Полёт U2 9 апреля 1960 года над СССР

История первого полёта
Самолёта U2 Американских ВВС над среднеазиатскими
Республикам  СССР.
Всем известно было как вторгшийся в пределы Советского союза самолёт разведчик «У-2» под управлением лётчика США Пауэрса, был сбит зенитной ракетой в районе г. Свердловска 1 Мая 1960 года. Об этом много писалось в газетах, сообщалось по радио и при этом подчёркивалось, что самолёт был сбит «первой ракетой».
  Меня возмущает такое однобокое-неправдивое освещение событий. Во первых, это вводит в заблуждение Советский народ и во вторых, не отвечает указаниям В. И. Ленина о том, что народу нужно говорить правду и только правду!
  В чём же получается заблуждение? В том, что неосведомлённые в большинстве люди начинают считать, будто с появлением ракет, не пройдёт безнаказанно ни один самолёт и все они будут сбиты!
Как было на самом деле могут рассказать очевидцы. Одно то, что раньше, чем был сбит «У-2» сбили нашего истребителя МИГ-19 по рассказам генерал майора Солодовникова. Говорить о сложности управления ПВО и о том, что не каждый самолёт будет сбит…Возможно в будущем будут такие средства, но в период шестидесятых и семидесятых годов их не было и нет.
Подтверждением этим мыслям служат факты борьбы наших зенитных ракет во Вьетнаме и Египте, где к числу выпущенных ракет процент сбитых самолётов очень не- велик.
  Итак, случайно сбитый «У-2» 1.5.60 разрекламирован как что-то особое за что многие получили награды. О том, что полёту «У-2» --1.5.60 предшествовал полёт такого же, а возможно и этого же самолёта 9 апреля 1960 года мало кто знает. Схематически это выглядело так.
  Нарушив границу  территории Афганистана самолёт США»У2» изменяя направление и высоту летал над территорий Узбекистаа, Казахстана и Туркменистана с 4 часов  47 минут до 11ч.3 м., то есть в течении 7 часов о8 минут на высоте приблизительно 20 километров.В то время, ни истребителей, ни зенитных средств подготовленных и способных сбить самолёт –нарушитель  на той высоте (20км) в районе его полётов не было.
  Единственная какая то надежа была на использование самолётов «СУ-3» и экипажей учебного центра истребительнойт авиации в г.Красноводске-подчинённого командованию истребительной Авиации войск ПВО СТРАНЫ. Находившиеся в Красноводске шесть экипажей «СУ-3» привлекались для боевого дежурства и оперативно подчинялись командованию Бакинского Округа ПВО.Однако ни один экипаж не был подготовлен для полётов на максимальную высоту до 19 км в форсажном режиме. Поэтому постановка задачи им являлась не реальной, а на авось, и для отвода глаз начальству-вернее правительству)!!!.
 Чтобы действовать с Аэродрома Мары, необходимо было перелететь, совершить посадку и дозаправить самолёт(23 минуты), взлёт в готовности№2-(13-15м)выходна рубеж встречи и перелёт из Красноводска в Мары, на всё ребовалось два часа времени. Следовательно приказ на подъём дежурных самолётов из готовности №2 на  аэродроме в Красноводске должен был поступить не позднее 9-00, а на самом деле дежурный авиакорпуса полковник Артемьев получил только в 9-50 следующее приказание из МОСКВЫ по вч от генерала Кобяшева-заместителя командующего истребительной авиаци ПВО страны: «ПЕРЕГНАТЬ!? Два самолёт СУ3  аэродром Мары, дозаправить и быть готовыми для выполнения боевой задачи  аэродрома Мары». Приказ отдан с запозданием на 50 минут совершено нереальный и непосредственно в Красноводск минуя командующего войсками Бакинского Округа ПВО, за которого в то время на КП был я. Кроме того необходимо было приказать---НЕМЕДЛЕННО ВЗЛЁТ ДЕЖУРНОЙ ПАРЕ с посадкой и дозаправкой на аэродроме в Мары для действий по самолёту нарушителю..Полученный приказ г-ла Кобяшева с формулировкой –ПЕРЕГНАТЬ- воспринят был как обычная передислокация на другой аэродром, поэтому на мой запрос в Красноводск 9-57почему не вылетели СУ3 доложите причину задержки.последовал ответ: -«Все к вылету готовы, командир снабжает лётчиков картами и позывными». После моего возмущения и приказа –немедленнно взлёт дежурной пары с посадкой в Мары- взлетели: Лётчик Захаров в 10-46, лётчик Зубков в 10-45.Приземлились в Мары в 11-45 а самолёт нарушитель ушёл за границу в 11 39.!!!.
 Начались расследования, начались поиски козлов отпущения. В Баку прилетел нач.штаба войск ПВО страны генерал полковник Подгорный. Всё его расследование свелось к беседе с командующим войсками округа Щегловым с которым решено было, кого наказать—кому быть козлом отпущения. Оказалось в последующим, что выбор пал на меня, поскольку я в то время находился на КП округа за Ком. войсками округа. В этом случае я узнал, как  Щеглов вместо защиты своего подчинённого поставил под удар невиновного своего---Первого заместителя-меня!!!!!!...
  Читая приказ Министра Обороны маршала Малиновского о наказании виновных в безнаказанном полёте самолёта нарушителя 9.4.1960, я с ужасом и возмущением прочитал: - За необеспечение своевременного перелёта самолётов из Красноводска в Мары г-л лейтенанта артилерии Мартынюка В.А. предупредить о неполном служебном соответствии-.
  Как говорится меры приняты-виновные наказаны?!!Такой необъективный подход это только очковтирательство и обман Министра обороны и правительства .Подсунул же тот проект приказа-главком ПВО Страны маршал Бирюзов по докладу «расследователя» нач. штаба ПВО страны Подгорного с одобрения моего непосредственного начальника Щеглова!.Все довольны, а я и другие возмущены. Были наказаны и другие товарищи совершенно не виновные в этих делах.
  Следовало б доложить правительству, что в то время,
на маршруте полёта самолёта нарушителя не было  средств способных уничтожить его на высоте 19-20 км..Что же касается виновных в несвоевременном перелёте самолётов из Красноводска в Мары, то их надо искать было не в Баку, а в Москве, откуда поступил приказ с запозданием на 50 минут и совершенно неправильно сформулированый генералом Кобяшовым. Командующий Бакинским округом ПВО НАПРАВЛЯТЬ ЭТИ САМОЛЁТЫ НА АЭРОДРОМЫ НЕ ВХОДЯЩИЕ В ЕГО ПОДЧИНЕНИЕ НЕ ИМЕЛ ПРАВО, Это право Главкома ПВО страны!!!.
На это незаслуженное взыскание я не собирался жаловаться т. к. заранее знал, что восстановить справедливость в данном случае будет трудно.Но когда в конце апреля 1960г. мне начальник отдела кадров последнюю аттестацию которую на меня написал Щеглов в которой высшая аттестационная комиссия записала тоже, что и в приказе М.О. т. е. «Предупреждён о неполном служебном  соответствии», то это меня возмутило до такой степени, что молчать дальше я не мог. Ведь этим выводом была перечёркнута отличная аттестация которую мне написал генерал полковник В.Д. Иванов. В его выводе было записано:—Может быть назначен Командующим Войсками Округа ПВО, достоин присвоения звания генерал полковник--.Кроме того,было грубо нарушено положние о сроках рассмотрения аттестаций высшей аттестационной комиссией.
Все аттестации рассматривались не  позднее января месяца, а в Москву посылалась в декабре.Моя же аттестация по неизвестным причинам и странным обстоятельствам представлена на рассмотрение высшей аттестационой комиссии вместе с приказом М.О. в апреле месяце!?!?.Таким образом со мной сыграли злую шутку двойную.По несправедливому взысканию и нарушению порядка рассмотрения аттестаций.Я написал и подал как положено по команде жалобу..
 Из отдела кадров войск ПВО Страны мне позвонили и стали уговаривать, чтобы я взял свою жалобу обратно так как она по существу направлена против министра обороны. Лучше выждать немного и всё будет поправлено, взыскание снято.Я с этим предложением согласился и жалобу мне вернули, которую я уничтожил. После этого события я заметил,что главком ПВО страны Бирюзов на меня «косится»….Бирюзов часто приезжал в Баку и на вертолёте охотился на диких кабанов у Иранской границы. Его обычно сопровождали: Ком.войсками округа Щеглов или нач. штаба Бессеребрянников,, а из гражданских председатель совета министров Исканденрв и нач. КГБ Семичастный В.Е..Я как начальник Бакинского гарнизона –обязан  был встречать и провожать всех старших начальников. Но когда появлялся у вертолёта, то Бирюзов в вежливой форме сказал мне :-Занимайтесь своими делами с охоты не встречайте--.Приказом министра обороны охота с вертолётов КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЛАСЬ..Где же пример старших???Можно ли после этого брать пример
дисциплинированности с маршала Бирюзова?!
Так что не зря говорят, что рыба воняет с головы.
Прошёл год. С меня сняли взыскание и в декабре 1961 года прислали на мою должность генерал майора артиллерии Фёдорова из Москвы, а мне было предложено пойти в окружной госпиталь на обследование и заключение о годности для службы в мирное время, поскольку я закруглил 60й год жизни и прослужил сверх нормы 5 лет. Я попросил Щеглова дать возможность мне подлечиться и оформить моё увольнение в конце апреля 1962г., когда мне исполнится 60 лет.
Прослужив в должности первого заместителя командующего войсками Бакинского округа ПВО шесть лет, мне было уже трудно выполнять свои обязанности, особенно на командном пункте, в связи с потерей слуха на правое ухо, но уходить из строя признаюсь было тяжело и очень не хотелось. Я считал и чувствовал, что лет пять ещё смог бы поработать над воспитанием кадров, если б была свободная должность начальника высшего военного училища. Но таковой не оказалось. Маршал Бирюзов предложил мне поехать старшим советником по ПВО в одну из стран, Кубу, Корею или Египет и обязательно с женой, но так как эта работа связанна с перелётами самолётами, а мне и жене полёты противопоказанны, то я отказался и попросил оформить увольнение в запас, согласно заключению медицинской комиссии с местом жительства г. Минск, где жил и работал мой старший сын Леонид. В Мае 1962 года прибыл я в Минск, где начались мытарства по квартирному вопросу. В Баку я квартиру сдал и имел право получить квартиры из фонда Министерства обороны, поэтому явился с рапортом к  ком. войсками БВО генералу армии Пеньковскому. Т. Пеньковский написал резолюцию: -Начальнику гарнизона, на ваше решение. - Меня конечно, удивила такая формулировка так как я ожидал формулировки:- «ОБЕСПЕЧИТЬ» на что имел полное право. Начальник гарнизона г-л Бурдейный долго крутил вертел, но всё же благодаря помощи первого секретаря КПБ г. Минска т. Шарапова В.К. к осени я получил хорошую квартиру из трёх комнат, куда и переехало моё семейство из Баку.
 В общем моё шестидесятилетие принесло мне много огорчений и хлопот.1.Пролежал четыре месяца в госпитале(январь-апрель1962г.)
2.В апреле месяце умерла моя мама Наталия Сергеевна в 80 летнем возрасте—ездил хоронить.
3.В июле умерла мать жены Христина Ефимовна в возрасте74 г…Поехал на похороны из Минска, а там на почве нервного расстройства, слегла в больницу Мария Михайловна. После похорон мамы забрал её в Минск и отправил на лечение в Санаторий БВО г. Лепель.
Полгода прошло пока добился квартиры.
С осени 1962 года началась непривычная –пенсионная жизнь. Валерий служил на действительной военной службе на аэродроме под Владивостоком, Владимир перевёлся в Белорусский Политехнический институт. Леонид в Минске, а Миша в Хабаровске.
Судьба играет человеком,
Она изменчива всегда,
То вознесёт его высоко,
То бросит в бездну без труда!!!
     Написано очень правдиво!


Примечание: Я младший сын автора этих воспоминаний Мартынюк Владимир Владимирович.У меня сохранились оригиналы объяснительных записок пилотов,выписки из журналов,и другие документы участников этой эпопеи со стороны Бакинского округа ПВО.Если кто сомневается в истиности всего описанного могу дополнительно всё это опубликовать.


Рецензии