Замучен в плену

   22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
И начался сразу массовый призыв в армию. Но многие, не дожидаясь повестки, сами приходили в военкомат и просили, чтобы их отправили на фронт для борьбы с фашистами. И очень многие мои родные оказались на передовой. Они мужественно все сражались с ненавистным врагом. И почти все погибли.
   8 сентября 1941 года был призван в армию Фрунзенским РВК Ленинграда и муж моей родной тёти - Иван Павлович Захаров. Он попрощался со своей женой, старшей сестрой моей мамы - Елизаветой Александровной Захаровой, со своими детьми. И пошёл воевать.
Но с фронта от него не пришло ни одного письма. Он пропал без вести. И жена не дождалась его возвращения после окончания войны.
   Иван родился в деревне Подберезье Некоузского района Ярославской области 1 мая 1905 года. Когда вырос, то женился на Елизавете Александровне Ручкиной из деревни Власово из того же района. Елизавета была старшей сестрой моей мамы - Анастасии Александровны Ручкиной. После замужества Елизавета взяла фамилию мужа - Ивана Захарова. Они переехали жить в Ленинград на улицу Марата, дом 67, квартира 1.
   В их семье появилось шесть детей. И, когда началась война, старшие дети:
Дюка и Антонина - тоже пошли воевать. Антонина вернулась живая, а Дюка погиб.
   В сентябре 1941 года в Ленинграде началась блокада. И трое детей  Елизаветы и Ивана: две Тамары и Виктор - умерли зимой 1942 года. В живых остался только сын - Сергей Иванович Захаров.
   Елизавета пыталась получить какие-нибудь сведения о своём муже Иване Захарове.
Она заполняла анкету для розыска и установления судьбы мужа. Но безуспешно. По заключению Фрунзенского военкома рядовой - Иван Павлович Захаров, числился пропавшим без вести в октябре 1941 года.
   Не знала о судьбе Ивана и моя мама - Анастасия Александровна Ручкина, участница ВОВ. Она думала, что он погиб при первом боевом сражениии, так как Иван не имел никакой воинской подготовки, не умел правильно держать и стрелять из винтовки.
   О настоящей судьбе Ивана Павловича Захарова стало известно только мне в январе 2020 года. Оказалось, что он был пленён 15 сентября 1941 года на станции Лигово у Ленинграда и попал в немецкий концлагерь - Зандбостель (Шталаг ХВ). В этом лагере он умер 1 июля 1944 года. Его лагерный номер - 135603.
   Лагерь Зандбостель находился в болотистой местности к югу от города Бремерфёрде между Эльбой и Везером. Это был международный лагерь. Здесь были пленные из разных стран. Всех их использовали для очень тяжёлой работы на объектах Северо-Германской военной промышленности. Пленные содержались в антисанитарных условиях, голодали, были истощены, болели и умирали.
   Иван, как деревенский крепкий парень, оставался живым здесь достаточно долго. Однако, не дождался освобождения из лагеря и радостного Дня Победы. Он умер в числе 46000 замученных в этом лагере советских солдат и офицеров.
   1 мая в этом - 2020 году ему исполнилось 115 лет со дня рождения. И он покоится после всех мучений на кладбище, которое находится примерно в двух километрах к востоку от этого лагеря. И хорошо, что сохранились и рассекретили сейчас документы, из которых стала известна неизвестная ранее судьба Ивана. На лагерной анкете я впервые увидела фотографию Ивана, узнала его точные даты рождения и смерти и даже его рост - 168 см. Эти документы мне в Санкт-Петербурге передала руководитель проекта "Память" фонда "Поступок" - Алевтина Анатольевна Нарваткина. Участники этого проекта занимаются очень благородным и важным делом - розыском погибших и пропавших без вести советских воинов.  И лично я очень за это благодарна Алевтине Анатольевне, которая помогла узнать не известную до сих пор судьбу моего родственника - Ивана Павловича Захарова. Эта удивительная женщина помогает очень многим людям, потерявшим уже надежду в виду давности лет, узнать судьбу дорогих им людей.

2 мая 2020 года

На фотографии - Иван Павлович Захаров, узник немецкого лагеря Зандбостель
в годы Великой Отечественной войны.

2 мая 2020 года

Данный рассказ имеется в авторской книге
Людмилы Оскаровны Ручкиной
"Разные времена — события и судьбы!",
которая в ближайшее время выйдет из печати.   


Рецензии
Здравствуйте,Людмила! Я Вас поздравляю с получением сведений о родственнике! Это большой труд! Я тоже занимаюсь поиском саедений о своих пропавших когда-то родственниках.Благополучия Вам и удачи!
С уважением,Галина.

Галина Пономарева 3   02.05.2020 07:05     Заявить о нарушении
Галина, СПАСИБО за доьрый отзыв. У меня почти все самые близкие родственники погибли во время войны. С фронта вернулась только моя мама - Анастасия Александровна Ручкина и её родная племянница Антонина. Поэтому мне хочется узнать судьбу и других моих родных, хотя это не просто! ОЧЕНЬ рада знакомству!
С теплом Людмила

Людмила Оскаровна Ручкина   02.05.2020 22:11   Заявить о нарушении