9 Возникновение земледелия, скотоводства и ремёсел

 Первый посева пример и образчик прививки деревьев
 Был непосредственно дан природою, все создающей:
 Ягоды, желуди, вниз упадавшие наземь с деревьев,
 Густо роясь у корней, своевременно все вырастали.
 Это и подало мысль прививать к деревьям отростки
 И на полях насаждать молодые отводки растений.
 Всячески стали затем обрабатывать милое поле
 И замечали тогда, что на нем от ухода за почвой
 Диких растений плоды получались нежнее и слаще.
 День ото дня отходить заставляли леса на высоты
 И по долинам места уступать возделанным пашням...

                Лукреций Кар. "О природе вещей"

1. Наблюдения за растениями.
  Должно быть, ещё в незапамятные времена человек задумывался, как вырастают деревья, кустарники и травы. Конечно, люди видели их рост из семян и черенков. Но, не обладая развитыми орудиями труда, они долгое время ограничивались лишь сбором съедобной растительной пищи, не пытаясь самим что-либо выращивать. Да и не оставалось на это времени после многодневных изматывающих охот и постоянной борьбы с трудными природными условиями и защиты от хищников.
  Но вот человек научился быстро добывать зверя на охоте и благоустроил свою жизнь так, что она меньше зависела от природы.
Вопрос: Перечислите новые умения и орудия труда, способствовавшие этому.
  Это позволило перейти от одного лишь пользования природными продуктами к попыткам самим постоянно обеспечивать себя ими. Впрочем, сначала женщины только ухаживали за дикими растениями - поливали их водой, окапывали палками.

  Внутренний Человечек принёс Андрею стакан с водой, в котором плавали... зелёные горошины.
- Как ты думаешь, Андрей, какие растения люди могли приручить первыми?
- Наверное, пшеницу... Или рожь.
- А разве легко вырастить хлеб? Ведь надо взрыхлить и удобрить большое поле. Посмотри в этот стакан. Что ты видишь?
- Горошины проросли! Корешки появились и стебли...
- Горошины и зёрна бобов легко прорастают в обычной чашке или стакане с водой. И их стебли могут виться прямо по стене домов. Значит, люди могли высадить в землю уже проросшие зёрна прямо у своих хижин или глинобитных домиков и закрепить вьющиеся стебли по стене. А что можно сделать с горохом или с бобами?
- Сварить суп. А можно и так съесть.
- Верно. Поэтому для древнейших земледельцев это стало самой обычной пищей. Горох был настоящим царём Горохом!
- Так вот откуда выражение "Это было ещё при царе Горохе", то есть очень давно!
- Так было, пока царём не стал хлеб.

  До сих пор идут споры: какие растения люди научились выращивать раньше всего, и где это произошло? Уже в жилищах и могильниках людей, живших около 11-10 тыс. лет назад в районе Средиземного моря и особенно на его восточных берегах в Передней Азии, археологи находят остатки окультуренных растений. Средиземноморье - родина пшеницы, ячменя, бобовых, винограда, масличных деревьев. Вероятно, здесь раньше всего удалось искусственно вырастить горох и бобы.
2. Начало обработки злаков.
  Позднее, также в Передней Азии, стали учиться разводить злаковые растения - просо и ячмень. Их зёрна, сами по себе не очень вкусные, до поры до времени особо не привлекали внимание.
Вопрос: Что нужно было сделать, чтобы понять ценность этих растений?
  Поджарив муку, вытолоченную из зёрен камнями-жерновами, древнейшие пекари получали вкусный хлеб. Зёрна стали сажать в ямки, выкопанные палкой с изогнутым острым наконечником - мотыгой. Для сбора колосьев изобрели серп, бывший вначале костяным или каменным. Вскоре смогли выращивать и более прихотливую пшеницу. Для злаков требовалось уже значительное пространство, которое получали, выкорчёвывая сорные травы.
  В Восточной Азии роль гороха сыграло другое бобовое растение - соя, а наряду с просом "хлебом" стал рис. Позднее и люди, жившие в Центральной Америке, стали сеять кукурузу(маис).
3. Первый помощник человека.
  В конце мезолита(около 10 тысяч лет назад) охотники стремились усовершенствовать способы добычи зверя. Дикие собаки, жившие в лесах, часто предупреждали своим лаем о приближении крупного зверя. Собаки подходили близко к человеческому жилью, подъедая остатки пищи.
  Сначала собак приманивали пищей, чтобы они помогали человеку на охоте. Заметили и другое умение собак: бежать по следу, вынюхивать дичь. У мужчин уже было время отдохнуть от охоты и заняться чем-то другим. И они стали брать себе щенков и выращивать их у себя в жилише. Теперь собаки сторожили жильё. В голодные годы люди ели и их мясо. Приручение собак настолько распространилось среди различных племён, что вы природе не осталось и диких сородичей (знаменитые динго в Австралии - это одичавшие собаки, завезённые туда когда-то из Восточной Азии).
4. Приручение мелких животных.
  Племена, по-прежнему занимавшиеся лишь охотой и собирательством, долгое время разводил, как домашних животных, только собак. Земледельцы посылали людей уже не только охотиться, но и приручать мелких, доверчивых к человеку, животных для того, чтобы постоянно иметь материал для одежды, мясо и молоко.

- Человечек! - позвал Андрей. - Если люди уже научились выращивать растения, то и животных разводить они уже могли!
- Конечно! А знаешь ли ты, какое животное люди приручили первым?
- Наверное, собаку. Ведь собака - друг человека и первый его помощник. Собаку ещё легче приручить - она к людям стремится.
- Верно. А после собаки знаешь, кого приручили?
- Может быть, кошку?
- Нет. Кошка слишком независима.
- Тогда корову. Даёт корова молоко!
- И не корову. Она же большая, грозная.
- Тогда не знаю.
- Свинью!
- Это за что такая честь свинье? Тоже ещё кого приручили...
- А ты зря так думаешь о свиньях. Возьми и почитай дальше учебник и ты всё поймёшь.

  Вторым прирученным животным, судя по обнаруженным у жилищ людей костям, была свинья. Это животное, как и собака, очень хорошо поддаётся дрессировке, имеет прекрасный нюх. К тому же свинья очень неприхотлива, не требует особых условий жизни, ест бобовые - пищу древнейших земледельцев. Да и дикий кабан встречался почти повсеместно.
Вопрос: Что дала людям свинья?
  В начале неолита, одновременно с распашкой больших площадей земли под возделывание злаков, люди приручили овец и коз. Вероятно, они паслись на уже истощённых после сбора урожая полях, превращённых в луга.
Вопрос: А что дали человеку эти животные?
  Одежда из шерсти и щетины была тоньше и удобнее, чем медвежьи или лисьи шкуры. Люди чаще стали пить молоко, научились из него варить сыр, простоквашу, взбивать масло, стали подкладывать в пищу свиное сало.

5. Производящее хозяйство.
  Теперь мы подошли к выводу о значительных изменениях в жизни людей. Переход к земледелию и скотоводству учёные даже называют неолитической революцией.
  В неолите люди уже перестали бояться природы и существенно зависеть от неё.
Задание: Докажите.
  Раньше люди лишь брали от природы то, что в ней имелось (добытых животных, собранные части растений). Теперь они сами воспроизводили в своём хозяйстве одомашненные растения и животных. Поэму земледельческо-скотоводческое хозяйство называют производящим.
  Но люди неолита производили уже не только растительные и животные продукты.
6. Ремёсла и причины их появления.
  Люди неолита наряду с земледелием и скотоводством стали осваивать ещё одно занятие - ремесло, изготовление руками или при помощи орудий труда разнообразных изделий. Группы людей стали тратить на это гораздо больше времени, чем раньше.
Вопрос: Как ты думаешь, почему появилось время что-либо мастерить?
7. Матриархат.
  Лёгкие мотыга и серп считались женскими орудиями труда. Женщины, ранее занимавшиеся собирательством, в основном стали заниматься и земледелием - делом, очень быстро ставшим наиболее почётным. Многие ремёсла также были женскими занятиями.
Вопросы: Почему земледелие считалось наиболее почётным занятием? Каким ещё почётным занятием продолжали заниматься женщины?
  Мужчины - охотники, рыболовы, строители жилищ - в период неолита во всём подчинялись женщинам. Женщины, как правило, были вождями племён. Это был матриархат - по-гречески "власть женщин". Главным божеством у многих племён стала Земля-Мать, прародительница человеческого рода(например, Гея у предков греков, Цзянь Юань у предков китайцев и Нередь или Мокошь у праславян).

8. Племена земледельцев и скотоводов.
  Первые земледельцы и скотоводы освоили эти занятия одновременно.

9. Начало обработки металлов. Энеолит.
  Итак, в новом каменном веке человек претерпел значительные изменения в своей жизни. Следующим величайшим открытием в истории человечества, ещё более круто изменившим его образ жизни,  стало начало применения металлов.

- Посмотри, Андрей! - вновь появился Внутренний Человечек.
- Зачем ты принёс два топора?
- Один из них каменный, другой - медный. Давай сходим в ближайший лес и посмотрим, как рубит один и другой топор.
- А нам за это ничего не будет?
- Нет. Потому что мы выберем сухие, мёртвые деревца. Наоборот,  сделаем полезное дело - проредим лес.
- Вот мы и в лесу! Чур, мне каменный топор, а тебе - медный,  он - полегче.
- А теперь засеки время на часах. Руби вот это сухое деревце, а я буду рубить вон то - они примерно одинаковы.
- Р-раз! Два! Три! Какой всё-таки тупой топор! Еле идёт!
- Зато у меня уже получилось,  смотри! Всего минута прошла.
Андрею же пришлось рубить дерево ещё две минуты...

10. Главными становятся мужчины.
  Можно заметить, что постепенно наиболее значительные и требующие большого труда занятия стали обязанностью не женщин, как раньше, а мужчин.
Вопрос  Перечислите такие занятия.
  У развитых племён почитаемыми людьми в роде стали кузнец, пахарь-плугарь, гончар,  кожевник.  В скотоводстве выделились мужчины, разводившихся крупных животных - быков, буйволов,  волов, дававших, кроме мяса и молока, кожу и впрягаемых в плуг.
  С переходом к медно-каменному веку власть женщин в племени (матриархат) сменилась властью мужчин (патриархат). Старейшины и вожди избирались при патриархате только из мужчин, они же постепенно стали единственными участниками племенной с ходов и собраний,  на которых решались важные вопросы. Род также стал вестись только по мужской линии.

11. Возникновение неравенства.
  В условиях производящего хозяйства людям не обязательно было уже жить большими родами. Каждая семья сама могла содержать участок земли, обрабатывал её плуг ом или мотыга год,  огород, разводить скот, жить в отдельном жилище. Вместе родичи совершали теперь только наиболее важное - определяли отношения внутри племени,  вырубали леса, ходили на промысел и т.д. 
  Однако даже в самых плодородную стенах участки земли у отдельных семей оказывались неполноценными - одни лучше, другие хуже.  Да и трудоспособность одной семьи могла оказаться больше, чем у другой. Так одни люди начинают жить богаче, а другие - беднее. Богатые люди, получая большой урожай,  могли приобрести у ремесленников больше изделий и одежды...
  Особенно обогатились старейшины родов и вожди. Ведь им дарили лучшую землю,  а также много подарков от сородичей и соседей.  Нередко вождями становился теперь наиболее богатый и влиятельный старейшина. Для усиления своей власти вожди стали чаще совершать во главе мужчин-общинников набеги на соседей.  Лучшую добычу они присваивали себе.
  В ходе на беговые и войн племя могло захватит пленников. У вождей  появилась возможность использовать их труд - невольники выполняли наиболее грязную или тяжёлую работу. Так возникло рабство.
  С ростом неравенства у общинников развитых племён начал распадаться первобытнообщинный строй. Так было прежде всего в странах субтропического климата,  в долинах крупных рек и на морских побережьях, это произошло 6-4 тысячи лет назад. В странах с менее благоприятным климатом люди ещё долго оставались жить по-прежнему. Усилилась неравномерность в развитии различных племён и стран.

На полях:

                Царь-Просо (китайская легенда)
  Людям не хватало на земле пищи. Тогда праматерь людей Цзянь Юань отнесла на землю своего сына.
  Младенца подобрало стадо буйволов. Буйволицы вскормили его молоком. Затем птицы принесли его в большое гнездо. Наконец, малыш приподнялся и пополз на луг. Хотя он был мал, но наделён разумом мудреца. Подобрав себе по силам палку с сучком, он стал царапать ею влажную землю. В образовавшиеся борозды он сыпал зёрна, каким кормили его птицы.
  Через несколько месяцев люди увидели на лугу выросшее просо и другие растения. Раздвинулись колосья, и перед ними появился чудесный младенец. Люди назвали его "Хоу-Цзы" - "Царь-Просо" и научились у него пахать, сеять и очищать землю от сорняков.
Вопрос: Что в этой легенде придумано, а что - правда? Почему люди приписывали изобретение земледелия богам?

                Зачатки земледелия у папуасов

   Способ изготовления горшков у папуасов(по книге Миклухо-Маклая)

                Плетение (по Миклухо-Маклаю)

         Войны и власть у гавайских племён (по книге О.Коцебу)
  В Тихом океане, у жителей Гавайских островов,  русский мореплаватель О.Коцебу в начале XIX века застал период возвышение племенной вождей. Вот что он увидел.


Рецензии