Лебедев-Кумач с лукавством отвечал вдохновенно:

   О,  мы сумеем грянуть песней,
   Чтоб вместе с ней сердца цвели.

   И он грянул! Уже в 1934г. вся страна запела  «Марш весёлых ребят».  Этот марш вместе с музыкой  И.Дунаевского сошёл с экрана из кинофильма  «Весёлые ребята». Вот с этой песни  Василий Иванович и становится советским песенником,  да каким!
    Ну,  как не запеть,  если всё впереди-
    И дорога пряма и светла,
    Ну,  как не запеть, если ждут на пути
    И любовь, и большие дела!

  Пожалуй, мы не вспомним другого такого поэта, чьи песенные тексты распространялись с такой быстротой.  Песни входят в народ,  становятся любимыми от мала до велика,  звучат на радио, записываются на миллионы грампластинок.
     Горделивую полнозвучную песню  «Широка страна моя родная» запели в 1935.  Это было время энтузиастов,  строителей  - вся территория страны советов была одной сплошной  стройкой.
             /Звучит песня «Широка страна моя родная» Музыка И.Дунаевского/

    В этой песне есть слова:  Но сурово брови мы насупим,
                Если враг захочет нас сломать.

   И враг захотел нас сломать.  И тогда из-под пера Василия Ивановича вырываются слова,  выражающие самые сильные чувства советских людей.
     Июнь 41-го…
Сколько должно было быть любви к Родине у этого человека, когда он написал…  не написал  -  выдохнул: – Вставай!...Страна огромная.
Уже 24 июня были написаны эти стихи. Вместе с музыкой Александра  Александрова  стихи эти звучат,  как гимн.  Гимн готовности защитить  свою страну.  В то же время это гимн звучит, как марш,  под который идут не на парад, а  в сражение.  Такая огромная  внутренняя сила кроется  и в словах  и в музыке.
     Уникальная запись этого творения прозвучала  впервые  27 июня на Белорусском вокзале, откуда уходили эшелоны на фронт.
                /Звучит песня  «Священная  война»/

    Даже, если бы Василий Иванович написал бы только эти две песни  («Широка страна моя родная»  и  «Священная война»),  он остался бы  и в памяти народа  и  в истории страны.  Так как они определяют силу духа народа,  его преданность Отчизне.
   И сразу, вслед за «Священной войной»  27 июня 41 г. в «Известиях» опубликовано стихотворение  Лебедева-Кумача «Нынче каждый – народный боец!»

     Как боец, как герой-патриот –
     Будь на службе,  в семье,  на заводе, -
     Ведь победа сама не придёт-
     Труд геройский к победе приводит!

  К началу войны Лебедев-Кумач  уже признанный поэт-песенник, любимый и народом  и  властью: у него уже три ордена,  он  -  депутат  Верховного Совета,  он -  лауреат Сталинской премии (1941г.).  Кстати, в самом начале войны Лебедев-Кумач отдал всю свою премию,  все 150 тыс.руб. на нужды армии,  а позже передал на «победу» и серебро.
     Так вот…война… враг под Москвой.  15 октября 1941 г. председатель  Союза писателей А.Фадеев  звонит Василию Ивановичу  и  сообщает ему  об эвакуации,  чтоб он срочно собирался.  Лебедев-Кумач  с  негодованием отвергает это предложение :  он не может, он не должен покидать столицу.
Он не может поверить,  что Москва может быть сдана. Он страшно переживает и твердит жене:  - Как? Значит, я врал? Я врал, когда писал:
Наша поступь тверда,
И врагу никогда
Не гулять по республикам нашим!
- Скажи, я всё врал???
    Ему вновь звонят.  Теперь уже из Кремля и голосом, не допускающим возражений, сообщают,  что он должен быть 16 октября на Казанском вокзале.
     Он подчинился.  Но на вокзале  он был  в таком нервном состоянии,  и он  швырнул в сторону  стоящих рядом НКВДэшников все свои ордена  с грубыми словами в адрес вождя.
     Жена  в  испуге пыталась объяснить,  что Василий Иванович не в себе,  и чтобы как-то смягчить обстановку принялась звать врачей. В результате Лебедев-Кумач оказался в психиатрической больнице  НКВД в г. Казани.  Считается, что власть мягко обошлась с ним,  пощадила его, а ведь могла и расстрелять.
   Расстрелять его жаждал и  Гитлер.  Во время войны  из мира искусства  главным врагом Рейха  был  Левитан,  а вторым -  поэт Лебедев-Кумач. Враги считали,  что его песни  -  это тоже советское оружие.
     Держали его в больнице долго.  И как не билась жена, она не могла его оттуда вызволить. Вот там  и случился с  ним первый  инфаркт (ему 43г.) Ведь сердце  -  это  орган  не только для перекачки крови. Помог его вытащить из этой больницы Эрнст Кренкель – один из  знаменитых папанинцев;  эта четвёрка была в чести у Сталина.
    
    Василия Ивановича назначили бригадным комиссаром,  и он ездил по фронтам,  поднимая боевой дух защитников  Отчизны своими песнями.   Эти песни пропитаны духом  того времени. 
То время навсегда ушло от нас,  но песни остались с нами.
Песни и сейчас и тогда были любимы народом.  Как правило, ни один фронтовой концерт не обходился без песен из кинофильма «Весёлые ребята».  Одна из них – «Сердце, как хорошо, что ты  такое…» поётся и сейчас.
                /Звучит эта песня, музыка И.Дунаевского/

     Эти слова были обращены к жене. Больше всех любил он свою жену  и ей посвятил эти строки.  Он покорил её своими стихами.
      К моменту их знакомства  -  она – жена художника. Василий Иванович незадолго до этого познакомился с художником.  Им обоим было интересно это общение.  Один – поэт, другой –художник. Но дружба  двух  творческих людей рухнула, когда они все вместе поехали отдыхать на юг.
     Поэт Василий Иванович без памяти влюбился в жену художника  (знал бы он, чем для него всё это закончится).  Конечно, эта любовь нашла отражение в стихах.  Он посвятил ей целый цикл  стихов «Тебе, о тебе и вокруг тебя», и она не смогла устоять. Ведь счастье любой женщины  -  не любить,  а быть  любимой.
     Ему так хорошо и легко писалось в это время. Их альянс с Исааком  Дунаевским продолжал собирать полные концертные залы.  Песни рождались одна за другой.
     Когда Григорий Александров готовился снимать фильм «Цирк», он не мыслил никакого другого поэта, кроме Лебедева-Кумача. Все мы помним оттуда «Колыбельную» песню. (Музыка И.Дунаевского). Семья Лебедева-Кумача жила тогда в маленькой комнатке в коммуналке, и он сочинил эту песню для своей появившейся дочери и пел её. Все соседи знали эту песню,  полюбили её и пели тоже.  И только потом её услышали  с экрана. Там же на коммунальной кухне, где он всегда работал, он, раздвигая верёвки с мокрым бельём, шутил  -  широка страна моя родная… И тем не менее, эта песня (ещё раз вернусь к ней) - как эмблема нашей страны  в то  мирное время.
     Автора не раз упрекали,  что эта песня  -  утопическая, не отвечающая реалиям жизни.  Но это -  Гимн! И он имел воспитательное значение.  Этот гимн можно сравнить только с гимном Глинки  «Славься!». А рождён был этот Гимн на коммунальной кухне,  что означает – не место красит человека,  а …      Однажды, уже в наше  время этот Гимн исполняли одновременно пять тысяч человек.
  Я часто вспоминаю советское время  и советское радио. В то, как сейчас часто говорят, трудное идеологическое время,  рождались шедевры искусства.  Несмотря  ни на что, в среде неприятия, недоброжелательства, непонимания  рождались эти шедевры.  Люди создавали то, что не могут сейчас – в музыке,  в театре, один кинематограф чего стоит! Сколько то время вырастило талантливых людей!  Именно за это я люблю советское время и советские песни.
      Лебедев-Кумач был счастлив  в этот период:

    Как радостно птицей лететь домой,
    Любовь и нежность тая.
    И знать, что спросят тебя:  -Ты мой!?
    И скажут тебе:  -Я твоя!

   Эти строки он тоже посвятил жене и ей же он написал стихотворение  «Руки».  Потом композитор  Жак превратил его в песню.               
  /Звучит песня Жака  «Руки» в исполнении К.И.Шульженко/

     С большим зарядом бодрости расплескалась по стране и песня  с музыкой братьев  Покрасс  «Москва майская» (1937г.)   -Утро красит нежным светом… - ни одна майская демонстрация не обходилась без этой песни.
     А сколько шуточных, юмористичных песен сочинил Василий Иванович. Кинофильмы «Волга-Волга», «Весёлые ребята», «Цирк» были просто  наполнены ими. Вот одна из них:
                /Звучит песня И.Дунаевского  «Водовоз»/

     А вот другая песня, которая непременно вызывает у нас улыбку, когда мы её слушаем  или мысленно подпеваем исполнителю – это песенка о капитане  из  кинофильма  «Дети капитана Гранта».
                /Звучит песня И.Дунаевского  о капитане /

    Ему легко пишется. К кинофильму  «Вратарь» он сочиняет азартный спортивный марш  «Эй, вратарь, готовься к бою, часовым ты поставлен у ворот.  Ты признай,  что за тобою полоса пограничная идёт!»  И вратарю некуда деваться, остаётся только с упорством защищать свои ворота.   Э-эх,  если бы перед каждым матчем нашей сборной озвучивали бы этот марш, то результат  наверняка был бы победный,  -  настолько  оптимистичны в  нём  и слова  и музыка.    
      Много лет назад Лебедев-Кумач  как будто чувствовал,  что в Москве появится  Московское долголетие.  И к этому он написал  песню, слова которой актуальны  и нужны сегодня.  Это… «Закаляйся,  если хочешь быть здоров»...
                /Звучит песня В.Соловьёва-Седого «Закаляйся…»

      Мы уже отмечали, что сотрудничество с композитором  Исааком  Дунаевским  было очень плодотворным.  Но  находились завистники,  которые утверждали, что успех песням давала именно  музыка Дунаевского.  Но вот на стихи  Василия Ивановича  пишут музыку  братья Покрасс,  М.Блантер,  В. Соловьёв-Седой – композиторы  разные, а песни все становятся любимы народом.
       Жизнь  -  самый беспристрастный судья.  Хорошая песня  - как старое вино:  пройдя испытание временем,  она делается милее сердцу поющего человека.  Громкая, патриотическая  и  тихая, сердечная  песня шла от сердца  к сердцу  и в  годину лихих испытаний  и в мирное время.
      Во время войны,  в 42-44г.г. вместе с бойцами шли в бой не только песни Лебедева-Кумача,  там был и сам автор этих песен  в скромной должности  сотрудника полевой фронтовой газеты.  Он подбадривал бойцов  своими стихами:

      Не скосить нас саблей острой,
      Вражьей пулей не убить, -
      Мы врага встречаем просто:
      Били,  бьём  и будем  бить!

    Василию Ивановичу довелось побывать на многих военных фронтах -  и на Северном  военно-морском  флоте, и на Черноморском.  И всюду писал он о бесстрашии и героизме  воинов и моряков.  «…на целую книгу хватило б рассказов о людях таких и о дружбе такой!»
    
     Дрались по-геройски,  по-русски
     Два друга в пехоте морской!
     Один паренёк был калужский,
     Другой паренёк  -  костромской.
 
   Ему пришлось побывать и на  Чёрном море, и там, с болью, он писал о погибших героях:

     Товарищ,  прощай!  Ты сражался со славой
     И  сном беспробудным навеки уснул.
     Суровое море шумит величаво,
     И  горы почётный  несут  караул.
           За землю  родную,  за море родное,
           За каждую рану врагу отомстим,
           За храброе сердце твоё  молодое,
           За  наш  Севастополь,  за  солнечный  Крым!

    Это  написано в 1943 г.
    В далёком 1783 году  Екатерина Вторая  присоединила Крым к России.  Но и в годы войны 1941-1945 г. бойцы понимали,  как он важен для России.  Понимали это и наши враги.
    Все мы (ещё с детства) хорошо знаем песню  «22 июня ровно в 4 часа  Киев бомбили,  нам объявили,  что началася война…»  Но… Но на час раньше Киева  немцы начали бомбить  Севастополь,  и ещё до  Киева в Севастополе  были жертвы: ещё не была объявлена война, а в  городе в 3 часа  48 минут погиб 21 мирный житель.
     А потом  началась осада  Севастополя, 250 дней и ночей героической  обороны  Севастополя!!!
     Кто-нибудь,  когда-нибудь  видел кровавый прибой?! А  Севастополь его видел! И это знал  Василий Иванович. И потому  он смог  написать в 44-ом году проникновенные стихи по освобождению этого города-героя:

      Восстань из пепла,  Севастополь.
      Герой,  прославленный  навек!
      Твой каждый уцелевший тополь
      Взлелеял русский человек.
            Те камни,  где ступал  Нахимов,
            Нам стали дороги вдвойне,
            Когда мы,  нашей кровью вымыв,
            Вернули их родной стране.
     Израненный,  но величавый
     Вошёл ты в летопись веков –
     Бессмертный город нашей славы,
     Святыня русских моряков.
            И наши дети внукам нашим
            Расскажут в бухте голубой,
            Как гордо ты стоял на страже,
            Прикрывши  Родину  собой!

Севастополь – это город славы, город поклонения.
      Это всё  -  подвиги войны.  И, наконец,  -  Победа!
И сразу,  в день Победы  9 мая 1945 г. в  «Известиях»  опубликовано стихотворение  «Мы победили!»
     Спасибо маршалам  и каждому бойцу
     За ратный труд,  за подвиг  благородный.
     Всю Родину  обнять хотел бы я,
     Мы победили! С праздником, друзья!!!

   И снова на душе хорошо и радостно,  и пишутся задорные песни. Например:  «А ну-ка,  песню нам пропой, весёлый ветер»..
И снова  о  жене:
      Как яблонь цвет -  краса твоя,
      Как солнца свет  -  любовь моя.
     Любить тебя, хранить тебя
     Никто не сможет так,  как я!
   
    Наконец, он получил хорошую квартиру на ул. Горького  у Белорусского вокзала.  Теперь у него есть свой кабинет.  А в гостиной висят рядом три портрета:
    - Василия Ивановича
    - его жены Киры Владимировны  и
    - её первого мужа,  художника  Константина Рутова.
    За окном казалось бы всё хорошо.  Но проходит какое-то время, и недруги  и завистники подняли вопрос об авторстве  слов  «Священная война», будто бы Василий Иванович не сам сочинил их, а позаимствовал у какого-то  поручика времён Первой мировой войны.
     Было много судебных разбирательств,  пока  Мосгорсуд не вынес окончательное решение, что  слова «Священной войны»  действительно  написал Лебедев-Кумач. Отлегло…
    Но возникли осложнения другого плана:  на экраны готовился выйти кинофильм  «Первая перчатка»,  где два Василия  - Соловьёв-Седой  и Лебедев-Кумач  написали нежную,  сердечную песню «На лодке».  В ней есть слова:

   …Милый друг, наконец-то мы вместе,
       Ты плыви, наша лодка, плыви.
       Сердцу хочется ласковой песни
       И хорошей большой любви.

    Казалось бы… ну, что здесь такого?  Однако, Главлит  обвинял  Лебедева-Кумача  в том,  что раз  «хочется»,  значит этого  в стране Советской нет, а  это – неправильно!  Его многократно заставляли  переделывать слова песни.
      Всё это не прошло даром:  в 1946 случился 2-ой инфаркт.  Да и дома было как-то не всё душевно.  Как отмечала его взрослая  дочь, «мама никогда не была хорошей женой,  Она была просто очень красивая женщина».  И Василий Иванович,  делясь  мыслями  с дочерью  (а они были очень близки по духу) с печалью говорил, что за всё время совместного житья  жена даже  пуговицы ему ни разу не пришила…  Не знаю,  вздыхал он, - любовь это или не любовь, но какое-то внимание к человеку ведь должно быть…
    А за пределами дома всё обстояло вроде бы благополучно.  Его по-прежнему хотят заполучить режиссёры, фильмы с его песнями по-прежнему  любят и смотрят,  даже в Кремле.  Особенно Иосиф Виссарионович  любил  «Волгу-Волгу», Любовь Орлова  была его любимая  актриса.
     Как-то на приёме в Кремле  Орлова запела песню  о  Волге:  «Много песен о Волге звенело…» и  Сталин стал ей подпевать, сначала тихонько,  а потом  всё громче и заставил петь всё политбюро.   

/Звучит песня И.Дунаевского  о Волге в исполнении  Л. Орловой/

      В 1946 г. так сложились семейные обстоятельства,  что жена  Кира Владимировна дала приют в квартире, где  проживали они с Василием Ивановичем,  своему первому  мужу – художнику Рутову.   И вскоре, почувствовав всю неуклюжесть положения,  Василий Иванович предпочёл уединиться.  Он переселился на дачу.
      Жена навещала его крайне редко. Как-то под осень,  не дождавшись её визита,  он написал ей:  «…а я до последнего старался сохранить для тебя твои  любимые  цветы  на клумбе.»
     Изредка навещала дочь. С ней он был  откровенен -  «…многое обдумалось,.. улеглось… вот начал  работать над  прозой, хотя и для стихов есть темы,  хочется многое  рассказать».
     Рассказать хотелось и о стране,  и о себе.  Он задумал поэму о своём детстве:

    Как первый цвет,  как вешний снег,
    Прошла  весна  моя…
    Вот  этот  лысый человек –
    Ужели  это  я?
          Ужели я  -  мальчишка тот,
          Что был  кудряв  и  рыж
          И голубиный  хоровод
          Гонял  с  соседних крыш.
          Я  очень ленточных  любил,
          А  турманов  не так,
          И на  аквариум копил
          За  пятаком пятак.
    Я  с  упоением  играл
    И  в бабки,  и в  лапту,
    Но никогда не подменял
   Свинчаткою  биту.
   Я всю  японскую  войну
   За  картою  следил,
   И без  солдатиков ко сну
   Никак  не отходил.
       Я  о  «Варяге»  плакал  так,
       Так  всхлипывал  во сне,
       Как будто  братом  был  «Варяг»
       Иль  первым другом  мне,

    На этом  обрывается это повествование.  Начались  новые  болезни,  усиливались последствия старых.  Хотя ему было совсем немного лет -  всего-то  49.
    Зимой было холодно.  Мёрз вместе с собакой… Печку топил штакетником  из своего забора.   Порой  его навещала  Любовь Орлова  -  соседка  по даче.   Жене писал: -  «Тебя не зову,  что толку звать родного человека  на родную дачу…»
   
     Умер после 3-его инфаркта,  в феврале  1949 г.
     Ему было  всего 50!
     Всего 50 лет прожил человек,  испытавший на своей шкуре « и барский  гнев  и барскую  любовь». Человек,  стоявший в основании советской песни и подаривший  людям  множество незабываемых песен,  живущих до сих пор.
                /Звучит  «Заздравная песня» И.Дунаевского/

           К О Н Е Ц.


Рецензии