Трамвай по имени Желание нашей жизни
Режиссер - Генриетта Яновская.
Пространство – Сергей Бархин.
В ролях:
Ольга Понизова, Эдуард Трухменёв, Елена Лядова, Игорь Балалаев,
Марина Зубанова, Павел Поймалов.
В спектакле «Трамвай Желание» Генриетта Яновская обращается к творчеству известного американского драматурга Теннесси Уильямса и представляет нам свою авторскую трактовку пьесы “A STREETCAR NAMED DESIRE”, в художественном наследии великого драматурга двадцатого века это произведение занимает особенное место. С этого произведения великий Уильямс начинает свою анатомию нравов американского юга и это его направление исследование найдёт своё продолжение в других его пьесах. В 1944 Уильямс покидает Чикаго и переезжает в Луизиану и эти просторы становятся декорациями для истории и персонажей этой пьесы, в которой он помещает своих героев на дальнюю окраину Нью-Орлеана. Исторически эти районы больших городов Америки были места, где жили низшие слои общества и потомки эмигрантов.
Уильямс пристально изучает патриархальный американский юг и нравы его обитателей, результатом этого изучения человеческого общество находит своё воплощение в пьесе “A Streetcar named Desere”. В русском переводе название этого произведения будет переведено как «Трамвай Желание» и в этом есть небольшая неточность, так как теряется смысловой нюанс, отражающий подтекст пьесы Уильямса. В менее удобном, но более адекватном переводе её название «Трамвай по имени Желание». Уильямс в этом произведении выносить в главный фокус своего исследования человеческое желание и роль этого механизма в человеческой жизни. Этот особый фокус позволил создать ему драматическое произведение, которое принесёт ему мировую известность.
В этой пьесе Уильямс рисует картину жизни в Америке середины сороковых и его персонажи люди, в чьих взглядах и поступках прослеживается отчётливые исторические коннотация к событиям прошлого. В «Трамвае Желание» это эко прошлых десятилетий оказывает сёрьезное влияние на жизни персонажей. Прошлое создаёт незримую границу раздела и здесь Бланш Дюбуа человеком патриархальной луизианской провинции стоящую по одну сторону этой границы и её сестру с мужем - людей городской окраины, которые находятся по другую сторону границы. В спектакле эти различия сформировали их системы мировоззрений и жизненных ценностей, в которых каждый из них закован в кандалы прошлого. Они предопределяют их парадигму понимания мира, в котором они живут и формат взаимоотношения с людьми не разделяющих их взгляды. Это эхо прошлого обретает особое звучание в сценическом пространстве спектакля Яновской.
В авторской трактовке пьесы Уильямса Яновская погружает зрителя в эту особую атмосферу постепенно, окружая нас какофонией звуков большого города. В этом смешении шумов, заполняющих сценическое пространство отчётливо слышны звуки улицы с грохотанием проезжающих грузовиков и автомобилей, в них тонут голоса людей. В её звуковой картине выделяется один главный шум, который играет первую партию в оркестре звуков большого города и в сценическом пространстве он является определяющим и задающим тональность этой истории. Этой звуковой доминантой выступает металлическое скрежетание и лязганье старого трамвая и этот аудио-визуальный образ многофункционален и символичен в спектакле. Он звучит некой урбанистической увертюрой, с которой начинается эта история и в финале эта музыка городской окраины завершает историю под названием «Трамвай Желание». Этот приём позволяет зрителю визуализировать фрагмент истории, в котором старый трамвай привозит Бланш Дюбуа к её сестре на дальнюю окраину Нью-Орлеана.
В спектакле Яновская с помощью особой звуковой палитры создаёт особую атмосферу городской окраины, места, в котором доносится непонятная речь и какое-то пение, грохот машин. В этом странном смешении звуков и шумов Бланш чувствует себя чужой, они усиливают синдром отчуждения и отторжения её этой средой обитания.
В этой истории старый трамвай для Бланш это символичный объект, с помощью него она надеется, что сможет перенестись в другое место в иную жизнь. В этом мифическом месте она хочет обрести покой, получить возможность залечить свои раны от пережитой трагедии и начать свою жизнь с чистого листа. Её трамвай по имени Желание везет её в дому сестры, где она верит, что сможет оставить лики трагедии в прошлом и начать свою жизнь с чистого листа.
Приезд Бланш в дом сестры это её перехода в другой мир, живущий по другим законам с иным пониманием основных ценностей человеческой жизни. Он переносит Бланш в плоскость, где она познаёт другое проявление трагедии её жизни. Здесь она чужая и мрачные лики трагедии прошлого не позволяют ей начать жить заново, а её приезд пробуждает память о старом раздоре внутри семьи. Её появление вызывает противостояние, которое подливает масло в огонь трагедии прошлого, чьи мрачные лики возвращают её к трагедии разрушившей её жизнь в Луизиане.
Лики трагедии прошлого следуют за ней попятам, они катализируют процесс отчуждения и раскола внутри семьи сестры и этот сложный конфликт подводит персонажей «Трамвая Желание» к главному конфликту драмы Уильямса, к точке, где сталкиваются две диаметрально-противоположные мировоззренческие системы. В нём каждая сторона конфликта едет в своём трамвае по имени желание, и у каждого это желание определяет направляющий вектор движения. В спектакле Яновской это столкновение желаний является кульминационной точкой трагедии Уильямса, чей финал предопределён и он неоднозначен для всех. Через этот финал Уильямс подводит нас к пониманию, того что трамвай по имени желание не может быть основной определяющей силой человеческой жизни и вектор нашего желания не должен быть главным и определяющим.
Свидетельство о публикации №220050300130