Гарем режиссера Пырьева

Иван Пырьев, знаменитый советский режиссер, сценарист, директор «Мосфильма», а затем Союза кинематографистов СССР, лауреат множества государственных наград и званий, обладал огромной властью.

Он мог сделать любого артиста знаменитым или лишить всего, чем и пользовался. Актрисы, которые отвергали ухаживания режиссера-ловеласа, расплачивались за это поломанной карьерой, а иногда даже судьбой.

Иван Александрович Пырьев родился 4 ноября 1901 года в Томской губернии. С трех лет, после смерти отца в драке, воспитывался в семье деда. С 1915 года воевал на фронте, получил несколько наград. Переболел тифом, после чего уехал в Екатеринбург и поступил в театральную студию. В 1921 году переехал в Москву, где играл различные роли в постановках Сергея Эйзенштейна и Всеволода Мейерхольда.

После окончания актерского и режиссерского отделений Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС) Пырьев начал карьеру режиссера. В 1936 году вышел его первый фильм «Партийный билет» о врагах народа, но по-настоящему он прославился как комедиограф. Под его руководством вышли музыкальные комедии «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки», а также романтическая лента «В шесть часов вечера после войны» и экранизации романов Федора Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы». В 1954 — 1957 годах руководил студией «Мосфильм», затем основал и возглавил Союз кинематографистов.

Биография Пырьева была бы вполне заурядной, если бы не его любовь к слабому полу. Вовсю пользуясь своей властью и положением, он в буквальном смысле не пропускал ни одной актрисы.

Пырьев был трижды женат. Первой его супругой стала актриса Ада Войцик, которой повезло застать времена, когда власть мужа была еще не так велика. Она играла в его картине «Партийный билет» (1936), а затем продолжила актерскую карьеру в других фильмах уже без участия Пырьева.

К моменту выпуска этой ленты Иван уже был влюблен в свою будущую вторую жену Марину Ладынину. Они познакомились на выходе из киностудии «Мосфильм», и вскоре он предложил ей руку и сердце… умолчав, что уже женат. В 1938 году Марина родила сына Андрея, и после этого Пырьев, наконец, развелся с Адой и женился на ней.

Ладынина играла главные роли во всех его картинах этого периода («Богатая невеста», «Трактористы», «Кубанские казаки» и др.) и до определенного времени покорно сносила интрижки мужа (возможно, закрывая глаза на то, как актрисам, отказавшим ему, ломали карьеру в кино). Последним фильмом Пырьева, в котором снялась Ладынина, была лента «Испытание верности» (1954 год). На съемках они сильно поругались, но развелись  позже.

После этого Марина Ладынина снялась лишь в одном фильме, который так и не появился в кинотеатрах. Официальная причина отсутствия ролей, которую она называла: ей хотелось запомниться зрителям молодой. Но, скорее всего, главная причина была вовсе не в этом.

Считалось, что Ладынина сама отказывалась от всех ролей, не желая демонстрировать зрителям уходящую молодость и красоту, однако в киношных кругах ходило другое мнение: снимать бывшую жену запретил обиженный бывший супруг.

Талантливейшая Екатерина Савинова снималась очень мало и запомнилась советским зрителям всего лишь по одной роли — Фроси Бурлаковой из «Приходите завтра».

Актриса получила известность после роли Любочки в фильме «Кубанские казаки» (1949). Иван Пырьев больше года оказывал ей знаки внимания, однако Савинова была непреклонна. Однажды он пригласил ее в гости с определенными намерениями, она не удержалась и дала ему пощечину. Тогда Пырьев использовал все свое влияние, чтобы ее не приглашали ни на одну роль. Бывало так, что Савинова приезжала на пробы, успешно проходила их, но получала отказ. Играть в театре она не хотела, считая своим призванием кино. После нескольких эпизодических ролей сыграла Фросю Бурлакову в фильме «Приходите завтра…» (1963), но даже это удалось лишь потому, что съемки проходили в Прибалтике.

Как вспоминали коллеги, Савинова находилась в так называемом «черном списке», составленным Пырьевым. Так режиссер отомстил актрисе, не ответившей на его ухаживания во время съемок «Кубанских казаков». Профессиональная невостребованность и прогрессирующая болезнь сломали актрису. Она уехала из Москвы в Новосибирск, где по собственной воле ушла из жизни.

Еще одной актрисой, которая почти не появлялась на большом экране из-за конфликта с Пырьевым, стала Клара Румянова.

Известная актриса, голос многих советских мультфильмов, по упорным слухам, должна была играть главную роль в «Испытании верности» вместо Ладыниной. Это уже указывало на то, что о верности во втором браке Пырьева речи не шло: просто так роли в своих фильмах он не предлагал. Однако Румянова не согласилась: ей не понравился сценарий, да и притязания режиссера выходили за рамки профессиональных. Тогда она еще не была знаменитой, но Пырьев сделал все, чтобы роли ей предлагали как можно реже. Взлет карьера пришелся уже на середину 60-х годов.

Позднее Клара Румянова все-таки нашла свою стезю. Она стала знаменитой как актриса озвучивания. Особенно хорошо артистке удавались детские голоса и голоса мультипликационных персонажей, например, роль Зайца в сериале «Эх, погоди!»

В 1959 году на экраны вышел фильм «Отчий дом», главную роль в котором сыграла 19-летняя актриса Людмила Марченко. Иван Пырьев заметил молодую звезду сразу — и предложил ей роль в фильме «Белые ночи». Пытаясь завоевать расположение девушки, снял ей квартиру в Москве, куда приезжал без приглашения. В итоге она вынуждена была оттуда съехать. Он обещал жениться, но и это не сработало, пытался действовать через мать актрисы — однако и тут его ждала неудача.

Поскольку о всесильности Пырьева в актерском мире знали все, Марченко убеждали согласиться, иначе ей придется завершить карьеру. Но она не поддавалась. Пожилого ловеласа вызвали в ЦК партии, где он заявил, что Людмила — его последняя любовь, и руководство страны с пониманием отнеслось к его притязаниям.

Тем временем Марченко вышла замуж, однако до супруга доходили слухи о её — несуществующем — романе с Пырьевым. И когда ее пригласили сниматься в Прибалтику (в Москве без разрешения Ивана, который нажимал на все доступные рычаги, Марченко ролей не давали), муж столкнулся с «любовником» на киностудии и развелся с Людмилой. Тогда Пырьев похлопотал о выделении ей квартиры в Москве и начал спаивать молодую актрису (сам он пить не мог), но и это не помогало: Людмила не была готова к отношениям с человеком, который был старше ее на 40 лет!

Точку в этой истории поставил второй муж Марченко. Он тоже ревновал актрису к Пырьеву и однажды напал на нее с ножом — изуродовал лицо. После этого Людмила оказалась не нужна никому, начала пить, еще дважды выходила замуж и умерла в безвестности.

На данный момент известно, что под «пырьевский запрет» в разное время попадали также актрисы Ольга Бган и Ия Арепина — обе не нашли потом места в советском кинематографе. Наверняка этот список неполон, просто в то время не все были готовы рассказывать о таких постыдных вещах. Влияние Ивана Пырьева простиралось гораздо дальше съемочной площадки, а остановить его было фактически невозможно.

Ольга Бган, талантливая актриса, сыгравшая Надю Смирнову в советской драме «Человек родился», как и Екатерина Савинова ушла из жизни очень рано.  После кинокартины, сделавшей ее известной, привлекательная актриса попала в поле зрения Пырьева, однако отвергла его ухаживания и, конечно, попала в черный список режиссера. В последующие годы Бган почти не снималась.

Всемирную славу талантливая актриса Ия Арепина получила после того, как сыграла Машу Миронову в кинокартине «Капитанская дочка». После «Капитанской дочки» была еще пара главных ролей, а затем — только лишь эпизоды и незаметные второстепенные роли. Актерскую карьеру Арепиной сломал Пырьев.

Режиссер преследовал актрису, однако она оказалась не из робкого десятка. Арепина написала жалобу. Жалоба не помогла, скорее наоборот: актрису не только перестали снимать, но даже не разрешали проходить пробы. За ней закрепилась слава скандалистки. После инцидента Ия Арепина так и не смогла вернуться в большое кино, довольствуясь лишь случайными подработками.

Последние шесть лет Пырьев прожил с актрисой, которую звали Лионелла Скирда. В 1967-м они заключили брак, после чего та взяла фамилию мужа. Сегодня Лионелла Пырьева замужем за Олегом Стриженовым, которого любила всю жизнь. Она не скрывает, что в свое время связала свою жизнь с человеком, которому была по-настоящему нужна.

Пырьев снимал ее в "Братьях Карамазовых", последней своей картине, которую, к сожалению, не смог при жизни завершить. Разница между ними составляла 37 лет. Лионелла Пырьева согласна с тем, что Пырьев был влюбчивым человеком, но не верит в то, что он из мести ломал карьеру отвергнувшим его женщинам.

Об интригах и любовных похождениям некрасивого и старого режиссера Ивана Пырьева я знаю давно. Моя мама  интересовалась кино, выписывала журнал «Советский экран». И кто-то из женщин, с которыми она познакомилась в санатории в Ессентуках, рассказал о ловеласе  Пырьеве, который пользует молоденьких актрис.   И те ради карьеры в кино соглашаются на связь с режиссером.  Но многие так и не попали на большой экран,  хотя кому-то   удалось это сделать.

Не только Пырьев отличался любвеобильностью,  на втором месте в этом списке режиссеров-ловеласов, как мне кажется,  Андрей Кончаловский.

Будущий мэтр российского кинематографа появился на свет 20 августа 1937 года в семье Михалковых. При рождении его назвали Андреем, но позже молодой режиссер стал именовать себя Андрон. Поэтому многие его называют Андроном.
Михалковы были известными творческими личностями. Например, прадедом Андрея был великий живописец Василий Иванович Суриков.

Дед — художник Петр Петрович Кончаловский — академик Академии художеств СССР, лауреат Сталинской премии. Был одним из основателей объединения «Бубновый валет» и его председателем. Написал почти две тысячи полотен, которые можно увидеть в художественных галереях всего мира. Его супругой была дочь Василия Сурикова, Ольга.

Отец — Сергей Владимирович Михалков был военным корреспондентом, поэтом, драматургом, сценаристом, общественным деятелем, писал басни и рассказы для детей. Он — автор гимнов СССР и России.
Мать — Наталья Петровна Кончаловская – писательница, поэтесса и переводчица.

В семье уже была дочь Екатерина от первого брака Натальи. Впоследствии она выйдет замуж за писателя Ю. Семенова. В 1945 г. родится еще один сын Никита, который тоже станет яркой звездой в мире киноиндустрии.

Зарубежные режиссеры удивлялись, что два популярных режиссера являются родными братьями. Кончаловский обычно отвечал, что они связаны братской любовью. Но не трудно заметить, что он относится к Никите Сергеевичу с высоты некоторой «брутальности».

Одновременно со средней школой мальчик учился и в музыкальной. Затем на отлично сдал экзамены в музучилище при консерватории. Но вскоре юноша понял, что не хочет делать карьеру музыканта и поступил во ВГИК на факультет режиссуры, окончив его в 1964 г.
Фильм «Мальчик и голубь», созданный еще во ВГИКе, получил «Бронзового льва» на венецианском фестивале.

В 1967 г. создан фильм «История Аси Клячиной…». Все актеры были начинающими, но показ «настоящей жизни» был подвергнут цензуре и запрещен. Пролежал на полке два десятилетия.

В 1980 г. Андрон Кончаловский переехал в США. Голливуд неприветливо встретил режиссера, который, несмотря на это, снял несколько фильмов, которые принесли различные кинонаграды. В 1989 г. был снят боевик «Танго и Кэш», со С. Сталлоне и К. Расселом в главных ролях.

Личная жизнь именитого режиссера тоже яркая и бурная. Официально он был женат пять раз.
Первая жена — балерина Ирина Кандат. Брак продлился два года (1957-1959).
Бурный роман в студенческие годы был с Жанной Болотовой, а затем и с Марианной Вертинской, но он пока не думал связывать себя узами брака.

Задуматься о браке заставила Наталья Аринбасарова, с которой режиссер познакомился, когда снимал фильм «Первый учитель». В 1966 г. родился сын Егор, который продолжит режиссерскую династию.

Идиллия длилась пять лет, пока режиссер не встретил Е. Кореневу. Он даже переехал к ней, а через 3 года вернулся к жене.

Затем сердце Андрея Сергеевича завоевала актриса из Польши, красавица Беата Тышкевич.

Однако, «первым клином» в семейной жизни было увлечение Машей Мериль, героиней фильма «Очаровательная лгунья». Маша была из русской дворянской семьи, которая эмигрировала во Францию. Влюбленные, по-возможности, встречались в разных странах.

Однажды в Праге режиссер подарил ей 6 открыток, и просил раз в месяц присылать одну, чтобы он знал, что ее чувство к нему не угасло. Получив 4-ю открытку, Андрон рассказал супруге об измене. А через три дня пришла 5-я, где сообщалось, что Маша выходит замуж.

Мериль не знала русского языка, а Андрей не в совершенстве знал французский. Он почитал это посланием о любви и не задумался над переводом. Он не понял, что в тексте говорилось о том, что Маша беременна и ожидает быстрого ответа.

Не получив во время ответа, она сделала аборт и вышла замуж за давнего поклонника. К сожалению, она лишилась возможности познать счастье материнства.

А в судьбе режиссера уже появилась Ирина Купченко. Роман длился недолго, но последовал развод с Аринбасаровой.

Третьей женой в 1969 г. стала француженка Вивиан Годе, она родила дочь Сашу. Но такая одаренная творческая личность, как Кончаловский, не отличается постоянством и у него появлялись все новые романы – Л. Ульман и Ш. Маклейн, Н. Андрейченко, К. Харрис — список впечатляет.

Четвертой супругой в 1987 г. стала диктор телевидения Ирина Мартынова, подарившая мужу двух дочерей – Елену и Наталью.

Кончаловский переменчив и влюбчив, но прерывает отношения с достоинством и бесконфликтно. Он разбивает сердца, но не отворачивается от своих детей. Недавно он признал дочь Дарью от актрисы Ирины Бразговки, которая 17 лет скрывала это.

Пятой женой в 1998 г. стала Юлия Высоцкая. Несмотря на разницу в возрасте в 36 лет и любвеобильность знаменитого режиссера, их брак называют образцовым. Юлия родила дочь Марию и сына Петра. У режиссера восемь внуков и внучек.

И хотя Андрей Кончаловский не ломал чьи-то карьеры, но, написав свои воспоминания с упоминанием всех своих пассий, он вызвал недовольство и самих дам, но еще больше их мужей. Например, Василий Лановой, многолетний муж Ирины Купченко,  заявил, что при встрече он руки  Кончаловскому не подаст.  У меня есть книга Кончаловского, я читал её, и я понимаю Ланового. Непорядочно описывать любовные романы, которые не завершились заключением законного брака.


Рецензии
Животные инстинкты сильнее разума. Не только режиссеры, но и спортивные тренеры этим пользовались и пользуются во-всю, но женская братия помалкивает об этом (кроме гимнастки Корбут и некоторых нынешних). Главное дело сделано - получены медали, призы, квартиры, авто, слава. Это своего рода форма скрытой проституции.
Господь простит если хорошенько помолиться. Так устроена жизнь - двуликая она, одна часть на виду и другая под водой - как айсберг.

Алекс Савин   20.07.2023 20:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.