Ни жена, ни вдова
Галина и Алексей познакомились на лесоповале.
Дети алтайских крестьян, сосланных в сибирскую тайгу на выживание за любовь к земле и своё трудолюбие, они с раннего возраста были привычны к любой работе. И как бы тяжелы ни были новые условия, они и их родители смогли приспособиться и к ним.
Жизнь брала своё. Люди трудились, строили себе жильё. Молодёжь влюблялась, создавала семьи, рождались дети. Всё шло своим чередом.
Галина была весёлой, жизнерадостной девушкой. Алексей степенным, основательным парнем. И оба на зависть трудолюбивы.
Они отлично дополняли друг друга и стали очень хорошей семейной парой. Как могли, обустраивали своё гнёздышко. Строили планы на будущее. Надеялись на лучшее: они вместе, работы они не боятся, и всё у них будет хорошо! Один за другим появились дети – два сына и дочка. Но недолгим было их семейное счастье. До глубокой маленькой деревушки, затерявшейся в сибирских лесах, долетела страшная весть о войне.
Собрав свои нехитрые пожитки, мужики и парни с озабоченными лицами толпились возле артельной конторы, нервно закуривая одну за другой самокрутки перед отправкой в районный центр.
- Жди меня, - сказал Алексей Галине, к ногам которой жались испуганные ребятишки. – Я обязательно вернусь. Ты только верь!
Обнял и поцеловал напоследок её и детишек.
- Запомни: я обязательно вернусь к вам, - сказал он ещё раз на прощание.
Галина хотела заголосить, но побоялась напугать ребятишек. Они и без того напоминали маленьких напуганных воробушков. И старательно зажимала рыдания, которые рвались из её груди.
Таким она и запомнила своего мужа: крепкого, рослого, с потускневшим взглядом, но твёрдой походкой уходящего от них с котомкой за спиной.
-2-
Томительно потянулись дни, недели, месяцы. В трудах, заботах о детях и в ожидании писем с фронта проходило время. Да и скучать особо было некогда. Как и все деревенские бабы, Галина от темна до темна была на артельной работе. Ребятишки оставались дома одни.
- Как они там? – от тревоги за малышей сжималось материнское сердце. И от Алексея долго не было вестей. – Жив ли? Не ранен ли?
И молилась долгими ночами, надеясь на милость Всевышнего.
Получив от мужа коротенькую весточку, Галина летала, как на крыльях, звенела колокольчиком.
Жив, здоров её Алёша!
Алексей скупо рассказывал о своих фронтовых дорогах. В основном спрашивал, как они там. И каждый раз писал: ждите! И она ждала.
А война круче и круче затягивала свои гайки. Всё для фронта, всё для Победы! Работали, как лошади. Голодали, но всё, что могли, отправляли своим солдатикам.
- Мама, дай поесть! – сверкая голодными глазёнками, просили у неё ребятишки, когда она возвращалась с работы поздним вечером. А что она могла им дать? Ни хлеба, ни картошки. Для них оставались лебеда, крапива да корешки, которыми и спасала их родная земля.
Вскоре и письма с фронта перестали приходить в её маленький домик на окраине деревни.
Что с ним? Тревога не покидала Галину ни днём, ни ночью. Но она верила: раз сказал Алёша, что вернётся, значит, вернётся! Уж она-то хорошо знала: слово его твёрдое! Он никогда не обманывал! Не обманет и в этот раз.
Одна за другой в деревню на черных крыльях прилетали похоронки. Завидев издалека почтальонку, Галина с замиранием сердца ждала: что она несёт в своей сумке для неё. Но та обходила её стороной, вручая заветные треугольники другим женщинам.
- Галина, тебе письмо! – обратилась однажды и к ней почтальонка.
Сердце Галины оборвалось. Что-то недоброе принесла она, мелькнуло в её голове.
Это было письмо из военкомата.
- Ваш муж считается без вести пропавшим, – с большим трудом от страшного волнения прочитала она прыгающие строчки казённого письма.
- Но это же ещё не конец! - лихорадочно и с надеждой думала Галина. – Здесь какая-то ошибка. Не может её Алёша исчезнуть, не может! – пыталась уверить она себя и продолжала ждать.
Время шло, писем от Алексея всё не было. Но Галину успокаивало то, что нет и похоронки. Это уже хорошо! Значит, жив её Алёша! Конечно, жив! Она верит в это, чувствует своей любящей душой.
- 3 -
Окончилась война. Вернулись с фронта деревенские мужики. Поседевшие, постаревшие. Кто с одной рукой, кто на костылях. И все с незаживающими ранами в сердце. Ещё больнее становилось им, когда они увидели, в какой беспросветной нужде живут их семьи. Сколько непосильного труда взвалили на свои плечи матери, жёны, раньше времени повзрослевшие их детишки. И тут же впряглись в эту жизнь сами.
Повеселели бабы, в чьи дома вернулись сыновья и мужья. Сияли от счастья ребятишки, дождавшиеся своих отцов.
Радовалась за всех и Галина. Только её домишко эта радость обошла стороной. С завистью на других ребятишек смотрели её дети. Но Галина ждала, что когда-нибудь их Алёша тоже переступит порог родного жилища, убеждала в этом сыновей и дочку. Эта вера придавала им силы и вселяла надежду.
Надеяться и ждать помощи им было не от кого.
Иногда ей приходилось слышать за своей спиной:
- Кто его знает, где он. Может, нашёл новую жену и живёт где-нибудь себе в удовольствие. Может, в плен попал и умер от истощения, или переметнулся на сторону врага. Сколько таких случаев было за время войны?
- Мой Алёша не такой! – хотелось ей кричать от боли. Но она только улыбалась и продолжала ждать.
Незаметно повзрослели дети. В хлеву появилась живность, которая требовала ухода, в огороде подрастали картошка и овощи. Жизнь постепенно налаживалась. Ребята помогали ей во всем. Все в папу, с гордостью смотрела на них Галина. Вот бы порадовался Алёша!
За работой в артели и домашними делами Галине некогда было скучать. Своё брал весёлый, жизнелюбивый характер. В её домик на посиделки постоянно приходили парни и девчата, друзья дочки и сыновей. Вязали, вышивали, рассказывали друг другу забавные истории. А Галина на большой семейной сковородке жарила картошку на всю ораву. От неё голодным никто не уходил. В маленьком оконце гостеприимного домика допоздна светился огонёк керосиновой лампы, звучали шутки, смех, веселье. Не отставала от молодых и Галина.
Ночью, оставаясь наедине со своими мыслями, она вспоминала трудную молодость, своё короткое счастье с Алёшей и разговаривала с ним:
- Где ты, мой родной! Я жду тебя, как ты просил меня, а ты не сдержал своего обещания …
Прошли годы. Дети обзавелись своими семьями, у неё появились внуки, которые видели своего деда только на фотографии. Так и прожила Галина до последних своих дней – ни жена, ни вдова, ничего не узнав о судьбе мужа.
Уже после её смерти повзрослевший внук случайно наткнулся на имя деда в Книге памяти. Там было записано: погиб в марте 1942 года у д. Стрелицы Ленинградской области (ныне Новгородская). Позднее на сайте ОБД «Мемориал» он прочитал, что в районе этой деревни вплоть до 1944 года проходили страшные бои, в одном из которых он и погиб. В 2013 году внук побывал на его могиле.
- Ах, Алексей, Алексей! Бабушка ждала тебя всю жизнь, как и обещала, - возлагая цветы у подножия памятника погибшим солдатам,сказал он своему деду, который навсегда остался 30-летним.
Свидетельство о публикации №220050200387