Про дыни, лимоны и человеческие отношения

         
               
         Зашёл в магазин в период пандемии и несказанно удивился ценам на лимоны. Всплыл из закоулков памяти случай из  далёкого прошлого.  Решили навестить сына по окончании садово-огороднического сезона. Собрались и через пару деньков в Подмосковье. Погода шикарная. Да, что говорить – бабье лето!  Единственная неувязочка  -  сынуля в командировке. О чём узнали, подъезжая к столице нашей родины.  Но ключи  от  квартиры  есть.
Горячо любящая мама найдёт способ улучшить окружающий ребёнка мир. Чем занять себя в холостяцкой берлоге любимого дитя  придумывать не пришлось. Каждый занялся  делом по  интересам - к чему душа лежит. Пару деньков – видимое и невидимое перестирано, переглажено, отмыто, отремонтировано,  развешано и расставлено на места. Блестит и сверкает.
 Находясь в Москве,  куда сходить и на что посмотреть  задумываться не приходится. Закрутилось, завертелось и понеслось:  маршрутка-метро-переход с одной ветки на другую. К вечеру подошвы горят. Энергия растратилась. Язык, как говорится, на плече.  И  в обратной последовательности: метро – переход – ужин - горячая ванна – кровать. Радостные воспоминания  полученных ощущений и мечты о завтрашнем дне. Глаза захлопнулись.  И так три дня подряд.
Четвёртый мало чем отличался от предыдущих. С удовольствием провели время, проходя из одного зала в другой, в чудесном столичном океанарии.  Сказать,  что понравилось смотреть на диковинных обитателей морских глубин - ничего не сказать! Время пролетело  быстро. Настала пора возвращаться  к станции Метро ВДНХ. Тут интересы с супругой слегка не совпали. Она  горела желанием пробежаться по близлежащим магазинам. Прицениться. Осмотреться. А вдруг что  пригодиться...
 Для меня  же эти бесполезные болтания между прилавками - хуже пытки с пристрастием. После непродолжительных препирательств пришли ко взаимному согласию противоборствующих сторон. Пока женская половина в течении сорока минут мечется в разведке очередного торгового центра, мужская терпеливо ожидает возвращения на скамейке у входа в метро читая газету, и постоянно находясь на связи держа наготове сотовый телефон. Неспеша,  пыля  потёртыми ботинками по горячей тротуарной плитке, в направлении станции метрополитена посматривал по сторонам и размышлял. Чем таким  отличается столица от остальных городов? Символ постоянного движения, спешки - люди  куда то бегут, постоянно ускоряясь…И сам того не замечая, неожиданно  понимаешь, что тоже торопишься подчиняясь законам окружающего мира.
Вокруг ярмарка, базар, и  что-то продают, покупают везде: в магазинах, электричках, на улицах. И   всё: самое лучшее,  сказочное, и нигде этого не купить – только здесь, у этого продавца. Идёшь, а тебе предлагают: «Возьмите! Попробуйте обязательно! Качество гарантирую».
       Двигаюсь вдоль кованого забора. Зонтики меняются футболками, арбузы, а за ними, столики с гжельскими изделиями, а дальше цветастые платки…

-Ассалому алейкум, здравствуй дорогой!-  остановил улыбающийся старый узбек в полосатом халате и тюбетейке из чёрного бархата со своеобразной вышивкой по кругу. Тепло  карих глаз и спокойный, располагающий к общению голос заставили  остановиться.
-Извини дорогой, что отнимаю  время, но будь добр скажи, тебе сколько лет?  Отца или деда, случайно не звали Иваном? Очень  похож на одного  дорогого мне человека!
-Иванов  в нашем роду не было.  Никодимы, Михаилы, Антоны, Игнатии… А вот  Иванов не было.
Мы присели со стариком на случайно освободившуюся скамейку напротив горы аккуратно уложенных дынь издающих чудесный терпкий медовый запах. Торговля шла бойко. Два парня узбека  в спортивных костюмах, с тюбетейками на головах быстро и ловко обслуживали покупателей.
Дедушка Бахтияр рассказывал, а  я с  интересом слушал….
 
           Двадцать второе июня сорок первого года  с мамой и братом оказались в  гостях у тёти Гули в Ленинграде, и так случилось, что вовремя не уехали из-за болезни. Про блокаду рассказывать не буду. Как, и что там было, - все знают.  В чужом городе... сам понимаешь. Думали, что от голода помрем не сегодня , так завтра. У брата младшего взгляд потерянный.  Ничего не ели, обессилили.
Фашисты бомбили днём и ночью. В такие моменты бежали в бомбоубежище. Помню - у матери слёзы на глазах, прижала  к себе и бормочет: "Терпите маленькие, всё наладится,  скоро домой поедем в Самарканд. Там дедушка, бабушка ждут. Там солнышко яркое согреет. А в душе  надежду потеряла. Какое солнышко?!  Детей успокоить хотела...
    Напротив  дед сидел. Уж очень  на тебя похож. Сколько ему лет было, не знаю. В то время от голода, да от холода все стариками выглядели. Смотрел- смотрел на нас горемычных… Достал хлеб из-за пазухи да  и протянул. Мол, берёг для  внучек. Да не успел  в живых застать после бомбёжки. Весь смысл жизни  в них и был… Нам отдал, а сам через десять минут от голодной смерти умер.  Звали  Иваном. Так, что я перед ним в долгу. Сына  в его честь Иваном назвал, и внук теперь Шухрат Иванович. Пытаюсь их добру учить. Дыни наши самые вкусные в Узбекистане. Всю жизнь их выращивал и не для денег, а чтобы людей  порадовать. Какой у них запах! А вкус!
-Шухрат! - махнул рукой внуку. Через несколько секунд парень протянул пакет с запашистой торпедой.
- Слушай дорогой! Это  подарок тебе от чистого сердца! Нет – ни каких денег - Обижусь !   Эти дыни выращивал своими руками. Посмотри, какая красавица эта торпеда! Она не только спелая, но даже переспелая. Пройдёт день и её придётся выбросить… И весь  труд будет напрасен. Я  дарю  человеку от чистого сердца. И кто-то вспомнит  добрым словом.
Дынями торгуют по всей Москве. Вышел человек из дому, завернул за угол и купил.    Сюда люди специально едут, хотя и рядом купить могут.  Далеко добираться? С тремя пересадками через всю Москву, а там потом на автобусе?  Я уверен -  обязательно завернёшь ко мне. По крайней мере – добрым словом дедушку Бахтияра помянешь…

         Это было сказочное чудо! Какой  аромат, чем-то отдалённо напоминающий яркий, и в то же время свежий, запах груши и ананаса! А Вкус!
Оказался прав дедушка Бахтияр! Два дня спустя я тащился к ВДНХ покупать дыню. Деда не застал – уехал в сторону Самарканда, но  внук Шухрат выбрал  самую вкусную…

               Вспоминал  давнюю историю и смотрел на почерневшие лимоны за пятьсот рублей, которые ещё недавно стоили меньше сотни. Думал. Какие мы  разные по отношению друг к другу и особенно в экстремальных условиях. Кто-то отдаёт кусок хлеба ради жизни других. Кто-то может бесплатно поделиться с окружающими теплом души. А кто-то не упустит выгоды…
Хотя и неизвестно, кто  счастлив. Тот, кто нашёл, или кто потерял?


Рецензии
Здравствуйте, Андрей. У Вас очень лёгкое перо.
И хоть не философ, но мысли философские проскальзывают,
заставляя читателей задуматься. Отличный стиль(что ценю превыше всего),
потому что именно он заключает все правила литературной прозы.
Но с синтаксисом у Вас проблемы.На Прозе есть автор, которая очень доходчиво
учит,где ставить и какие знаки препинания. Забыла фамилию. Вспомню- напишу.
И никаких проблем не будет.
Простите, ради Бога,но в двух местах Бухтияр,а в конце Бутияр.Явная опечатка.
Я попросила познакомиться с моими некоторыми работами, но они, должно быть,
уже в общей кучке внизу страницы. Не буду навязываться. Захотите, зайдёте и прочитаете что хотите.

С уважением


Анна Куликова-Адонкина   17.12.2023 14:30     Заявить о нарушении
Спасибо Вам Анна за помощь и внимание!С синтаксисом разберусь обязательно.Для меня это не сложно. Успехов Вам! С теплом

Андрей Эйсмонт   20.12.2023 15:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.