Безымянная одна женщина в Берлине

Anonyma - Eine Frau in Berlin
Это немецко-польский фильм.
Русские войска врываются в Берлин. Советские солдаты, которые тут называются не иначе как "свиньи", без приглашения входят в немецкие дома, насилуют женщин. Грабят. Вообще. очень грубые, никаких тебе "данке шон"...Нашествие дикарей. Форма грязная, лица неумытые. Они убивают и обижают невинных. Немцы, показаны как жертвы безжалостных русских дикарей и свиней. Таков фильм. Возражать напрасно. Возмущаться тоже. Фильм поставлен по дневнику одной журналистки, так что все правда. Неприкрытая, чистая правда. Журналистка печей Бухенвальда не заметила, она не заметила модных шляпок из кожи детей, но заметила, что советские солдаты не умывают руки перед едой. Это невыносимо. И таких фильмов говорят, много.
Фильм лишил меня сна. После безуспешных попыток заснуть, я продолжил смотреть и дальше. И постепенно, сюжет изменился. Ужасы ушли. В героиню фильма, белокурую фрау, которая говорит по-русски и смело вступается за своих сестер по несчастью, влюбляется Андрей, - майор, влюбляется Анатолий, старший лейтенант, и младший лейтенант тоже не прочь закрутить с ней роман. Майор, конечно, как старший по званию. решительно всех отшивает. И в конце концов сама фрау влюбляется в него. Мало того, старший сержант медсанчасти, милая русская девушка, оказывается, влюблена давно в майора, и она ревнует его к фрау. Такие дела… Так что оказывается, русские совсем не свиньи, а даже могут посоперничать с немецкими мужиками. Такой вывод меня вполне устроил. Хотя ночь была невосполнима потеряна.
Дневник, по которому поставлен фильм, был опубликован в 1958 году и вызвал в немецком обществе волну возмущений. Никто не знал о массовых изнасилованиях немецких женщин, и общество решило, что это клевета. А сами немки предпочитали молчать. И вот эта часть мне кажется, гораздо интереснее самого фильма. Дневник так и остался анонимным. Да, фильм противоречив. Сначала победа Красной армии показана, как нашествие диких азиатских орд, а потом, как нашествие пылких влюбленных. И если что-то и было, то по взаимному согласию.


Рецензии