Апокал. Рёв 45

Иллюстрированный вариант книги "Критика чистого чувства" смотрите и читайте:
- на авторском сайте Анатолия Бочкарёва   "Ревущаябочка.рф"
https://bo4ka-rev.ru

- на авторском канале А.А.Бочкарёва - в Яндекс Дзен -  "Ревущаябочка".
Статьи и нарративы из книг автора. С использованием документальных фото, картинок и анимации.
Источник изображений: https://images.yandex.ru



                *    *    *


ОСНОВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ целью рейха фюрер, не сразу однако, решил считать достижение независимости от поставок извне и полной неуязвимости при любой блокаде. 
АВТАРКИЯ, экономическая самодостаточность ещё задолго до этого решения приобрели, пожалуй, самого горячего сторонника, призывавшего не рассчитывать на товары и сырьё с Востока -  ВИЛЬГЕЛЬМА КЕППЛЕРА, в прошлом мелкого бизнесмена, владельца химической фирмы, которого в 1932 году Гитлер назначил своим экономическим советником.

Хотя Яльмар Шахт, легко обошедший в своей компетентности и по "деловому рейтингу" В.Кепплера и ставший министром экономики, глубоко презирал "примитивные" идеи автаркии и экономической самодостаточности,
тем не менее ИМЕННО ЭТИ ИДЕИ в подаче Кепплера заинтересовали и Гиммлера, и Геринга, и наконец склонили к проведению политики автаркии самого Гитлера.
От посредника чаще всего зависит приживаемость идеи.
 
Фюрер в сентябре 1935 года на партийном съезде в Нюрнберге объявил, что только на пути К АВТАРКИИ рейх с гарантией избегнет повторения всех катастрофических ошибок минувшей мировой войны и последствий ведения боевых действий длительное время на два фронта.

Уже в начале 1936 года была создана Государственная специальная комиссия во главе с Г.Герингом  по расследованию проблемы валютного и сырьевого дефицита и разработке условий достижения экономической самодостаточности. Эта комиссия и сам Геринг были поставлены над всеми министерствами и ведомствами в положение ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ШТАБА РЕЙХА.

4 сентября 1936 года Геринг довёл до сведения кабинета министров МЕМОРАНДУМ ФЮРЕРА о том, что теперь абсолютный приоритет отдаётся достижению экономической самодостаточности Германии и базирующейся на ней программе широкомасштабного перевооружения.



18 октября того же, 1936 года, Геринг превращается в экономического хозяина рейха. По специальному декрету фюрера ему давалось право самому издавать нужные экономические законы и "инструкции всем властным инстанциям".   
(Буллок А. Гитлер и Сталин: Жизнь и власть: Сравнительное жизнеописание: В 2 т.  Т. 2,... с. 32).
Наконец устанавливалась и СВЕРХЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ГЕРМАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ. Рейх оказывался по-настоящему управляемым. Но при этом он повторял на свой лад ключевые "этапы большого пути", уже пройденные большевистской державой, представлявшие собой последовательное развёртывание и постепенное укоренение тоталитарного режима.

"... Нацистская революция происходила по частям, являя собой гитлеровский вариант сталинской "дозировки""   (Там  же. с. 35) -  пишет Алан Буллок. Дозировали нацисты и свои реформы в России, точно сообразуясь с теми, которые были уже проведены большевиками, далеко не всё отменяя из их новаций.

Точно, как впоследствии поступили и сами большевики, выгнав от себя нацистов к 1945 году, тоже ведь не махом принялись возвращать прежний свой уклад, а всё же именно дозами. Кое-что также оставляя из привнесённого нацистами. Они довольно грамотно спускались вниз по энергетическим подуровням перетасованного, взбаламученного общества, побаиваясь спалить свой режим на разовом сходе слишком большой энергии, накопленной за годы войны и нацистской Перестройки.
ЭТО ПРОИСХОДИЛО на фоне очень больших ожиданий истомлённого войной, пришлыми реформами и уже слишком много повидавшего русского народа.
 
Наконец в 1937 году был отправлен в отставку чересчур профессиональный и не очень подобострастный министр экономики ЯЛЬМАР ШАХТ. Геринг, уже ставший к тому времени ещё и Уполномоченным правительства рейха по "Четырёхлетнему плану",
перебрался теперь и в кабинет министра экономики.



В РУКАХ РЕЙХСМАРШАЛА сконцентрировалась совершенно необъятная экономическая власть, всякие формы которой он забирал, даже не особо переделывая их структуры.
ГЕРИНГ НЕ УНИЧТОЖАЛ прежние управленческие подразделения, а лишь возглавлял, становился руководителем всех их. Одновременно, разумеется, оставаясь главнокомандующим военно-воздушных сил третьего рейха.

Затем рейхсмаршал принялся энергично продвигать своих ставленников на другие министерские посты. Так, ярого сторонника автаркии, перспективного статс-секретаря ГЕРБЕРТА БАККЕ -  сначала на пост Директора правительства по сельскохозяйственной продукции  (одного из семи подразделений "Четырёхлетнего плана"),
а затем вместо Вальтера Дарре -  и на место министра по сельскому хозяйству. 
КАРЛА КРАУХА, талантливого химика из компании "ИГ Фарбениндустри" Геринг сделал ответственным "за максимальную самодостаточность рейха в производстве двадцати пяти - тридцати основных  видов номенклатуры, включая изделия из текстиля, резины, нефти, жиров, фуража и фосфатов". 
(Там же. с. 37).

Наконец Геринг сам создал и возглавил грандиозный промышленный комплекс по добыче и переплавке железной руды под названием "Герман Геринг Рейхсверке", который к началу войны стал крупнейшим промышленным концерном в Европе.
При нём кормились, "жили и боролись" очень многие партийные бонзы. А их большой партийный товарищ, таким образом, их всех, прикормленных, уже держал в руке.



КОГДА ЖЕ МАГНАТЫ сталелитейной промышленности Германии попытались было выступить против автаркии, которую Геринг превратил в понятие собственной экономической диктатуры,
то рейхсмаршал долго с ними не полемизировал, он просто пригрозил им арестом, а затем направленными манипуляциями с госконтрактами (госзаказами!)
подорвал и окончательно расколол экономическую оппозицию.

Теперь над всеми экономическими структурами безоговорочно возвысился один геринговский "Рейхсверке", который рейхсмаршал отныне считал не только памятником самому себе и всему национал-социализму, но и главнейшим орудием ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ в другие страны. 
(Там же. сс. 39-40).

Так что в структуре экономических реформ России Геринг предстал не столько в качестве исполнительного главы перестроечных оккупационных планов "Ост" и "Ольденбург", или министра экономики захватчиков,
сколько в качестве хозяина и радетеля сверхмонополии  "Герман Геринг  Рейхсверке". 
(Там же. с. 159).

Новый монополизм (автаркия по Герингу, о В.Кепплере все давно позабыли) привёл к неэффективному и затратному управлению экономикой. Она так и оставалась в состоянии "АВТОРИТАРНОГО ХАОСА" и неполной мобилизованности (скорее расхолаживающей, чем мобилизующей),
которая и проявилась при первых же поражениях в России.



ЗИМОЙ 1941-1942 гг. "Гитлер наконец-то заставил себя ...отстранить Геринга и поручить сначала Тодту, а затем Шпееру взять на себя ответственность за разработку и производство оружия". 
(Там же).

ФРИЦ ТОДТ начал вводить  автаркию в самом производстве, назвав её "собственной ответственностью военной промышленности". 
(Там же).
Это наконец привело к полной мобилизации военной промышленности, к настоящему переводу экономики на военный лад. Выпуск продукции резко возрос.
Но блицкриг оказался уже провален, а время упущено. Глиняный колосс опять начал подниматься с колен. И ЕГО УЖЕ БЫЛО НЕ ОСТАНОВИТЬ.
 
Альберт Шпеер, сменивший на посту рейхсминистра погибшего в авиакатастрофе Тодта, добился-таки с помощью автаркии двукратного и более -  роста производства.
Он заметил как-то, что если бы фюрер решился на отстранение Геринга с поста экономического узурпатора и на подлинную военно-промышленную автаркию хотя бы в середине 1941 года, ещё до серьёзного увязания с внедрением "нового порядка" в России, -
то "Гитлер вполне мог бы возглавить армию, чья мощь была бы вдвое больше". 
(Там   же).

Каковы бы оказались судьбы России и русской Перестройки, подготовься нацистская Германия к этому как следует, окажись и вправду в 1941-1942 годах АРМИЯ У ГИТЛЕРА В ДВА РАЗА МОЩНЕЕ ?!
Если уже имевшаяся мощь и так более чем впечатляла.



НЕДОВОЛЬСТВО И ВОЗМУЩЕНИЕ экономическим диктатом Геринга прослеживались и у военных управленцев, у тех, кто по Генплану "Ост" подчинялся и самому рейхсмаршалу, как фактическому хозяйственному владыке Востока.
Так, генерал ГЕОРГ ТОМАС  - начальник управления военной экономики и вооружений ОКВ  (не без подачи, конечно, крупнейших промышленников Рура) накануне и в начале войны неоднократно и весьма настойчиво пытался убедить В.Кейтеля и самого Гитлера в нецелесообразности дальнейшего наращивания мощностей безмерно распухшего геринговского "Рейхсверке", 
в том, что экономику следует по-настоящему мобилизовать к войне, к подъёму Востока, тем более, что эта война, и этот подъём уже начались.

Но этот странный Гитлер  словно бы и не хотел собственной победы, не желал предельного сосредоточения своих сил в единый кулак. Фюрер по-прежнему предпочитал,
ЧТОБЫ и гражданское общество не ущемляло своё потребление, не испытывало тягот военного времени, и
ЧТОБЫ промышленность работала как бы в условиях тотальной мобилизации, но без таковой,
ЧТОБЫ ни в коем случае не затрагивалась основная часть главного арийского народа, от которой зависело его будущее -  женщины.
Немецкие женщины вообще не знали трудовой мобилизации за все годы войны.
Ни одна из воюющих стран мира не могла себе позволить такого. 



фЮРЕР НА СЛОВАХ СОГЛАШАЯСЬ с необходимостью настоящей мобилизации и "де-автаркизации" Геринга, с давно назревшей потребностью "перевода всей экономики на военные рельсы",
всегда поворачивал вопрос так, чтобы не слишком ограничивать и гражданское производство и своего любимчика Геринга. (Вообще Геринг при Гитлере очень напоминает Меньшикова при Петре I. Такой же всесильный и жадный).

Первоначальные успехи АРМЕЙСКОГО БЛИЦКРИГА даже тормозили военное производство и только крах стратегии «молниеносных побед» -  вызвал у германских нацистов нечто вроде окончательно-большевистского сплочения, сформулированного в действительно спасительном заклинании: "Всё для фронта! Всё для Победы!".
Однако когда полезный для дальнейшей тоталитаризации нацистов облом лихой стратегии «блицкрига» всё-таки наступил -  оказалось и вправду поздно. 
Раньше -  было рано,  теперь -  поздно.  Вовремя -  не удалось.
Так на этом свете всегда было устроено. Потому все и живы покамест.



ХОТЯ Тодт, Мильх и Шпеер наконец и провели "автаркизацию" в кепплеровском смысле всей германской экономики, сделав её неуязвимой для большинства перипетий внешней борьбы, колебаний притока сырья и товаров,
хотя они полностью перенацелили её на потребности войны, а также проводимых реформ, и достигли просто поразительного, ПРАКТИЧЕСКИ НА УРОВНЕ БОЛЬШЕВИКОВ, роста военного и даже гражданского производства,  -  они так и не смогли восполнить потерянные Гитлером и Герингом
два с половиной драгоценных, стартовых года.

Столь дезорганизованной Перестройке России конечно пришлось слишком долго раскачиваться. Так и досталось вначале ПОЛУГРАЖДАНСКОЙ, ПОЛУМОБИЛИЗОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ ГЕРМАНИИ нести на себе все тяготы войны на множество фронтов и все расходы по установлению "нового порядка" в Европе и России.
Однако "популист" Гитлер так и не решился сам снизить жизненный уровень германского народа, пока это за него не сделали другие.
    
Впрочем, Геринг сыграл всё-таки не столь уж односторонне негативную, не только ключевую роль в плачевном нацистском  исходе из Руси и Европы.
Ведь в то же время ИМЕННО РЕЙХСМАРШАЛ сумел открыть ряд программ, создать некоторые структуры, которые не только не сошли со сцены с его собственным уходом, но не пропали и после разгрома самого третьего рейха.
А ещё он сумел провернуть совершенно фантастические -  ПРИДАВШИЕ НАЦИЗМУ НАСТОЯЩУЮ ВЗЛЁТНОСТЬ -  финансовые сделки с англосаксами.

С Эдвардом Вудом (империя Ротшильдов) Геринг достиг коренной финансовой сделки.
Она полностью обеспечила военно-промышленный потенциал Германии к началу войны



ИМЕННО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ Герман Геринг запустил в ход исключительно перспективную форму управления промышленностью континента  с помощью централизованной СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИЙ НА СЫРЬЁ И ТОПЛИВО,
а европейским единым сельским хозяйством -  через объединённую систему местных (в конкретных странах) сельскохозяйственных министерств, которые выполняли ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЕ КВОТЫ по производству и поставке продукции, устанавливаемые германским рейхсминистерством продовольствия.

Кроме того, именно коричневый рейхсмаршал создал нечто вроде над-региональных «ЕВРО СОВНАРХОЗОВ», ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНТИНЕНТАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ на территории оккупированных "новым порядком" стран Европы и России, а также союзных и нейтральных государств,
но основанных не по территориальному, а скорее по отраслевому и даже обще-экономическому признаку. 

Каждая экономическая отрасль в масштабах целой Европы и России при нацистах становилась "государством в государстве", самостоятельной, самодостаточной (например, топливно-энергетическая и химическая под руководством Карла Крауха).

Такой метод объединял в целостной действующей структуре всё европейское и русское производство  (того же алюминия, нефти, угля и синтетических материалов). 
Разумеется, центральной, "руководящей нитью" отраслевых геринговских  "евросовнархозов"  оставался великий и нескончаемый "Четырёхлетний план".

Именно ПЛАН на все времена и тысячелетние сроки ТЕПЕРЬ КРЕПИЛ И ПРАВИЛ единой оглоблей  экономическое состояние всего континента.
А оно настырными германскими нацистами просматривалось совершенно изумительным.

Сомнений тогда ни у кого не оставалось -  уж они бы такого будущего добились!
Как и Наполеон. Если бы… не поход в Россию.


Рецензии