Про паровозы

 Утро получилось на удивление добрым. Проснулась в хорошем настроении, что бывает довольно нечасто; вспомнила, что сегодня уже май, мой особенный, радостный  месяц.Когда-нибудь в будущем май 2020 будет вспоминаться, как связанный с катастрофой - пандемией. А нам дано в нём жить, и, даст Бог, пережить. И я счастлива, что в это напряжённое время мой разум находит повод для радости.

 За окном хмуро, завывает ветер. В приотворённую оконную створку спальни всю ночь несло холодом, и я сквозь сон потеплее завёртывалась в одеяло почти с головой, но вставать и закрывать окно не думала – обожаю спать в прохладе и свежести.

Несколько дней подряд накануне стояло прочное тепло, выше 20 градусов. Понятно, что такая аномалия не по сезону, и долго продолжаться не могла. Весна и осень у нас тянутся нескончаемо, переменчивы в своих температурных настроениях, как известные капризные девицы. Вот и сменилась погода, как и много лет назад на 1 мая, когда мы готовились к экзаменам в 10 классе… 

Руслан приготовил мне кофе, получилось вкусно, я с удовольствием выпила его из изящной чашки тонкого белого костяного   фарфора. Кексики «ромовая бабка», купленные вчера, уже прошли самоизоляцию на лоджии,  сегодня их можно было употребить в компании с кофе. Эта мысль удачно и вкусно реализовалась в моём  материальном мире, в просторной кухне , в любимом кресле у окна, откуда я наблюдаю за погодой, с любимой мурлычущей черной кошкой Анфисой на коленях.

Вчера до поздней ночи активно работали с младшеньким сыном виртуально. Я ему заказала сделать картинки-иллюстрации в учебном пособии, которое мы с Русланом заканчиваем редактировать. При чтении одной из следующих глав  я обнаружила, что в двух задачах нет рисунков, а без них невозможно понять способы соединения элементов в электрических схемах. Пришлось срочно взывать к помощи сына.  Он выполнил мою просьбу, нарисовал и переслал, но два дня я не могла вставить изображение в текст на моём Макбуке - в готовом виде пропадала часть  линий. Мы с сыном были уже в тупике недоумения, пока не пришла в голову мысль переслать  вредные картинки на основной наш рабочий комп, который установлен у мужа в кабинете. И всё получилось! Никаких глюков не оказалось, картинки вставились во всей красе, как тут и были.

А ещё вчера на ночь, листая Фейсбук на ноуте, наткнулась на интересный пост об истории паровозов, отметила его, и утром муж, прочитав, восторгался обилию  интересной информации, которую нашёл по ссылкам. Оказывается, до революции наша Тюмень была железнодорожным тупиком, а Транссибирская магистраль шла через Курган. Я удивилась, т.к. для меня этот факт тоже стал открытием!

А мне эта паровозная энциклопедия напомнила детство моих сыночков. У нас, как и во многих семьях с детьми  того времени,  имелось много детских книжек самых разнообразных изданий. В том числе серия «книжки-малышки». Это было дешёвое и доступное издание, детские книжки, как и учебники, и научные издания, в СССР тех времён купить можно было в каждом книжном магазине, за исключением книг художественных, конечно. Размер книжек-малышек - с ладошку, тоненькие, но хорошо иллюстрированные, хотя и на плохой бумаге, на страничке основное место занимал рисунок, а внизу несколько строчек текста.  И одной из любимых старшенького Бориски был «Паровоз» Юлиана Тувима. 

«Стоит он, пыхтит он, вздыхает он часто, и потная взмокла от масла рубашка…» Ну и дальше картинки самого паровоза, перевозимых грузов, от поросят до роялей: «А вот и вагоны уже прицепили и чем только, чем только их не набили! В один пятьдесят поросят посадили, в другом преогромные свиньи ходили».

Картинки - обычные для детей возраста 4 - 6 лет. Но вот что удивило меня ещё в те далёкие времена, как продолжает восторгать и сейчас. Это то, что Юлиан Тувим нашёл оригинальный, простейший способ объяснения малышам принципа работы парового двигателя, движения  паровоза; облёк свои мысли в слова, понятные дошкольной аудитории, в итоге получился шедевр!

«Поле проехали, рощу и речку. И горы навстречу, и город навстречу!»
«Но кто это, кто это, кто их толкает, и где, у кого это сила такая? Такая силища у пара, у пара, бежит он по трубам от страшного жара. Бежит из котла он с водою бурлящей, водою такою шипящей, кипящей!”
«И пар из котла выбегает поспешно и всё на пути он толкает, конечно. Шутя и пыхтя натолкнулся без спроса на два рычага, рычаги на колёса; и крутит, и крутит колеса рычаг! Да, так это, так это, так это, так!»

Гениально!

 Мой сынулька с этой книжкой спал. Без конца просил почитать, а потом уже рассказать наизусть ещё и ещё.  С большим удовлетворением слушал и строго поправлял, когда мы сбивались, поглощённые другими заботами. Без всякого сомнения, она дала толчок его бурному умственному развитию в тогдашние его три года. Что потом стало проявляться все очевиднее. Как и до сих пор.
Месяц май для меня особенный: я родилась сама и стала мамой тоже в мае. Мой старшенький уже много лет живёт очень далеко от родного гнезда. Грустно.  До нынешней весны казалось – какие проблемы, сел в самолет, часов 9 -12 лёту и ты уже в объятиях любимых! Эх.

Остаётся наслаждаться экзотическими видами стран, откуда нечасто приходят весточки от сыновей. 
И предаваться воспоминаниям о прошлом. Нисколько это не предосудительно. Это роскошь, это наслаждение, это спокойствие – ни о чём не жалеть в прожитом и радоваться дню сегодняшнему.

Фото взято со страницы Горьковский музей паровозов https://www.google.coм


Рецензии