Сотворение человека

- «И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде, и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих». (Исайя 30.20)

- «Ученик не выше Учителя, но довольно для ученика, чтобы он был как Учитель его». (Матфей 10.25)

В предыдущем исследовании мы пришли к выводу, что Иисус был Раввином и среди Его учеников, так же были учителя раввинисты. И таковым учеником был Симон Кананит (раби Шимон), который написал произведение под названием «Сияние» (ЗоГар), состоящее из 32 глав, символизирующих 32 стези, постижения смысла всей Библии. Сегодня мы продолжим знакомить читателя с этим произведением и пройдемся по стезе, озаглавленной «Сотворение человека».

Когда Шимон был еще в пещере, собрались его собратья на берегу моря «Гиносар» (Генисаретское) и сетовали: «Да, верно мы слышали, что у собрата (Симона) нашего имеется жемчужина, драгоценный камень. И я вгляделся в блеск этой жемчужины: она сверкнула, как свет обнаженного солнца, и осветила всю вселенную. И этот свет всегда струится с небес к земле и освещает всю вселенную, до тех пор, пока не усядется Ветхий Днями, и воссияет на престоле так, как подобает. И свет этот включал в себя все в доме твоем, и из света, находящегося в доме твоем, вышел отсвет тонкий и острый. И он выходит наружу и освещает всю вселенную. Ступай сын мой, ступай. Следуй за жемчужиной той, что освещает мир, ибо благоприятен для тебя час этот».

Комментарий: В этом отрывке мы сразу замечаем, как автор, ссылаясь на видоизмененное название озера, вокруг которого происходили многие события служения Иисуса. И тем, хочет подчеркнуть свою связь с учениками Иисуса. Фраза – «пока Ветхий Днями не воссядет на престоле», отсылает нас к пророку Даниилу, где этот образ связан с «ветхим» учением или по Иоанну со «старой» заповедью о сочетании человека в одну плоть. То есть – мужчины и женщины. Здесь же мы читаем о том, что «свет этот включал в себя все в доме твоем, и из света, находящегося в доме твоем, вышел отсвет». Из других текстов автора мы узнаем, что там, где в Писании говорится о «доме твоем (своем), то всегда подразумевается – дом, где находятся мужчина и женщина.

Далее, в главе о сотворении человека, некие раби Бу и Бо размышляют над Библейской фразой о сотворении человека. Один говорит, что Творец не советовался с Ангелами, когда создавал человека, но вначале из света сотворил всех служителей своих. Другой возражает, говоря: «Если бы ты от небесного голоса это услышал, то я сказал бы – прекрасно! Но не кажется убедительным это решение». В споре они вспоминают о раби Шимоне, который в это время «очищал все стогны Тверьи». Тверья является брачным городком, где отношения между полами, а вернее учения о них находятся в беспорядке, как «стогны» сена с примесью разных трав.
Они нашли Шимона и спросили его о фразе – «сделаем Адама в образе нашем по подобию нашему». Шимон, как всегда ответил притчами и сказал: написано – «глухие, прислушайтесь, и слепые вглядитесь, чтобы увидеть». И тут же комментирует свои слова – «А разве слепцам и глухим сказала эта Тора? Да, тем слепцам, которые слепы в Учении и прямая дорога перед ними, а они идут кружными путями, как слепые, и не понимают сути слов. В нашем Училище изучали это стих, и вот какой сделали вывод».

Прежде чем мы сошлемся на вывод Шимона, приведем ряд любопытных высказываний других учителей Торы в этом вопросе: «Сказал раби «Бе» - в час, когда приступил Святой к сотворению первого Адама, увидел Он праведников и нечестивцев, происходящих от него (Адама). Сказал – Если Я сотворю его, то выйдут из него нечестивцы, а если не сотворю – то как появятся из него праведники? Что сделал Святой – убрал он от лица Своего нечестивцев и призвал к участию в нем свойство Милосердия, и сотворил его. Об этом написано – «ибо знает Господь путь праведных, а дорога нечестивцев исчезнет». Раби «Ха», делая дополнение в этом вопросе: В час, когда Он приступил к сотворению первого Адама, советовался с Ангелами служения, которые спросили Его -  Адам, а каковы его свойства? Творец ответил – восстанут из него праведники. Открыл им то, что праведники восстанут из него, но не открылим, что восстанут из него нечестивцы. Ведь, если бы открыл им то, что нечестивцы восстанут из него, не позволило бы свойство Суда сотворить его (Адама). А вот еще любопытное высказывание: Когда Бог советовался с Ангелами служения в сотворении человека, то они «пренебрежительно» сказали – что такое человек, коль Ты вспоминаешь о нем? Бог сказал, что он будет мудрее вас и провел перед Ангелами – животных, зверей и птиц, и просил назвать их. Они не смогли. А, когда провел их перед Адамом, тот назвал всех по именам, соответствующих им – львом, ослом, верблюдом, орлом. Но, мне более нравится интерпретация Маймонида, который представляет творение человека, как драма утраты человеком образа Божия и его поиска. Где миф о грехопадении человека говорит не о его прошлом, а его настоящем, устремленном в будущее.

А мы, опять, переходим к учению Шимона. Вначале он говорит как бы простые вещи, что в творении участвовали – вода, земля и небеса. Потом, ссылаясь на Святого (Творца), говорит: «Ни один из вас не сможет сделать это существо в одиночку, как были сделаны прежние создания. Но все вы должны соединиться вместе, и Я (Бог) с вами, и сделаем человека, ибо вы не сумеете создать его самостоятельно. Я и вы, Я – душу, а вы - тело». И в итоге, говорит – как во время Творения присутствовали трое – небеса, земля и вода, подобным образом Святой участвует в мире при сотворении сынов человеческих. Трое участвует в создании человека – муж, жена его и Святой. То есть, вначале своей книги (учения) он подводит читателя о важности человека в рождении (сотворчестве) нового человека по плоти – мужчина + женщина. А потом, эта пара призвана развиваться в отношениях между собой, которые, в итоге, ведут к высшим обетованиям Творца - Пира и брачной Вечери Сына. Но, об этих стезях человеческого роста, в следующих статьях.      



   


Рецензии