Кепы Крымские

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     По всей видимости, в середине последнего тысячелетия до Рождества Христова, это был небольшой остров, который с этого времени обживали киммерийские племена, выходцы с Северного Кавказа.
     Время основания Кепы как города археологи относят к концу 6-го столетия до Рождества Христова. Основным элементом населения той местности, где греки решили поставить новый город, были выходцы с восточного побережья Чёрного моря, проникавшие сюда по прибрежью, а также меотийские племена, шедшие в Колхиду с севера.
     Среди тех и других были сарматы, а также споры, саспиры, одно из ответвлений антов и словен, о которых упоминали Прокопий Кессарийский и Геродот. Их назвали также гесперитами. Это были люди индоевропейского происхождения, предприимчивые, расселявшиеся спорами, отселяя своих потомков на расстояние видимости друг от друга. Их страна Сиспиритида, изобиловала золотоносными рудниками. Именно они помогли Ясону в Колхиде добыть Золотое Руно.
     Из пехлевийско-зороастрийских текстов можно понять, Сперия саспиры относились Союзу Арийского Простора, Арьяна Вэйджи, откуда вышли множество Пророков. Сперы, расселялись по Крыму, создавая, рассеивая споры, небольшие поселения, которые потом стали основой для древнегреческой колонизации Тавриды.
     Кепы были ставлены греками на основе нескольких поселений сперов, которые уже несколько столетий осваивали остров садов. Они, как всегда, выбрали место, которое можно было использовать для контроля прибрежной части острова и куда могли пристать купеческие корабли, для погрузки сельскохозяйственной продукции. Греки ничего нового не придумывали, они очень гармонично вписали свою историю в историю сперов-рассенов.
     Никаких конфликтов внутреннего свойства между греками и сасперами не было, о чём рассказывают археологические данные. Сперы сразу признали административное и технологическое превосходство греков. Известно, что в середине 5-го века правителем Кепы был дед известного философа и оратора Демосфена. А греки переняли у сперов их, накопленный столетиями опыт проживания на этой земле, а также их скотоводческие навыки, доставшиеся им в наследство от киммерийцев.
     Поначалу это была греческая колония, которую основали греческие выходцы из Милета. Располагались древние Кепы, сады по-русски, на восточной оконечности Таманского полуострова, когда там было много островов. Вот один из них и назвали греки Кепы, по всей видимости тут жили рассены и сарматы садоводы.
     Почти всю его территорию занимали сады, что и есть по-гречески Кепы. Где-то ближе к берегу расположился и сам городок, скорее это было садоводческое товарищество. Раз в месяц к берегу приставал торговый корабль, который забирал продукцию садоводов.
     С уходом воды, Кепы соединились с другими островами, войдя в состав Таманского полуострова. Теперь у Кепы появился сухопутный способ распространения своей продукции и очень скоро садоводство получило основные качества городского поселения.
     Со временем Кепы стал крупным городским поселением Азиатского Боспора. Площадь городища в разные времена его существования достигала 20-25 га. По всей видимости, сам городок занимал пару-тройку гектар, остальная территория была засажена садами, почему город и получил такое название.
     Город Кепы сегодня пытаются идентифицировать с городищем возле посёлков Пивнево и Артюховкана.
     Древние историки размещали Кепы в области синдов, или где-то на выходе из залива.
     Страбон локализует Кепы следующим образом: он находится вместе с Фанагорией, Гермонассой, Апатурой при въезде в Корокондамитиду. Там на левом берегу озера и стоят эти города.
     Одно время Кепы достаточно уверенно ассоциировали с Фанагорийским городищем на восточной окраине Таманского залива. Но в 2013-м году было обнаружено ещё одно городище у посёлка Приморский, площадью до 30 гектар. Для подтверждения предположения о том, что это и есть античные Кепы, нужно ещё найти остатки города Апатур, который по описаниям, должен был быть поблизости. Так что карта городов здесь может измениться.
     Что касается традиционного городища на восточном берегу Таманского залива, то оно стояло на тридцатиметровом возвышении, постепенно спускаясь к берегу. Его площадь составляла около 10 гектар.
     Это была верхняя часть Кепы. Его другая, более крупная часть, площадью 15 гектар, располагалась в нижней части города. Эта часть подвергается разрушению из-за морской эрозии берега. Часть коммуникаций вместе с колодцами обрывается прямо у берега, а то выходит на несколько метров в береговую зону. Говорят, что некоторые колодцы эксплуатировали ещё 150 лет назад.
     Географическое положение Кепов было весьма удачным. К Кепам относились несколько крупных угодий вокруг вместе с селищами.
     Во 2-м веке до н.э. Кепы находятся в периоде своего расцвета. При этом Боспорское царство в то же время ослабевает. Кепы никто не завоёвывает, разрушениям город не подвергается.
     С конца 2-го века до Рождества Христова Кепы попадают под власть Понтийского царя Митридата VI Евпатора.
     В конце первой трети 1-го века до н. э. Кепы переходят во владение Рима. Однако никаких прямых сведений римская античная литература о том, как жили Кепы, не даёт. Возможно Кепы были предоставлены сами себе, что для одинокого городка на краю империи не есть хорошо, неоткуда взять защиту.
     В течение 1-2 века по Рождеству Христову Кепы продолжают жить, как и положено городу садов. По всей видимости, они входили в какой-то местный Боспорийский торгово-экономический союз, который основывался на древних семейно-родовых связях сперов-рассен. В это время, суди по раскопкам, его границы расширяются, увеличиваются посевные площади, соответственно и количество жилищ увеличивается.
     В городе в период эллинизма было построено множество общественных зданий, были и частные дома с колоннадами. Внутренние части домов имели отделку из мрамора. В городе имелся водосток, существовало водоснабжение из колодцев по наклонным водосточным керамическим желобам. На площадях стояли мраморные и известняковые плиты с выбитыми на них разными установлениями и декретами.
     Были в Кепах и храмы, посвящённые Куросу и Аполлону. Была в городе и баня.
     Начиная с 1-го века до н.э. Кепы начинают приобретать некоторые сарматские черты. Это и понятно, поскольку сарматы являются наследниками киммерийского социокульта. Они появились тут в начале 3-го века, но, судя по всему, существовали и раньше, занимаясь больше скотоводством, что им было ближе по духу, поскольку они продолжали сохранять полуоседлый образ жизни.
     Их арийские волхвы сохранили память о тех киммерийцах, которые 2 тысячи лет назад начали движение в сторону Крыма. На городище появляются характерные для сармат, скифов и сперов культурные слои, в которых есть глиняные изделия с зооморфными элементами, лепная керамика, лощение глиняных сосудов. Одним словом, культура города постепенно огрубляется, становится более практичной, без греческой изысканности, многое делается с известной долей практичности, на скорую руку.
     Однако по-прежнему основным градообразующим этническим элементом Кепы остаются греки, что заметно по общей экономике города и системе управления. Аборигенное население предпочитало жить в селищах, поближе к своим полям, где можно было пасти скот.
     Кепы строилась на активном взаимодействии с соседями, с которыми происходил обмен продукцией Кепы, в основном сельскохозяйственной. В Пантикапей из Кепы шли хлеб, фрукты, рыба, кожа, вино. Обратно шла бытовая посуда, строительные изделия, монеты, украшения, бронзовые фибулы, кольца, браслеты, очень хорошо сделанные подвески и геммы.
     Здесь, на краю античного мира, греки могли иметь связи с местным населением. Они не стеснялись брать в жёны богатых невест, родниться с местной знатью, которой было тоже полезно породниться с греками, чтобы получить доступ центральную Грецию.
     Кепы начинают вовлекаться в военно-политические стратегии. На городище не видно признаков существования здесь крепости, арсеналов оружия, но с 3-го века они начинают носить при себе оружие.
     В Кепах с самого начала его существования практиковалось поклонение Афродите. Ей был посвящён главный храм античного типа, выполненный в 3-м веке до Рождества Христова в Александрийском типе.
     Начиная с 3-го века по археологическим остаткам наблюдается появление готов. Появляются следы разрушений, пожарищ. Особенно сильный пожар происходит около 330-го года по Рождеству Христову. Это было время активизации гуннов. Город просуществовал ещё лет 50, и затем жизнь его совсем останавливается. Однако это не касается его периферийной части, где жизнь наследников киммерийцев продолжалась, тихо и незаметно для историков.
     Теперь здесь становится больше людей раннесловенского происхождения, которые больше 3-х поколений на одном месте не задерживались, их генетика требовала от них действия, движения. После них в течение 3-х веков городищ не осталось.
     В конце 7-го века на краю Кепы возникает сельское поселение, которое просуществовало до 9-го века. Судя по всему, здесь некоторое время жило одно из хазарских социокультурных ответвлений славяно-русского типа, которые принесли свои культурные традиции, смешавшиеся с местными.
++++++++++++++++++++


Рецензии