Дети войны

Пьеса для детского театра
Герои:
Три сестры: Ирина, Арина и Наська. Деревенские девочки.
Ирина, старшая сестра. Заботливая девочка, следит за всеми, в эти непростые дни взяла все хозяйство в свои руки. Пытается все время всех мирить.
Арина, средняя сестра. Очень болезненная девочка, добрая, пытается из последних сил что-то придумать. Наська, младшая сестра, вредная, озлобленная, непослушная, в какой-то степени «пацанка». Девочки, по мере возможности, ходили в школу, умеют немного писать и читать. В доме даже есть книги.

Брат с сестрой: Кирилл и Софья. Евреи, отдыхающие в деревне у старой няньки своих родителей. Их отца арестовали еще до начала войны.
Кирилл, старший брат. Он понимает, что именно произошло в тот день, Софья, младшая сестра, нет. В этом доме они занимаются охотой, так как в свое время, в городе, Кирилл ходил в стрелковый клуб.
Софья, младшая сестра. Очень нежная и миролюбивая девочка, не хочет оставаться одна и ходит все время с ним.

Настасья, грустная, сильная характером девочка.  Поздний, младший ребенок, осталась одна в семье, все старшие дети, рожденные до нее или при ней, умирали. Очень любила своих родителей.

Алена, добрая девочка, самая младшая в семье, старших братьев и сестер увели вместе родителями.

Дарья и Маша, две сестры, дочки председателя. Девочки грамотные, часто ездили с отцом в город. Уровень жизни у них значительно выше, чем у других. Всегда держались особняком от других ребят, которые тоже их недолюбливали.
Дарья, старшая сестра. Властная, смелая, гордая девочка, умеет за себя постоять.
Маша, младшая сестра. Добрая, молчаливая, девочка, кажется слабой, но на самом деле сильнее старшей. 

Карина одна в семье. Девочка очень долго молчала, ее голоса не слышали с тех пор, как их спрятали в погреб. Живет с теткой с раннего девства, но другие думали, что это ее мама.

Лизавета, приемыш. Лизавета давно потеряла родителей, жила в разных семьях по очереди почти у всех в деревне. Очень самостоятельная, хозяйственная, спокойная.

Александра, молчаливая девочка, все время качающая куклу. Ее считают немного помешанной. Когда в деревне случилось нападение, мать успела спрятать Александру, но младшую дочку держала на руках. В попытке защитить ребенка, была убита вместе с ней. Кукла единственное, что осталось от сестры.

Сашка, младший ребенок в семье. Задира, непослушный хулиган, мать не могла с ним справиться, отца нет в живых, братья уехали в город.

Прохор, городской мальчик, приехавший на каникулы к бабушке. Его отец военный, участвовал в различных войнах и сражениях с 1938 года.  Смелый, решительный мальчик.

Сцена первая «В музее»

В первой сцене происходит экскурсия в доме-музее. Кругом стоят деревянные ящики, в них лежит одежда, книги. У задней стены стоит печь, на ней, какая-то посуда. В углу старая метла, ведро и тряпки. Кругом развешена на стульях одежда, лежат одеяла. Задействована часть детей. Они одеты по-современному, у многих в руках телефоны, кто-то в наушниках. В этот дом детей привела классный руководитель.
Возраст детей от 10 до 15 лет.

      Классный рук. – Здравствуйте дети, проходите, не задерживайтесь. Мы с вами находимся в доме-музее, где летом 1941 года прятались дети, чьих родителей увели немцы. Взрослые успели спрятать детей в погреб, где они прожили в полной темноте пару дней. Прохор, убери наушники. Кирилл, хватит переписываться. Почти вся деревня была сожжена, лишь несколько домов сохранили стены и крышу. Девочки, хватит болтать. Дети перешли в один из уцелевших домов. Ира, хватит уже, неужели не интересно!

      Ира – А что здесь может быт интересного? Коробки, да старье. Вот блокнот если какой-то… (читает) – Мой дневник. Сегодня 2 июля. Мы вышли из погреба и вернулись в деревню, в деревню. К нашему ужасу ее, почти всю, сожгли. Наш дом остался, ну, как дом, стены, да крыша…. Внутри все разломано, сожжено и разбито. Кругом лужи, мы слышали, что в один день шел дождь, наверно он и потушил огонь. Мы немного убрались и расположились в кухне, в самой целой комнате. Девчонки все время ругаются…..

Раздается сильный гром, гаснет свет, зазвучала песня. Дети, которые были в доме-музее идут переодеваться в одежды того времени, когда началась война , выходит Наська и Карина, садятся, плетут венки. С другой стороны выходит Настасья с Кириллом, он дарит ей цветы. На втором куплете выходят все и водят хоровод. Раздается звук метронома, мелькает свет, все участники меняют страдальческие позы (пластическая зарисовка), после чего дети собираются семьями, обнимаются. После метронома звучит грустная музыка, дети выходят на первый план и произносят свои слова.
      Ирина – Война…. Что это? Для чего она нужна? Кому она понадобилась? Взгляните на этих детей, что она с ними сделала?

      Александра – Война забрала все и всех, ничего нет….

      Настасья – Ничего кроме этих стен, это даже домом назвать сложно…это место, где мы нашли приют….

     Арина – Ну почему же только стены? У нас есть мы друг у друга. Вот уже месяц как мы живем все вместе…в деревне не осталось ни одного взрослого….

     Наська: - Взрослых нет. Здесь одни дети, дети войны. Мы не знаем что с нашими родителями. Кто ушел на фронт, кого увели под дулом автомата. Мы совсем одни. Одни  друг у друга. Но нам надо жить.

     Маша – Жить, для того чтобы встретиться с нашими родителями.

     Даша – Мы не получаем писем, мы не знаем где они…  мы не можем с ними связаться… мы живем здесь и сейчас….
 
     Арина – Но мы верим, что когда-нибудь мы с ними встретится.

     Соня  - Мы окованы страхом, мы боимся собственных мыслей…

     Прохор – Мы соримся и миримся, ненавидим и души ни чаем друг в друге….
 
     Кирилл – Наша ли в этом вина? Мы просто дети, дети войны.
   
     Наська – А когда-то у нас была своя свободная жизнь, был дом, семья, игрушки…

     Настасья – А где теперь эти игрушки?

Со сцены уходят Кирилл и Софья (в лес), Даша и Маша (искать еду по деревне, Прохор, Сашка (искать одеяла) остальные дети садятся кругом. У каждого в комнате свой уголок.  На первом плане в левом углу место, где будут сидеть Дарья и Маша, за ними Настсья, далее Ирина (они подруги, ровесницы). После Ирины сидят мальчики Прохор и Сашка, далее на заднем плане, но уже напротив авансцены сидят Александра, в центре, у печи, Лизавета, рядом Карина. Вторую половина круга: Арина и Наська, перед ними Алена. Ближе к авансцене, расположатся Кирилл и Софья. Круг понятие относительное, всех детей видно, никто не перегораживает друг друга.   
    
     Ирина – Мы расскажем вам нашу историю, вот девочки – это мои младшие сестренки, на наших глазах увели родителей, нас не было им видно, но мы видели многое… мы видели такое, что хватит не на одну, а на несколько жизней… А казалось, еще вчера, мы жили одной, большой семьей… девчонки все время ссорились по мелочам, а мама успокаивала их, мирила…мама…

     Арина (подходит к ней). - Папы часто не было дома, поэтому главной помощницей в семье была Ирина.

     Ирина -  И вроде разница то в годах не большая, но даже сейчас я смотрю на них и понимаю, что они живут какой-то прошлой жизнью… им невдомек, почему у них все отняли и что с нами происходит. Им кажется, что все это временно, они злятся и пытаются осмыслить, где же наша прошлая жизнь..   а ее нет… нет мамы, нет отца… дом вот.. одни стены да крыша… (подходит к Карине) А это Карина, она потеряла родителей и с тех пор не разговаривает. Лизавета давно потеряла родителей, она живет у нас, у нас всех. Она научилась выживать уже давно… А это Александра, наша Шурка. Она потеряла и мать, и младшую сестренку, с тех пор она баюкает куклу, думая, что – это ее младшая сестра, которой больше нет… У нас никого больше нет.

Заходят  Сашка и Прохор с одеялами, старыми пальто в руках.  Бросают их перед Ариной.
      Арина – А что раздать нельзя было?

      Сашка – Сами раздадите. И так ходили за ними.

      Арина – Прохор? (Прохор берет часть для себя и Сашки). – Наська помоги мне.
      Наська – Делать мне больше нечего.

      Арина (вздыхая) – Алена, помоги мне, пожалуйста. (Алена встает и помогает).
раздавая оделяла, пальто отдает Наське) - Алена и Настя, Ирина, Дарья, Маша, Настасья, даже Сашка … все мы знакомы с девства.

      Настасья – Вместе бегали по лугам, убегали от родителей на реку, когда приходила пора работать, весело было…   

      Лизавета  – Было… какое странное слово… от него веет пустотой… такой же пустотой, которая осталась от нашей деревни…

      Ирина – Да, странное, но у нас сейчас все было… детство было, дом был, семья была … а сейчас чужая жизнь.. ничего нет…

      Настасья -  Стены, вон и они чужие.

      Арина (защищаясь - Не всем, нам они самые, что ни на есть родные. Вот комната родителей, а там была наша комната, а вот здесь кухня…

      Арина грустит, Ирина перебивает, словно успокаивая.

      Ирина - А еще к нам часто приезжают городские ребята. Раньше нам они казались очень далекими, хотя играли мы все вместе. А сейчас мы все едины - нас объединила одна беда…

      Прохор (подходит и набрасывает платок на плечи) – Одна беда на всех – и неважно городской ты или деревенский. 

      Алена – А мне кажется, что мы знакомы все жизнь, мне кажется, что и здесь мы уже всю жизнь.

      Арина – Тихо, кажись кто-то идет… 

Заходят Даша и Маша, злые, голодные.

      Все – Ну что, что там, девочки.

      Дарья – А ничего, сухари вон одни грязные.

      Арина – Что, совсем ничего нет?

      Дарья – Совсем!

      Арина – Но, ведь мы недавно урожай-то сажали…

      Маша – Урожай твой, танками собрали, нет там ничего говорим же. 

      Ирина – Может, может Кирилл, с Соней что найдут.

      Арина – Кажись и идут.

Заходят Кирилл и Софья, оба в брюках, с охотничьим ружьем, в руках рация, сломанная

      Все – Что это? Рация?

      Кирилл – Рация, рация.

      Арина – Так мы сейчас со своими сможем связаться! Найти сможем их.

      Кирилл – Не сможем.

      Все - Почему? Почему?

      Кирилл – Сломанная она, чинить надо. Да и где искать?

      Арина – Ну хоть узнаем, как там вообще дела, мы же ничего не знаем.
 
      Маша – Да мы и что в соседней деревне не знаем.

      Алена – И есть ли она вообще, деревня эта соседняя?

      Лизавета - А может, еще с городом сможем связаться.

      Алена – А что, правда. Кирилл, давай попробуем, может, ответит нам, кто? Месяц мы уже одни здесь.

      Кирилл – Ну вы и размечтались, говорю же, чинить надо, а у нас инструментов то….    
      Арина –  А вдруг, вдруг получится.

      Дарья - Вдруг… вдруг… как бы ни так.

      Кирилл – А что нам еще остается?

      Дарья - Не сможем мы починить рацию, у нас инструментов нет, или пальцем починишь? (к Арине) - Ты починишь? (к Наське) - Или ты? То-то же.

      Ирина – Ну не кипятись, мы и так выживем…

      Дарья – Выживем? Выживем? А я не хочу выживать! Я устала выживать! Я устала от всего того, что ты называешь выживать! Я… я устала носить эти лохмотья, я хочу домой, хочу просыпаться в своей кровати, укрываться своим одеялом…! Я… я устала! Устала быть вечно голодной, я хочу есть и спать…

      Александра – Есть? Спасть? А больше ты ничего не хочешь? К родителям не хочешь? А другие не хотят? К братьям сестрам, а? У меня была сестра. Где она теперь? Где я тебя спрашиваю (трясет ее)? Я не хочу есть. Я не хочу спать. Я хочу вернуть свою семью. А ты есть, спать.

      Карина – Хватит! Хватит, что вы делаете? Какая разница, кто что хочет?

      Ира – Карина, Карина заговорила…  Шурка, хватит тебе, пошли.

      Александра – А что я? Я правду сказала, речь о жизни людей, а она есть и спать…. Как же так можно?

      Маша – Софья, иди ко мне, ну, что ты, успокойся.

      Александра – Жалеешь ее еще, кончено, сестра ведь, а меня-то нет уже сестры.

      Алена – Да, что ты заладила: нет да нет. Тут у многих никого нет.
 
      Настасья – Кирилл, ну что? Получилось?

      Кирилл – Нет, пока нет.

      Лизавета - все похлебка готова, подставляйте кружки. А ну в очередь! Дальше.

      Сашка - Это что? Еда?

Лизавета– А ты можешь лучше сделать? А если не можешь, так и помалкивай.

      Сашка (как бы замять ситуацию) – Да я вообще хотел спросить, что нам делать теперь без рации?

      Аленка -  Да, как теперь связаться с родителями.

      Арина - Давайте напишем письмо!

      Саша  - Какое письмо, кто его доставит? А самое главное куда?

      Кирилл -  (вслушиваясь) Да помолчите вы.

      Арина – Наська, ну ты тоже напиши письмо!

      Наська - (ерничает) Напишу, напишу, о том, как мы здесь хорошо живем. Вот что мы едим? (Подходит к Лизавете) – Ах, какая вкусная похлебка, да нет же - водичка!

      Кирилл – Может, прекратишь? Одной тебе здесь плохо, что ли?

      Наська – А это еще не все! На чем же мы спим? (подходит к Ирине, берет тряпки в руки) А, на перине пуховой и укрываемся пуховым одеялом, да? ). А что мы носим? Какие классные обноски! Хоть сейчас на танцы беги! (Подходит к Даше) Только у Дашки вон туфли новые остались! (подбегает к Каринке). Смотри, Каринка, надо тебе?

      Карина – Какие красивые, как у мамы!

      Даша – Отдай!

      Наська – Да, Арина, да?

      Арина – Да нет же! Мы напишем о том, как мы здесь живем.

      Аленка – О том, что мы стали сильные и смелые.

      Лизавета - О том, что мы научились готовить из ничего, заботиться друг о друге, выживать…

      Маша – Научились? Нужно ли нам было такое ученье? Чем плохо жилось нам? Просили мы ее, учебу такую… 

      Лизавета - Да ладно тебе, у нас вот совсем другая забота: кому писать мне, Карине?

      Наська - Напишите нашим родителям. Мы все знакомы с пеленок.

      Маша – Мы ведь тоже не знаем, есть нам еще кому писать или нет.

      Кирилл – Ага, подеритесь еще, что заняться больше не чем?

      Софья – И, правда, девочки, угомонитесь уже. Шум только лишний от вас.
      Саша -  А кто доставит это письмо?

      Настасья: Так вот ты и доставишь. Пойдёшь лесом, полем, вот и доставишь.

      Саша - А вот и доставлю!

      Настасья - Доставишь, доставишь. Надо написать много, хоть одно и дойдет. Я тоже напишу, я маме напишу и отцу напишу. Я не знаю где они, но я точно знаю, что мое письмо дойдет. Мама всегда меня слышала! Я ведь одна у нее, все померли давно, а я одна осталась, кто ей еще напишет, близки мы с ней. Помню, как-то раз, я за нашей Машкой побежала, а она даром, что коза, в лес с такой скоростью драла, что я не заметила, как стемнело. Запнулась, упала, ногу еще подвернула, вот здесь (показывает). Сижу на пеньке, реву, думаю, ну как я в темноте дорогу найду, хромая. Тут вижу, мамка с отцом идут. – Сердцем, горит, тебя чувствовала! Нет, говорит, такого места на земле, где бы не нашла я тебя! А это знаете, что значит? (Все что?) что и я ее найду! И ее и отца! Так-то!

      Кирилл - А я… я бы тоже написал письмо своему отцу, но не знаю куда писать… мы не видели их с начала лета. Каждый год после школы нас с Соней отправляют в эту деревню. Здесь жила престарелая няня наших родителей, у которой мы поправляем здоровье вот уже несколько лет подряд.

Софья – Молоко, знаете ли … сливочки.. воздух… всего этого давно уже нет в городе… в городе, где были мама и папа…. в городе … где мы были так счастливы, в городе, где осталось наше девство… как давно это было… Как давно это было?
Кирилл – Я не знаю… Говорят война пришла внезапно…. Говорят, она застала страну теплым выходным днем…

      Софья – Наверное … в тот день было очень солнечно, пели птицы… дети были на каникулах, бегали по улицам и радовались жизни, молодежь готовилась поступать, а взрослые… взрослые, они просто жили и строили планы на будущее… ведь именно в руках взрослых и находится наше будущее…

      Кирилл – Было ли тогда действительно все просто? Неужели никто, никто не смог этого предвидеть, предотвратить? Неужели это действительно случилось внезапно? Что ждет нас впереди? Сможем ли и мы вот так же жить, также строить планы на будущее?
      Софья – А если сможем то когда? А главное с кем? Где наша семья, где наши родители? (убегает  назад, ее ловит Арина, стоит отвернувшись)
      Кирилл – Я … догадываюсь … но, молчу. Молчу, где могут быть люди с такой фамилией.Я и раньше догадывался о многом, когда отец приходил с лаборатории, и даже не снимая шляпу со своей кудрявой головы, закрывался с мамой на кухне, когда они вздрагивали от каждого шороха, когда в доме появился большой чемодан.. и, когда нас отправили сюда, под предлогом поправить здоровье.. да, ничего подозрительного, мы это делаем каждый год по окончании школы… Но, в этому году это случилось вначале мая…

       Софья – Но, ведь… ведь… они же ученые.. стране нужны такие люди…
       Кирилл – Конечно … Нужны… (уходит на свое место).

       Алена – А я всю жизнь прожила здесь… Я никогда не была в городе, и ничего не знаю о нем.  Бегала босиком по лугам и ловила кузнечиков, чтобы насадить их на крючок и пойти с отцом на рыбалку, знаете это было так интересно… Ты прижимаешься к траве и следишь за ними, за кузнечиками. Они перестают тебя замечать и продолжают жить своей жизнью, а ты вдруг - раз и сцапаешь одного, да другого… а потом бежишь к отцу, радостно и гордо так разжимаешь ладони, желая похвалиться добычей… а кузнечики то и деру! (Говорит почти на одном дыхании)

       Арина – А давайте про это и напишем родителям. Мол, все у нас отлично, трава зеленая, лето теплое, немцы ушли, а мы .. мы бегаем босиком по лугам и ловим кузнечиков.

       Наська – (кидает в нее смятый листочек). - Дура ты, Аринка… ничего мы не сможем написать… кто нам поверит.

       Арина – А ты не злись, пусть они думают, что у нас все хорошо! Надо поддержать их там, на фронте.

       Кирилл  – А кто тебе вообще сказал. Что они на фронте, а?

       Все – А где?

       Кирилл – Сонька закрой уши! Где, сказать где? Да нет и уже давно, а если кто и остался, то в лагерях они….

       Прохор – Ну зачем ты так… Зачем ты это говоришь? Не у всех родители … ученые… (легкий нажим на слово ученые), мой например, точно на фронте. Может и у них родители сбежали на фронт….

       Кирилл  – А, ну да, я и забыл, что тоже у нас городской (в этой фразе и высокомерие, и обида, и много других чувств).

       Прохор – Да городской! И отец у меня военный! Я сын военного! Я напишу ему письмо, обязательно напишу: Так, мол, и так, отец, живем хорошо! Замечательно живем! Слабых в обиду не даем! Ждем весточки от вас! К вам хотим, на фронт!

       Кирилл – Ты, ты же от бабки не отходишь ни на минуты!

       Прохор – И, что с того, она же старенькая, ей помощь нужна!

       Карина – Не отходил, все на нее оборачиваются – Что? – Я говорю, не отходил.. Нет ведь никого, кто здесь? Какая бабка, какой отец, обернитесь вокруг! Закрывает лицо руками, плачет.

       Саша – А я бы так написал, если бы у меня был отец: бей этих гадов, отец, если бы я был рядом, я бы тебе помог бить их!

       Наська – Ты? А кишка не тонка, а? Не боишься? Совсем?

       Прохор – Да, ладно. Всем страшно, кто не боится? Но я бы тоже пошел.

       Кирилл – Ага, одеялко не забудь, а то простынешь, бабушка переживать будет.
       Прохор – И не забуду!

       Настасья – А куда пойдешь то? Ты же ничего не знаешь, тебя привезли, увезли.А что там? Ты знаешь, что там?

       Прохор – А я лесом пойду, прятаться буду, а потом к партизанам.

       Кирилл – Да пробовал я к партизанам, не там никого… собаки только голодные.
       Прохор – А я все равно пойду, лучше, чем здесь сидеть и ругаться.

       Саша – Я с тобой.

       Аленка – Ты? Ты… да ты же после первой встречи с собаками бросишь его.

       Саша – Посмотрим! Начинают собираться.

       Ирина – Ребята, да ну что вы, да куда вы… ну что только не скажешь в соре, ну давайте забудем, может, пройдет, кто здесь, может новости будут.

       Кирилл – Сидите уже,  мы еще раз вылазку сделаем, может, что и узнаем.

       Карина – Знаете, вы ведь не все знаете… я одна была у родителей, потому что приемная была, своих у них не было детей, а мои родители … их у меня давно уже Отняли, еще в городе.. постучали однажды в дверь и отняли, мне лет 5 тогда было, а то и меньше. Мать успела меня через балкон соседке отдать, а та сюда увезла, к тетке родной… так что теперь я второй раз родителей теряю… имя у меня видно такое – Карина… кара.. кара всем от меня…

       Лизавета  – Да нет же, да нет, твое имя означает «дорогая», «милая», «красивая»!

       Карина – Нет, кара я, кара! Почему тогда все рядом со мной ушли, а я остаюсь… это мне кара… 

       Лизавета – А ну прекрати! Тебе жизнь оставлена, что бы ты память о них несла, о своих родителях. Я же не жалуюсь. Вот где они мои родители?… Другая семья воспитывала меня, потом опять другая, и что с того? И винить никого не надо, ясно! Нет, так случилось, значит так надо. И не нам об этом судить, поняла?
 
      Сашка – Да, я же не сужу… Вот, кто я и кто мои родители? Отец умер давно, мамка одна нас тягала…Братья разъехались, мать состарилась, кто меня воспитывал? А никто, сам себя воспитывал.
 
       Наська – Оно и видно, что сам!

       Саша – Да сам, еще и матери помогал … матери… где она теперь, что с ними стало… думаете мне не плохо? Думаете Сашка, мол, такой, хулиган Сашка. Ан, нет! И у меня душа есть, есть говорю и все тут! Нет такого человека на земле, который не любил своих родителей. Да, хулиганил, да коров в лес уводил, но это же не со зла, а так с дури… Был бы батька живой или братья рядом, я может совсем другим бы стал.

       Наська. – Свежо придание, да верится с трудом!

       Арина – Наська, что ж ты язва-то такая!
 
       Ира – Девочки, да хватит вам ругаться все время, даром что сестры, еще и мои… Я же не злюсь, а вы все цапаетесь и цапаетесь. Ладно, раньше, мир был, а теперь? Теперь то что? Нам вместе держаться надо!

       Александра  – Радуйтесь вообще. Что вы есть друг у друга, и вы есть (Даше и Маше). А моей сестры больше нет, нет понимаете…   думаете дурочка? Куклу думаете за сестру приняла, сами вы… это я специально ее держу на руках, просто эта кукла Дашкина, ее она, последнее что от нее осталось… Эх, вы… сестры… пишите лучше письма, больше пользы будет!
       Сашка – А я еще раз напомню, кто их отнесет?

       Прохор – Я готов письма нести?

       Сашка – Да? Тогда я с тобой пойду!

       Дарья – И я с вами пойду!

       Ира – Куда?

       Настасья - Зачем?

       Дарья - Письма отвозить…что думаете чистенькая всегда была, дочка председателя… думаете у меня нет переживаний? Отца - расстреляли, мать - увели, нет переживаний? Думаете, у сестры моей нет переживаний, гордость ее заела, раз она молчит все время? Да просто так легче. Легче, когда думать надо только о кровати и еде. И все! Все! Мир на этом мой закончен! Ясно!

       Маша – (сорвалась) Дарья,  что ты им доказываешь, ну жили мы так, ну было все… что теперь… теперь, мы все одинаковые… и нет никакой гордости, просто слов у меня нет, были слова… да пропали вместе с родителями. О чем говорить? Уже и шептать то не хочется, а не то что бы говорить… Да, хорошо мы жили, чистенько так, лучше вас наверное, только что с того? (более тише и разочарованно) Сейчас у нас одна крыша над головой, одна постель, котел и тот вон один!

       Настасья – Завидую я вам девчонки, и вам и вам… все-таки есть вы друг у друга… а я вот одна всегда была.

       Лизавета – Ха, так и я одна, и Каринка вон одна и Сашка… Давайте вместе будем друг у друга, как сестры, как самые настоящие сестры.

       Арина – Правильно, соглашайтесь! Ирина есть еще бумага, девочки, пишите письма.

       Карина – А мне что написать-то?

       Дарья – А что ты больше всего любишь? О том и напиши. Я вот, я вот танцевать больше всего люблю. Раньше я часто танцевала, мне и музыканты не нужны были, музыка у меня в голове. (Берет Карину и начинает с ней танцевать вальс, все улыбаются, пишут)

       Прохор – Ну что написали письма?

Все складывают письма в треугольники.

       Арина – Да, написала, я написала, что все у нас хорошо, что живем мы, сестры, очень дружно, что можем все сами, не зачем о нас волноваться! И еда у нас есть и крыша над головой. А главное жизнь у нас есть!

       Наська – Напиши, напиши… я тоже напишу…

       Арина – Настя, только ничего плохого не пиши, зачем им это?

       Наська – (встает и опять ерничает) - Нет, не буду, напишу, что все хорошо! Лето.. скоро урожай будем собирать… они ведь у нас …

       Прохор  - Я готов, Сашка, а ты готов?

       Даша - Меня ждите!

       Маша – Даша, ну не надо, а как же я?

       Дарья – С нами пойдем. А то, что они про нас думают? Богатенькие, чистенькие…

       Настасья – Да никто о вас так не думает!

       Арина – (смотрит в письмо сестры) Наська, ты опять за свое? (шум) – Кажется, Кирилл с Софьей возвращается.

       Наська – Нет там никого.

       Арина – Шум слышу… Холодно мне что-то, что-то холодно мне…

       Наська – На пальто мое, укройся.

       Арина – Знала я, что не такая ты язва, как хочешь казаться, знала я что ты добрая.

       Наська - Добрая, добрая…Лизавета, дай ей воды, по горячее.
 
       Ира – Эх, бульона бы сейчас крепкого, силы ей нужны.

       Лизавета - Вот, у меня еще немного похлебки осталось.

       Ирина – (к Прохору) Ребята, вы что, в серьез решили пойти?

       Прохор – Конечно, а как иначе, кто письма доставит!

       Саша – Вот и сумка есть, ребята, давайте свои письма сюда.


Прохор подходит к Карине с Лизаветой, к Наське, Александре и Алене, они по очереди встают и стоя говорят свой текст. Саша подходит к Даше, Маше и Настасье, забирает у них письма.

       Карина – Мы тоже написали с Лизаветой, просто написали, всем написали, чтобы держались там!

       Лизавета – Чтобы не сдавались, чтобы верили!

       Наська  - (достает из-за пояса совершенно другое письмо, отдает Прохору) -
Вера – это самое важное, самое нужна в такое время.

       Лизавета – Самое нужное, самое… самое… без веры ничего им никак нельзя!

       Александра – И что мы верим, написали, ведь если верим мы, взрослым тем более надо, надо верить!
 
       Алена - А как же может быть иначе?

       Маша – Да ни как, никак не может быть иначе!

       Аленка - Надо, чтобы верили, надо чтобы вся страна верила!

       Дарья – А поэтому письма обязательно, обязательно должны дойти. И неважно кому. И не важно, чей отец или чья мать там, на фронте прочитают наши послания.
 
       Ирина – Ведь сегодня мы все едины… просто дети…(отдает письмо последняя)
Хором – дети войны.

       Прохор, Саша, Лера и Соня уходят. Звучит песня, Ирина ходит на заднем плане, Арина лежит под пальто, дремлет. Проходит, некоторое время.

       Ира – Что-то наших долго нет.

       Наська. – Да… может пойти поискать?

       Ира – Сиди уже, хватит нам ходоков!

       Настасья – А я все время о них думаю, как они там… донесли письма или нет…
А Кирилл с Софьей где? Их вообще уже давно нет. Живы ли..

       Наська – (подходит к Арине, трогает ей лоб). Ирина, Арине худо совсем… как быть то…

       Ирина – (потрогав лоб) – Да она горит, что же нам делать? Эх, корову бы сейчас найти, да молоко с медом .. Лизавета, давай еще воды… надо в летнюю кухню сходить, может что найдется, чай заварить.. 

       Алена – А еще лучше в лес, на нашу поляну, там и малина, и смородина и душица…
       Настасья – Нельзя в лес, мы еще своих не дождались, чтобы в лес идти. 

       Наська – Я схожу. (уходит)

       Ирина – Настя, посмотри там тряпки, намочи их в холодной воде.

       Настасья – Вода последняя, надо к реке сходить…

(Настасья уходит, девочки суетятся вокруг Арины, возвращается Наська)

       Наська – Нашла! Смотри, малина, душица. Лизавета, кипяток есть, запарь чай.

       Лизавета – Совсем немного, Настасья пошла ха водой.

       Ирина – Арина, поговори с нами.

       Алексндра – Арина, хочешь я тебе куклу дам, на, возьми, она смотри какая красивая.

Возвращается Настасья с бледным лицом.

       Настасья – Там… там… человек, в реке… я не набрала… он там шел, кажись не из наших….

       Ирина – Что же нам делать… ладно, пока хватит, позже еще сходим. (прислушивается) – что это? Вы слышите?

       Настасья – Да, кажись самолеты… много самолетов.

       Карина – Очень много самолетов…

       Лизавета – (раздается звук свистящих бомб и взрывов) А этот звук слышите?

Звучит метроном, убирается свет, остается на одной Арине, дети, которые были за кулисами, выходят переодетыми на передний план, остальные быстро меняют одежду на современную и выходят. Наши дни… все ребята сидят в полной тишине, Ира с дневником.

       Ира – Вот… как-то так.

       Настасья – Я… я не поняла…

       Настя – А что непонятного…

       Софья  – Мне тоже кажется, что …

       Кирилл – Что, что может здесь тебе показаться…

       Прохор – Я хочу вам сказать, я хочу вам всем сказать…

       Ира -  Тссс. Не надо, не надо ничего говорить, давайте просто помолчим… просто и помолчим…


Рецензии