Лазуритовая булава царя Михаила

Булава — это холодное составное ударно-раздробляющее оружие; состоит из ударной части и рукояти.

А что Вы обычно представляете, когда слышите слово "булава"? Бывает, что люди почему-то воображают некий неподъёмный и неуклюжий дубинатор, сделанный из какого-нибудь неубиваемого чугуния и предназначенный, видимо, для раскалывания танков и отправления всяких там Змеев Горынычей в пикирующий полёт с нокаутом. Интересно, а как такое оружие тащить на себе, а потом ещё и воевать им?

Подлили масла в огонь и прямолинейные трактовки древнерусских былин, где если появляется какая-нибудь палица (обычно булатная или железная), то обязательно она будет в "сто пудов". А так, нет смысла дословно трактовать былинную булаву и впрямь как весящую 1638 кг. Стоит напомнить, что "былина", хотя и действительно от слова "быль", означает то, что было основано на реальных событиях, но притом густо перемешано со сказкой, да так, что уже и не понять — где складно, а где напутано.

А ведь именно благодаря былинам и массовой культуре вокруг них, палицы и булавы стали считаться "визитным" оружием русских богатырей. С набором соответствующих стереотипов.

Обычно "вручают" палицу Илье Муромцу. Даже великие художники Васнецов и Врубель изображали витязя вооружённым именно булавой.

Для примера — старый анекдот:

***

Вызвал д'Артаньян Илью Муромца на дуэль, назначили время и место. Секундантами мушкетёр позвал, понятно, Атоса, Портоса и Арамиса, а Илья — Алёшу Поповича и Добрыню Никитича.

Д'Артаньян подходит к Илье и мелом рисует ему на панцире крест.

— Это ещё зачем? — спрашивает Илья.

Д'Артаньян что-то отвечает по-французски, знающий Добрыня переводит:

— Говорит, он тебя вот здесь своей шпагой проткнёт.

Муромец:

— Вот как? Ладно. Алёша! Обсыпь-ка его мелом и дай мою палицу!..

***

Следует сказать, что булавы как оружие имеют репутацию поскромнее, чем, например, у мечей или топоров.

Однако, с древнейших времён именно разные палицы-булавы-дубины были символом верховной власти. Недаром в ходе эволюции древний человек догадался взять в руки палку и отоварить по лбу кого-нибудь подходящего. Именно палки и камни первыми попали в руки первобытных людей и стали орудиями труда; хотя и неуклюжими, но прогресс с чего-то надо было начинать. И уже в те времена дубина могла служить символом верховенства и авторитета, подразумевая, что хозяин оружия может ударить за неповиновение.

Довольно скоро человек догадался, что палку можно заточить — получилось первое копьё. А также придумал утяжелить конец дубинки, прикрепив к ней камень — вот Вам и первые булавы с топорами.

Набалдашники булав прогрессировали вместе с эпохами. Ударная часть бывала и каменной (например, в Древнем Египте или в Ассирии), и костяной (у индейцев-ирокезов), и бронзовой (в Китае или у славян — причём этот материал использовался даже в Средние Века, а найденные образцы по ошибке причисляли к Бронзовому Веку), и стальной (почти повсеместно).

Средняя масса найденных археологами набалдашников булав — от 200 до 400 г. Никаких сказочных "стопудовых" чудовищ учёными не выкопано и даже не ожидается.

Если кажется, что такое оружие чересчур лёгкое и несерьёзное — то это заблуждение. Палицы не раз доказывали свою полезность, недаром употреблялись в армиях всего земного шара вплоть до XVIII века, а в некоторых регионах — и того дольше. И не только из-за своей дешевизны и простоты изготовления (Например, качественный металл для булавы не обязателен.)

Надо пояснить, что от удара булавой доспехи вряд ли спасут — убойная сила уж очень велика. Да и в защитном снаряжении булава обычно не застревает, в отличие от рубяще-колющего оружия. Плюс можно бить любой стороной ударной части, не поворачивая — как, например, в случае с топором. Кавалерия, кстати, чаще пехоты употребляла палицы, а вот топор для конного боя не очень удобен, и не каждый подходит. Точить у булав нужно разве что шипы на набалдашнике — но ведь не на каждой палице они есть, тогда ещё проще за ней ухаживать.

И булавой вовсе не обязательно выколачивать из вражины всю пыль или превращать его броню в груду металлического лома. Обычно старались ударить по шлему и взять оглушённого противника в плен. Слышали слово "ошеломить"? Выражение как раз отсюда и произошло.

Например, в битве при Бувине (Франция, 1214 г.) французский епископ де Бовэ вооружён был именно палицей. (Этому существует объяснение, дескать, церковь запрещает проливать кровь, поэтому духовные лица не должны были пользоваться рубяще-режущим оружием, и вооружались дробящим. То, что после удара булавой и кровь вполне себе идёт, и обломки костей вперемешку с мозгами летят только так — никого не интересовало, отмазку признали допустимой.) Епископ в ходе битвы добрался до английского герцога Солсбери и так врезал ему палицей по шлему, что тот без сознания рухнул с коня.

Таким образом, булавы тысячи лет входили в воинский арсенал, и вовсе не оставались в тени мечей или топоров, как может показаться.

Палицу ценили и охотно использовали в бою такие знаменитые люди как великий князь Дмитрий Донской, или фараон Тутмос III, или казахский народный герой Кобланды-батыр, или чешский непобедимый полководец Ян Жижка, а также многие другие.

Уже упоминалось, что булавы издавна были символом власти. Как обычно представляют царей на троне? В одной руке скипетр, в другой — держава. Да, про это уже шутили, что "дубина и булыжник". А что такое есть скипетр, как не украшенная булава? Просто не массивная (т.к. не боевая), а легче, изящнее и намного богаче.

Для владельца булавы украсить её — это обозначить свой статус в обществе, поднять престиж и авторитет. Люди, красовавшиеся с богато инкрустированным и награвированным оружием в древние времена, мало чем отличаются от современных. Наверняка Вы сможете вспомнить какого-нибудь знакомого, кто любит хвастать дорогими машинами, часами, ювелирными украшениями и т.д. Любителей кичиться своим богатством и положением всегда хватало.

Украшенные гравировкой и драгоценностями булавы воевод и полководцев со временем стали применяться не для прямого боя, а для подачи сигналов своим подчинённым. (Да и кому захочется поломать драгоценную палицу о шлем супостата?) Воины издалека должны были видеть начальника — а вон он где, с украшенным командирским жезлом, "златым шеломом посвечивает". Ежель машет своей палицей — значит приказ отдал: туда-то наступаем, сюда-то выдвигаемся.

Правители разных народов часто изображаются с украшенными жезлами-скипетрами. По факту, облегчёнными и украшенными палицами.

В качестве примера рассмотрим повнимательнее булаву, принадлежавшую царю Михаилу Фёдоровичу.

Набалдашник сразу привлекает внимание своим необычным сине-фиолетовым цветом. Дело в том, что сделан он из престижного камня лазурита (в описи 1687 материал назван "самфиром"). Набалдашник сделан в форме куба со спиленными углами, такую форму булав принято называть "брус".

Сверху и снизу навершие фиксируют два "стакана" оправы из позолоченного серебра, украшенные гравировкой. Нижняя часть оправы разделена на линии, идущие немного наискось. Линии чередуются — то гравировка, выделенная чернью, в виде растительного орнамента, то часть надписи. Весь текст таков: "Божиею милостию, мы великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович, всея Русии самодержец". (Примечание: именно так в тексте, "Русии". Не "Руси" и не "России".)

Рукоять обёрнута красным бархатом и обвита лентой из золочёного серебра. Вдоль ленты идёт гравировка в виде того же растительного орнамента, подчёркнутая чернью.

Цену в описи 1687 г. булаве обозначили в "пятьдесят пять рублёв". Цифра кажется несерьёзной? Для сравнения: годовое жалованье стрельца (профессионального военного) составляло 4 рубля; знаменитый оружейник Никита Давыдов получал 30 рублей; самой большой зарплаты удостоился его коллега по ремеслу — Григорий Вяткин, ему было положено аж 94 рубля. Для той эпохи даже стрелецкое жалованье считалось очень солидным, а цена царской булавы была и вовсе заоблачной.

Изящная царская регалия не предназначена для боя — явно при ударе о шлем расколется. Но проверять не стоит — зачем портить такую красоту?

То же самое можно сказать и про великое множество богато украшенных булав, ныне находящихся в музеях мира. Пусть будут живым напоминанием о том, как разные народы схожим образом обозначали статус в обществе. А также о том, как умелые и трудолюбивые мастера даже в тяжёлые времена находили возможность создать произведение искусства. А булавы, несомненно, к таковым произведениям тоже относятся.

Палицы, булавы, брусы, кии, шестопёры, перначи, гулды и многие-многие другие виды — всё это из одного семейства ударно-раздробляющего оружия. При всей своей внешней простоте и скромности, булавы честно и эффективно служили человеческой цивилизации с незапамятных времён.


Рецензии