Резчик по дереву

Мастер с детства не любил зубную бормашину. Его пугал сам свербящий звук быстро вращающегося сверлышка.
С возрастом неприятие бормашины значительно убавилось: то ли зубов стало меньше, то ли нервы притупились - стали менее чувствительными.
Но удивительное дело, когда выйдя на пенсию Сергей Семенович обнаружил у себя способность вытачивать деревянные игрушки и миниатюрные скульптуры, он проникся состраданием к дереву и не кромсал его без раздумья.

Обычно с середины осени до начала зимы мужчина бродил в болотистом массиве Бредулево и подбирал, а то и отпиливал пеньки, корешки или ветки, напоминающие… Порой, возвратившись с прогулки домой, он обнаруживал, что половина собранной им древесины – ничего не напоминает.
Это как плывущие мимо загорающих на берегу пруда кучевые или перистые облака, которые принимают самые причудливые образы людей, животных, средневековых рыцарских замков, но… всего на несколько минут.

Короче, требуется наметанный глаз и твердая рука мастера, чтобы обнаружить, выявить и закрепить художественный облик деревянного декоративного или скульптурного изделия.
Мастер пристраивается на прочном устойчивом табурете за широким деревянным столом, напоминающим верстак, на котором у него разложены слева деревянные заготовки, а справа - рабочий инструмент.
Все режущие инструменты должны быть хорошо заточены, чтобы можно было несколькими ловкими движениями освободить заготовку от лишних ветвей, корешков, сучков и лишней коры.
Тонкие и мелкие детали приходится обрабатывать специальной бормашиной с низкой частотой вращения сверл и щеточек.

Конечно, бревнышко или деревянная чурка – это не человек. Но кто не помнит конфуза, случившегося с Папой Карло, когда он стал неуклюже тесать деревянный чурбан, из которого впоследствии и получился Буратино.
Писклявый мальчишеский голос, зазвучавший из полена со сцены Центрального кукольного театра, в котором резчик побывал маленьким зрителем, стоит у нашего мастера в ушах постоянно.

Сергей Семенович никогда без цели, без смысла не режет и не сверлит дерево: он удаляет лишнее, что мешает разглядеть вещицу, не дает любоваться изящными гладкими линиями тела древесины, убирает заусенцы, шероховатости до того состояния, которое приятно рукам ребенка или женщины, берущим в свои теплые мягкие пальцы деревянное изделие.

И конечно, зная о своем предназначении, деревянные заготовки на столе мастера терпят его рукоделие, как неугомонный шалун терпит руки матери, когда его умывают, моют, стригут ногти и расчесывают спутавшиеся волосы с забившимися в них комками репейника перед тем, как садиться за праздничный стол.

В итоге у резчика на полочках мастерской чего только не увидишь из фигурок, предназначенных для подарков и для выставки в художественном салоне, куда приходят выдающиеся мастера резьбы по дереву – ученики Коненкова, Эрьзи и других учителей деревянной скульптуры.
Сергей Семенович любит свою работу, а знатоки искусства и дети любят мастеровитого резчика по дереву.

Каких только фигурок у него нет: русалки, кикиморы, царевна-лягушка, волки, медведи, зайцы и белочки, есть скульптуры Иван-царевича и Владислав-королевича.

Но однажды мастер не рассчитал.
Коряга попалась удивительно замысловатой и вычурной: обрывки плюща, кусочки дубовой коры, клочья зеленого мха, остатки птичьего гнезда.
Как он не крутил болотную корягу, ничего путного под его руками не
получалось.
Однако в конце рабочего дня он не выбросил свое дремучее «чучело» в мусорную корзинку, а оставил на рабочем столе среди других своих поделок.
Не успела закрыться дверь мастерской, в которой работает Сергей Семенович, как послышались возмущенные голоса:
– Это что еще за болотное чудовище? – воскликнула русалка.
– Вы только посмотрите, какое оно безобразное, - проквакала лягушка-царевна.
– Оно навевает лесные ужасы, - забеспокоились зайцы.

Даже медведь пришел в недоумение:
– Надо же таким чучелом уродиться!
И вдруг за дверью мастерской послышались шаги.
Через минуту в мастерскую вернулся резчик. Все фигурки мгновенно замолкли в надежде, что мастер унесет с собой «болотное чудовище».
Но резчик сел за стол, взял в левую руку «чучело» и стал инструментом в правой руке делать осторожные, но верные движения.

И что же?
В руках мастера «чучело» стало преображаться в благопристойного старичка-лесовичка. Из вычурного хитросплетения стала проступать его голова с пышной копной волос на том месте коряги, где находился клубок  мелких перепутавшихся травинок и корешков.

Мастер тщательно стал расправлять тонкие упругие волокна кореньев, удаляя сломанные и сгнившие.
В какой-то момент он даже достал металлический гребень и расчесал пряди корешков. Полюбовавшись на результаты работы, он взял лак для волос, чтобы зафиксировать прическу и бороду старичка-лесовичка.
Ему так понравилась фигурка, что он хотел взять ее с собой, чтобы удивить домашних, но поскольку было слишком поздно, поставил лесовика на видное место и вышел из мастерской, закрыв дверь.

– Да это же сам Дед-Лесовик по имени Берендей – дух-повелитель лесов и растительности, предопределяющий жизнь, судьбу и поведение всех обитателей лесных чащоб и обеспечивающий согласие в мире, олицетворение вечно живой природы, - поведал медведь.
– Вот именно, - воскликнула русалка. – Это у Берендея руки покрыты дубовой корой, в волосах и бороде вьется плющ, по щекам зеленый мох растет, а на голове – птичье гнездо.
– Настоящий Берендей - колдун, оборотень, предсказатель, - прошипел волк.

– А я слышала, что Берендей, - шепотом произнесла лягушка-царевна, - дух-помощник в гадании по листьям растений.
– Берендей, - громко произнесла Лиса-Патрикеевна, - извини, что мы сразу не признали тебя. Ты на нас не обижайся несмышленых.
– Дед-Лесовик, - проговорил медведь, - ты уж на нас злые наговоры да напасти не насылай. Мы теперь твои верные послушники.

Удивился Берендей такому радушному приему.
– Это вы не обессудьте. Мне очень приятно оказаться в таком изысканном обществе.
– Как же тебя угораздило превратиться в корягу? – полюбопытствовал Иван-Царевич.
– Да вот хотел я одного охотника попугать, высунулся из-под коряги на болоте, - пожаловался лесовик, - так он наступил на меня своими сапожищами, я и ушел на три четверти под землю.

– Был Берендей корягой, стал Берендей милягой, - подытожил Владислав-королевич.
– Я уж думал, что мне век вековать в виде коряги на болоте, - добродушно ответил домашний маг и волшебник. – Спасибо резчику, что вызволил меня на белый свет. Иначе я бы сгнил задаром в болоте.
– Нам всем повезло оказаться в такой дружной компании, - задорно произнесла белка.

– Спасибо Вашему благодетелю, что возвращает к жизни лесных обитателей на радость добрым людям и их детям, - поддержал разговор Берендей.
– Как же теперь к тебе обращаться, Дед-Лесовик или Берендей, - поинтересовалась лягушка-царевна.
– В лес я уже не вернусь, колдовать я не в силах; в руках людей мои наговоры, приговоры утратили волшебную магию, - ответил в заключение Дед-Лесовик. –
Зовите меня Берендей. Теперь я могу составить компанию деревянным скульптурам, да рассчитывать на признание мастерства резчика его почитателями.

Мораль: сила высокого мастерства способна обращать дремучее зло в светлое добро.


Рецензии
Забавная притча или зубная? А зубы то у Берендея есть, не гнилые коренья? А то, Эдуард, в вашей притче так много строк отведено стоматологической бормашинке, что невольно вопрос рождается.
Возрождение лесных духов зла и добра, деревенского колдовства и примитивной магии, и творчество, как магия, оживляется добрым началом. Очень неплохо...
Но всё-таки вопрос возникает, особенно если учесть, что дух БЕРЕНДЕЕВСКИЙ корнями в Туркмении и Монголии, а связь с Россией обозначена берендеевской, вассальской ролью у русских князей... и т.д. Читайте Википедию.
Что же вы, дорогой, предсказываете нам своей притчей? особенно в дни, когда карантин и леса, и парки позакрывали, что в каждом доме, и не только в России, где творческими фантазиями, определяется бытие ежедневное, имеется прямое отношение к русским сказкам? или ваши писательские предположения более глубокое этническое основание имеют?
По чьим душам резчик по дереву бормашинит?
С неизменным уважением...Татьяна Летнева

Татьяна Летнева   07.05.2020 12:57     Заявить о нарушении