Загадка Либерти
Широкий резонанс получил инцидент с “Liberty”, произошедший 8 июня 1967 года во время «шестидневной» арабо-израильской войны.
1 июня 1967 AGTR-5, приняв 6 лингвистов, владевших арабским и русским языками, вышел из ВМБ Рота (Испания) и направился в Восточное Средиземноморье для ведения радиоэлектронной разведки. На его борту находилось 293 человека: 16 офицеров, 271 матросов и старшин, 3 морских пехотинца и 3 гражданских специалиста. После начала военных действий 5 июня на “Liberty” была объявлена повышенная боевая готовность, расчеты крупнокалиберных пулеметов (четыре 12,7-мм M2 Browning) находились в полной боевой готовности. Любая неидентифицированная надводная цель, приближающаяся со скоростью более 25 узлов и воздушная цель, выполняющая угрожающие маневры, должна была рассматриваться как враждебная.
7 июня “Liberty” прибыл в намеченный район у северного побережья Синая. Согласно действовавшим распоряжениям командования 6-го флота, кораблю было запрещено подходить ближе, чем 12,5 миль к побережью Египта и Израиля. Дальнейшие сведения крайне противоречивы. Американские источники утверждают, что после начала военных действий, командование увеличило эту дистанцию до ста миль, о чем кораблям было извещено тремя радиограммами, но... “Liberty” их не получил (и это на корабле, напичканном новейшей радиоаппаратурой!). 6 июня в ответ на обвинение Египтом США в военной поддержке Израиля, американский представитель в ООН заявил, что корабли США находятся в сотнях миль от египетских берегов, хотя в это время “Liberty” был от них всего лишь в 13 милях.
Утром 8 июня самолеты израильских ВВС в течение нескольких часов 13 раз совершили облет американского корабля с целью определения его принадлежности, иногда на высоте, не превышающей 60 метров. “Liberty” нес на грот-мачте американский флаг размером 2,44 х 1,52 м (согласно заявлениям американских властей), имел стандартную для кораблей ВМС США шаровую окраску, на обеих бортах в носовой и кормовой части были нанесены белые с черными тенями обозначения GTR-5 размером от 0,91 м до 2,44 м. Принимая во внимание штилевую погоду и неограниченную видимость, это позволяло без труда идентифицировать корабль.
Следует отметить, что еще 5 июня начальник генштаба Армии обороны Израиля Yitzhak Rabin, предупредил американского военно-морского атташе в Тель-Авиве, что израильтяне предпримут все усилия для защиты своего побережья, включая потопление любого неидентифицированного судна, а поэтому просил американские суда не приближаться к берегу.
Около 14 часов два израильских самолета типа Dassault Mirage III-CJ атаковали “Liberty”, находившийся в 13 милях (по американским данным - 25,5) к западу от города Эль-Ариш. Израильтяне вели огонь из 30-мм пушек и обстреляли «американца» неуправляемыми ракетами. В свою очередь, расчеты 12,7-мм пулеметов “Liberty” вели огонь по «Миражам». Потери экипажа корабля составили 8 человек убитыми или смертельно ранеными, 75 человек получили ранения различной тяжести.
Затем в атаку пошли два самолета Dassault Super Myst;res, которые открыли огонь из пушек и сбросили напалмовые бомбы, вызвавшие сильный пожар в надстройке.
В ходе атаки были повреждены все радиоантенны, но используя аварийные средства связи кораблю удалось связаться с авианосцем «Саратога» с просьбой о помощи. С авианосца к «Либерти» были направлены 12 боевых самолетов, но этот приказ был отменен министром обороны Робертом Макнамарой.
Через 24 минуты после окончания авиационной атаки к “Liberty” приблизились израильские торпедные катера Т-203, Т-204, Т-206. Запросив «шпиона» о его принадлежности по радио и световыми сигналами и не получив ясного ответа, командиры катеров идентифицировали судно как египетское вспомогательное судно “El Quseir”. Но “Liberty” был вчетверо больше этого «египтянина», а обилие антенн различной конфигурации явно свидетельствовало о специальном назначении корабля.
При приближение катеров американские пулеметчики открыли по ним огонь. В ответ катера обстреляли “Liberty” из пушек, а затем вышли в торпедную атаку, выпустив 5 торпед (по другим данным - шесть). Американским морякам удалось уклониться от четырех из них, но пятая в 14.35 попала в правый борт. Вода, хлынувшая в пробоину размером 11,9 х 7,3 м, привела к гибели 25 моряков в двух затопленных отсеках, где находились основные посты радиоэлектронной разведки и связи, возник 10-градусный крен на правый борт. Около 14.40 корабль потерял ход и обесточился.. Израильские катера, приближаясь к “Liberty” на дистанцию до 15 метров, еще 40 минут вели пулеметный огонь по американским морякам, ведущим борьбу за живучесть и оказывающим помощь раненым, а также по спущенным на воду спасательным плотам.
Около 16 часов израильские власти проинформировали посольство США об ошибочной атаке американского корабля, а в 16.40 изральские торпедные катера вернулись к “Liberty” и предложили свою помощь, но американцы от нее отказались.
В результате атак израильских ВВС и ВМС “Liberty” получил 821 пробоину от ракет и артиллерийских снарядов, а также пробоину от попадания торпеды, возникли многочисленные пожары. Потери экипажа составили 34 человека убитыми и умершими позднее от ран, 171 были ранены, в том числе командир корабля Commander William L. McGonagle. Благодаря решительным и грамотным действиям экипажа пожары были потушены, предотвращено затопление отсеков, прилегающих к поврежденному, около 16.00 корабль смог дать ход. Со скоростью 5 узлов и креном 15; корабль совершил 1000-мильный переход до Мальты, где был поставлен в док для проведения ремонта, позволяющему совершить переход в США. В 1968 году “Liberty” был выведен из состава ВМС, а позднее отправлен на слом. Общий ушерб от нападения израильтян был оценен в 5 162 160 долларов.
Истинные причины атаки “Liberty” до сих пор остаются тайной. 9 июня 1967 года министерство иностранных дел Израиля представило американскому посольству свои объяснения произошедшего, часть которых приводятся ниже:
1. Судно (USS Liberty) было обнаружено в 13 милях от берега и опознано как военный корабль.
2. Его присутствие в районе военных действий противоречит международным нормам.
3. Данный район не является обычным районом для прохода судов.
4. Египет объявил этот район закрытым для нейтральных судов.
5. “Liberty” внешне похож на египетское судно снабжения “El Quseir”.
6. Судно (“Liberty”) в момент обнаружение не несло флаг. Оно двигалось с высокой скоростью на запад по направлению к вражескому берегу.
7. Флот Сил обороны Израиля ранее получил донесения об обстреле Эль-Ариша со стороны моря.
Израилем было проведено внутреннее расследование, в результате которого было установлено, что израильский персонал вел себя надлежащим образом. Какие-либо дисциплинарные наказания в отношении израильского персонала не применялись.
В свою очередь, в ноте послу Израиля от 10 июня Государственный секретарь США Д. Раск заявил, в частности:
«Во время атаки USS Liberty нес американский флаг и его отличительные знаки были ясно нанесены буквами и цифрами белого цвета на корпусе. ... Опыт доказывает, что флаг и идентификационный номер корабля ясно видны с воздуха. ... Исходя из этого, можно быть уверенным, что USS Liberty был идентифицирован, по меньшей мере его национальная принадлежность, израильскими самолетами приблизительно за час до атаки. ... Последовавшая атака торпедных катеров после того, как судно было или должно было быть идентифицировано израильскими вооруженными силами, показывает тем самым безрассудное пренебрежение к человеческой жизни.»
Тем не менее, не желая вступать в конфликт с верным союзником и под давлением влиятельного еврейского лобби, американское правительство согласилось с израильской версией происшедшего инцидента. Все закончилось официальным извинением Израиля и выплатой им (после тринадцатилетней тяжбы) компенсации в размере 12,89 млн долларов.
Однако, это не удовлетворило бывших членов экипажа, близких погибших и многих представителей американской общественности, которые продолжают настаивать на версии преднамеренной атаки “Liberty” израильтянами и по сей день требуют объективного расследования.
22 октября 2003 года Независимая комиссия по расследованию инцидента с “Liberty” в составе адмирала ВМС США в отставке Thomas H. Moorer, бывшего председателя начальников штабов; генерала корпуса морской пехоты США Raymond G. Davis, бывшего помощника коменданта корпуса морской пехоты; контр-адмирала ВМС США в отставке Merling Staring, бывшего главного судьи ВМС; посла в отставке James Akins, бывшего посла США в Саудовской Аравии, пришла к следующему решению (выдержки, перевод автора):
«4. Существуют убедительные доказательства того, что атака Израиля была преднамеренной попыткой уничтожить американский корабль и убить всю его команду; доказательства такого намерения подтверждаются заявлениями Государственного секретаря Dean Rusk, помощника госсекретаря George Ball, бывшего директора ЦРУ Richard Helms, бывших директоров Агенства национальной безопасности генерал-лейтенанта в отставке William Odom, адмирала в отставке Bobby Ray Inman и Marshal Carter, бывших заместителей директора Агенства национальной безопасности Oliver Kirby и генерал-майора ВВС в отставке John Morrison, бывшего посла США в Ливане в 1967 году Dwight Porter.
5. При нападении на USS Liberty Израиль совершил убийство американских военнослужащих и акт войны против США.
6. Опасаясь конфликта с Израилем, Белый дом сознательно запретил ВМС США прийти на помощь USS Liberty, отозвав военную помощь 6-го флота в то время, когда корабль был атакован; доказательства отзыва высланных на помощь самолетов представлены в показаниях капитана 1 ранга Joe Tully, командира авианосца USS Saratoga и контр-адмирала Lawrence Geis, командира дивизиона авианосцев 6-го флота во время атаки, никогда еще в военно-морской истории США не отменялась помощь атакованному американскому кораблю.
7. Хотя USS Liberty был спасен от несомненной гибели героическими усилиями его экипажа во главе с ныне покойным командиром William L. McGonagle, оставшимся в живых членам экипажа угрожали военным трибуналом, тюремным заключением и еще более жесткими мерами если они выскажут правду о случившемся и они были брошены на произвол судьбы их собственным правительством.
8. Благодаря влиянию могущественных сторонников Израиля в США, Белый дом преднамеренно скрыл факты этой атаки, направленной против американского народа.
9. Из-за постоянного давления произраильского лобби в США, это нападение остается единственным серьезным инцидентом на море, который не расследовался Конгрессом и по сей день ни одному из выживших членов экипажа не разрешено официально и публично высказываться об атаке.
Среди других доказательств Комиссия приводила записи радиоперехвата разведывательным самолетом ВМС США EC-121 переговоров экипажей израильских самолетов и катеров с наземными командными центрами, которые свидетельствовали, что экипажи ясно сознавали, что перед ними корабль США и тем не менее получили приказ потопить этот корабль и убедится в том, что никто из его членов экипажа не остался в живых.
Свидетельство о публикации №220050301519