Интеллигентный сезон

ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ СЕЗОН (август 2016)

Получив грант на проведение фестиваля «Интеллигентный сезон» в крымском городе Саки, наши друзья из Союза писателей Республики Крым во главе с Валерием Басыровым, пригласили меня на это удивительное действо в качестве почётного гостя (в качестве участника я бы не потянул финансовые растраты). Крым – недопетая песня моя, более двух лет не ступала моя нога по земле славной Таврии, а тут такая возможность. Я проконсультировался у Андрея Линника, который не так давно вернулся с балаклавской «Пристани менестрелей», как можно проникнуть на полуостров через Чонгар, и Андрей всё разложил по полочкам.

ДОРОГА. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

16 августа я сажусь в поезд Харьков-Геническ, который заявлен, как скоростной. Вагон двухэтажный, места сидячие, плотно стоящие друг к другу, полок для багажа не предусмотрено, простора для ног нет, и в вагоне на 160 пассажиров два туалета! Одним словом, полное разочарование в железнодорожном сервисе. После мучительной ночной полудрёмы утром приезжаем в Новоалексеевку, сходу нас подбирают таксисты и везут мимо Сиваша до таможенного пункта контроля «Чонгар» на бешеной скорости. А далее утомительное прохождение таможни пешим ходом. И вот украинский контроль пройдён, выбегаю на трассу, там уже стоит микроавтобус «Мерседес» и я запрыгиваю в него чуть ли не на ходу. Три минуты езды, и нас выгружают. Российский контроль. Его преодолеваем практически за полчаса, выхожу из лабиринта таможенно-пограничных коридоров, а там стоят зазывалы. Итак, время – 14.30. На Симферополь можно долететь за 600 рублей на такси, на автобусе до Джанкоя за 100, на автолайнере, который пойдёт аж в 17.00 до крымской столицы – 250 рублей. На меня назойливо наседают зазывалы и уговаривают ехать на такси, я говорю: «Могу заплатить только 400», они кричат: «Это не серьёзно!» и предлагают хотя бы за 500, но я неумолим, и подхожу на остановку, где граждане-путешественники садятся в «Эталон» до Джанкоя. Один из водителей такси, сломавшись, подходит и заговорщицки шепчет: «Поехали за 400, но никому не говори, за сколько я тебя везу». И вот, через 2 часа я уже в Симферополе.
Фестиваль назначен на завтра, на 18 августа, и я поначалу решаю переночевать в Симферополе, а с утра ехать в Саки в гостевой дом «Ле-Ди», где на меня уже будет забронирован оплаченный номер, увы, не получается. В гостинице «Артек», которая находится рядом с вокзалом, по паспорту со знаком Рюриковичей на обложке не принимают. И я решаюсь ехать в Саки.  Но сперва я иду в салон мобильной связи и пытаюсь выбрать сим-карту, чтобы иметь возможность пользоваться благами цивилизации, как всегда делаю неправильный выбор, и иду на автостанцию.  Сначала еду маршрутным междугородним автобусом до славного города Саки, затем выхожу на остановку, откуда идут автобусы в нужном мне направлении. Автобус стоит в сторонке, водитель выжидает время, я присаживаюсь и жду. Вечереет, со стороны минарета центральной мечети разлетаются завывания мулы, на которое бурно реагируют цепные псы частного сектора, а на ещё серое небо выползает самоварно-медная луна. Но вот автобус подбирает нас и мчит по загородной трассе на Пересыпь, где располагаются все пансионаты, санатории и мини-отели. Женщины на остановке зазывают меня на постой к ним, но я, сглупив, упорно иду прочь, искать гостевой дом. Как говорится, язык до Киева доведёт, и мой язык доводит меня до центрального корпуса «Ле-Ди». На ресепшне тьма и пустота. Нахожу работников, они созваниваются с начальством и меня провожают к администратору. Администратор, она же хозяйка отеля, ликом схожа с казахской звездой Азизой, а типажом похожа на одну из торговок одесского привоза. Она даёт мне анкету, и, мурлыча всякие непосредственные фразы, говорит, мол, с 18-го за вас уплачено, а за сегодняшнюю ночь с вас 2000 р. Но у меня всего с собою 2500, это деньги на обратную дорогу! Но я, наивно полагая, что потом организаторы разберутся с таким грабежом, и деньги мне вернут, оплачиваю всё до копейки. Госпожа вызывает работницу, и меня препровождают в корпус №3. Этот корпус находится в 150 метрах от центрального, куда идти надо по каким-то закоулочкам торговых рядов. Работница стучит в дверь номера 3, и дверь открывает высокий поджарый мужчина, на худом лице которого выделяется хороший фигурный крупный нос, мечта любого скульптора. Я захожу, закрываю дверь и представляюсь. Мужчина в ответ тоже представляется:
- Валерий Савостьянов из Тулы. Так вы и есть тот самый Нечипорук?
Я интересуюсь, какой тот самый? Оказывается, он моё имя знает по журналам «Метаморфозы» и «Северо-Муйские огни».
Я тем временем пытаюсь расположиться в номере. В единственной комнате стоит шкаф, мини-стол, две кровати и пара тумбочек. В шкафу полок нет, тремпелей (плечиков) тоже. Кровати одна двухспалка, другая полуторка. Валерий Николаевич без обиняков занял по праву первого жильца двухспалку, и, переходя на ты, интересуется:
- А ты разве не так бы поступил?
Я не спорю, но уверен, что предпочёл бы полуторку у стены, нежели двухспалку в центре комнаты. Оказывается, к нему несколько часов назад уже подселили напарника, но тот, не выдержав убогости номера за 2000 рублей с носа, отправился требовать себе номер с доплатой в люксовом корпусе. Мы начинаем беседовать, и у нас оказывается уйма общих знакомых. Он знает и Николая Переяслова, и Владимира Середина, и Александра Амусина. А потом ближе к полуночи мы отключаемся.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. ОТКРЫТИЕ

С утра мы с Валерием обмениваемся книгами, я ему подписываю свою «Синегорию», а он мне «Армянские мотивы». Армянская тема для Валерия Николаевича, несмотря на то, что он со Средней Полосы, очень близка, любит он армянскую культуру. Я, пролистывая книгу, обращаю внимание на весьма объёмный раздел о самом авторе, раскинувшийся на 4 страницы промежуточного формата А6-А5. Савостьянов поясняет, по существу, большинство читателей не представляют, чью книгу они берут, они не обязаны знать всех нечипоруков и савостьяновых, поэтому информация об авторе должна быть полноводной, полнокровной, чтобы читатель мог иметь хоть мало-мальски небольшое представление о нём. И я его высказывание мотаю на ус. Ведь действительно, мы стесняемся из ложной скромности подать информацию о себе, а потом выслушиваем заслуженные порицания от библиотекарей. Общение с Савостьяновым оставляет на мне определённый отпечаток. Но на завтрак я иду один, Валерий при поселении отказался от столования и остаётся в номере.
Я прихожу в столовую, мне указывают, куда рассаживаться участникам фестиваля, знакомых лиц я пока не наблюдаю. Нам подают блюда, десерт и компот. А во время завтрака появляются и Ольга Прилуцкая, и Валерий Басыров, а также долгожданная Наталья Сляднева – редактор журнала «Метаморфозы», которая тоже не одна, а с подругой-соратницей Галиной Родионовой. Я здороваюсь с ними. А они, в свою очередь тоже рады меня видеть, но Басырова и Прилуцкую настораживает мой нездоровый вид. Да, за эти пару лет мыканий и метаний по белу свету я потерял килограмм 15, и это их смущает. Наверное, мои впалые щёки очень огорчают Валерия Магафуровича, что он заставляет меня съесть и его творожной десерт. Конечно же, я начинаю жаловаться на то, как меня обобрала хозяйка отеля, и Басыров обещает разобраться. Увы. Что в руки этой монолитной госпоже попало, то пропало. Никакие доводы, что горисполком проплатил проживание почётных гостей, и что я уезжаю на сутки раньше, ни кого не волнуют. И Валерий Магафурович обещает потом, прибегнув к тяжёлой артиллерии, продолжить разговор. Но прибывшая «тяжёлая артиллерия» в виде Вячеслава Килесы ничем помочь не смогла.
А тем временем пора готовиться к открытию фестиваля, и я начинаю нервничать. Мои соратники, Оксана Егорцева и Александр Товберг, которые приезжают на фестиваль в качестве участников, до сих пор не прибыли, а связаться с ними нет никакой возможности, т.к. украинские номера здесь не срабатывают, а крымские мне пока не известны.
И вот в актовом зале отеля начинается мероприятие под названием «Пресс-конференция и презентация альманаха «Интеллигентный сезон-2015»». Мы собираемся в актовом зале, где уже мелькают знакомые лица крымчан, это и Валентина Яровая с Ириной Калякой из Щёлкино, крымская сибирячка Александра Фёдорова из Братска, а также Юрий Портов. А вот я вижу ещё знакомое лицо в чудно;;й шапочке-полутюбитейке – Дмитрий Мурзин из Кемерово, мы с ним познакомились на Фэйсбуке буквально неделю назад, но уже по постам я понял, насколько он активный пользователь сетей, он не один, со своей женой и доченькой – девочкой лет 10-12. Приезжают представители районной власти – устроители, а также представители Союза писателей РК. Встречать их выходит госпожа-хозяйка (принципиально не хочу упоминать её имени) с огромным караваем. И после того, как внешний вид каравая испорчен окончательно, все организаторы и представители СМИ проходят в зал. Итак, шикарный широкоформатный альманах в твёрдом переплёте представляется собравшимся гостям и участникам. Это итоговые материалы прошлогоднего фестиваля. Весьма объёмная книга, сделанная со вкусом (впрочем, как и все книги издательства «Доля»), Валерий Магафурович рассказывает о структуре альманаха, об авторах, а потом слово переходит к представителям городской и районной власти. Особенно выделяется своим красноречием и энтузиазмом подтянутый молодой человек с красивой густой аккуратной бородой – заместитель мэра г. Саки Шериф Османов. Мероприятие длится недолго, и все участники с чистой совестью идут на обед.
По программе после обеда должно быть ещё посещение музея краеведения, но мне сегодня не до него – не судьба. Возврата денег добиться не получилось и мне приходится ехать в город, в пункт обмена валют, чтобы обменять свои тугрики из «энзэ» на российские рубли. В город мы едем с Натальей Евгеньевной Слядневой, у которой тот же финансовый вопрос, но ей нужно обменять доллары. Мы садимся на автобус «троечку», и приезжаем в район центральной площади, ходим по улочкам и ищем отделения банка. Находим не сразу, но зато курсы валют вполне пристойные, итак, я немного подправляю свои финансы, хотя на дорогу назад может и не хватить. Мы выходим с Наталией Евгеньевной на всё ту же остановку транспорта, с которой я отправлялся на Пересыпь вчера. Мы не успеваем присесть на остановочную скамейку, как я вижу, что мимо нас по дороге проезжает белый «жигулёнок», за рулём которого сидит Владимир Ларионов, и я, отбросив все приличия, радостно кидаюсь на проезжую часть, размахивая руками. Владимир удивлён не меньше нас, а на заднем сидении сидит его супруга – Лариса Афанасьева. И Владимир и Лариса приятно удивлены, они приглашают нас со Слядневой в машину. Оказывается, они только что приехали в город из «Ле-Ди», а теперь возвращаются на место своего временного прибежища, т.к. Владимир сейчас находится на лечение в санатории им. Бурденко. Но, обрадованный внезапной встречей, Владимир опять едет на Пересыпь и отвозит нас на территорию дома отдыха.
Прибыв на место дислокации, мы идём на ужин. Перед столовой я встречаю Валентину Яровую, с которой мы уже здоровались за обедом. Она подходит ко мне и с недоверием и удивлением в глазах спрашивает:
- Так вы Иван Нечипорук?
- Да, - отвечаю.
- Извини, Ванечка, я тебя не узнала!
Ну, не мудрено, то был такой упитанный мужичонка с шевелюрой, а тут тощий парнишка лет сорока, стриженный под замшу, подбегает к тебе с объятьями, как не растеряться? В общем, разобрались.
Блюда к ужину размером напоминают детские порции, поэтому я расправляюсь со своим пайком в две минуты и выхожу из столовой. И тут возле администрации, наконец-то, вижу Оксану Егорцеву с уже знакомой мне походной красной сумкой. Я подбегаю к ней, она с дороги, уставшая, говорит, что уже около 10 минут ждёт хозяйку отеля. Я ей советую: «Она всё равно с тебя сдерёт за весь день, хоть ты не завтракала и не обедала, пойдём в столовую, хоть перекусишь с дороги». И веду её в пищеблок, а сам бегу собираться, через 40 минут выезд на праздничный концерт.
Я подбегаю к своему номеру и вижу возле нашего номера, на террасе с диванчиками Валерий Савостьянов беседует с парнем и женщиной, которые стоят ко мне спиной, но я уже по спине узнаю своего кунака – Сашу Товберга. Мы радостно здороваемся, Саня говорит, что они ищут «Ле-Ди», со своей спутницей он познакомился на остановке в Саках (она тоже ехала на фестиваль) и надо же, забрели именно к нашему корпусу. Я предлагаю Александру оставить вещи у нас в номере, сам на ходу по-солдатски переодеваясь в парадный костюм, беру приветственный адрес от нашего Союза писателей, и веду Санька туда же, в столовую. И вот мои бойцы поужинали, а хозяйки гостевого дома как не было – так и нет. Уже начинается движение, по территории группки литераторов идут на выход с периметра на трассу, где нас ждут автобусы, а Сашу и Оксану мы не можем зарегистрировать и поселить. Под дверью администрации прибавляется ещё один гость, который растерян и удручён этой ситуацией. Этот гость оказывается – Никита Брагин, автор из Москвы, чьё имя частенько мелькает в литературных изданиях. Я предлагаю и Оксане, и Никите занести вещи тоже к нам и ехать на открытие, но Брагин отказывается. Только с дороги и, не определившись с поселением, на концерт ехать – это не для него. Он остаётся, а мы торопимся на автобусы, которые, ожидая участников, раскалились, как жарочные шкафы. Хорошо, что тронувшись с места в карьер, автобусы быстро проветриваются, иначе приехали бы мы мокрые как мыши.
И вот мы в центре. Площадь Революции, на которой располагается вполне интересное здание Районного дворца культуры. Долго и шумно мы продвигаемся внутрь дворца. Мы с Натальей Слядневой идём и занимаем места в первом ряду, надеясь, что нас вызовут зачитать поздравительные адреса. Саша и Оксана присаживаются с нами рядом.
Концерт начинается! Действо разворачивается шикарное. Творческие коллективы смогли удивить. А вот официальные вставки проходят без нас. Выступают главы района, города, депутаты крымской думы, а среди них один из депутатов – папа симферопольской поэтессы Марины Матвеевой. До почётных гостей, сидящих в первом ряду с поздравительными адресами, то бишь до нас с Натальей Евгеньевной, дело не доходит. Валерий Магафурович после концерта подходит и объясняет, сценарий был настолько перегружен, что вставить поздравления от гостей было невозможно. Завтра, мол, в концертном зале пансионата «Полтава-Крым» нам предоставят такую возможность. Ну и ладушки! И погрузившись опять в автобусы, возвращаемся в «Ле-Ди».
Приехав, идём на поселение. И тут оказывается, что селить-то и некуда. Саня с Оксаной просто обалдевают от таких откровений хозяйки. И тут она, увидев меня и то, как я опекаю своих ребятушек, предлагает, кивая на Александра: «А вы его возьмите себе в номер, у нас есть евро-раскладушки». Для Оксаны тоже предполагается подобный вариант. Мы начинаем робко заикаться о скидке в связи с таким форс-мажорным обстоятельством, но куда там! Грозная и грузная хозяйка неумолима, и даже за сегодняшний день сдирает с них за питание в полном объёме (700 рублей не такие уж и малые деньги), хотя они прибыли только под ужин.
Мы с Сашей идём следом за помощником администратора в хозчасть за раскладушками. Нам выдают 2 штуки, и предлагают самим заняться транспортировкой этой не такой уж и лёгкой евромебели. Я спрашиваю: «То есть, без полноценного номера, на раскладушке, без скидки, так ещё и такелажные работы вместо ваших ребят выполнять?». Ответ просто идеальный: «А наши ребята пошли на пляж отдохнуть». Одним словом – сервис!
Валерий Николаевич Савостьянов не то чтобы в шоке от того, что у нас происходит уплотнение жилплощади, но радости по этому поводу явно не испытывает. Евро-раскладушка оказывается весьма жёсткой с дохленьким тюфяком к нему, но я выхожу на террасу, где устроен диван-сарай, низкий стол и низкие же тахты к нему для посиделок на свежем воздухе. Я подхожу и снимаю с одного из диванчиков поролоновый матрац со спинки, мы его укладываем Саньку под тюфяк, и получается вполне приличная постель. Правда кровать получается чуть ли не у входной двери, но в тесноте да не в обиде. А Оксана селится на третьем этаже нашего корпуса.
Сперва мы идём втроём на пляж, чтобы отдать дань Чёрному морю. Темно, но вода в свете прожекторов прозрачная. Окунувшись больше для проформы, так сказать, чтобы поставить галочку, мол, были, мол, купались, возвращаемся к нашим номерам. Через полчаса, я, Саня и Оксана, закипятив чай, выходим на террасу и устраиваем вечерние посиделки, обсуждая наши дорожные приключения и читая стихи.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ПРОЗА

Утро. Завтрак. И сборы на первый конкурсный выезд. Едем в санаторий «Полтава-Крым» на всё тех же ПАЗиках, что и вчера. Нас высаживают на трассе, между пансионатом и одним из Сакских лечебно-бальнеологических озёр. И мы, нестройными рядами идём к концертному залу. Посреди периметра санатория стоит памятник академику Павлову, территория умеренно засажена растительностью, поэтому приходится жариться на солнышке. В вестибюле санатория в корпусе, на первом этаже которого размещается зал, проходит регистрация. Столы  в  вестибюле, за которыми всё это происходит, находятся практически у входа, и количество конкурсантов, как тюльки в азовском море – не протолкнуться. Саша и Оксана регистрируются, им выдают бейджики и блокноты с ручками, а мне, как почётному гостю не полагается. Но я, пользуясь случаем, подхожу к Ольге Владимировне, и Прилуцкая мне выбивает и блокнот, и ручку. И со спокойной душой мы идём представлять книги на выставку-продажу. Толпа желающих пристроить книги собралась нешуточная, столы быстро заполняются стопочками разношёрстных книг. Я подаю несколько своих книжек и альманахов, Товберг тоже выкладывает свои «Междутамки» (так он полушутливо называет свою книгу «Междутам_Междуздесь»), и Оксана тоже сдаёт несколько своих книжек. А я в это время вдруг слышу женский голос, который поясняет: «Это мои стихи о войне в Донбассе». Я оглядываюсь на голос, и вижу перед собой землячку Нину Волкову. С ней мы познакомились в 2009 году, когда я впервые побывал в гостях у енакиевского литобъединения «Родник». Сама Нина – жительница Углегорска, а у дочери, которая сейчас живёт в Крыму, осталась квартира в Горловке, куда Волкова и перебралась, а после развала «Родника» стала ходить к нам в «Забой». Я говорю: «Добрый день, Нина Дмитриевна, где бы мы с вами ещё встретились». И она мне тут же презентует ту самую книжицу, весьма сомнительного качества печати, и содержание произведений в которой слабоваты, хотя и написаны на злобу дня в конъюнктурном запале. Хотя я знаю, что у неё есть и хорошие стихи, но эти явно накручены. Тема есть, но это не стихи – это публицистика, хоть и с рифмой. Но я очень рад встретиться на этой благодатной земле с Ниной.
И вот, первый конкурсный день. Проза. На сцену приглашают членов жюри и представляют публике. Следом выходит Наталья Сляднева с приветственным словом от Союза писателей Беларуси, и потом я с поздравительным адресом от Межрегионального союза писателей, зачитываю и вручаю его Валерию Басырову. И начинается конкурс. Регламент пять минут. Авторов приглашают на сцену и объявляют, кому приготовиться следующему. Я свою миссию на сегодня выполнил, поэтому могу спокойно расслабиться и сидеть, слушать участников конкурса. В прозаической номинации участвует Саня Товберг, хотя в отведённый регламент он и не уложился, но его рассказ заинтриговал слушателей. После того, как он заканчивает, мы выходим на территорию пансионата, отдыхаем и наслаждаемся морским бризом.
Когда конкурсный день заканчивается, творческое общение продолжается на территории «Ле-Ди» в формате бардовского концерта. А мы: я, Оксана и Александр, идём на пляж. И вновь, мы отдаём дань морю пятиминутным заходом в воду, которая не такая прозрачная, как на ЮБК, но и не такая мутная, как в Севастополе.  А потом, выпив по бутылке «Трёхсосенского» пива, возвращаемся к своему корпусу.
Когда темнеет, мы выходим с чайником и кофе на террасу, раскладываем сладости, а в это время мимо проходит Ольга Прилуцкая. Мы её зазываем к себе, и Ольга Владимировна с удовольствием присоединяется к нам. Кофе – это всего лишь предлог, а мы под звёздным крымским небом читаем стихи. Мы свои, а Ольга Прилуцкая переводы. А также она рассказывает о своей работе с украинским поэтом Павлом Гирныком, скверным мужичонкой, которого Бог не обидел талантом. Сварливый и гонорливый Гирнык не устоял перед обаятельностью Ольги Владимировны и книжка стихов, переведённых на русский язык, увидела свет в издательстве «Доля». Всё это рассказывается с весёлым запалом, так что из соседнего корпуса выходит на балкон дама и требует от нас тишины. А мы за стихами и кофе продолжаем общаться ещё около часу.

САКСКИЕ СЕМИСТРОЧИЯ

                О.Е и А.Т.

На крик вечерний с минарета
Собаки стайно подвывают.
Луна алтынною монетой
На тело неба выплывает,
И прогоняет полный мрак,
Сквозь душное дыханье лета
За дамбу озера Чокрак.

Седые травы утомлённо
Вдыхают сонную прохладу.
И воздух пряный и солёный
Наполнил все аллеи сада.
Курортники спешат на чай
И нам поторопиться надо
На поэтический причал.

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ. ПОЭЗИЯ

Утром всё продолжается по той же схеме. Завтрак, «Полтава-Крым», концертный зал. Но сегодня в зале царит Поэзия. С утра было объявлено, что гости и конкурсанты могут выступить перед аудиториями, по всему городу для поэтических чтений предоставляется несколько площадок. Саша Товберг предлагает нам поехать в санаторий «Саки», куратором этого выступления является Лариса Афанасьева, и мы с Оксаной соглашаемся. Устроители предупреждают, что те, кто сегодня выступает в поэтических номинациях, а потом едут на творческие встречи – должны подойти к жюри со списками и их вызовут на сцену в первую очередь. Саня пишет «афанасьевский» список организаторам и мы ждём, когда вызовут Оксану и Сашу. И тут вдруг я слышу, что следующим на сцену просят приготовиться Ивану Нечипоруку. Я «почётный» гость фестиваля и не заявлен как конкурсант, но Саша меня внёс в список, как участника выступлений в санаторий, и члены жюри приглашают выступающих согласно этому списку. Я подхожу к Валерию Магафуровичу, и говорю, мол, меня зачитали из списка делегации, которая едет выступать с Ларисой Афанасьевой, на что он говорит, мол, ничего страшного, выйди, прочитай чего-нибудь. И вот, фестиваль «Интеллигентный сезон», а на сцену выходит официальный представитель МСП в весьма неинтеллигентном виде, в шлёпанцах-«вьетнамках» и в шортах. Я читаю пару стихотворений гражданской направленности: «Пуля» и «Крики чаек над Невой», после чего покидаю сцену и выхожу в фойе. Ко мне подходит Валерий Басыров  и, извиняясь, что так получилось с хозяйкой гостиницы, даёт мне на обратную дорогу тысячу рублей из своего кармана. Не хочется напрягать Валерия Магафуровича, но, увы, денег на обратную дорогу нет и я смущённо принимаю купюру. Я иду на книжную ярмарку, завтра мне уезжать и я забираю свои оставшиеся книжки и незначительную сумму за проданные альманахи и сборники. Тут же я вижу Наталью Мурзину и интересуюсь, где её муж Дмитрий. Она говорит, что он ещё ждёт в зале своей очереди выступать, и я подписываю им на двоих свою книжку «Немолчание». И вот мы с Сашей и Оксаной отправляемся пешком в «Ле-Ди» подготовиться к выезду на выступления.
Переодевшись выходим к стоянке наших автобусов. Литераторы уже кучкуются возле ворот пансионата. К нам подходит Юрий Портов (Рапопорт), знакомый нам с Оксаной по юбилейному мероприятию в 2014 году, он говорит о том, что ему понравилось моё сегодняшнее выступление, также он высказывает своё мнение и Саше, и Оксане. И вообще, Юрий в хорошем настроении, видно, что ему очень нравится рабочая атмосфера фестиваля, он лучится не хуже таврического солнца. И вот когда за нами подъезжает ПАЗик, нас грузится две группы, первая в санаторий «Саки» и вторая группа выступающих в санатории «Сакрополь». Едем в город, высаживаем «сакропольцев», а через пять минут десантируемся и мы. На высоком крыльце, развернув баннер фестиваля, делаем фото. Нас 10 человек, но я вдруг замечаю, что Савостьянова с нами не было в автобусе, но он записывался именно в нашу группу. Когда мы проходим на территорию санатория, то видим Валерия Савостьянова, который, уже прогулявшись по городу, прибыл своим ходом. Под сенью чинары он меняет очередную майку, и сверху вновь надевает белую рубаху. Такая чистоплотность нас слегка удивляет, он в течение дня меняет около 3-4 маек, наш номер весь завешен постоянно сохнущими  майками, а тазик в душевой постоянно наполнен такими же замоченными серыми образцами мужского гардероба. Зато Савостьянов в этой фестивальной суете один из немногих, кто выглядит всегда, как свежий огурчик. Заходим в просторный холл с диванчиками и тахтами. Рассаживаемся, появляются работники санатория, ответственные за наше мероприятие, появляются несколько отдыхающих, и всё. Неудачно выбрано время для литературных чтений, когда проводятся основные физиопроцедуры, и мы – выступающие являемся большинством в этом зале. Мы начинаем наши выступления, честно признаться, наша группа меня приятно удивляет, все авторы как на подбор. Очень хорош Савостьянов, опытный и маститый фестивалер, с хорошей дикцией и жестикуляцией – он умеет донести слово во всей красоте. А ближе к концу мероприятия появляется Шериф Османов в сопровождении начальника отдела культуры. Он прибыл поприветствовать наш творческий десант и поблагодарить за участие, и даже читает своё стихотворение, написанное им в подростковом возрасте. После этого они откланиваются, и едут на встречу с другими «десантниками». А мы завершаем наши чтения и культорганизаторы приглашают литераторов к сладкому столу. Фуршетные столики заставлены соками и сладостями: печеньками, пирожными и пальчиками. Наевшись сладостей, мы понимаем, что было бы неплохо прихватить с собою к вечернему чаю сухпаёк. Тем более, сами организаторы предлагают забрать с собой остатки и приносят для этих целей полиэтиленовые пакеты. Набрав два пакета пирожных и пальчиков, мы выходим и следуем по аллеям санатория на центральный выход, где нас уже ждут в автобусе выступавшие в «Сакрополе». На ходу мы с Оксаной успеваем помыть липкие руки в фонтане, чего мы не успели сделать после фуршета, подгоняемые Ларисой Афанасьевой.
За проходной санатория нас уже поджидает автобус. Он почти забит «сакропольцами», но для Оксаны сразу отыскиваем место. Потом, оглядевшись, находим, что есть в салоне ещё не занятые сиденья и рассредоточиваемся по салону. Я присаживаюсь рядом с белокурой сибирячкой Мариной Александровой из Нижневартовска, женщиной среднего возраста, с которой мы в течение этих дней близко ещё не общались, и она сразу, без особых прелюдий предлагает: «Давайте книжками меняться!». И я, конечно же, согласен, достаю из рюкзака свою «Синегорию» и тут же подписываю, и Марина тоже подписывает мне свой сборник. В дороге мы с ней беседуем о фестивальных мероприятиях и о том, кто куда едет по завершению «Интеллигентного сезона».
Утомившиеся, мы заходим с Саней в номер, переодеваемся и идём на ужин, после которого нас ожидает очередной рывок – свободный микрофон. Мы приходим в актовый зал «Ле-Ди» втроём с Оксаной, записываемся и рассаживаемся в зале. Программа на весь день была задана по максимальной шкале, все утомлены и вялы. Все выступающие читают по два стихотворения, ну что ж, по два, так по два. Время девятый час, почти все, отчитавшись, прощаются и убегают. И под конец мы остаёмся практически в пустом зале, тоже читаем, и тоже откланиваемся. Мы торопимся на наше еженощное чаепитие.
Увы, Ольга Владимировна забегалась, завтра последний фестивальный день, ей нужно решать какие-то бытовые вопросы, и мы в последний совместный вечер остаёмся втроём, за обильно уставленным сладостями столом. Завтра утром я уезжаю, не оставаясь на последний день, так как послезавтра мне нужно быть в Горловке, а перед этим заехать в Харьков за женой. Ну, всё равно, стихи и кофе и свежий морской воздух, о чём ещё можно мечтать августовской ночью, когда небо рассекается штрихами метеоритов? Долго не сидим и в полночь расходимся, у меня подъём в шесть часов.

ОБРАТНАЯ ДОРОГА

Раннее утро, ещё солнце не взошло, а я тихонечко собираюсь и, попрощавшись с Валерием и Саньком, выхожу в утреннюю прохладу. Автобусы с Пересыпи на Саки начинают ходить с 8.20, но мне нужно в 8.00 уже выезжать из города в Симферополь, а поэтому я решаюсь на отчаянный шаг – преодолеть это расстояние пешком, делов-то – 9 километров. И бодрой походкой с рюкзаком, полным книжных трофеев, я отправляюсь в путь, вдоль пансионатов и санаториев я выхожу на Евпаторийскую трассу и начинаю отсчитывать километры вдоль выгоревшей степи, которая в ранних лучах горит нежно-персиковым цветом.

ПЕШКОМ

Я, как ходок, впадая в ретро,
Оставив на песке свой след,
Иду, листая километры
По трассе «Пе;ресыпь-Рассвет».

Лишь небо утренне зарделось,
И отступил прохладный мрак,
А я уже шагаю смело
Вдоль озера Тобе;-Чокрак.

А город, проступив сквозь утро,
Ещё подобен миражу…
И я от трав золотокудрых
В свой терриконный край спешу.

Чуть более часу у меня ушло на мой путь, я растёр ноги и на середине дороги снял свои сандалии, переобувшись в свои гореславные «вьетнамки», продолжил путь, задорно шлёпая пятками. На автовокзале беру билет на автобус и до отправления успеваю выпить чаю с пирожком. В 9.00 я в Симферополе, и, не теряя ни минуты, сходу сажусь в уже заполненную «ГАЗельку» и мчусь по трассе в сторону Чонгара. За пару километров до конечной точки, мы обгоняем два крупных пассажирских автолайнера. И это было кстати. Когда я вышел из машины и кинулся к контрольному пункту, меня неприятно удивила очередь на российской таможне – метров двести. А через пять минут, когда подъехали отставшие автобусы – очередь выросла ещё на 50 метров. Жара, тоска, не присесть… Люди изнывают и злобно провожают детей и инвалидов, которые продвигаются через узкий коридор-«обезьянник» к пункту досмотра в обход очереди. Я очень нервничаю, хоть поезд у меня вечером, но я не знаю, что мне уготовано на украинской границе. Но очередь, тем не менее, продвигается, и вот через полтора часа я свободная птица между двух таможен. На украинской стороне очередь мизерная, человек 20-25, и я через пятнадцать минут уже предъявляю к досмотру свои вещи. У меня доблестный мытарь на дне рюкзака находит несколько оставшихся альманахов «Поэтическая номисма» и «Стезя».
- Что это у вас? – интересуется он.
- Литературные альманахи, – отвечаю я, – недораспроданные, везу назад.
- И где вы ими торговали, в электричках?
Моя физиономия выдаёт благостную улыбку, и я отвечаю:
- Нет, на литературном фестивале.
Мытник, кивает головой, и пропускает меня на территорию государства новых шумеров.
И вот такси, и вновь Алексеевка, поезд «Геническ-Харьков» и ночная встреча с семьёй. А уже утром мы с женой на вокзале грузимся в поезд до Артёмовска. Встречай нас, батюшка-Донбасс!

Р. S. Уже в Горловке через фейсбук пытаюсь связаться с Оксаной и Александром, которые после сакского фестиваля вдвоём отправились на «Гринландию» в Солхат (Старый Крым). Оказывается, в день, когда я уехал, и подводились итоги, меня объявили лауреатом в номинации «Любовная лирика». То, что я не был конкурсантом – полбеды, на сцену ведь выходил, читал, но то, что за все эти дни я на выступлениях читал только гражданскую лирику, члены жюри как-то не учли. Ай да молодцы! Но и за это спасибо, к диплому-то ещё и подарки прилагались, осталось дождаться возвращения из Таврии Оксаны.


Рецензии