Крылатые топоры богов

Когда говорят: "секира" (от древнерусского "сечь"), обычно люди представляют непомерно здоровый и тяжёлый топор, да ещё и с двумя лезвиями сразу. На деле, конечно же, бывает проще и практичнее.

Да, науке известны большие секиры. Но всё же оружие с двумя симметричными лезвиями, эдакий "крылатый" топор, будет в бою не слишком удобен. Второе такое же лезвие даже в качестве противовеса не поможет.

Тем не менее, двусторонние топоры человечеству давно известны.

В минойской цивилизации острова Крит (Греция) двухлезвийные секиры имели важное значение и широкое распространение. Но — не на поле боя.

Археологический музей города Ираклион содержит впечатляющую коллекцию бронзовых "крылатых" топоров — лабрисов. Они очень разнообразные по форме, размеру и украшениям, но у них есть схожие детали.

Во-первых, симметрия: лабрис в сакральном смысле был символом гармонии, которую обычно связывали с женским началом.

Во-вторых, рукояти лабрисов короткие и тонкие, непригодные для боя. Тут больше подошли бы массивные древки достаточной длины. К тому же, характерных зазубрин и других следов участия в битве не выявлено.

В-третьих, лабрисы украшены гравировкой. У одних — попроще, у других — более изящные узоры. Как правило, гравировка представляет собой классический античный орнамент, но есть и изображения неких символов — вероятно, элементы письменности.

Следует обратить внимание на выставленный в том же музее лабрис из Аркалохори. Дело в том, что на центральной части этого предмета выгравированы странные символы, чем-то похожие на знаки Фестского диска (в том же музее). До сих пор непонятно, что это значит — письменность или просто набор символов ради украшения. И вопросов всё ещё много, а расшифровать пока не удалось, хотя усилий учёные приложили много.

Установлено, что лабрисы обычно имели церемониальное и религиозное значение. Топор мог быть, как и у многих народов мира, символом верховной власти. Также его применяли в своих ритуалах античные жрицы. Двусторонний топор греки трактовали ещё и как символ молнии, атрибута бога грозы Зевса. (Для сравнения — наш Перун-Громовержец обычно представлен с топором и молотом; а его вьетнамский "коллега" Тхан Сет, тоже бог грозы, изображается также с топором.) А если вернуться к тому, что лабрис связан с женским началом, то надо упомянуть, что греки считали двухлезвийный топорик типичным оружием амазонок.

Среди лабрисов, представленных в музее, можно заметить и таких великанов, что выше человеческого роста. Подобные служили, по-видимому, своеобразными "алтарями" для религиозных обрядов.

Есть упоминания о применении лабрисов в бою, но массовым это оружие так и не стало ввиду своей специфичности и невысокой эффективности. Со временем появились боевые топоры с несимметричными сторонами, например, комбинации секиры и клевца. Но это уже другие виды вооружения, оказавшиеся удачливее лабриса.

Зато церемониальный симметричный топорик прочно вошёл в массовую культуру, и легко приходит на ум. И в том числе из-за его простой конструкции, изящества и сакрального значения.


Рецензии