Гриша Зубков
А. Луначарский
Гриша Зубков был мужик среднего роста, но он имел привычку сутулиться, и поэтому казался невысоким; он обращал на себя внимание своею какой-то звериной повадкою: за стремительным, резким движением следовала сосредоточенность покоя. На его узком, грубой лепки, лице выделялись глубоко посаженные маленькие злые медвежьи глаза. Еще его выделяла манера говорить: он злобно выкрикивал громким голосом короткие фразы непочтительного содержания, подчас оскорбительные для их адресатов (так сказать, «резал правду-матку»).
Гриша был выходцем из простого народа; его отец был рабочим; вспоминая своих умерших родителей, Гриша отзывался о нем с почтением: «Мать была дура-дурой, а отец – башковитым!» Окончив Физический факультет МГУ, Гриша работал в одном и самых престижных научных центров Москвы, как физик-теоретик. Этим он любил пофорсить: например, выехав за город, он мог вынуть толстую тетрадь, исписанную формулами, и улечься на травку позагорать, что-то в тетради читая и что-то в нее записывая. Не прочь он был щегольнуть и броской одеждой; - бриджами или узкими снежно-белыми брюками. Одним словом, в любых обстоятельствах он находил способ привлечь к себе общее внимание.
Поскольку на зарплату СНС ( Старший научный сотрудник)нельзя было особенно зажировать, Гриша в отпусках подрабатывал на «шабашке» - строил для дачников заборы и сараи (особой выделкой его строения не отличались, но свои функции выполняли исправно). На побочные заработки Гриша купил себе «Жигули»; машина позволяла ему путешествовать со своею сожительницей Люсей. Целью каждого из таких путешествий был выезд «на природу» в какое-нибудь отдаленное место, чтобы поставить там палатку, и беспробудно пить.
То, что мы называем культурой: художественная литература, искусство, памятники архитектуры, театр и даже кино Гришу совсем не интересовали; слово «досуг» он понимал, как «застолье»; «отдохнуть» означало «напиться». «Нас с тобой объединяет только вот это» - говорил он Люсе, щелкнув указательным пальцем над воротником. Так как детей у них не было, Гриша с Люсей держали собаку – кокер-спаниеля Чарли, который, хотя у него и была родословная, имел психический дефект – беспричинно кусался.
Неумеренное потребление алкоголя особенно пагубно сказалось на Люсе, завершившись к концу ее жизни delirium tremens, но, казалось, сходило Грише с рук. Действительно, когда в девяностые зарплату задерживали, он зарабатывал деньги на жизнь извозом, то ни разу не попал даже в мелкую аварию. Тем не менее, и для него такая жизнь закончилась плохо: в возрасте 55 лет он умер от инсульта.
На похороны Гриши явилась дюжина его сослуживцев. Это были молчаливые, сосредоточенные на себе мужчины, выражение лиц которых имели общую черту – в них читались высокий уровень способности мыслить вкупе с практической хваткой и цинизмом.
На поминках запомнились два из выступлений.
«Да, Зубок – это у нас был……!!!» - произнес один, и красноречиво замолчал.
«Мы не раз бывали в этом доме, и здесь никогда не жмотничали!» - сказал другой, и это были высшие похвалы.
Гриша Зубков, по-моему, является типичным представителем советской научно-технической интеллигенции, которая характеризовалась высоким профессионализмом и талантливостью, но имела низкий уровень общей культуры, обусловленный тем, что значительная ее часть происходила из простого народа: отсюда же неприятие высокой культуры, отсюда и хамство, и пьянство, отсюда же – их нынешняя приверженность к совку.
Март 2020 г.
Свидетельство о публикации №220050200718