Фатьянов Алексей Иванович

Алексей Иванович  Фатьянов  -  наш песенник
               
      Он любил ходить по земле. Брал с собой еловую палку  и ходил по городам и весям со своим певучим словом, и дарил это слово людям. На его пути немало встречалось поворотов:
          
       Дорога,  дорога
       Нас в дальние дали зовёт,
       Быть может, до счастья осталось немного,
       Быть может,  Один поворот.

Никто и не подозревал, а тем более он сам, что вот этот поворот на воспетой  им дороге окажется последним. Могучий детинушка,  красавец – богатырь, так звонко рассыпавший соловьиные трели, дожил лишь до 40.

     Детинушка – сажень косая,
     Ну, словом  - русский богатырь,
     Шёл полем,  в борозды бросая
     Литые зёрна доброты.
            Он был и сеятель и пахарь,
            И сказочник, и фантазёр,
            Он заливался звонкой птахой
            У русских речек и озёр.
    Он, как ребёнок,  был наивен,
    Доверчивый был т простой,
    И потому к нему равнины
    Просились в душу на покой.
            И потому-то в сердце песня
            Жила,  как в гнёздышке своём,
            Друзья, денёк у нас воскресный,
            Давай  Фатьянова  споём!
                /Стих-е  В.Бокова/
                Звучит песня «В городском саду» Композитор М.Блантер/

    Прозвучал незабываемый мирный вальс. С первых аккордов музыки сразу теплеет душа. Эта песня – как визитная карточка Алексея Фатьянова. Она живёт с нами до сих пор. Фатьянов всем своим обликом  выражал то характерное,  что было в его жизни.
      Если б я родился  не в России,
      Что бы в жизни делал?  Как бы жил?
      Как бы путь нелёгкий я осилил?
      И, наверно б, песен не сложил.

     Но прежде чем начать слагать песни, Алексей  сделался артистом. Он учился  сначала в студии Алексея Дикого (1889-1955), а потом окончил  театральную  школу при театре Красной Армии.  Было это в далёком 1938 году (Алексею – 19 лет). А потом по знаменитой транссибирской  магистрали он был отправлен с труппой  театра на Дальний Восток.
    Немного проработав в театре, Алексей стал понимать, что его неотвратимо влечёт поэзия, что литературная работа даёт ему больше удовольствия, чем сценическая деятельность. И вот в конце 1940г. в пору своих судьбоносных раздумий о дальнейшей жизни,  он получает повестку о призыве на военную службу. В военном городке, куда он попал, была  хорошая художественная  самодеятельность, и Алексей развернулся во всю и как артист, и как стихотворец. И наиболее интересные его стихи стали появляться на страницах областных и окружных газет.
     И вот  -  война.  Каждый, способный носить оружие, стал солдатом. Солдат Алексей Фатьянов  оказался в военном ансамбле. Вот там в тяжёлые дни отступления советских войск Фатьянов написал:

Как становится тихо
                У переднего края.
                Вдоль окопов – гвоздика
                Лепестки расправляет.
             И куда не посмотришь,
             Всё цветы полевые.
             Всё берёзы, да зори,
             Всё  Россия!  Россия!
                Что ты брови насупил,
                Боль души пересилив?
                Дальше мы не отступим:
                Дальше  -  сердце  России.

      Тот ансамбль в 1942г. перевели в Южно-Уральский военный округ, в г. Оренбург. И здесь, в окружной газете  «За Родину» регулярно печатались стихи, принёсшие ему первую известность.
     Именно здесь появилось стихотворение  «Тальяночка», которое вскоре стало песней, и какой!

                /Звучит песня «На солнечной поляночке»/

    Эту песню написал композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой. Их  союз, их встреча была судьбоносной. И Фатьянов, и Соловьёв-Седой просто растворялись друг в друге. Василий Иванович не раз говорил,  что в стихах Алексея уже была заложена мелодия – и ему оставалось только изобразить её в нотах.  80 песен было написано ими совместно, и многие из них – просто песенные шедевры.
     Но первой совместной работой был  «Южно-Уральский марш». Успех его на Урале был громовым.  Композитору в качестве ценного подарка вручили серебряный портсигар, а молодому поэту-Фатьянову – объявили благодарность. Это была его первая награда, полученная за песню.
     Позже он получал и другие подарки: однажды его поощрили … банкой сапожного гуталина, а в  другой раз подарили трофейный мотоцикл. Но всё это было позже, а сейчас в самый разгар войны рядовой Алексей Фатьянов бомбардировал своё начальство рапортами об отправке его на фронт. Но каждый раз ему грозно напоминали, что его истинное призвание и долг – поднимать боевой дух бойцов, готовящихся к отправке на фронт. И Алексей Фатьянов, как поэт, артист часто выступал перед бойцами и читал стихи- суровые, трогательные, тёплые, шуточные… Но всегда они были искренними:
Ехал казак воевать.
                - Добрый путь солдату!
                Выходили провожать
                Казака девчата.
                Ой, казаче молодой,
                Сделай одолженье –
                Хоть одну возьми с собой
                В жаркие сраженья.
                От таких казак речей
                Брови поднял к чубу:
                - Ту возьму, кто горячей
                Поцелует в губы.
                И девчата, не смутясь,
                Хлопца целовали,
                Не сводили ясных глаз
                И ответа ждали.
                Покачал он головой,
                Улыбнулся кстати:
                - Всех готов я взять с собой,
                Да коней не хватит.
                Рассмеялся,  поскакал,
                Пыль взвилась порошей.
                Вот какой казак нахал,
                Но боец хороший!

     Вскоре песню «На солнечной поляночке» включил в свой репертуар знаменитый Краснознаменный ансамбль песни и пляски Красной Армии (создан в 1928г.) под управлением Александра Александрова (1883-1946г.г.)  Александр Александров пользовался покровительством самого И.В.Сталина. И это не выдумки. Дело в том, что нашего вождя и профессора Московской Консерватории объединяло прошлое. Вспомним, что в своё время Иосиф Виссарионович получил образование в духовной семинарии, а Александр Васильевич был регентом хора Храма Христа Спасителя,  причём последним его регентом перед тем, как этот Храм был разрушен.(1931г.).
      В 1943 г., в самый разгар войны,  Сталин вызвал Александрова в Кремль и долго с ним беседовал.  И, как вы знаете, в этом же году зазвучал Гимн СССР, сочинённый Александром Александровым.
Регент, глубоко верующий человек, он создал Гимн, где воспевается и отечестволюбие, и воинство, и духовность. И в ночь на 1 января 1944г. этот Гимн зазвучал по всей стране. И с тех пор он является официальным Гимном.
А позже патриарх Алексей убедил новую власть оставить музыку советского Гимна в новой России.
     (это так, - небольшое отступление, чтобы напомнить, каким был советский композитор, хоровой дирижёр-руководитель Краснознамённого ансамбля  Александр Александров).
    Он, включив в репертуар ансамбля песню «На солнечной поляночке»  заинтересовался  автором  и вызвал Фатьянова в Москву. Фатьянов был назначен заведующим литературной частью  Краснознамённого ансамбля. Работа эта была крайне необходима для фронта. Фатьянов это понял и работал с большим интересом и воодушевлением,  и вскоре зазвучала новая песня в соавторстве с Соловьёвым-Седым.
                /Звучит песня «Горит свечи огарочек»/

Надо сказать, что премьера этой песни состоялась в передышке между боями прямо на танке. Вообще, военная песня сохраняет дух войны, она хранит то главное, что было на войне.
     Но не  забывал  Фатьянов  и про стихи:
    
    Уходил товарищ в бой
    Насмерть с немцем биться.
    В бой товарищ взял с собой
    Горсть родной землицы.
          Положил её на грудь
          Он в платок расшитый.
          Ведь на ней – не где-нибудь
          Столько лет прожито.
  Так с землицей он и шёл
  От родного жита.
  Сердце жжёт нам горсть земли
  Сквозь платок расшитый.

     А в августе 1944 Фатьянов оказался-таки  в боевом танковом  батальоне  действующей армии, куда он два года так рвался. Попасть на фронт помог случай. Случай, пожалуй, не очень хороший:  у руководителя Краснознамённого ансамбля Александрова  (уже пожилого к тому времени мужчины) была молодая, смазливая жена. И она «положила глаз» на красавца-богатыря молодого Фатьянова, и тот проявил ответные нежные чувства, что, конечно, не понравилось стареющему мужу.
Вот так Фатьянов очутился на фронте.
      Алексей попал в самое пекло кровопролитных сражений за освобождение Венгрии. Он с боевым автоматом на первом атакующем танке ворвался в город, прокладывая дорогу пехоте; и тем самым обеспечил победный успех всей операции.
     За героизм и личное мужество рядовой Алексей Фатьянов был награждён медалью  «За отвагу».  В этом бою он был ранен  и оказался в госпитале в Москве. И во время лечения, опять-таки в содружестве с Соловёвым-Седым появилась новая песня «Соловьи»
                /Звучит песня «Соловьи» в исполнении  Краснознамённого ансамбля/
    Песня имела головокружительный успех. И не случайно легендарный маршал Георгий Константинович Жуков назвал её лучшей песней Великой Отечественной войны. Он считал, что в ней  -  и грусть по родному дому,
        -  и тяжкий военный труд
        -  и ожидание победы.
    Эта песня вошла в золотой фонд русской песенной классики.
    (Кстати, в одних источниках говорится, что автор музыки до этой песни носил фамилию Седой. Просто – Седой.  А вот после огромного успеха этой песни прибавил к своей родной фамилии «Соловьёв» и впредь стал именоваться, как Соловьёв-Седой.)
    За свои проникновенные песни, которые так радовали и бойцов на передовой и тружеников в тылу, Соловьёв-Седой получил 2 (две) Сталинские премии.  «Маршал советской  и строевой песни»
- так его называли.
     А в детстве его не приняли в музыкальную школу. Дело было так:  Отец его работал дворником, но он  был не просто дворник, а – главный дворник! Он знал всех и всё! И очень любил петь, хотя слуха практически не было. Играть он ни на чём не умел, но любимым его инструментом была балалайка. И он подарил балалайку сыну, в надежде, что сын будет радовать отца и отвёл его в музыкальную школу. Васю с его балалайкой не приняли. Тогда он сел за рояль и сыграл свои собственные импровизации. Вот тут все поняли, что перед ними – самородок, и Василия приняли на композиторский курс. Вот так он и стал маршалом советской и строевой песни.
      Конечно, песни Соловьёва-Седого ложились на душу людям, потому что в основе были понятные, добрые слова. Соловьёв-Седой не раз отмечал: «Алексей приносил стихи – мне и делать ничего не надо было, так они были хороши»,  так они были музыкальны.
      Когда я была девчонкой, песни Алексея Фатьянова часто крутили по радио. О, благословенное советское радио!  Песни исполняли Клавдия Шульженко – вряд ли нынешняя молодёжь знает её,  впрочем, как и Леонида Утёсова,  Лидию Русланову, Георгия Виноградова, а мы – дети войны – с удовольствием слушаем песни в их исполнении.  Исполнитель порой способствовал успеху песни. Так было с песней «Когда проходит молодость». Её пел Леонид Утёсов.  Для Утёсова она была как бы автобиографична.  Мэтр советского джаза, всеми признанный безголосый  Леонид Утёсов был к этому времени уже не молод, и песня эта пришлась ему как нельзя кстати. С ним эту песню пел весь переполненный зал.
                /Звучит песня «Когда проходит молодость» в  в исполнении Леонида Утёсова/

Это время навсегда ушло от нас, но песни остались с нами.

Алексей Фатьянов, находясь на передовой, хорошо понимал, как нужны были солдатам в минуты передышки  и песни, и прибаутки, и шутливые стихи. И тогда он сочинял, как гармонист берёт в руки чудом уцелевшую гармонь и ….

     Гармонист играет песни,
    Песни Родины моей.
    Ах, на свете нет чудесней
    Песни русской,  веселей.
          Ширь да удаль льёт тальянка
          Переливчатой волной,
          Будто где-то на гулянке
          Слышишь голос молодой.
  Режь,  тальянка – шестипланка,
  Голосистей песни лей,
  Чтобы ноги по землянке
  Заходили веселей.
        Эх,  тальянка, дроби звонки.
        Каблуки-то  -  чок да чок…
        Как-то там без нас девчонки,
        Мой рязанский землячок?!
 Чай, соскучились, завяли…
 Эх,  тальянка,  расскажи,
 Как мы по полю гуляли,
 Мяли цветики во ржи.
 Хороводились до утра,
 До последних петухов…
 Сыпь,  тальянка,  перламутром,
 Не жалей цветных мехов!
      Это стихотворение было написано в 1944 г. И вот  -  май 45-го!  Долгожданная победа!!!
     Фатьянов получил  -  медаль «За Победу» и медаль «За взятие Берлина»!
И теперь лирическим героем стихов Фатьянова становится воин, одержавший победу и возвращающийся домой:

     Достойно выполнив свой долг,
     Отцов не посрамив,
     Идёт домой наш храбрый полк
     Среди зелёных нив.
            И в этот же год, но в другом стихотворении:
    Но длинна была дорога
    До родимого порога,
    До невесты, до жены,
    До весны, до тишины.
          В это же году он написал стихотворение  «Эшелон идёт домой»:

      - До отправки время много ль?
      -  Пять минут  -  и в добрый путь!
      -  Кипяточку на дорогу,
          Друг-товарищ, не забудь.
     -    Всё в порядке. Не забуду,
          В котелке густой чаёк.
Знаменитая посуда – наш солдатский котелок.
В нём захочешь -  щей наваришь
Иль ушицы  -  был бы лещ.
Котелок всегда товарищ,
Котелочек – это вещь!
       Но об этом что?  Довольно.
       О другом поговорим…
       Расставаться нам не больно
      С этим городом чужим.
Не висит здесь над рябиной
Зорьки шёлковый платок.
Ни с каким таким Берлином
Не сравню свой городок,
Где цветут густые вишни,
Пахнет мятой по утрам…
     Эх, за это бы не лишне
     Выпить добрые сто грамм.
     - Ты каковский?   -  Я  тамбовский.
     - Так выходит, мой земляк!
     Угости-ка папироской.
    - Нету, брат, кури табак.
   Ты откуда? - Я из Пензы.
    -Славный город, борода.
     Был в Берлине?   - Непременно.
     Шёл три года я туда.
     Сколько порвано мундиров!
     Сколько стоптано сапог!
     За спиной лежит полмира,
    Что мы смерили, браток.
    А теперь, ты знаешь сам, -
    Едем, братцы, по домам!!!

    А в 1947 г. шедевром песенного искусства совместного союза  Фатьянова и Соловьёва-Седого стал  «Сказ о солдате», который впервые исполнила Клавдия Шульженко. Это был цикл из 6-ти песен. И среди них была лирическая песня «где же вы теперь, друзья-однополчане?»
                /Звучит песня «Майскими короткими ночами» в исполнении К. Шульженко/

    А вскоре – новое стихотворение «Где ж ты, мой сад?» Оно было навеяно воспоминаниями о родных местах детства. Алексей Иванович Фатьянов родился во Владимирской  глуши в деревне Малое Петрино.

   Не был я в жизни ни скрытным,  ни ветреным,
   Песни я пел, ничего не тая.
   Милое, милое  Малое Петрино!
   Детство моё!  Юность моя!
   Стою, как мальчишка, под тополями,
   Вишни осыпались и отцвели,
   Багряное солнце вдали за полями
   Вновь коснулось моей земли.

  Семья, в которой родился красавец, богатырь Алексей, была довольно зажиточной. Дед построил большой дом  с колонами. Держали пивоварню. Торговали пивом и другой снедью.
В 1917 дом отобрали, Разместили там сначала телефонную станцию,  потом …потом много чего было…
В настоящее время в доме находится музей советского поэта -  песенника Алексея Фатьянова, окружённый цветущим садом.
                /Звучит песня «Где ж ты, мой сад?»/
    Старые песни  -   как светлый лучик из детства, из юности.
Старые песни поются с таким же чувством, как и раньше – с чувством приподнятости.  И как бы нам не было горько, трудно – в то время писались хорошие песни  и снимались задушевные кинофильмы.
     Кинофильмы  - это отдельная страница творческого содружества  Фатьянова и Соловьёва-Седого.  Пожалуй, первой  была кинокомедия  «Небесный тихоход».  Огромный успех!  А артисты какие – Николай Крючков, Василий Меркурьев …
   Как вспоминал сам Фатьянов, во время съёмок «Небесного тихохода» он вдруг увидел Ирину – дочь Всеволода Мейерхольда.  Она оказалась женой Меркурьева. Далее  Фатьянов вспоминает, что нельзя не взволноваться до глубины души, когда узнаёшь их семейный подвиг: война застала их в Ленинграде. К тому времени у них трое детей,  младшему – год. Но вот на фронте погибает брат Василия, а вскоре умирает и его жена.  И Меркурьевы  не раздумывая ни на миг,  принимают в свою семью осиротевших ребятишек.  А совсем  рядом беспомощная соседка с малышом на руках.  Не оставлять же её в беде…
     В эвакуацию в Новосибирск приехала семья Меркурьевых из 11-ти человек. Буханка хлеба на 11 ртов, но чужих в этой семье не было, все свои, одинаково родные и любимые.
     И что же теперь??? Правильно, песня!  Песня «Мы , друзья, перелётные птицы…»  Песня, которую мы поём до сих пор.
                /Звучит песня/

     Вместе с Соловёвым-Седым  Алексей Фатьянов сочиняет песню «Наш город», которая стала тогда неофициальным гимном Ленинграда.
                Над заставами ленинградскими
                Вновь бушует соловьиная весна,
                Где не спали мы в дни солдатские,
                Тишина кругом, как прежде, тишина.

     Вслед за  заставами ленинградскими рождается песня о московских заставах.  Там есть такие строчки:
                Подскажи, расскажи утро раннее,
                Где с подругой мы счастье найдём?
                Может быть,  вот на этой окраине…

   Ныне Рогожская застава уже далеко не окраина. Это раньше Москва была  маленькая, музейная,  а сейчас она стала большая  - Банковская,  ювелирная,  обувная… и т.д.  Москва стала одной из самых дорогих столиц мира. Но остались песни. Песни, проверенные временем,  те, которые волновали нас вчера,  волнуют сегодня и будут волновать и будущем.
    Эта песня  -  «Тишина за Рогожской заставою»  написана в содружестве с композитором  Юрием Бирюковым. Она сошла с  экрана из замечательного к/фильма  «Дом, в котором я живу». Интересно, что песня знакома почти всем,  а вот имя композитора знает не каждый.
                /Звучит песня «Тишина за Рогожской заставою».

      А сам Фатьянов женился в послевоенном 1946-ом. Он влюбился в свою будущую жену с первого взгляда, они познакомились в Москве, в саду им. Баумана. Тогда это был тихий заповедный уголок.
     В самого Алексея нельзя было не влюбиться.  Он был по-настоящему, «по-мужичьи»  красив и обладал душой широкой и нежной.  Как отмечал один из друзей – Константин Ваншенкин – это была удивительно колоритная фигура,  зимой в шубе с бобровым воротником, он напоминал кустодиевского  Шаляпина.  В нём вообще было много артистизма. Он был добр, сентиментален, хотя порой мог быть вздорным.
     Прожили они с женой всего  13 лет, но это были очень счастливые годы. Сколько задушевных  строк подарил поэт своей жене Галине.  Одно из стихотворений, посвященных ей, композитор А.Лепин  превратил в нежную лирическую песню «Не для тебя ли в садах наших вишни рано так начали цвесть»…
     В этом же 1946 г. ратный военкоровский  труд Алексея Фатьянова в сочетании с личным мужеством  был отмечен боевым орденом  «Красной Звезды».
     Но всё же самой главной наградой поэта были его песни.  Они звучали по всей стране.  В них не было ни обмана, ни фальши и солдаты, а теперь и весь народ  признавали их своими.  «Русской песни запевала и её мастеровой»  так охарактеризовал Фатьянова поэт Ярослав Смеляков.
     Круг композиторов, с которыми работал Фатьянов - Блантер, Мокроусов, Соловьёв-Седой  -  постоянно расширялся: теперь к ним добавился  и Никита Богословский. С ним  Фатьянов написал  песню «Три года ты мне снилась». Кстати, стихи к этой песне Фатьянов тоже посвятил своей жене.
      Эта песня  и сегодня ласкает слух. И тогда она была любима народом, её часто исполняли всюду – и по радио, и с эстрады. Песня стала народной. А что это значит?  Это значит, что её хочется не только слушать, Но и самому петь -  в застолье, в одиночестве,  напевать её просто потому,  что эта мелодия рвётся из души.
       Однако, хотя народ любил и распевал эту песню, критика  считала по-другому:  досталось и композитору Никите Богословскому,  а автор стихов – известный и знаменитый Алексей Фатьянов – был определён,  как «поэт кабацкой меланхолии».  Это был сокрушительный удар по самолюбию поэта.   Его имя перестали не то, что печатать, но даже произносить. Вот такой узор судьбы.
     Можно себе представить состояние поэта,  получившего такую пощечину за своё  светлое и так всеми любимое творчество. Первое время он не находил себе места,  его страданиям не было границ.  Помог врождённый оптимизм  и вера в свою правоту: он включал радио и там постоянно звучали его песни. Приходила масса писем,  в которых он находил слова поддержки и одобрения.
     Как и раньше,  композиторы жаждали его новых стихов, а кинорежиссёры по-прежнему зазывали его к себе: лирические песни так нужны были после войны. 
     И вот выходит фильм «Весна на Заречной улице». И там знаменитый Коля Рыбников поёт «Когда весна придёт, не знаю». И снова песня имеет оглушительный успех,  и снова её подхватывает народ.             /Звучит песня «Когда весна придёт, не знаю»

    На этом можно было бы и закончить рассказ об Алексее Ивановиче Фатьянове, но хочу добавить, хотя при жизни он не был обласкан властью (при жизни вышла всего одна книжка его стихов) но творчество его оценили посмертно. Через 36 лет он был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством», а позже Союз писателей  учредил  Премию им. Алексея Фатьянова. И теперь регулярно на родине Алексея Ивановича проходит фестиваль  стихов-песен  в его честь.  И там  в этот день звучат его песни. Звучат до сих пор. А раз песни звучат и живут, значит не зря жил и творил на этой земле их создатель – Алексей Иванович Фатьянов (1919-1959). Песни остаются с человеком…

               К О Н Е Ц.
               


Рецензии