РОЗЫ И МЁД
отзыв на роман Валерия Бочкова «Обнажённая натура»
Трудно писать отзывы после умных и блестящих литературных критиков.Тем более , один из них -моя подруга Людмила Синицына сама писательница. Но всё же я решила рискнуть и поделиться своими мыслями.
Мне,особе наивной и впечатлительной, роман»Обнажённая натура» показался страшным и по лихо закрученному сюжету и по душевным потрясениям. Читала и будто к пропасти приближалась,не зная будет ли спасение. Смею предположить, что автор и в этой литературной попытке, приводит своих героев к поиску личного покаяния.
Напомню, что Бочков не только писатель, а и художник иллюстрировавший Евангелие. Он,надо думать,не десятки,а сотни раз перечитывал апостольские строки, искал зримые образы и отклики на них собственной души.
Бочков никого не судит в своих произведениях. Авторские рассуждения о мировых классических образцах литературы,музыки, живописи он вкладывает в уста героев и словно дразнит читателей и критиков,предвкушая их недоуменные,а то и возмущённые оценки-ярлыки.
В «Обнажённой натуре» он отсылает нас к шекспировскому «Гамлету». И Гамлет у него носит фамилию Голубев,прозванный друзьями за наивность- Голубь. Современный парень студент 4-го курса художественного института, которому надо решить извечный вопрос «Быть или не быть?». В выборе профессии Голубь бросил вызов деду-генералу и отцу-работнику Внешторга, нарушив семейную традицию и заслужив звание отщепенца. Будущий художник верит в великую силу искусства,считая ,что оно позволяет прикоснуться к вечности. Это лучшее лекарство,волшебный элексир облегчает страдания,заглушает боль и ужас смерти. Даже главную опору Голубь видит в искусстве,не подозревая, что оно не может заменить жизнь. Он живёт в роскошной родительской квартире на Котельнической набережной,расслабляется на старой генеральской даче. Остро ценит красоту и вкус жизни: розы и мёд,как метко замечает его возлюбленная Лариса. Красота-то,ведь для души,мёд же- плоть ублажать.
Парень в 21 год и не предполагал, что любовь может быть, как ожог. Она настигла его в один миг,когда в учебной мастерской появилась натурщица или демонстратор пластических поз Лариса. Тут соединилось восхищение красотой и желание обладать ею.Первая встреча лицом к лицу-в церкви,куда Голубь приходит вслед за Ларисой. И их беглый разговор о Всевышнем.Девушка вопрошает «А разве Бог есть? Ты веруешь?». И слышит его ответ «Не знаю...Хотелось бы...» Но Лариса не опору в Боге ищет в церкви, а прячется здесь от от людей и мерзости жизни.И ещё на кладбище,где никому ни до кого нет дела.
Этих звоночков трагедии Голубь не слышит.Он,как глухарь на току, самозабвенно рассуждает о любимых итальянских художниках эпохи Возрождения, подсовывая подруге красочные книги по искусству, и торопясь запечатлеть в рисунках её дивные совершенные формы. Лариса же предпочитает действие многословию, она спортсменка-шпажистка,чемпионка.А любимая книга у неё,написанная за сто лет до рождения Микеланджело, носит символическое название «Цветок битвы» .
Голубь испытал ужас потери,когда Лариса не пришла в мастерскую на очередной сеанс позирования.Воображение парня тут же нарисовало жуткие подробности её гибели от рук садистов,насильников и убийц. Но действительность оказалась ещё страшнее.
Правду о себе Лариса рассказывает Голубю на генеральской даче,где кто-то подкинул на порог дохлую собаку. Дача эта в семье деда выполняла как бы роль Чистилища - склада ненужных отживших вещей или промежуточного пункта между московской квартирой и помойкой. Здесь дед-генерал,выйдя в отставку,разводил розы ,тешил душу красотой. После смерти хозяина, розы одичали и превратились в обычный колючий шиповник. Так и Лариса, не успев познать нежность и радость любви, оказалась в свои юные годы предметом сладострастия для родного дяди Славы.Это младший брат её отца-ученого физика,повесившегося в тюремной камере после вынесения приговора об измене Родины. Потому Лариса считает свою красоту проклятьем,а плотскую любовь мерзостью. В натурщицы пошла, чтобы наказать и унизить себя,выставив напоказ- будто у позорного столба. Она и нутро Голубя почувствовала сразу,ведь парень тоже увидел в ней розы и мёд.
Откровения Ларисы о похотливом дяде,приходящем в её комнату в ночные дежурства матери, вызывают у Голубя мешанину чувств: брезгливость к ней любимой, ревность, злобу,желание отомстить обидчицу.
Убить дядю Славу предлагает Лариса. Не веря, что это избавит её от грязи ,но подсказывает Голубю идею, как спрятать концы на громадном дачном участке-там, где они вместе закопали дохлую собаку. Голубь соглашается злом победить зло и после убийства начать новую жизнь с Ларисой с чистого листа.
За десять дней подготовки акта возмездия Голубь, копя ревность и злобу, с удивлением обнаруживает в себе, что его любовь к Ларисе извратилась в переживания о себе самом. Как ему страшно,больно, неприятно. Лишь на минутку поражает мысль,что девушке в тысячу раз хуже , и опять лелеется собственное «я».
Они сделали,что задумали,но желанного облегчения не получили. Лариса раскаялась сразу,осознав,что страшнее греха убийства нет ничего.И наказала себя петлёй. А Голубь,приняв смертное причастие и крещение кровью, навсегда причислил себя к прокажённой касте убийц. Хотел умереть вместе с Ларисой,когда вынул её из петли. Лёг рядом на кровать и полоснул лезвием бритвы по рукам,не зная, что делать это надо в ванне с водой.Закопал тело Ларисы на задах дачи- рядышком с её мучителем дядей Славой. И остался жить с омертвелой душой. Закончил институт,защитил диплом, перенёс гибель родителей,утонувших по месту работы-в Танзании.
Долгие годы Голубь общается с Ларисой в снах и в путешествиях по прошлому.Стареющий художник живёт на генеральской даче,развешивает слой за слоем рисунки обнажённой натуры на стенах.А модели его- бездомные женщины с вокзалов и электричек,которых никто не будет искать. Он разработал целый ритуал для своих натурщиц,покорно позирующих на постели и задыхающихся от угара прогорающей печки.
А этой цитатой из романа я хочу закончить свои записки.Автор Валерий Бочков устами Голубя обращается к нам читателям:
«Каждый из нас беседует с распятым Богом,который был убит за то,что учил милосердию.Почему же мы с таким упоением продолжаем унижать друг друга?»
Вера Дейниченко
Гатчина.май 2020
Свидетельство о публикации №220050301490
Вера Дейниченко 04.05.2020 14:48 Заявить о нарушении
Прочитала "Обнажённую натуру". Грустно, но читала, не заставляя себя это делать. Да... Чувства смешанные. Впечатления от прочтения романа, честно, говоря тяжёлые и мрачные. Главный герой Голубев, на мой взгляд, отвратителен, и нет ему оправдания. Как это: "Я знаю, что в чём-то виноват, но не могу понять, в чём?" Он посчитал себя гением, которому подвластно всё. На вопрос, отчего он не убил себя, герой отвечает:"... дело тут не во мне, я - никто, меня не существует. Всё дело в этом божественном огне, который Творец вдохнул в меня, я не более чем сосуд. Оболочка". Как можно убивать, а потом любоваться и рисовать мёртвое обнажённое тело? А после этого самому закапывать труп , да ещё в саду дачного домика?
Как ужасна картина, когда Голубев закончил рисовать обнажённую мёртвую Варвару (она была отравлена при участии главного героя угарным газом). Он отходит от мольберта и говорит:"Да, рисунок получился. Он хорош... он великолепен!... Настоящее чудо!" Ужасно! Это не человек, это какое-то чудовище.
В романе упоминается имя писателя Ф.М. Достоевского. Мне вспоминается его главный герой Раскольников, который помыслил себя "сверхчеловеком, но при этом душу свою загубил. Он хочет проверить, кто он: "тварь дрожащая" или имеющий право. Теория Раскольникова страшна и бесчеловечна. Человек не имеет права на насилие в отношении себе подобных и не вправе пролить кровь хотя бы самого недостойного человеческого существа и притом ради достойных. Раскольников нашёл опору и спасение в Соне Мармеладовой. Его воскресила любовь, которая через Соню пришла к нему от Бога.
Быть может, если бы Лариса, натурщица, которую полюбил главный герой романа "Обнажённая натура", не покончила жизнь самоубийством, и Голубев был бы другим. Но Лариса и сама страдала. И хотя она кажется грубой, но вызывает сочувствие. Молодая, "израненная" жизнью, Лариса не находила поддержки, тепла со стороны мамы, мучилась от своего положения, а после убийства дяди Славы, нового мужа матери, видимо, не смогла с этим жить.
Голубев задаётся вопросом:"Меня мучает простой вопрос: как нам удалось создать такой бесчеловечный мир? Ведь каждый из нас по отдельности не так уж и плох... Каждый беседует с распятым Богом, тем, который страдал и был убит за то, что учил милосердию... Почему же мы с таким упоением продолжаем уничтожать друг друга? Ведь Бог просил нас этого больше не делать". Ответ на этот вопрос не прост. Не однозначен.
Вера Дейниченко 23.05.2020 12:24 Заявить о нарушении