От москвы до самых до окраин. начало долгого пути

"ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН"... НАЧАЛО ДОЛГОГО ПУТИ... (К 50-летию моих полевых исследований и путешествий).

Мне, за свою долгую экспедиционную полевую жизнь пришлось побывать совершенно в разных уголках России и ближнего зарубежья. На следующий 2020 год буду праздновать своеобразный полувековой юбилей с начала своих исследований, маршрутов и путешествий. На карте России зелёным цветом отмечены те области, которые мне посчастливилось посетить за это время...

Ну, а что вы хотите, я сам в 1969 году выбрал эту стезю, поступив на 1 курс географического факультета Саратовского государственного университета. А в 1975 году закончив своё обучение, уже имел немалый полевой опыт экспедиционных исследований, причём к тому времени география этих экспедиций была от Чукотки, Якутии и Магадана на востоке до Молдавии, Украины (Одесса), Белоруссии и Ленинграда и Ленuнградской области на западе !

А кроме этого, в самые первые студенческие годы я успел побывать в двух экспедициях по Волге на её значительном протяжении от г.Балаково и практически до южной границы Саратовской области, в многочисленных маршрутах в районе студенческого полевого лагеря СГУ в г.Жирновске (Волгоградская область), пожить в таком же полевом студенческом лагере СГУ в районе станицы Даховской (Адыгея), совершить там многочисленные маршруты по северным предгорьям Кавказа, а затем пересечь Кавказский хребет через Клухорский перевал (г.Фишт и г.Оштен), с выходом к Чёрноморскому побережью в районе пос. Головинка. В дополнении к этому в летний сезон 1972 года нашей студенческой группой геоморфологов 2-го курса мы были на р.Медведице в районе Лысых Гор (Саратовская область) и изучали её гидрологический режим !

В 1973 году в мае я должен был ехать на свою первую производственную практику в Магадан, но судьба распорядилась по другому. В середине апреля я попал в больницу с аппендицитом и после того, как я вышел из больницы на нашей кафедре геоморфологии меня перераспределили в Кишинёв (Молдавия) в Почвенный Институт им. Н.А. Димо. В институте меня прикрепили в лабораторию, которая не занималась экспедиционными исследованиями и мне пришлось нарушить распределение и самостоятельно искать в городе структуру, которая вела такие работы. Так я попал в гидрогеологическую экспедицию и всё лето провёл в поле (район Молдавских Кодр, пос.Калараш, Паулешты, с.Быковец), исследуя оползневые процессы на территории республики и изучая её гидрогеологические условия, описывая керн скважин и самостоятельно проводя геолого-геоморфологические маршруты. Но, зато я побывал во многих уголках Молдавии и даже добрался до г.Одессы на Украине.

Уже после окончания вуза в 1975 году побывал на озере Байкал и в Забайкалье в г.Улан-Уда и восточнее него. Обратно, практически через всю страну добирался с разными пересадками до Саратова по железной дороге. Этот многодневный маршрут позволил впервые ощутить насколько велика наша страна и многообразна ! У меня уже был опыт её воздушного пересечения нашей огромной страны от Москвы, через Красноярск до Магадана и потом с многочисленными посадками (если не ошибаюсь их было шесть) до Чукотки (г.Певек) в 1974 г. А возвращаться в тот год обратно до Москвы мне посчастливилось совсем другой самой северной воздушной трассой через Чокурдах (Якутия) и Амдерму (Архангельская обл.). Но, одно дело, когда ты летишь на самолёте (вернее, самолётах, так как были и многочисленные посадки и смены самолётов и их типов, да и сами маршруты проходили по разным воздушным трассам страны), а другое дело много-многочасовое наблюдение за изменениями и нетронутой, даже в те годы, природы Сибири и активное влияние на неё человека.

Затем, в том же 1975 году до глубокой осени принимал участие в изучении степени переработки берегов Волгоградского водохранилища и более подробно знакомился и изучал оползневые процессы в районе г.Вольска. Тот год был очень тёплый и жаркий и затянувшаяся осень позволила нам и поплавать по Волге на специализированном теплоходе "Геолог" (тип Ярославец), на котором мы забирались в разные протоки поймы и подходили к крутым волжским малозаселённым берегам и внимательно исследовали и изучали их.
В довершение всего, после того как наш корабль покинул Волгоградское водохранилище и отбыл на место своей зимней стоянки в г. Ярославль, был организован и совершён автомобильный маршрут по левобережью Волги в пределах Саратовского водохранилища от с.Духовницкое (Саратовская область) и до пос.Приволжье (Куйбышевская область). Задачи всё те же, но упор на изучение степени и скорости переработки берегов и их устойчивости в осенний период штормов на Волге и в пределах водохранилища.

В конце 1975 года я был принят в НИИ Геологии Саратовского госуниверситета и вся последующая моя экспедиционная жизнь была связана с этой университетской организацией. К сожалению этого института уже нет, как структуры (хотя его история началась в 1935 году), нет и его уникального гаража полевых экспедиционных машин, которых в иные годы набиралось не менее 50-ти и практически все они были на ходу, нет тех "боксов" для зимнего их хранения и ремонта, которые строили собственными силами сотрудников, осталась только память и те немногочисленные ребята, которые работают на геологическом факультете СГУ или в иных организациях... На месте гаража НИИ Геологии СГУ сейчас построен т.н. предуниверсарий - школа "молодых талантов", которые будут набирать со всех мест для дальнейшего обучения в университете. Ну что же... "кто был никем, тот станет всем"...

Первые годы, с конца 1975 и по 1980 г.г. мои полевые исследования были связаны с северной частью Приволжской возвышенности - территориями Мордовии и Ульяновской областью. Институт тогда вёл специализированные работы по составлению карт четвертичных отложений, геоморфологии и новейшей тектоники практически всего Поволжья и прилегающих территорий от Астрахани на юге и до Татарии и Кировской области на севере. И такие карты были составлены и затем изданы и они стали настоящим раритетом и хорошей энциклопедией для нынешних поколений исследователей природы Поволжья.

Для меня же эти годы стали хорошей школой полевой и научной жизни, когда вся ответственность за проведённые исследования и полученный результат лежит на тебе и ты своими аргументами и фактами должен показать всю обоснованность тех или иных решений.

Мои маршруты при изучении просторов нашей страны были и пешие, и конные, и водные, и вертолётные и один раз воздушный - самолётный, когда в середине 80-х годов целый день с утра до вечера, вместе с географами Мордовского университета и Мордовской специализированной экспедиции мы обследовали степень состояния сельхозугодий республики и накручивали на АН-2 разные воздушные петли над полями Мордовии от Саранска до западной границы и обратно, с единственной посадкой на обед в маленьком аэропорту г.Темников и то, что до этого я несколько лет неоднократно проезжал на автомобиле и проходил пешком и изучал по специализированным картам и аэрофотоснимкам, уместилось в один день полёта.

Но, больше всего мне за свою долгую экспедиционную полевую жизнь пришлось совершить автомобильных маршрутов, так как с 1978 года и далее я был уже сам за рулём своих экспедиционных машин, которых мне пришлось за последующие годы поменять очень и очень много. И ГАЗ-69, и разные УАЗы (УАЗ-452 и УАЗ-469) и естественно, несколько разных автомобилей ГАЗ-66.

Ну, а что вы хотите - такова порой недолгая и очень трудная судьба полевых геологических машин. В летний полевой сезон, который начинался обычно в мае, а то и в апреле и мог продолжаться до октября, а то и до ноябрьских праздников этим авто приходилось испытать на себе все прелести российских полевых дорог и, естественно, российского бездорожья. Тем более, что в полевых условиях их ремонт и обслуживание ложится на твои плечи и ты сам должен уметь определить причину любой поломки и по возможности устранить её. И в лучшем случае в помощь тебе были твои ребята-студенты, да мужики-механизаторы из соседних сёл и деревень.

Такова наша геологическая судьба, не только думать, обследовать. исследовать и уметь ориентироваться в пространстве и на карте, замечать, отмечать, фиксировать и отбирать пробы и измерять разные параметры на различного типа приборах и устройствах и уметь описывать и заносить в свой полевой дневник все наблюдения, но ещё уметь крутить баранку, а при любой неисправности и самостоятельно устранять её. Ну и организовать полевой лагерь (для отдыха и проживания), найти место для камеральной обработки полученного в поле материала и самое главное - уметь найти и приготовить пищу ! Так как на голодный желудок, не будет никакой работы... И эту школу полевой геологической жизни - я начал проходить и обучаться ею с самых первых своих экспедиций !

И ещё один не менее важный момент. Это умение найти контакт с своими товарищами, другими участниками этих странствий, путешествий и исследований ! Без нормального человеческого общения и дружного коллектива - не достигнешь нужного результата и полевой сезон будет провален.

С 1980 года у меня начался новый период моих жизненных событий. Я был аттестован как научный сотрудник и был назначен начальником одной из геологических партий института.

Но, об этом я расскажу вам в следующий раз...

Игорь Пролеткин


Рецензии