Каркены в Крыму

Города призраки Руси, России, СССР.
==================================
     Каркенитида, Керкинитик – оба в греческой транскрипции. Каркин – древнее, догреческое название.
     Город, основанный античными греками ионийцами в 6-м веке до Рождества Христова на месте древнего поселения одного из посткиммерийских племён скифо-персидского происхождения, в гавани Каламитского залива.
     Городище, с которым сегодня идентифицируют Керкиниты, расположено на территории Евпатории, что на мысе Карантинный.
     Исследователи полагают, что название города произошло от слияния двух именований. Одно название идёт от древнего основателя, либо последнего предводителя племени, которое тут жило по имени Каркин и от греческого названия рака – каркинос. Раков в этих местах действительно было много. Но где их в Крыму не было?
     Киммерийские племена, как и их потомки скифы, сперы, рассены и словены всегда отличались способностью вести независимый образ жизни, поскольку могли жить на ограниченном пространстве, обладая уникальной культурой выживания, а также способными постоять за себя, либо отойти в сторону, на время исчезнуть, пока всё не успокоится.
     Греки не стали ломать установившиеся традиции, напротив, попытались использовать все возможности аборигенного населения. Так что возникшая тут колония с самого начала существовала практически как государство, ведя торговлю как с местными родовыми союзами, так и с античными городами Ионики и Греции, используя и свои родовые контакты, и связи посткиммерийских сословий.
     Киммерийцы поначалу не смешивались с новопришедшими, но жили в мире, получая все выгоды от совместного проживания. Одни занимались традиционными для этой местности промыслами, как-то рыбоводство, скотоводство, охота, другие использовали заморские технологии и делали вино, торговали, занимались земледелием.
     Земля, которую возделывали горожане, простиралась на десятки километров, до самого озера Мойнаки.
     Два века Каркины существуют относительно свободно, но начиная с 4-го века до н.э. они попадают в зависимость от Херсонесского государства. Однако эту зависимость киммеро-греческие поселенцы используют в свою пользу. В городе появляются оборонительные укрепления, строятся каменные просторные двухэтажные дома. Херсонесское государство позволило расширить торгово-экономические пределы каркенийцев, город богатеет.
     В 3-м веке появляется своя монета, она существует вместе с херсонесской. Народу в городе было от 2-х до 3-х тысяч, в зависимости от времени года. Жилых домов постоянного проживания было около 300.
     В течение 2-го века до Рождества Христова начинается большой наплыв скифского населения, которое приходило сюда сначала по торговым делам от имени возникшего тогда Скифского государства со столицей Неаполь, это где сейчас Симферополь. Они постепенно начинают вытеснять греков на периферию города, захватывая территорию ближе к гавани, создав там порт.
     Социокульт скифов не требовал стационарных укреплений, поскольку в то время они ещё не утратили способности к миграции. Они постепенно разбирают крепостные стены на камни, из которых строят свои дома. В городе возникают конфликты на этнической основе. Те греки, которые ещё сохранили семейно-родовые связи со своей родиной пытались восстановить статус-кво, которое позволяло им жить тут спокойно в течение почти 4-х веков, но не получив поддержки от посткиммерийской части населения города, призвали своего единокровника понтийского царя Митридата VI Евпатора.
     Прибывшие на рубеже 1-го и 2-го веков понтийские войска во главе с Диофантом не стали вести мирных переговоров ни со скифами, ни с их предками посткиммерийцами. Диофант не собирался тут сидеть вечно, ему нужна была победа, хоть над кем-нибудь. Однако он столкнулся с союзом племён в составе скифов, рассенов-сасперов и роксоланов
     В своих отчётах Диофант хвастался, что сумел прогнать десятикратно превосходящие его силы варваров. Действительно, город Каркены был освобождён вместе с другими городами херсонеситов. Но ни никто с ними особо не воевал. Местные племена отошли в степи и ждали, когда отряд Диофанта отправится восвояси.
     Пока шла война наследники греческих колонистов прятались за стенами Херсонеса. А когда Диофант отбыл никто из не вернулся ни в Кертенитиду, ни в другие греческие колонии. Мир идиллий между новопоселенцами и посткиммерийцами был разрушен.
     К тому же наступила эпоха, эпоха гуннов, которая принесла новые социокультурные парадигмы, оказавшиеся более востребованными. Каркены постепенно угасали, и к 4-му веку от них не осталось никаких материальных упоминаний. Сюда пришла Русь.
++++++++++++++++++++


Рецензии