Ормон-хан

                В каждой стране свои лидеры есть
                И их в государствах немало
                И по заслугам хвала им и честь
                И по деяниям слава.
      Ормон-хан Ниязбек-уулу  - хан Кыргызского (Кара-Кыргызского) ханства (1842-1854 гг.), манап племени Сарыбагыш [(ист. сев.) манап - представитель верхушки кыргызской феодально-родовой знати, который, не имея личной собственности, жил за счёт управляемого им населения и распоряжался его собственностью], потомок (внук) Эсенгула родился в Иссыккульской долине в 1792 году. Согласно народному преданию, его прадеду Болот-бию было предсказано, что один из его потомков станет монархом, объединит под своей властью всех кыргызов и создаст национальную державу.
     Манап Ниязбек назвал своего сына Ормоном, [(кырг.) ормой – быть важно степенным; быть человеком крупного телосложения + он – аффикс имён существительных, образованных от глаголов = степенность, представительность, обстоятельность, серьезность, рассудительность, респектабельность, чинность, солидность, важность, величавость] (К.К.Юдахин. Киргизско-русский словарь. 1985 г.).
     C юных лет Ормон умел скакать на лошадях, а когда подрос начал осваивать военное искусство: умение сражаться мечами и копьями. И не было ему равных в одном из древнейших национальных видов спорта – борьбе куреш (к;р;ш).
     Ормон твёрдо помнил все советы и наставления, которые давал ему отец, один из первых манапов Ниязбек,  и с детских лет был человеком властным и амбициозным (честолюбивым, властолюбивым, самолюбивым, высокомерным,  надменным, тщеславным), обладал организаторскими способностями, личной храбростью и уже с 17 лет принимал участие в боях.
     Личность Ормон-хана возвысилась на переломе эпох. В возрасте 25 лет он становится одним из предводителей племени Сарыбагыш, его родоправителем (старшим манапом) и организатором всей жизни. Его главной заботой было - служение своему роду, племени, защита их интересов, обеспечение жизнедеятельности и выживания своих подданных в непростых условиях тех времен. Добившись определенного успеха, он с 30 лет более активно включается в управление своим племенем. Его природный ум и дар правителя были оценены многими племенами, слава о нём распространилась за пределы кыргызских земель.
     В «Истории Киргизской ССР, т.1, 1984 г.» написано, что Ормон считался       особенно благоразумным и даже великодушным, потому что имел у себя виселицу и ежегодно казнил нескольких «преступников», наводя страх не только на своих подданных, но и на соседские кыргызские роды. Однако, что бы ни говорили о властном характере Ормон-Хана, безусловно, его роль в борьбе за создание кыргызского государственного образования очень велика.
      К началу 1840-х годов Ормон-манап управлял племенами Саяк и Сарыбагыш и пытался распространить свою власть над другими племенами Он, имел собственное знамя и от кокандского хана получил чин парваначи [(перс.) высший, второй по значению, придворный титул при дворе кокандского хана].
     В XIX веке в Центральной Азии происходил постоянный передел границ. В числе первых Кокандское ханство заставило кыргызских манапов признать вассальную зависимость. Однако, в общем и целом, кокандская сила таяла, растрачивая себя в бесконечных дворцовых переворотах и междоусобных войнах. К тому же Коканд терпел частые притеснения со стороны Бухарского ханства, а также со стороны Цинской империи. Ослабление ханской власти и усиление реальной власти кыргызских феодалов на севере привели Ормона, бывшего в это время крупнейшим манапом, к попытке обособиться и распространить свою власть на соседние племена. Он отказался выплачивать огромную дань Коканду, разорвал вассалитет (зависимость). Ему удалось нанести ряд сокрушительных ударов войскам кокандцев, после чего его авторитет среди кыргызской знати резко возрос.
     «На этом фоне, - пишет историк академик А.Н.Бернштам, - заслуживает оправдания, а не порицания централизаторские тенденции Ормон-хана, его стремление сосредоточить власть в одних руках,  попытки объединить кыргызские племена, не считаясь с преградами и не смущаясь средств, как бы повторяющих в миниатюре век Ивана Грозного в России».
     Примерно в эти же годы  по приказу Ормона на перевале Сан-Таш по примеру кокандцев было начато строительство оборонительной глинобитной крепости (коргона), для защиты от междоусобных войн и внутреннего раздора. Среди местного населения эта крепость называлась Ормон опуза [(ир.)  опуза – застращивание, запугивание; угроза врагам Ормона].
     Хорошо понимая роль государства и единства народа во внутреннем управлении, защиты от внешних угроз, в развитии экономики, в установлении дипломатических связей с соседними государствами и в поддержании с ними дружественных отношений, Ормон постоянно боролся за осуществление этих идей и постоянно проповедовал идею объединения среди манапов соседних племён.
     Летом 1842 года в местности Кутмалды (на западном берегу Иссык-Куля) Ормон-манап созвал Курултай [(тюрк., монг.) исторический съезд всех монгольских и тюркских князей и знати, орган народного представительства у некоторых тюркских народов], на котором собралась вся кыргызская знать из Центрального Тянь-Шаня, Чуйской и Таласской долин и Приссыккулья. Прибыли бии (правители) северных племён: Сары-Багыш (Ормон, Тере-гельды, Жантай), Бугу (Боромбай, Балбай-баaтыр, Мурат-алы), Жантай (Мигназар), Жетиген (Медербек), Саяк (Медет, Качыке, Чыны), Саруу (Ажыбек), Черик, Калпак, Жангарач, Алыбек, Солто, Кушчу. Прибыли и послы Кокандского ханства. На Курултае Ормон, подняв вопрос о единстве кыргызского народа, о притеснениях со стороны Коканда, о приближении русских форпостов, предложил создать первое кыргызское государство в форме монархии [(гр.) monarchia – единовластие, самодержавие] и избрать cебя  ханом всех кыргызов, как носителя верховной власти и выразителя общих интересов кыргызских племён [(тюрк.) кан; (монг.) каан - властитель, монарх; тюрко-монгольский титул. Изначально ханами называли вождей племени. В государствах, образовавшихся после распада Монгольской империи, хан - титул государя].
     - В единстве наша сила, - сказал он. – Только объединившись и создав своё государство, мы сможем отстоять от внешних врагов нашу независимость, дать отпор захватчикам, обеспечить в стране мир и порядок.
Участники Курултая поддержали идею единства. По предложению Жантая и Качыке  Ормон был провозглашён ханом. На Курултае произошла коронация новоизбранного монарха. Соблюдая древний обряд, на голову манапа в качестве  венца (короны) одели кыргызский головной убор «тебетей» с красным верхом, затем Ормона посадили на белую кошму (войлочный ковёр) и  троекратно подняли. Для угощения всех прибывших была зарезана «Ай-Туяк» - (этн.) белая лошадь, предназначенная для принесения в жертву. 
     В качестве атрибутов и символов ханской государственности Курултай утвердил:
• «Туу» (знамя),
• «меер» (печать),
• «бийлик-курамы» (структура власти),
• «жаза» (кара),
• «айып» (штраф),
• «олчомдору» (меры наказания и взыскания за преступления и повинности),
• «туяк-пул» (таможенные взимания за прохождение караванов и прогон скота),
• «коншулук мамиле» (отношения с сопредельными государствами).
Ормон-Ханом, как верховным правителем, был  издан свод законодательных декретов, в которых было отмечено, что: «По всей Кыргызской земле шапку с красным верхом будет носить только один человек – Ормон-Хан». Этими же декретами устанавливались следующие меры взыскания за преступления: за убийство человека - выкуп (кун) в 300 лошадей, за покушение на чужую жену - 40 лошадей; за кражу - 9 лошадей. В знак твердости и незыблемости Декрета перед народом по древним обрядам была принята клятва резанием прута. Кроме того,  был принят ряд законов, основанных на народных обрядах, широко известных под названием «Ормон укуу (Учение Ормона)».
Главная ставка Ормон-Хана быа расположена в селе Байсоорун (Иссыккульский район,  Ананьевский айыльный округ), а летняя ставка на перевале Сан-Таш в своей крепости.
     Период правления Ормон–Хана знаменателен ещё и тем, что было организовано подобие государственного устройства. Созданы совет из числа видных биев, судейская система и другие органы.
Власть Ормон-Хана среди других племен основывалась на наместниках (ханских представителях) – обычно авторитетных манапах. Так, его наместниками среди саяков и андижанских кыргызов были Медет и Чыны, считавшиеся в то время и официальными биями Кокандского ханства.  Среди солтинцев наместником считался Жангарач, в Таласе - Ажибек, у бугинщев - Боронбай, у сарыбагышей - Жантай.
Для внешних сношений у Ормон-Хана существовал «дипломатический корпус», своего рода «Мининдел», возглавляемый  Байсерке, который при необходимости отправлялся в Коканд с наиболее ответственными заданиями. Имелся и  «разъездной полпред» по имени  Саза, посещавший казахов, русских, узбеков и представителей наиболее крупных кыргызских родов, отличавшихся большой хитростью и жестокостью.
     Немаловажную роль при наличии законодательной власти играло судопроизодство, в котором в роли судей выступали баи и манапы. Так, например, советники Ормон-Хана Медербек (род жетигеи) и Минназар (род жантай) исполняли обязанности биев - судей, решение их считалось окончательным. Законы того времени были довольно своеобразными. Мотивируя установкой Ормон-Хана «при мне никто не может украсть»,  судьи отбирали имущество у того, кто путал лошадей железными путами («кишень»). И горе было тому, кто осмеливался обманным путем присвоить себе чужой скот из беспризорных стад, его ожидала смертная казнь. Карательные функции несли виселицы («дарга»).
     Об этих событиях советский историк С. М. Абрамзон так писал в очерке «У истоков манапства»: «Последний раз в истории кыргызского народа была сделана попытка политического объединения. Это был протест феодального общества с полунатуральной кочевой скотоводческо-экономической базой против начинающего проникать в него и разъедать его основу торгового капитализма».
С созданием государственных органов власти Ормон-Ханом были произведены следующие назначения их руководителей. Ханским главнокомандующим (военным предводителем), отвечающим за безопасность владений,  Ормон назначил своего близкого родственника Торегелди (Т;р;гелди), ответственным за внутренний порядок – Алыбека-баатыра, а главным советником стал Калыгул-олуя Бай уулу [(ар.) олуя – святой; (перен., в эпосе) человек высокой нравственности и умудрённый житейским опытом; провидец], вторым советником был назначен  Жантай Карабеков (1794-1868 гг.) – видный манап племени сарыбагыш, потомок Атаке баатыра, один из наиболее влиятельных руководителей кыргызских племен в Aлa-Too.
     Опору феодальной власти составляла военная организация, весьма искусно приспособленная к частым оборонам и угрозам внешнего нападения. Её основу составляли: личная охрана Ормон-Хана, состоявшая из 30 самых метких стрелков, вооруженных фитильными ружьями («чампан») и находившаяся под начальством сына Ормон-Хана Чаргына; собственная дружина  главнокомандующего Терегелди, слывшего баатыром среди кыргызов  и все прочие вооруженные силы на  случай военных столкновений. По сведениям учёного-востоковеда В.В.Радлова в те времена возле каждой юрты стояла оседланная лошадь и воткнутая в землю пика. «В распоряжении армии была специальная военная мастерская. Во время походов «армию» сопровождал военный оркестр из медного духового инструмента, похожего на фанфару - «керней» и двух деревянных флейт - «сурнай». Играл на них отец знаменитого Сагынбая - сказителя поэмы «Манас» Орозбак - писал учёный-тюрколог  С.М.Абрамзон.
Предание гласит, что Ормон–хан не только был ценителем чужого творчества, но и сам искусно играл на комузе. При его ставке всегда находили приют знаменитые сказители–манасчи и музыканты: Орозбак (отец Сагымбая), Музоаке (дед Тоголока Молдо), Куренке (отец Муратаалы Куренкеева) и другие. Говорят, что Ормон–хану принадлежит авторство популярного наигрыша “Кара–Озгой (;зг;й)”. При нем была построена школа–медресе и написана книга “Жооп–наме” - своего рода справочник по генеалогии (родословию) кыргызов.
             Стиль правления Ормон–хана отличала незаурядность и независимость, поэтому став ханом кыргызского государства и укрепив свои позиции, Ормон-Хан,   решив, что настало время отделения от Кокандского ханства,  сжёг «замок хана» – кокандское укрепление в Кутмалды, а в 1844 году временно захватил кокандскую крепость Бишкек, которая была местной твердыней их войск, тем самым дав понять, что он теперь равен кокандскому правителю Худояр-хану.
В 1846 году превосходящие силы русских войск потеснили из степей последнего казахского хана Кенесары Касымова, вынудив его отступить на территорию Жети-Суу (Семиречья) в долины рек Чуй (Ч;й) и Или. Здесь Кенесары пытался заключить союз с кыргызскими манапами, призывая их к совместной борьбе против России и Коканда.              Однако кыргызы, возглавляемые  Ормон-Ханом, отвергли его предложение и начали набеги на силы, подвластные Кенесары. Началась тяжёлая война. В апреле 1847 году Кенесары с 30-тысячным войском вторгся в кыргызские земли.  Ормон-Хан,  Жантай и Жангарач (племя солто) обратились за помощью к русским властям, но ответа не получили.
Однако благодаря своей смекалке и военной хитрости  и применив военную уловку, которую в народе называют «пуга Ормона»,  Ормон-Хан одержал победу в сражении, которое произошло в долине реки Чуй около Токмока в местечке Май-Дёбё (Д;б;) - Кекелик-Сенир. Во время этой битвы казахские султаны Рустем и Сыпатай предали Кенесары и увели за собой значительную часть войска, армия Кенесары была разбита, сам он схвачен и жестоко казнён.
     Разгром войска Кенесары Касымова, его пленение Ормон-Ханом и казнь были с одобрением восприняты и в России, и в Коканде. Русское правительство было удовлетворено тем, что избавилось от Кенесары, и наградило золотыми медалями Ормон-Хана и Жантая и подарило им халаты, расшитые золотом. Помимо всего этого, Ормон-Хану, как главному военачальнику, обеспечивавшему победу над врагом России, через сарыбагыщского манапа Умбетали, сына Ормон-Хана, была передана  Золотая сабля. А за особые заслуги перед царским двором, за разгром отрядов Кенесары и его уничтожение, Ормон-Хану присваивают воинский чин  подполковника русской армии. Также были награждены золотыми медалями 13 воинов, сумевших взять в плен Кенесары и его сподвижников Даирбека, Калча и Аксакала.
Ормон-Хан до 1853 года пытался воспользоваться поддержкой царской империи против Кокандского ханства и казахов для сохранения независимости Кыргызcкого ханства. После того, как его прошение о закреплении земель Челек-Чарына в Семиречье в пользу кыргызов взамен предложения вступить в российское подданство было отклонено, он откочевал обратно в Байсоорун (Семёновское ущелье).
Хотя Ормон-Хану и удалось создать первое кыргызское государство, но оно скорее было феодальным, чем централизованным. Он хотел вести жесткую политику, но при этом часто сталкивался с интересами своих вассалов. Они формально признали Ормона главой государства и своим сюзереном [(лат., фр.) suzerain - старший], но фактически в своих владениях оставались полными и даже независимыми хозяевами.
Ормон-Хан создал свод законов (нормативных правовых актов) под названием «Назидания Ормона». Но этот свод действовал только в личных владениях хана. Сам хан происходил из племени сарыбагыш, а потому зачастую поддерживал его интересы, тем самым вызывая тайную ненависть своих вассалов, а проводимая им жесткая политика столкнулась с интересами его самого могущественного и влиятельного вассала - Боромбая Бекмурата-уулу из племени бугу. В итоге в 1855 году Ормон-Хан напал на владения Боромбая на Иссык-Куле.  Бой произошел в местности Кутургу на северном побережье озера, но в этот раз Ормон-Хан просчитался и сам попал в плен.
После пленения Ормон-Хан некоторое время содержался как почётный военнопленный. Боромбай хотел отпустить Ормона на некоторых условиях, с обещанием больше не нападать на его земли. Но один из бугинских предводителей, Балбай-баатыр (Балбай Эшкожо-уулу), который был давним недругом хана, узнав об этом, выследил и напал на Ормона с целью его убийства. Смертельно раненый и сбитый копьём с лошади, Ормон был перенесён в юрту сына Боромбая Омурзака и умер на руках его жены, своей любимой дочери… - писал П. П. Семёнов-Тян-Шанский. Смерть Ормон-Хана в 1854 году привела к полному падению Кыргызского ханства.
     Родственники Ормон-Хана, боясь надругательства над телом погибшего хана, тайно (как это сделали родственники Манаса и Байтика)  захоронили его либо в местности Кырчын напротив села Семёновки у реки Кичи-Ак-Суу, или где-то в предгорьях Кюнгей-Ала-Тоо, справа от входа в ущелье Чон-Ак-Суу, выше нынешнего села Григорьевка, где ранее находилась его ставка. И видимо не спроста в восточной части жайлоо есть два места, которые называются «Ормон д;б;» и  «Ормон кыя». Пока же здесь временно родственниками Ормон-Хана установлен памятник.


Рецензии