Потревоженная невинность

     Перед нами картина Рафала Олбински “Невинность вежливых намерений”. Ее название можно перевести с английского иначе. Скажем, так: “Наивность куртуазных (учтивых, утонченных) намерений”.
     Поэтический сюрреализм – к такому направлению относят живописные работы художника, что обуславливает “освобождение сознания” зрителя от канонов восприятия, а, следовательно, дает ему право на свое собственное понимание картин Олбински. Замысел художника при написании представляемой картины непросто понять, да, собственно, не следует и пытаться. Необходимо включить воображение, увидеть навеваемые ею аллегории, аллюзии, возможные сюжетные линии, невозможные коллизии. И, если воображаемые сюжеты будут столь же абсурдны, как и сама картина, значит, художник добился своего.
     Что ж, бог в помощь.

     Сюжет 1
     ПАРИ
     Они сидят за столом – он и она (хозяйка дома). Молчат, им есть о чем молчать. Завеса недосказанности зависла над ними, неся отчуждение. Вчера еще насмешливая, игривая, ласковая, сегодня закрылась, ушла в себя, глядит невидяще. Слава богу, не ненавидяще…
   
     Господи, зачем он нацепил на себя этот нелепый костюм, к чему этот официоз? Чтобы придать весомость своим оправданиям? И без объяснений все ясно!
     Надо же, затеяли игру в любовь. Как им было славно без всего этого, вольготно! Самая  же главная их потеря – утрата былой простоты, ясности и открытости отношений.
     Сама виновата! Нет, виновата подруга. Ворвалась в их жизнь, не посчитавшись ни с чем. Ускорила ход событий. Теперь они с кровью отдирали себя друг от друга, прощались с дружбой, потесненной любовью, прощались и с любовью.
     Поникнув головой она бездумно разглядывала стол. Что там видела? Мрак, темень ночного города – чужого, ирреального?..
     До появления подруги они все свое свободное время проводили вдвоем. Явилась подруга, стали дружить втроем. С ее появлением в их дружбу прокралась любовь, она металась между ними тремя, не зная, на ком остановить свой выбор, и не нашла ничего лучшего, чем выстроить классический любовный треугольник. Любовный треугольник – хрупкая построение. Она потеряла любимого, потеряла и подругу, оставшись ни с чем. Хотя, нет, осталась кошка.

    Что видел он, уткнувшись глазами в стол, о чем думал?
    – Зачем она поставила третий стул? – думал он, – кого ждет?
    Этот стул в последнее время занимала ее подруга. До нее на нем восседала кошка. Появилась подруга, согнала животное со стула. Они стали собираться втроем, пока подруга не добилась своего. Теперь стул пуст – ни подруги на нем, ни кошки. 
     Ох, если б была возможность вернуть события назад. Но не бывает такого, нет, не бывает.
     На стене, за спиной хозяйки дома увидел картину. На холсте была изображена обнаженная девушка с распущенными волосами, очень похожая на нее. Раньше этой картины здесь не было. Что она хотела сказать, выставив на обозрение собственную наготу? Он никогда не видел ее обнаженной – не дошли они еще до таких отношений.
     Рядом с полотном обнаженной девушки на стене появилась еще одна картина. На ней – постельная сцена. Определить участников интимной сцены не составляло труда. Это были он, она и… кошка? Кошка-то причем? И каков смысл картины? К чему изображать то, чего не было? Или это намек на то, чего он лишился?..
    
     Он до сих пор не понимает, как такое могло произойти? Отчего поддался на ее уговоры проводить домой подругу? И почему, проводив, не ушел сразу?
     – Поздно, куда ты? Не беспокойся, не трону, постелю на диване, – успокоила та его.
     Дальше все было как в тумане, в памяти остались лишь обрывки воспоминаний.
     Когда женщина недостаточно хороша собой, недостачу своей привлекательности она компенсирует раскованностью и натиском. Сказать, что он был ошарашен, значит, не сказать ничего – такое с ним происходило впервые.
     Господи, что она вытворяла! Чувственный беспредел, где скромность и стыд – лишь пустая формальность. Мало какой мужчина смог бы устоять, он и не устоял. Не успел опомниться, сорвался в наслаждение…
    
     – Не мучайся, не напрягайся, избавлю тебя от объяснений и оправданий. – нарушила молчание хозяйка дома, – Все очень просто. Она выиграла пари…


     Сюжет 2.
     ОНА ЖЕ НЕ ИКОНА
     За столом сидят он и она. Похоже, он созрел, и сегодня, наконец, решится. Вчера вечером перед уходом домой даже поцеловал ее… руку.
     У него нелепый официальный вид: костюм, галстук, хотя в комнате жарища, но, видимо, так требует момент – момент истины. Она устала ждать, это длится который уже месяц кряду. Судя по испуганному его виду, вполне может не состояться и сегодня. Как он похож на героя чеховского рассказа “Человек в футляре”! Спрятался в своей скорлупе, скован, зажат, боится всего и вся! Тот так и не решился объясниться с женщиной, да и помер от переживаний. Как бы с ее избранником не произошло того же.
     Ему скоро уезжать – он получил предложение на работу в Америке. Они уже добрых два часа сидят в молчании, неужто так и уедет и выстраданная ею мечта не воплотится в действительность?
     Чтобы облегчить себе задачу, придать ему раскованности, она повесила на стене картины. На одной из них изображена обнаженная девушка, похожая на нее, на другой – постельная сцена. А он, бедненький, на картины глаз поднять не смеет. Бросает "незаметные" взгляды на нее, как на икону, вздыхает.
     Не икона же она, не дева Мария! Как все нормальные женщины, хочет любви, достатка, ребенка, наконец! Сегодня из одежды на ее теле лишь сарафан. Не заметил и  этого.
     Все, или сегодня, или никогда! Он не оставил ей выбора. Решительно поднялась, подошла к нему, села на его колени, прижалась грудью…
     Двери распахнулись. В них появилась немолодая полная женщина – его мама, не иначе. Кошка на всякий случай спрыгнула со стула, покинув место предстоящего сражения. Как же, сам объясниться не в состоянии, призвал на помощь мамочку!
     Вошедшая оглянулась кругом. Увидела фривольные картины на стене, полураздетую девицу, сидящую на  коленях сына, и… поняла все!
     Схватила его за руку, потащила к двери. Чтобы какая-то распутница-бесприданница сбила с пути праведного ее мальчика?
     Не бывать этому!..


     Сюжет 3.
     СИЛА ВНУШЕНИЯ.
     Кому потеха, кому тоска смертная.
     Они расположились за столом – нежданный гость и она. Молчат. Женщина как на иголках, вот-вот должен подойти ее возлюбленный. Как выпроводить гостя?
     А тот и в ус не дует, разглядывает висящие над ней картины. Сравнивает изображенную на одной из них обнаженную девушку с хозяйкой дома, да и в постельной сцене на втором полотне, похоже, она.
     Бросает взгляды то на картины, то на женщину, представляет мысленно, как освобождает ее от одежд, постепенно, неторопливо, смакуя. Она не станет сопротивляться, поскольку полностью зависит от него. Прикажет – сама разденется, но так не интересно…
     Она представляет совсем другую картину. Он встает, подходит к окну, останавливается, разглядывает в задумчивости шпиль башни. Слышит звон колокола. Открывает окно, высовывается наружу, ложась грудью на подоконник. Откуда колокольный звон, по ком? Сдвигается дальше и…
     Но что это? Гость действительно встает, подходит к окну, и шаг за шагом повторяет ее мысленные желания. Она следит глазами за ним, его движениями. В глазах – надежда и мольба.
     Слышит шум в прихожей.
     Смотрит, то на дверь, то на отворяемое окно – ну, же!
      
      – У тебя открыто окно, почему? – спрашивает вошедший.
      – Да, сегодня жарко. Можешь прикрыть, комната уже проветрилась…    


     Сюжет 4.
     НАИВНОСТЬ КУРТУАЗНЫХ НАМЕРЕНИЙ
     Искусство любить. В те далекие времена отношение к женщине было иным. Миром правили поклонение женщине, воспеваемая трубадурами рыцарская любовь. Посягая на брачные узы, исполненная изыска, тонкости, чувственности, она получила название: куртуазная любовь. 
     Где все это, куда ушло? А может, что-то осталось, дошло до наших дней, пусть в виде исключения?..
    
     За столом он и она.
     Нет, он не в рыцарских доспехах – в костюме. Но это не меняет сути. В его поведении, действиях, словах не меньше рыцарства, преклонения перед женщиной, ее красотой, чем у героев средневековых рыцарских романов.
     Она задумчива и тиха, не смеет поднять на него своих прекрасных глаз, укрыв их под сенью ресниц, внимает его красноречию.
     Он пылок и страстен, велеречив и туманен. Объясняется ей в нежных чувствах, сыплет комплименты: витиеватые, непривычные, непонятные. Таких слов в отношении себя она отродясь не слыхала: “свет очей, зарево ланит, выя лебединая, уста сахарные, вежды-омуты, перси, полные томленья…”
     Замолк, преданно смотрит на нее, стал на колено, “пригубил” руку, продолжил славословие.
     Она незаметно оглядывается кругом – куда он ее привел? Большой стол, картины, исполненные откровений, тихая убаюкивающая музыка. Как необычно, непривычно все это.
     Его речи обволакивают ее, погружая в удивительное, неведомое ей состояние безграничного блаженства.
     Сердце зашлось от его слов, готова до бесконечности слушать их, слышать, верить.
     Он более чем убедителен, неясно одно: намерен ли платить? Как бы красиво и много он не говорил, меньше, чем за сотню баксов она не уступит…


Рецензии
Каждая из четырех историй, на мой взгляд, вполне самостоятельно. Лично мне больше всего понравилась первая, "Пари". Но это дело вкуса, остальные ей не уступают.
Неожиданная, горькая и отчасти смешная концовка "наивности куртуазных намерений" тоже очень понравилась. Цепляет, запоминается.

Было неожиданно получить целых четыре интерпретации вместо одной)

Надежда Онион   02.05.2020 12:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Надежда, за положительную рецензию.
Посмотрим, что скажет жюри...

Иван Власов   06.05.2020 19:40   Заявить о нарушении