Расплата за пренебрежение теорией

В далеком 1922 году РКП(б) Российская Коммунистическая партия (большевиков) решала вопрос исключительной важности - на каких основах строить новое государство трудящихся - Союз Советских Социалистических Республик,  СССР.  Обсуждение выявило определенные разногласия. Занявший пост Генерального секретаря  ЦК РКП(б) И.В. Сталин (кстати, эта должность при его жизни не была внесена в устав партии) считал, что новое государство должно строиться на принципе автономизации. Иными словами, национальные республики должны были войти в РСФСР на правах автономных республик с ограниченными компетенциями, а новое государство будет единым, унитарным государством с мощным центром с преобладающими компетенциями.

В.И. Ленин, который из-за болезни не участвовал в подготовительной работе по созданию нового государства, после улучшения здоровья, сразу выявил серьезную ошибку организаторов работы,  и показал, в чем эта ошибка. 
Ленин утверждал, что "вся эта затея "автономизации" в корне была неверна  и несвоевременна". По его мнению, именно федеративное устройство, полное равенство республик с равными компетенциями, а не "автономизация" - это ключевое звено государственного строительства.

Новое государство строилось на развалинах сокрушенного монархически- централизованного государства, принципиально отрицавшего, за редким исключением, саму идею национальной независимости. Поэтому любые попытки восстановить жестко централизованное государство рассматривалось бы "националами" как прямая реставрация самодержавия и не была бы понята ими и особенно только что нарождающейся национальной элитой.

Сталин согласился с мнением Ленина. Первый съезд Советов СССР принял Декларацию об образовании нового государства - Союза Советских Социалистических Республик. В ней были провозглашены ленинские принципы объединения республик:
равноправие республик в Союзе; добровольность вхождения республик в Союз; право свободного выхода республик из Союза;свободный доступ в Союз новых советских социалистических республик.

Первый съезд Советов СССР также утвердил Договор об образовании СССР.

Однако на практике Сталин очень быстро  отказался от федеративного устройства, сохранив федерацию как вывеску. Он последовательно укреплял центральную власть государства, установив в итоге свою личную безграничную власть, свою диктатуру, то, что у нас называлось "культом личности" и что принципиально противоречило ленинским идеям. А в 30-е годы Сталин попросту перестрелял своих оппонентов по национальному вопросу.

Великая отечественная война показала, что в чрезвычайных условиях сверхцентрализация власти, чрезвычайные методы управления,
сосредоточение всех сил в один кулак было оправдано и позволило одержать победу над фашизмом.

Однако с исчезновением чрезвычайных условий практика "чрезвычайщины" не поменялась, хотя центробежные силы в национальных республиках, приглушенные в годы войны, постепенно крепли. После смерти Сталина нарастало недовольство засильем центрального партийно-государственного руководства, преобладанием Москвы.

Реальное федеративное устройство не позволило бы преодолеть объединительные тенденции. Но в условиях сверх центализации, когда инициатива национальных республик по меньшей мере не одобрялась, не приветствовалась и легко переводилась в разряд "национализма", катастрофа приближалась. И никакие реально немалые вливания средств в развитие промышленности, сельское хозяйство, культуру, благосостояние народов республик, не могли ослабить недовольство крепнущей национальной элиты фактическим отстранением этой элиты от самостоятельности в решении крупнейших вопросов развития Союза и национальных республик.

Все эти преимущества материально-культурного плана рассматривались как милости свысока "старшего брата" своим "меньшим братьям" и только усиливали недовольство. Фактически федерация в виде Советского Союза расценивалась в республиках как отстранение от независимости.
 
В декабре 1922 года Ленин предостерегал: ..."ничто так не задерживает развития и упроченности пролетарской классовой солидарности, как национальная несправедливость, и ни к чему так не чутки «обиженные» националы, как к чувству равенства и к нарушению этого равенства, хотя бы даже по небрежности, хотя бы даже в виде шутки, к нарушению этого равенства своими товарищами пролетариями".
 
Ленинский завет и предостережение были забыты, и Советский Союз  распался. Этому было много причин. Одна из важнейших - это нарушение принципа федерализации, принципа равенства всех наций, равенства республик. 

   Так пренебрежение теорией откликнулось глобальной катастрофой - развалом СССР.
01.05.2020.


Рецензии