10. Переход

    То, что я писал в 2015 году по поводу возможного выхода, неожиданно оказалось связанным с разработками, которые активно ведёт Андрей Девятов и Магомед Магомедов. Андрей Девятов – китаист, бывший сотрудник ГРУ пытается обосновать некоторую модель развития мировых событий. Эта модель многим людям может показаться весьма странной, хотя она кое-что действительно правильно предсказывает. Худо-бедно – это фактически единственная модель, которая охватывает кроме экономики также политическую и идеологическую стороны развития мировых событий. Эта модель позволяет Девятову давать прогнозы и по нашей стране. Я не буду здесь излагать содержание этой модели: она достаточно большая и имеет в своей основе китайскую философскую традицию.  В интернете большое количество выступлений Андрея Девятова, и вы можете разобраться с его взглядами самостоятельно.
    Магомед Магомедов – математик, разработавший принцип триадного самоуправления в обществе.  Суть триадного принципа заключается в следующем. Что означает, что некоторая совокупность людей в обществе контролирует, регулирует, определяет поведение другой совокупности людей? Это значит, что в её руках есть механизм, который позволяет оказывать некоторым образом давление на другую группу. «Оказывать давление» фактически означает способность ограничивать возможности второй группы. Сила этого давления (величина и состав этих ограничений) определяется силой самой первой группы.
    Предположим, что в обществе действуют три таких группы: первая группа контролирует вторую группу, вторая группа третью, а третья группа – первую. Если в силу каких-то причин, например, происходит усиление первой группы,  это автоматически вызывает усиление ее давления на вторую группу, что приводит к ослаблению второй группы. Ослабление второй группы уменьшает ее давление на третью группу, которая в результате этого усиливается. Усиление третьей группы приводит к усилению ее давления на первую группу, что в свою очередь приводит к снижению неоправданного усиления первой группы. Мы имеем типичный пример отрицательной обратной связи, которая обеспечивает гомеостаз такой тройки. Вообще любое нечетное число подобных групп, связанных в кольцо подобным видом влияния, обеспечивает отрицательную обратную связь. Вместе с тем, поскольку изменение влияния в обществе дело не быстрое, распространение изменений по цепочке требует значительного времени, что может привести за время распространения изменений по кольцу к слому (взрыву, распаду) системы. Понятно, что триада – наименьшая, а значит, самая быстрая и устойчивая система с отрицательной обратной связью.
Пусть теперь в кольце, например, четыре группы. Вы и сами можете убедиться, что усиление какой-либо одной группы, скажем первой, приведёт в конечном счете к ослаблению четвертой, что в свою очередь еще более увеличит возможности усиления первой группы и т.д. Мы имеем дело с типичной положительной обратной связью, которая ведет к развалу такой системы. Пример двух групп самый простой: как только одна группа усиливается, так вторая ослабевает, что еще более усиливает первую. Причин для начальных девиаций силы одной из групп окружающий мир дает предостаточно: изменения климата, войны, неурожаи, влияние соседей и т.п.
Итак, триадный принцип функционирования общества обеспечивает его стабильное длительное развитие. Это согласуется и с представлениями Девятова, которые следуют из китайской философской традиции. Это также совпадает на общем уровне с моделью, описанной в предыдущей главе. Но триадный принцип слишком абстрактен и его необходимо конкретизировать. В первую очередь необходимо выделить в обществе эти самые группы влияния. Магомедов и Девятов делят общество на три группы, называемые условно жрецы, воины и дельцы. Конечно, это разделение в известном смысле условно, поскольку каждый человек по мере своего развития в разные периоды жизни воплощает в себе разные пропорции свойств, соответствующих этим группам. Опишем кратко свойства или признаки, характеризующие принадлежность человека к той или иной группе.
    ДЕЛЬЦЫ – это те, кто занимается созданием материальных благ. Дельцы осуществляют взаимодействие человека с материальным миром. Сюда входят разного рода бизнесмены, начиная от сельхозпроизводителя, и кончая олигархом. С точки зрения изложенной в предыдущих главах теории, я бы уточнил это определение, понимая под дельцами тех людей, которые ориентируются на денежный капитал. Это очень расширительное толкование понятия дельцов, поскольку оно включает в себя и всех людей, продающих свой труд на рынке труда: ведь именно эта продажа является источником их существования. В определенном смысле они являются торгашами специфическим товаром. Фактически в понятие ДЕЛЬЦЫ входит почти весь народ (исключая детей, стариков и инвалидов), поскольку целью его общественной деятельности является зарабатывание денег, через которые они и получают доступ к распределению благ. Дельцы создают материальную основу жизни общества, то есть ЭКОНОМИКУ.
    ВОИНЫ – это те, кто занимаются отношениями с людьми, то есть формируют, удаляют или переформатирует эти отношения.  С точки зрения капитала это те, для которых бюрократический капитал является главным. Воины своей деятельностью формируют сторону жизни общества, называемую ПОЛИТИКОЙ. В древности воины, собственно, и были воинами. Их задачей являлось разрешение конфликтов между людьми. Нынешняя каста воинов состоит преимущественно из чиновников или манагеров. В этом тонкость определения чиновников. Ведь управление людьми происходит и в бизнесе. Если вы посмотрите предложения на руководящие должности от бизнеса, то наверняка заметите, что там фактически требуется, чтобы руководимое подразделение достигало некоторой бизнес-цели. Отсюда требования по опыту работы в данной конкретной сфере, где надо достигать этих результатов. Для чиновников также существует некая цель управления, выраженная, например, в должностной инструкции, но эта цель не его и чиновник, который назначает этого чиновника не требует, достижения этой цели. Он требует имитации, то есть такого состояния, когда к нему невозможно предъявить претензии об отсутствии усилий по достижению псевдоцели. По этой причине чиновник может выбрать другую цель под прикрытием псевдоцели. И какая же это будет цель? Правильно! Забота о себе любимом в какой-либо форме - вот главная цель чиновника. Конечно, все люди имеют такую цель среди прочих. Но фишка состоит в том, что в отличие, например, от дельца, который достигает такую цель лишь через достижение бизнес-цели, чиновник может прямо заняться достижением своей главной цели, уделяя внешней цели лишь демонстрационное внимание. Все его управленческие ресурсы будут направлены на достижение этой цели,в том числе и подчиненные ему люди. Именно поэтому ему от них нужна преданность и готовность выносить любой маразм, связанный с достижением его личной цели. Вышестоящий чиновник делает то же самое, поэтому такая система не может быть взорвана изнутри.
    Реальное отсутствие внешней цели у чиновника, цели, которую он должен достигнуть сам, своим талантом и трудолюбием, приводит к тому, что его внешней задачей является лишь точное выполнение указаний начальства, которому он обязан своим положением. У любого указания может быть негативная сторона, связанная с игнорированием каких-то условий и тонкостей. Чиновник не заинтересован спорить с начальником, потому что при этом он только теряет. С другой стороны его вины не будет в отрицательных последствиях выполненного указания: ведь он был просто исполнителем чужой воли. Итак, всё, что недоучитывается наверху, любые допущения или недопонимания чиновниками безусловно проводятся в жизнь. Такая система генерирует ошибки и маразмы просто в силу своей сути.
    Оторванность управления от жизни приводит к формированию мнения, что управление людьми само по себе является профессией безотносительно достигаемых целей. Это абсолютно верный вывод для чиновника, поскольку и любая внешняя цель управления всегда будет отодвинута на второй план, и не существует в среде чиновников внутренних причин, которые могли бы противодействовать этому процессу. Например, можно управлять спортом, а потом перейти на управление строительством, или, например, можно управлять изготовлением мебели, а потом стать министром обороны. Это не важно, потому что главное здесь – это политика, то есть отношения между людьми, включая личную преданность.
    Можем ли мы отказаться от класса чиновников? Никогда! Их невозможно заменить дельцами, потому что существуют совершенно необходимые цели и функции (социальные, военные и прочие), которые не приводят к образованию прибыли и, стало быть, не могут являться целями для дельцов. Эти цели всегда являются внешними и на их достижение неизбежно приходится нанимать чиновников. Более того, замена чиновника дельцом в тех случаях, когда должность может способствовать развитию бизнеса, просто губительно для политики. Я назову только фамилию Порошенко и на этом остановлюсь. Какая же потрясающая глупость полагать, что "он себе заработал, а теперь заработает и для нас".
    Не все те, кого мы привыкли называть чиновниками на самом деле являются воинами. Скажем, какой-нибудь учитель или служащий пенсионного фонда оплачиваются из бюджета страны (пенсионного фонда) и их иногда относят к когорте чиновников. Но эти люди просто продают свой труд государству, так что в любом случае они остаются дельцами. Для чиновника же главным является не столько заплата, сколько те дополнительные преференции, которые он получает из своей должности. Это, например, могут быть взятки, свобода проворачивать какие-то свои делишки, или банальное наслаждение властью над людьми.
   Современные общественные системы ориентированы на дуальный принцип. Мы это подробно обсуждали в предыдущих главах. Положительная обратная связь в этих системах приводит к тому, что они неизбежно дрейфуют либо к капитализму, либо к социализму. Эти общественные системы неизбежно сталкиваются и на международной арене, группируясь по признаку главенствующей силы. При этом там, где правят дельцы, предпочтение в борьбе отдается санкциям, поскольку сильной стороной является экономика, а там, где правят воины, предпочтение отдается прямому применению силы, поскольку сильной стороной является политика. Скажем, какой смысл в свое время было вводить санкции против Венгрии или Чехословакии, когда можно было просто ввести войска. В этом смысле и санкции и прямое применение силы являются равнозначными: более терпимое отношение людей к санкциям есть просто дань традициям.
    В капиталистическом обществе дельцы получают власть над воинами за счет подкупа. В силу того, что деньги позволяют не персонифицировать власть, это часто имеет конспирологический характер: реальную власть не видно, она имеет подковёрный характер. В социалистическом обществе давление на дельцов осуществляется через откуп за те или иные услуги власти. Подкуп и откуп – две неистребимые формы коррупции в этих двух формах общества. Они органически присущи дуальным формам организации общества, поскольку являются условием их существования. Вы можете, например, узаконить подкуп, назвав его спонсированием, или откуп, назвав его благодарностью, но это не сделает их менее преступными.
Понятно, что все дуальные системы нестабильны, поскольку положительная обратная связь периодически выводит дуальные системы в пограничные условия, где система разрушается. В капиталистической системе положительная обратная связь приводит к кризисам (нарушениям экономики), в социалистической – к революциям и переворотам (нарушениям политики).
    ЖРЕЦЫ – это те, кого в качестве смысла жизни не интересуют ни деньги, ни власть. В предыдущей главе я называл этих людей гражданами или пассионариями. Эти люди служат идее, и потому именно они определяют ИДЕОЛОГИЮ в обществе. Их наградой является признание. Оно же является и их защитой. Жрецы осуществляют давление на воинов через идеологию, через вскрытие темных сторон власти. Они могут это делать, потому что не продаются ни за деньги, ни за власть, и их трудно нейтрализовать, если на их стороне общественное признание. Быть жрецом не означает обязательно проповедовать какую-то целостную идеологию. Это означает, что действия жреца определяются не внешними обстоятельствами, а его внутренними убеждениями. Жрецом вполне может быть хирург, учитель, музыкант или даже преступник. Эти люди небогаты и их деятельность не поощряется современным обществом, но именно их разыскивают люди, когда возникает необходимость в настоящих важных решениях и поступках. Например, кодекс вора в законе – типичный кодекс жреца. Да, это жрец злой стороны жизни, но это - жрец. Его сила в авторитете у преступной среды, то есть в его признании. Жрецы в силу своей независимости от власти и денег указывают путь или, если хотите, прокладывают его. Без них человечество перестало бы развиваться.
    Но признание – вещь очень уязвимая. Во-первых, власть может посадить, убить, изгнать или опорочить жреца. Надо иметь очень высокий уровень признания, чтобы это было трудно сделать. Надо быть Сахаровым или Солженицыным, чтобы затруднить расправу, а это далеко не каждому по силам. Во-вторых, воины сплошь и рядом создают ложных жрецов, что нивелирует значение жречества. Например, чиновники частенько обзаводятся степенями докторов наук, чтобы продемонстрировать некое служение познанию. В абсолютном большинстве случаев, они не имеют к научному жречеству никакого отношения и добывают эти значки чисто коррупционным путем. Мы сплошь и рядом видим, как власть косит под жречество, пытаясь усилить видимость своей легитимности. Чего стоит хотя бы один каждый день рисуемый образ нашего правителя. Но он ни разу не жрец, что хорошо видно по его делам.
    Одним из излюбленных методов борьбы воинов со жрецами является подмена ценностей, которые исповедуют жрецы, на цели, которыми живут воины. У вас в организации есть жрецы изобретатели? Составьте план изобретений на год и заставьте их выполнять его. У вас есть жрецы ученые? Заставьте их выполнять план по научным статьям. У вас есть жрецы, проповедующие ценность любви? Потребуйте, чтобы они до конца месяца полюбили еще 10 человек. С помощью этого оружия воины всегда могут показать, насколько ничтожно племя жрецов.
    В прежние времена касту жрецов в основном составляло духовенство.  Церковная реформа Петра 1 закрепила окончательную победу воинов над жрецами, после чего Россия медленно, но верно начала свой путь к революции. Духовенство перестало быть жречеством. Достаточно хотя бы вспомнить сказку А.С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде», отражающую представления его современников о духовенстве. Современное духовенство, кажется, не лучше. Забыв о душах паствы, многие «духовники» сосредоточили свои усилия на исполнении обрядов, приносящих реальные доходы, и на продвижение по службе в церковной иерархии. Разве даже патриарх Кирилл является монахом по сути? Меня раньше удивляли пророчества о будущем Государе в части его внимания к наведению порядка в церковной жизни. Казалось бы, что ему до их дел, когда у него и других более важных проблем выше головы. Но существование целой касты ПСЕВДО жрецов вещь очень опасная для самой идеи жречества и, пожалуй, чистка церкви и в самом деле является важнейшей и наипервейшей задачей, как, впрочем, и разоблачение всех прочих типов псевдо жрецов.
    Аналогично, после победы революции в октябре 1917 года, роль жрецов взяли на себя члены партии ВКПб. Понятно, что одной из их первейших задач было уничтожение старого жречества в виде духовенства. Это были явные конкуренты. Удивительна прозорливость Сталина, выбравшего себе именно партийную власть, власть первого жреца. Еще более удивительна эффективность триадной структуры общества в довоенной жизни страны. Такой прорыв в экономике может показаться чудом, если забыть о примате жрецов над воинами в тот период. Кстати, как я писал ранее, и успехи современного Китая в значительной степени связаны с сохранением касты жрецов и их положением в обществе.
    Но чиновники нашей страны всё же снова сумели добиться реванша у жрецов, превратив их в разновидность чиновников. На мой взгляд, это было связано с серьезной ошибкой в формировании касты жрецов. При наличии единой государственной идеологии каста жрецов сама выбирала себе новых жрецов не по признаку признания и служения, а по признаку знания правильной политической линии. Это неизбежно ослабляло жрецов, разлагая их связь с народом (преимущественно с дельцами). Возможно, вы помните героя фильма «Коммунист» или образ Павки Корчагина. Это типичные жрецы. Образ коммуниста шестидесятых совсем другой. Разрушение жречества началось еще до войны. Власть безжалостно уничтожала истинных жрецов, что неизбежно обескровливало эту касту. Победа воинов над жрецами в конечном счете сделала неотвратимыми события девяностых. Чиновники будут бояться и душить жрецов всегда, потому что победа жрецов означает для них зависимое положение и тяжелую службу ВО ИМЯ.
    Социалистическая контрреволюция начала двухтысячных восстановила превосходство воинов над дельцами. Чиновники теперь не боятся дельцов, а, наоборот, дельцы бояться чиновников. Чиновники ныне просто используют дельцов. Но чиновники по-прежнему смертельно боятся жрецов в любом виде и обличии. К счастью для них, социалистическая контрреволюция в силу своей бездуховности не смогла сформировать жречество, обрекая себя на неизбежный кризис.   Лихорадочный поиск хоть каких-то безопасных для чиновников жрецов, которых можно представить дельцам, или на худой конец какой-нибудь национальной идеи неизбежно привел власть к духовенству, которое давно уже в массе своей утратило жреческие функции. Таким образом, на сегодняшний день у нас сформировалась чисто дуальная система.
    С ощущением нехватки этой третьей силы мы сталкиваемся повсеместно, например, в разговорах политологов об элите общества. Можем ли мы отождествить их понятие элиты с понятием жрецов? Не вполне, и в этом их принципиальная ошибка. Они понимают элиту, как некое заинтересованное и осознающее реалии сообщество. Это сливки общества, имеющие прямые рычаги управления им. С их точки зрения элита - это "идейные" чиновники и предприниматели, имеющие возможность принимать важные решения. Но они не способны создать идеологию, а тем более поддерживать ее, потому что внизу общества то же должны быть свои Павки Корчагины, и вот это - настоящая элита. Сливки всплывают только в молоке, в обществе же наверх как правило всплывает сами знаете что. Как раз золотые самородки находятся на дне. Да, и с какой стати чиновникам допускать существование настоящей элиты? Как она может возникнуть в их среде хитрости, подлости, эгоизма и предательства? Нам говорят, что у нас такая элита. Какая, к чёрту, элита, если она не имеет никакого признания? Интересно было бы увидеть от этих политологов хотя бы один список этой так называемой элиты. Думаю, мы бы здорово посмеялись. Но здесь важно другое: насущная потребность в третьей силе ощущается всеми.
   Как мы видим, самая слабая часть триады – это жречество. Оно наиболее уязвимо в борьбе, поскольку опирается только на признание и авторитет. Если отказаться от единой государственной идеологии, которая указывает только на истинных жрецов, то можно заметить, что жрецы существуют всегда, поскольку всегда есть люди, живущие по сердцу и совести. Это и есть настоящие граждане. В этом их зависимость от дельцов, поскольку именно дельцы наделяют их авторитетом и признанием.
    Давление жрецов на воинов, как я говорил, естественно вызывает обратное сопротивление. Необходимо наделить жречество некоторыми защитными функциями в этой борьбе. Во-первых, главными инструментами в формировании известности, авторитета и признания в современном мире являются средства массовой информации. Они должны перейти под контроль граждан. Чиновники не должны иметь возможности оказывать давление на них. Вспомните хотя бы газету «Правда» в довоенный период. Ленин в период формирования партии хорошо понимал: без создания своей газеты жрецы будут обречены на поражение. Во-вторых, под контроль жрецов должны перейти судебная система и прокуратура. Когда мы говорим о независимости судебной системы, это не означает, что она бесконтрольно парит в воздухе. Судебная система не зависима от власти, но она зависит от идеологии, то есть от жрецов. Суды и прокуратура позволяют гражданам контролировать власть воинов на ее справедливость. В-третьих, поскольку капитал воинов определяется должностью, назначения чиновников на должности должны быть согласованы со жрецами, а еще лучше – определяться ими. Чиновники должны получать власть из рук жрецов, а не других чиновников, так же как признание жреческих функций должно осуществляться не другими жрецами, а дельцами, то есть народом. Народ должен определять не власть, а дорогу в будущее, то есть жрецов. В-четвертых, жрецы должны иметь право вето на решения воинов, которое может быть преодолено по определенной процедуре. Это не означает, что жрецы должны подменять воинов в их исполнении властных функций. Это означает, что жрецы обязаны контролировать моральность действий власти. И, наконец, самое главное. Жрецам должно принадлежать одно место, где они подменяют чиновников: это Минобрнауки плюс РАН. Жрецы должны постепенно и неуклонно вытеснять чиновников из этих храмов жрецов. По мере овладения этими структурами жрецы должны шаг за шагом, год за годом изменять соотношение ценностных установок в обществе за счет изменения ценностных установок в каждом человеке, взращивая ценность служения человека во имя других людей.
    Мы обсудили способ защиты жрецов «сверху». Это, конечно, достаточно зыбкий способ, потому что он состоит по большей части из «хотелок», которые должны обеспечить воины. Крайне маловероятно, чтобы воины по своей воле формировали на свою голову жреческую проблему.
    Существует и другой способ формирования и поддержания жречества «снизу». Это способ постепенно созревал, и самоизоляция в связи с коронавирусом существенно ускорила его становление. Разорение большого числа фирм, массовые увольнения и вынужденный рост работы на удаленке формируют его. В его фундаменте лежит также развитие социальных сетей. Суть дела заключается в следующем.
    Большое число сидящих дома в интернете безработных людей, ищущих любой способ заработка, неизбежно будет приводить к формированию групп по интересам с целью решения различных проблем. Эти группы появлялись и раньше, но теперь их формирование будет приобретать конкретный характер. Другими словами, та или иная группа вдруг оказывается способной решить некоторую проблему. Это значит, что собранные в ней специалисты смогут найти решение и деньги для реализации этого решения. Это крайне эффективный и дешевый способ, опыт которого уже есть в мире. Для реализации найденного решения могут использоваться 3d-принтеры или действующие предприятия, которые в отсутствии (или сжатии) рынка своей продукции будут вынуждены производить продукцию в режиме заказа каких-либо составляющих (деталей) со стороны. Другие предприятия будут готовы предоставлять свои активы для сборки той или иной востребованной продукции или сдавать в аренду контрольно-измерительную или испытательную технику. Короче говоря, действующие предприятия будут переходить в режим обслуживания заказов этих групп (в режим услуг), а сам выпуск готовой продукции будет проходить в основном под заказ. Параллельно с развитием этого процесса будет формироваться и механизм финансирования таких групп (правительством, банками, частными лицами).
    Те группы, которые будут достигать успеха из раза в раз, будут формировать признание в других группах и у их участников. Здесь я хочу заметить следующее. Признание (награда жрецов) может быть только среди тех, кто интересуется данной проблематикой. Другими словами, без среды нет признания. Скажем, математик или хирург может иметь признание лишь постольку, поскольку существуют математики и хирурги. Авторитет (признание) вора в законе не распространяется ни в среде хирургов, ни в среде математиков. Формирование таких групп потребует отбора авторитетных специалистов, имеющих признание. Такой специалист пойдет не во всякую группу, а авторитет группы определяется уровнем ее участников. Что же молодежь? Как ей набрать начальный вес признания? Удел молодежи – стартапы. Именно там они могут это сделать.
    Но что есть продукт таких групп? Продукт таких групп есть файл! Это файл чертежа, программы, условий реакции, последовательность производственных операций и т.д. Группы производят файлы, а выжившее после кризиса производство, которое сумело быстро перестроиться, оказывает услуги по их материализации. Это подобно тому, как в прежние времена творческие люди делали фотографии, а фотоателье обеспечивали услугу по их материализации на бумаге. Производство уходит на второй план, превращаясь в услугу.
    Главной продукцией в экономике становятся файлы, или, другими словами, информация. Параллельно с этим экономика (то есть дельцы) естественным образом каждый день воспроизводит жрецов в различных направлениях развития общества. Такие жрецы прочно стоят на ногах, потому что на их плечах держится вся экономика нового общества, которое иногда называют шестым укладом. И здесь ни при чём ни искусственный интеллект, ни какой-то класс программистов. Главным здесь является творчество, увлеченность и профессионализм, которые на этом этапе сливаются, порождая жрецов своего дела.
    Андрей Девятов предлагает положить в основу функционирования нового общества пять принципов орды.
1. Власть выше собственности (привилегии не наследовались).
2. Служба выше владения (главное преступление – предательство).
3. Справедливость выше закона (дух справедливости – наказание).
4. Общее выше личного (взаимопомощь и коллективная ответственность).
5. Аристократия Духа выше всего материального (граждане определяют всё).
В скобках указаны проявления этих принципов. С точки зрения рассмотренной триады управления эти принципы не полны. Скажем, два первых принципа характеризуют отношения между воинами и дельцами, устанавливая примат воинов над дельцами. В отношениях между жрецами и воинами недостает принципа, устанавливающего примат жрецов над воинами:
2.1. Служение выше службы.
Его отчасти детализирует третий принцип, который поднимает решения жрецов над законом, поскольку закон особенно в своей реализации часто оказывается несправедливым. Это как раз и означает примат жрецов над судебной системой и прокуратурой.
    Четвертый принцип характеризует общий характер триады, и я бы поставил его на первое место. Он утверждает, что нельзя построить жизнь улья, отталкиваясь от интересов отдельной пчелы. Четвертый принцип отбрасывает лицемерную концепцию либерализма, которая реально никогда не действовала. Рой не проживет и недели, если во главу угла будут поставлены интересы отдельной пчелы. Для того чтобы процветать и развиваться, необходимо иметь крепкую пчелиную семью, в которой действует четвертый принцип. Рабочие пчелы должны приносить мёд и ухаживать за деткой. Охрана улья должна быть готова в любое мгновение пожертвовать своей жизнью, защищая улей от врагов. Пчелиная матка должна обильно приносить приплод и т.д. Будет ли в этом случае жизнь каждой отдельной пчелы счастливой? Совсем не обязательно. Но это будет наилучшая ее жизнь из всех реально возможных.
Пятый принцип, на мой взгляд, требует коррекции. Он не учитывает примат дельцов над жрецами. Ведь именно из рук дельцов жрецы получают признание и славу. У меня нет подходящей краткой формулировки отредактированного пятого принципа, но, думаю, вы понимаете, что я имею в виду.


Рецензии