Сочинение по пьесе А. Островского Гроза

Этот текст тоже из моей школьной тетради 1975 года, когда я училась  в девятом классе МССМШ имени Гнесиных. И была еще Деревянко Машей по своему отцу. Написано это было 27.11 того  года. Перевести его сюда в целости будет крайне непросто. поэтому все  предыдущее время я всячески  старалась избежать этого почти непосильного  труда.  Я в этом небольшом сочинении сильно козыряю латинскими фразами в качестве  эпиграфа и послесловия. В тетради я списывала с учебника латинского, который хранился дома много лет. Хотя много позже этот самый учебник мне ничем не помог  за ночь успеть выучить латинский самой, чтобы успеть с утра до отъезда Дочери в гимназию с углубленным изучением культуры еще и ее тоже успеть научить языку. Я успешно провалила это родительское задание на корню. Я еще раз тогда перелистала весь этот умный учебник. И уснула над ним до утра.

 В сочинении нет темы.

 
Есть тоже скудная и первая в жизни попытка составить план сочинения. Но и план мне ничем не помог. Я про него почти сразу забыла. И до конца  по пунктам не успела пройти.

1. Характер и судьба Катерины.
2. Темное царство.
3. Самодуры.
4. Жертвы темного царства.
5. Почему Н.Н. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве".
6. Нравы города Калинова.

          ... Игнавия ест истере, дум поссис сургере.
                О мертвых - или хорошее, или ничего. Так он звучал.

Возможно, Добролюбов следовал этому самому моему эпиграфу, называя Катерину "лучом света в темном царстве". Ничем другим я не в силах объяснить его мнение об этой героине пьесы Островского.

Не спорю, она в целом симпатичнее других персонажей. Но ведь она человек не "человеческий!, а "божеский", как и сама она о себе рассказывает Варваре. Хотя в результате и выясняется, что "ничто человеческое ей не чуждо".

Если начинать критиковать ее. то делать это придется с  самого начала. А что считать началом ее трагедии, ее драмы? Там ли, где она вышла на свидание с Борисом?  Или там, где она вышла замуж за Кабанова? Случилась с ней эта драма. И мы стоим перед результатом? А где начало ее?

Ну. вот скажите мне, как можно было в  принципе жить ее жизнью еще  до  замужества? Даже со скидкой на время. Впрочем. если обратиться и к другим произведениям, легко обнаружить, что многие "жили - не тужили, словно птички на воле" ( кстати, птичкам тоже есть, об чем тужить), во многих "маменька души не чаяла, наряжала их, будто куклу, работать не принуждала. Что хотели, то и делали"). Вот от такой-то жизни и свихивались раньше времени. Вот с этого-то и начинается драма Катерины. Люди живут надеждой, только надеждой. А если бы от каждой невзгоды  люди бросались бы к крайнему средству - самоубийству. То все человечество давно бы уже вымерло бы . Я бы осталась сиротой. А там и просто неизвестно. кто бы покончил самоубийством раньше, я или мама.

Но я перескочила к самому волнующему и возмущающему месту в этой драме, а надо 
 сказать обо всем по порядку.
 
Марфа Игнатьевна кабанова, свекровь Катерины. Ее критикуют все, во все времена.

 А, что, скажите, сейчас  мало таких? А ведь в чем-то она и права. Разве не говорила вам искренне любящая вас бабушка, что все замечания и  нотации  только от добра и заботы, потому что они хотят видеть  нас лучше и умнее, чем они были сами?

А разве неправа Кабаниха, утверждая, "что никому не закажешь говорить. Не в глаза скажут, так за глаза станут!". И мне вполне понятно ее недовольство Катериной.

"Жизнь - как зебра. Полоса - светлая, полоса - темная".

 Следующий факт. Полюбили друг друга Катерина и Борис. Скажете - светлая полоса для  обоих...
 Светлая, да не очень.

 А кто такой Борис? Он же себя не уважает даже, где же ему честь свою отстоять?

 Ведь ясно, как божий день, что никакого наследства от своего дяди, Дикого, ему не дождаться. Он и сам это прекрасно понимает.  И все обещания Дикого о пяти тысячах останутся обещаниями. Скажете - время. Он и уйти никуда не мог. Царизм. Устроиться на работу трудно. Так ведь есть же выход, который сам Дикой и предложил. Борис должен ехать в Сибирь.  Там и сейчас полно белых пятен. А тогда - живи  себе на здоровье. Туда и в ссылку отправляли. Так Дикой, по сути, туда Бориса и отправил.

 Катерина говорила, что если захочет, уйдет из  не лЮбого места, не побоится людского суда... А что на деле?

можно сказать, что у нее было мало жизненных сил. Верно... Мало... А как они появятся при таком скудной жизни?

Она не боролась за "сохранение вида". Просто приняла все удары. Надо признать, удары жестокие. Но назвать ее передовой женщиной при таком раскладе совсем невозможно. Она была бы ею, если бы выжила. Она малодушна. "Смелым помогает судьба". И  ей бы помогла. Катерина не исключение.

 Жизнь без свободы ничто. Но свободу надо завоевывать. как и свое счастье. Все было в ее рукх. Но она сама отказалась от всего. И ее самоубийство это и доказывает, что она сдалась.

 Вера в Бога многим помогает, потому что превращается в веру в хорошего человека. Но ей-то во что  было верить?


                О tempora, о mores!!!
 Малодушие лежать, когда можешь подняться.

  А в общем, надо было Катерине жить нормальной жизнью  замужней женщины.
И обязательно иметь  детей.


Рецензии