Гл. 7. Экскурсия директоров

Глава 7. Экскурсия директоров.

Утром следующего дня Штольц сидел в кабинете у технического директора, докладывал о результатах поездки. Мережко, хмурясь, выговаривал ему:
– Почему так долго? Мы же договорились! – довезли Рыкова до границы области и хватит. Найти надо было повод, сплавить его кустанайцам...
Максим Андреевич не скрывал от Штольца своё отношение к высоким начальникам из Центрального  аппарата Казахтелекома. Не стеснялся и сейчас, отпускать колкости в адрес Рыкова.

Рыков для Мережко – новичок в телекомовском руководстве. Тёмная лошадка, так сказать. Пытается мести по новому, и ещё неизвестно, что из этого получится. Совместно с Рыковым он не работал и даже практически с ним не контактировал. О делах его знает понаслышке. Чтит как одного из непосредственных начальников по технической части и не более того. Не перечит, с готовностью принимает к исполнению все его распоряжения, хотя, в душе, бывает, не согласен с Рыковскими закидонами.

К Штольцу испытывает Максим Андреевич уважение, ценит его профессиональные знания, опыт, отношение к работе. Прислушивается к советам.
Он приехал в Акмолинскую ОДТ на должность Технического директора из Павлодарской Областной дирекции в 2001 году. Всё здесь, на новом месте было для него новым. Тогда, Заместителю технического директора Штольцу, который «сидел на двух стульях»: исполнял до его назначения обязанности и технического директора, Генеральный директор, представляя Мережко, на первом же заседании объявил открытым текстом:
– Виктор Васильевич, вы полностью, наравне с Максимом Андреевичем, отвечаете за всю работу технического блока.
Понятно, если касаться технической подготовки, то Мережко, как оказалось, имел практический опыт работы на Городской телефонной сети, но совершенно не знал хозяйства междугородной связи, сельской связи, радиофикации, не знал схем организации связи области, не знал людей местных – многого не знал.

Штольц, по жизни, всегда  охотно делился своими знаниями и опытом, умел работать в команде, на должность технического директора сам не претендовал, о чём сразу, в открытом разговоре и заявил новому назначенцу, для устранения в зародыше возможных подозрений с его стороны на этот счёт. Стал, по сути, его первым помощником и учителем.
Ну, а вторым человеком, который вводил его в курс дела, оказалась Амалия Болиславовна  жена Штольца, – начальник Службы оперативного управления, координирующая работу всей междугородней связи.
 
Мережко оказался способным, восприимчивым учеником, обладал цепкой памятью и года через полтора уверенно принимал уже собственные решения. И со Штольцем и с Амалией Болиславовной у него сложились доверительные отношения, в том числе и по части оценки деловых качеств вышестоящих начальников, которые им руководили.
Вот уже шесть лет работает Штольц под руководством Мережко. Всякое за это время случалось. Случались разногласия, но никогда они не приводили к острым, продолжительным конфликтам. Штольц сразу принял нового технического директора как данность, приспособился к его манере руководства и профессионально выполнял свою работу, не давая поводов для серьёзных претензий с его стороны.
 
На поддержку со стороны технического директора тоже, особо не рассчитывал.
Трезво оценивал здоровье своё, свои возможности и знал – в случае, если, не дай бог, случится с ним какая-либо тяжёлая неприятность, промах случайный по работе – надеяться надо только на себя. Мережко его, точно, защищать не будет. Потому что по складу характера он – циничный человек. Отлично умеет приспосабливаться в жизни к любым обстоятельствам. И всегда, свои личные интересы ставит превыше всего. Любым работником пожертвует ради себя, милого.

Бурчит в его адрес недовольным тоном сейчас Мережко чисто для порядка. Прекрасно понимает, что совсем было бы глупо отказываться Штольцу от предложенной ему совместной поездки. Да и наверняка, согласовал Рыков с ним по телефону продолжительность использования его внедорожника. Хотя – не факт.
В кабинете были они вдвоём. Разговору никто не мешал. Штольц делился впечатлениями, излагал свои выводы.
 
– Максим Андреевич, а ведь порядка в наших РУТ, действительно, нет. Резко в отрицательную сторону контрастирует по сравнению с соседями содержание нашего станционного оборудования. Справедливо тыкает Техническая инспекция, как котят в дерьмо, наших специалистов за многочисленные недоработки. И зря мы думаем, что – придираются они.
Большинство наших недостатков, без особых затрат, можно исправить. Ведь у соседей по части содержания станционного оборудования совершенно иная картина. Они же – смогли! Хотя – уверен, лет пять назад она такой же была как у нас. В годы всеобщего развала и неопределённости одинаково у всех хирело хозяйство. Просто они со всей серьёзностью подошли к устранению накопившихся недостатков.
И нам – сам бог велел! Вот только, нашим работникам надо нормально, чётко и понятно сформулировать задачу.
 
Мережко слушал Штольца с недоверчивой гримасой на лице. Вяло возражал:
– Да разве мы не ставили такой задачи? Ставили! Вот только трудно вдолбить её нашим спецам. Да и по качеству работы средств связи, по объёму услуг, мы ни в чём соседям не уступаем. И всё, о чем вы говорите – не самое главное.
– Может быть, соглашался Штольц. – Вот только, «по мордам» от телекомовского руководства за что мы получаем? И за неряшливость хозяйства нашего – тоже!
– Ну, и что же вы предлагаете? – перевёл Мережко разговор в практическую плоскость.
– А вот то и предлагаю: – у Штольца созрело решение, реализация которого даст эффект. И был он в этом твёрдо уверен.
 
– Максим Андреевич, так уж получилось, что я давно у вас стал невыездным. Давно забыл, когда выезжал за пределы области. Но ведь другие, молодые, перспективные – ездят! В том числе, и по заграницам. Зачем ездят? Чтобы только поглазеть по сторонам и отдохнуть? Или всё-таки, для того, чтобы перенять полезный опыт и внедрить его у себя? Что-то не вижу я таких инициатив от наших гастролирующих перспективных сверхспецов на сей счёт.
 
Я так не могу. Я действительно извлёк для себя много полезного из поездки. И стыда перед Рыковым натерпелся. И хочу, чтобы всё то, из опыта соседей, что нам подходит, наши специалисты, в первую очередь – директора РУТ, внедрили у себя.
Слова и указания на них не действуют? Так давайте, просто – без слов, наглядно, покажем им, что именно и как должны исправить они у себя, по примеру соседей. Есть же у них какая-то профессиональная гордость. И пусть только попробуют, после того как лично, своими глазами увидят, что от них требуется, это не выполнить…
Мережко слушал Штольца молча, не перебивая, и он продолжил:

– У нас есть свой служебный автобус. Около тридцати человек вмещает в себя. Я готов взять по три человека из восьми районных узлов, которые расположены на пути к Кустанаю, в числе которых обязательно должны быть директора, а также – специалистов из города, организовать им экскурсию и провезти по маршруту, которым только что с Рыковым проехал. Лично директора должны сравнить и оценить содержание своего хозяйства и совершенно такого же хозяйства соседей. Думаю, им будет стыдно и за себя, и за своих работников. И пусть в ходе поездки они прямо в глаза скажут мне о причинах, мешающих им подтянуться до уровня своих соседей! Задача перед ними очень ясно и наглядно будет поставлена. И я думаю – зашевелятся они. Куда денутся!

– А что Виктор Васильевич – это идея! Мережко как-то разом вдруг приободрился. – Я переговорю с Генералом. Думаю, он согласится. И обязательно главных инженеров РУТ возьмите с собой. Ничего за время отсутствия руководства в их хозяйствах не случится. Сколько времени для такой поездки вам потребуется?
– Да столько же, как и мне – трое суток. И кустанайцы, и севказовцы примут нас с открытой душой. Всё, что интересно будет нашим директорам, покажут без утайки…

***
«Добро» Генерала было получено. Потребовалось ещё несколько дней, чтобы утрясти состав делегации, согласовать с кустанайцами и севказовцами программу и время пребывания на их территориях.
Директора проявили к поездке интерес и помимо главного инженера включили в состав группы специалистов – конкретных исполнителей работ, которые и будут наводить у себя порядок в технических помещениях по образцу соседей.

Попытался увильнуть от поездки лишь директор Атбасарского РУТ Тасибеков Ерлан Дулатович у которого вообще-то, бардака во вверенном ему хозяйстве – пруд пруди. И похоже, считает Тасибеков, что сам он к этому не имеет никакого отношения. Он не технарь и не связист по профессии. Раньше – торгаш, а теперь – менеджер-управленец невесть как в эту связь попавший. А за «бардак» в наследство ему доставшийся, главный инженер несёт полную ответственность. Тоже, кстати, специалист – звёзд с неба не хватающий и не имеющий специального образования. Достаточно будет, что от Атбасарского РУТ поедет главный инженер и возьмёт он с собой вместо Тасибекова ещё одного технаря. Больше пользы будет.
Штольц не согласился категорически.

– Нет, Ерлан Дулатович, так дело не пойдёт! Именно ваша воля при определении направления работ в узле телекоммуникаций является определяющей. Вы лично по результатам поездки должны будете определить фронт работ по наведению у себя порядка с содержанием оборудования, и вы лично должны будете осуществлять контроль за исполнением намеченных работ. Неужели вам совсем не интересно, в каких вопросах вы отстаёте от своих соседей?
Тасибеков повздыхал, покряхтел обескураживающе и без особого энтузиазма, но согласился всё-таки с доводами Штольца.

И ещё, включил в группу Штольц сразу трёх специалистов Службы электросвязи. Чтобы каждый, по своему направлению работы, понял, наконец, и составил собственные представления по содержанию станционного оборудования в районных узлах.
– Вы не выезжаете на места! Вы не контролируете работу узлов связи! Вы не указываете им на недостатки, упущения и недоработки, которые допускаются в ходе эксплуатации! Вы не выявляете эти недостатки и не помогаете их своевременно устранить!.. – таков стандартный набор претензий к специалистам Службы со стороны технического директора.
И это действительно так. Не выезжают, не контролируют, не выявляют. Разве что, сам Штольц – периодически – по личной инициативе, или в составе комплексных комиссий с проверкой деятельности РУТ.

Ну а в целом, работники Службы вязнут в составлении планов-мероприятий, в отчётах и в ворохе нужных, не очень нужных, и совсем ненужных бумаг. И это вполне объяснимо.
Что с них взять, с этих специалистов? Так уж получилось, что не принимает участие Штольц в подборе людей в Службу. Лично, высокое начальство этим занимается. Ставит Штольца перед фактом и требует:
– Вы, Виктор Васильевич их учите и воспитывайте.
 
Штольц и воспитывает. Готовит, так сказать, национальные кадры. Передаёт опыт, вбивает азы управления. И всё – на личном примере. Вот только, кроме их личного опыта, необходимого для той работы, на которую они поставлены, если реально эксплуатацией заниматься и которого у них явно недостаточно, жилка руководящая в характере у человека должна присутствовать. А вот её-то у продвиженцев от начальства как раз-таки и нет. Исполнителей послушных из них воспитать получается. И – только. С границами способностей – от сих до сих. А вот командиров производства – нет. Не каждому это дано – людьми руководить. Да к тому же, безынициативные они как на подбор. По каким-то причинам понравившиеся начальству. И лишь бюрократы технические из них и вырастают.
 
Штольц смирился с этим. Да – трудновато. Большую часть организационной работы по части эксплуатации через себя перелопачивать надо. Ну а люди, – каких навязало руководство – с такими и будет работать. Смирился Штольц с этим. Устал бодаться.
Так что нынешняя поездка трёх специалистов Службы, курирующих соответственно, сельскую связь, городскую связь и линейно-кабельное хозяйство – тоже, будет составляющей частью их учёбы.
Люди ехали с удовольствием. А что? Весна! Приятная прогулка, ни к чему не обязывающая. Просто, пообщаться с коллегами, посмотреть, как живут соседи, развеяться, отвлечься от дел повседневных…

***
Заезжали в каждый РУТ, встретившийся на пути следования. Штольц водил группу по основным объектам технологического связистского цикла. Оценивал состояние дизельной установки, телефонной шахты, АТС, устройств электропитания, систем уплотнения телефонных линий. Обращал внимание экскурсантов на бросающиеся в глаза недостатки. Не ругал «хозяев» этих недостатков, не читал нотации. Заинтриговывал, просил лишь об одном:
– Ребята, фиксируйте, фотографируйте, запоминайте – всё это будете искать у соседей. Найдёте – честь вам и хвала…
Представители очередного районного узла присоединялись к группе, и наполняющийся людьми автобус продолжал путь.

В Атбасарском РУТ группа укомплектовалась более чем наполовину, и Штольц в ходе осмотра не удержался от укора в адрес старшего инженера линейно-аппаратного зала Завьялова – кадрового связиста, много лет здесь работающего, знающего «эту связь» «от и до…» – по сути, главного на этом участке работы специалиста.
Вся группа собралась в линейно-аппаратном зале у переднего ряда систем уплотнения сельских соединительных линий. Несколько отечественных цифровых систем передач – ИКМ-15 с импульсно-кодовой модуляцией, две стойки аналоговых систем – КНК-12 Чехословацкого производства – все они установлены ещё во времена Советского Союза и до сих пор служат исправно. Вот только, имеет место явный непорядок с параметрами кабелей к двум населённым пунктам, к которым обеспечивают ИКМ-15 телефонную связь. Периодически загорается лампочка, сигнализирующая о том, что количество ошибок в цифровом сигнале превышает «десять в минус третьей степени» и это значит, что связь с этими населёнными пунктами обеспечивается в предаварийном режиме и в любой момент может прерваться.

Но Завьялов на эту, явно настораживающую сигнализацию совсем не обращает внимания. Он с нескрываемым скепсисом наблюдает за любопытствующими коллегами, попавшими под» влияние «блажи начальничка» из области.
Заметив явно демонстративную усмешку на лице атбасарского связиста. Штольц указав на светящиеся лампочки, обратился к нему напрямую:
– Скажите, как у вас дела со связью по этим системам? Всё нормально?
– В принципе, нормально – не смущаясь, ответил Завьялов. – Работает связь.
Ну, всё понятно. Если на такие «мелочи» он спокойно реагирует, то мелочи второстепенного плана, морганием сигнальных лампочек не обозначенные, он и вовсе в упор не видит.

– Андрей, – Штольц обратился к Завьялову по имени – Вот, у вас две стойки КНК-12 стоят. Как вы думаете, всё ли с ними в порядке?
Тупо осматривает стойки Завьялов, отворачивает в сторону недоумённый взгляд, выдавливает из себя:
–  Стойки, как стойки…
Боже мой! Штольц до сих пор влюблён в эту аппаратуру. Он её впервые, совсем новенькую, только что из Чехословакии доставленную, изучал, настраивал и запускал в эксплуатацию в далёком 1975 году. Тогда, КНК-12 только-только начала поступать на сельские телефонные сети страны. Изящная красавица! Выполнена в техническом плане безукоризненно. С надежнейшими, позолоченными контактами, полностью исключающими некачественное соединение, с герконовыми реле…

Штольц недавно видел эту аппаратуру в кустанайских РУТ. Сам поразился – выглядят стойки как новенькие! А наши – черны от наслоившейся пыли, превратившейся в грязную плёнку. Закопчённые, как – после пожара.
– Андрей, вот, рядом у вас, современная АТС SI-2000  в этом же ряду сверкает свежестью красок. Так может быть, чтобы не выглядели эти КНК-12 безобразным контрастом на фоне АТС, стоит их просто отмыть от накопившейся грязи? Приготовить раствор с современными моющими средствами и – вперёд… Привести, так сказать, в благообразный вид. Как вы думаете - получится?
Завьялов раздражён, воспринимает слова Штольца, как откровенную придирку, и уже не скрывает своего состояния.
– И кому это надо? Не будет от этого связь лучше работать!

– Вот-вот! Застряли вы в 90-х годах. Всё вам кажется, что разруха в связи продолжается. А ведь 2007 год на улице и всё давно уже не так.  Время требует встряхнуться и взглянуть на жизнь по-новому. ВАМ это нужно! Большая часть жизни вашей на работе проходит. Живёте как в свинарнике…
И уже обращаясь к Тасибекову завершил Штольц этот разговор:
– Ерлан Дулатович, вы обязательно обратите внимание на состояние кустанайских стоек. Поговори-те с коллегами. Думаю, они не будут скрывать своих секретов. Объяснят, почему выглядят стойки  у них как новые…
– Да-да, обязательно, Виктор Васильевич! – Тасибеков смущённо переминается с ноги на ногу…

Последний, «свой» РУТ, в котором группа уже в полном составе собравшаяся, осматривала оборудование, находился в городе Есиле. Казалось бы – уж тут-то всё должно быть в полном порядке. В новое, только что построенное здание переехал РУТ. Всё оборудование в его технических помещениях заново смонтировано.
Телефонные линии на вновь сформировавшийся узел коммутации переключены. Старые кабели. Старая сеть. Поддерживается сеть в рабочем состоянии тем – что есть. Казахтелеком её серьёзно модернизировать не желает. Новые линии построены в каком-то количестве, но построены там, где есть потребность в установке новых телефонов, где можно получить прирост абонентов. Прибыль нужна Телекому, в первую очередь – прибыль.

Ну, ладно – линии телефонные. О них отдельный разговор. А здесь-то, в здании новом всё идеально должно выглядеть. Можно же было, практически на пустом месте, смонтировать оборудование с соблюдением всех современных правил и норм. Нет. Не получилось. Без досадных ляпсусов всё же не обошлось. Хотя – положительные тенденции – налицо.
Взять, к примеру, телефонную шахту. Ну, всё вроде бы по уму выполнено. Вот только… На каждом кабеле, прежде чем уйти ему по кабельросту к кроссу, огромная полу-петля имеется, на качели похожая. Садись – и качайся!
– Анатолий Иванович, ну вы и учудили! Для чего нужны эти петли?
Директор РУТ – ровесник Штольца, кадровый связист, бессменно со времён Союза в Узле работающий уверен – нужны!

– Виктор Васильевич, – это же запас! А вдруг, перемонтировать муфты придётся?..
– Ну, да-а – может быть и придётся. Один-два кабеля лет за десять. Да и то – вряд ли. Ведь так? А эти «яйца бычьи» у любого человека, мало-мальски понимающего толк в современных технологиях, ничего, кроме недоумения вызывать не будут. Неплохая шахта получилась, и согласитесь, смазывают эти несуразные петли всю её строгую красоту. Давайте, договоримся: – найдёте что-либо подобное у соседей – оставите эти петли. Если же – нет – придётся заново переложить все кабели…
Ясно светило солнце. Кустанайская земля встречала экскурсантов полностью освободившимися от снега полями. Разнообразили ландшафт копошившиеся у многочисленных нор сурки. Стояли самые смелые из них солдатиками, не таясь, на задних лапках, провожали автобус настороженными взглядами. Начинали осваивать зверьки вновь зарождавшуюся жизнь…

За три дня Штольц повторил с группой поездку по тому же маршруту, который совершил с Рыковым пару недель назад. Впечатлились акмолинские связисты. Открыли для себя «Америку». Сначала восхищались искренне, потом – устали от впечатлений. Некоторые инженеры, по природе недоверчивые, выискивали придирчиво недоработки в монтаже, в маркировке цепей. Изредка им удавалось обнаружить что-то несущественное и тогда почему-то тихо, заговорщицки обязательно обращали они внимание Штольца на этот изъян – мол, не так уж и у соседей всё идеально!
Штольц признавал:
– Да, есть погрешности и у них. Но, согласитесь, нам-то до того, чтобы довести до такого уровня содержание своего оборудования – очень серьёзно поработать надо…
Все соглашались безоговорочно:
– Да, надо…

Полезная во всех отношениях получилась поездка. Уже потом, по возвращении в свою область, перед тем, как начать разъезжаться по своим районам, в Есильском РУТ провёл Штольц заключительное совещание и убедился, что поняли без лишних слов присутствующие задачу, поставленную перед ними. И вроде как – приняли к исполнению.
Ну, что же, времени у них достаточно – до осени.
А там, плановая проверка эксплуатации в Акмолинской областной дирекции телекоммуникаций Региональной технической инспекцией предстоит. Вот она и проверит их работу, выявит – есть ли реальные положительные сдвиги в вопросах, в том числе и содержания оборудования. Или – нет…


Рецензии
Пишите, у вас получается. Мне показалось, что вы ещё продолжаете коммунизм строить. Я не прав!

Яков Ратманский   05.05.2020 12:39     Заявить о нарушении