30 глава. Задача со многими неизвестными

Начало: http://proza.ru/2020/05/01/1381

В ожидании жены Тимур быстро набрасывал по памяти в блокнот все, что ему удалось выудить у Гриши. К нескольким уже исписанным листкам добавились новые, а на предыдущих схемах появились дополнительные пометки.

Когда Бэлла наконец появилась, основная информация уже была систематизирована.

- Ну как, ты совсем в хлам, или еще нет?

Тимур улыбнулся.

- Смотри, кое-что начинает вырисовываться. До сих пор мы шли не в том направлении.

По пути домой Тимур рассказал жене о том, что вся ситуация с "выкупом", оказывается, не имела никакого отношения к похищению, но просил не говорить ничего Мише с Ириной. И вообще никому.

- Вряд ли им будет приятно, если весь театр начнет обсуждать эту историю. Дело это семейное, пусть сами разбираются.  Но это означает, что мы потеряли время, а также, что Филиппа похитили вовсе не с целью получить за него деньги.

- Неужели, на органы?! - ахнула Бэлла.

- Гриша сказал, что это - миф. На органы детей не похищают. Нет смысла. Во-первых, органы, пригодные для пересадки может вынуть только квалифицированный хирург и только в клинике с соответствующим оборудованием. Во-вторых, орган, взятый у случайного человека не подойдет абы кому. Да, есть подпольная торговля органами, но это обычно либо добровольцы, продающие свои почки, которым предварительно проводят полное обследование и составляют пары "продавец-покупатель", либо просто подпольные махинации в сфере легальной трансплантологии. Ну, там, за деньги пациентов в очереди передвигают и прочее... В любом случае, должна быть совместимость и по группе крови, и по тканям...

- Тогда зачем? Если не выкуп и не органы... маньяк?

- Возможно. Но давай сначала подумаем, кто и как. А уже потом - зачем.

Дома супруги стараясь не шуметь, прошли на кухню. Марица уже спала, между кухней и ее комнатой находилась гостиная, так что можно было спокойно разговаривать, не опасаясь разбудить ребенка.

- Завари кофейку, - попросил Тимур. - А я пока подобью итоги - что у нас имеется.

- Гришу, небось, накачал под завязку? - спросила Бэлла, отвернувшись к плите. - Не стыдно тебе?

- Бэль, а что делать? Надо было информацию получить. В том числе и ту, которую он не имеет права разглашать. Это сейчас единственный способ ему помочь. Ему и Игорю.

- А Юльке?

- Юльке, боюсь, уже не поможешь... - мрачно пробубнил Тимур. - А Гриша того гляди совсем руки опустит. Мало того что дело зависло, так еще и на личном фронте полные кранты... ну, это к делу не относится. Но нервы треплют со всех сторон. Начальство на него давит. Особенно после той Юлькиной статьи про бездействие полиции. Вынь да положь им преступника. А Гришка того гляди сам кого-нибудь на нервной почве грохнет. И хорошо, если своего начальника, а не журналистку эту, подругу Юлькину. Ладно, Бельчонок, смотри сюда.

Тимур раскрыл блокнот.

- Вот это - план северо-восточного сектора четвертого этажа. Тут - помещение тридцать девять. Оно состоит из двух частей - приемная и кабинет. А вот - помещение номер сорок. Арт-студия. Тоже из двух комнат - закрытый кабинет-кладовка и собственно зал для занятий, который соединен открытой аркой с холлом и коридором. Дальше - небольшой "аппендикс", оканчивается туалетом. Коридор соединяет помещения тридцать девять и сорок и имеет два выхода на галерею. Оба выхода в свою очередь соединены маленьким коридорчиком-перемычкой, который проходит позади кабинета Пустышкиной. Перемычка эта отделена от галереи техническими помещениями-складами. Все входы в эти помещения - с галереи. И все они закрыты на замки, ключи - у начальника охраны.  Только одна дверь  выходит в коридорчик - дверь кладовки, где уборщицы четвертого этажа держат свой инвентарь. И, насколько я понял, некоторые сотрудники центра тоже пользуются помещением для личных нужд. Оставляют вещи, переодеваются. Таким образом, заранее спрятавшись в кладовке, можно попасть в кабинет Пустышкиной как из коридора со стороны помещения номер сорок, так и из приемной Пустышкиной.

Бэлла наклонилась, внимательно разглядывая схему.

- А кто еще из сотрудников пользуется кладовкой? У кого есть ключи?

- Помещение на ключ не закрывается. Там кодовый замок. А кто знает код... да практически все сотрудники, которым это может понадобиться. Никто из этого секрета не делает. Никаких ценностей в кладовке нет.

- Ставим вопрос так: кто еще может пользоваться этим помещением?

- Ну, вряд ли сюда ходят с других этажей и даже из других секторов - там своих закутков достаточно. Поблизости находится арт-студия, рядом на галерее - интернет-магазин строительного инструмента, чуть дальше - нотариальная контора, салон сотовой связи и еще какой-то совсем крошечный офис... кажется, что-то связанное с полиграфическими услугами. Теоретически сотрудники всех этих организаций могли иметь доступ в кладовку. Плюс уборщицы, конечно.

- Там их несколько, что ли? - удивилась Бэлла. - Участок-то небольшой, вроде...

- Две. Работают посменно. Вот одна из них как раз и пропала. Та, что дежурила в тот самый день.

- Ну, с этим все ясно - либо убрали свидетельницу, либо эта самая уборщица - и есть похититель.

- Но тогда у нее должен быть еще и сообщник. По описанию Люба Мазур - девушка невысокого роста. И, хотя не слишком хрупкого сложения, но все же не вряд ли она смогла бы убить с одного удара такого высокого крепкого мужика, каким был Николай Черных. К тому же экспертиза показывает, что удар был очень сильным и нанесен человеком одного с ним роста.

- Значит, скорее всего это мужчина. Сильный и высокого роста. Есть такие среди возможных подозреваемых?

- Сколько угодно. Во-первых, это один из пациентов Пустышкиной, который был в тот день - железнодорожный диспетчер. Во-вторых... с натяжкой подходит Алексей - парень, выдававший себя за журналиста.

- Почему с натяжкой?

- Гриша говорит - жидковат больно... нет, с ростом и комплекцией все в порядке, но физическая форма - ниже среднего. Да и психологически не очень-то верится - трус и выпендрежник. Понтов много, толку мало. Такой бы если и решился на убийство - то разве в порыве. И сильно бы наследил. А по всему выходит, что он даже не заходил в ту часть коридора.

- Ладно, не будем пока его исключать. Кто еще?

- Думаю, несколько из учеников арт-студии. Ну, и сам их учитель. Правда, ему сильно за пятьдесят, и, говорят, впечатления здоровяка он не производит, выглядит на все шестьдесят пять. Хотя рост выше среднего, но комплекция явно не Геркулеса. Опять же, алиби у него. Еще нотариус. Тридцать шесть лет, атлетического сложения. На досуге играет в теннис. Так что удар у него должен быть сильный. Плюс охранник в салоне связи. Тоже здоровый молодой мужик. Кажется, все.

Бэлла кивнула.

- Так, с декорациями и актерским составом, вроде, определились. Теперь что у нас со сценарием?

- А вот сценарий очень странно выглядит, - удрученно признал Тимур. - Будем рассматривать с того момента, как Юлька занесла ребенка в кабинет, а сама вышла. Что происходит потом? Татьяна с Алексом, выдававшие себя за журналистов, выходят из приемной в коридор. Анна Моисеевна просит Ирину присмотреть за собакой и выходит в туалет. Что она действительно вошла в туалетную комнату - подтвердил парень из арт-студии, который как раз в это время выходил на галерею к кофейному автомату. В это время в помещении тридцать девять выключается свет и почти одновременно с этим вскрикивает девушка в коридоре. Диспетчер утверждает, что кричала Татьяна, потому что Алексей к ней приставал...

- Это выглядит маловероятным, - перебила Бэлла. - Поскольку ребята, как выяснилось, и так находятся в близких отношениях. С чего бы девушке так орать, если ее бой-френд проявил к ней чувства? Максимум, что ее могло смутить - это присутствие посторонних. Но они находились наедине в темном коридоре. Если девушка боялась, что их застанут, она бы наоборот не стала кричать, а тихонько сделала бы ему внушение, стараясь не привлекать внимания.

- Согласен. К тому же, сама Татьяна утверждает, что она вообще не кричала. То есть, что кто-то кричал, но это была не она.

- Эта Таня в жизни играет, как на сцене... Можно ли вообще доверять ее словам? - усомнилась Бэлла.

- Возможно, и нельзя. Но если кричала не она, тогда кто? И почему? И если там была еще одна девушка, почему ее никто не видел ни до, ни после похищения?  Куда она делась?

- Просто ушла, - предположила Бэлла.

- Просто зашла в коридор, что-то увидела, вскрикнула и сразу ушла? Тогда зачем она вообще туда заходила? И еще вспомни, что именно она кричала.

- "О, черт, что ты делаешь?!"

- Вот именно. Значит, она обращалась к кому-то знакомому.

- Необязательно, - возразила Бэлла. - Может, это была невоспитанная девушка. Может, она ко всем обращается на "ты". Или просто была сильно потрясена поведением незнакомца.

- Ладно, может. Но это все равно не объясняет, зачем она заходила в коридор, если ей не нужно было ни к Пустышкиной, ни в арт-студию. Что происходит дальше? Пустышкина выходит из коридора, чтобы успокоить пациентов и одновременно вызывает по телефону электрика. В это время дверь в кабинет остается без присмотра. Всего какие-то несколько секунд. Ну, может, минуту-полторы - не больше. Чтобы за такое время усыпить и украсть ребенка, нужно уже ждать под дверями кабинета. То есть, тот, кто это сделал, должен был заранее знать, что выключится свет. Более того, знать, что Пустышкина в этом случае обязательно выйдет из кабинета в коридор.

- А этого, мне кажется, предугадать никак нельзя.

- Да, еще одна загадка, - согласился Тимур. - Что дальше? Возвращается Анна Моисеевна. Поскольку она плохо ориентируется в темноте...

- Или делает вид, что плохо ориентируется, - напомнила Бэлла. - Не исключено, что в темноте она - как рыба в воде, в отличие от тех, у кого зрение хорошее.

- Или делает вид. Как бы то ни было, все внимание привлечено к ней. Люди включают свои телефоны. Кто-то переводит их в режим фонарика, пожилой даме помогают добраться до дивана. В этот момент ведь мог кто-то проскользнуть в кабинет? Или выйти из него с украденным младенцем?

- Теоретически - да. Но во-первых, когда люди включили телефоны, было уже не абсолютно темно. И кто-то из них заметил бы силуэт, входящий или выходящий из кабинета. Во-вторых, почти сразу же пришел электрик. Этот кто-то встретился бы ему в коридоре. Электрик увидел бы человека с ребенком на руках и запомнил бы этот момент.

- Ну, и что? Ну, увидел. Все и так вскоре поймут, что ребенка украли. А на момент встречи электрик ведь не знал, что это чужой ребенок. Ну, мало ли, идет кто-то по коридору с дитем на руках. И что в этом удивительного?

- Он мог бы потом опознать того человека... особенно если знал его раньше. Поэтому его и убили, как свидетеля. - предположила Бэлла. - Сделать еще кофе?

- Давай... Как бы он его опознал, если они встретились в полной темноте?

- Тим, я сама электриком работала, забыл? Ты помнишь, как я ходила на вызовы по отключению света?

- Точно! У тебя на голове такой фонарик был прицеплен!

- Вот именно. Фонарик осветил бы похитителя и Николай Черных  его бы узнал.

- Тогда пока все сходится: Черных увидел похитителя, узнал его. Тот это понял и на обратном пути его убил.

- Почему не сразу?

- Может, сразу не получилось? Например, не оказалось ничего под рукой. И вообще... растерялся он. А потом нашел орудие убийства, подкараулил Николая и треснул по башке. Вот только...

- Что?

- С этого момента получается полная ерунда. Во-первых, Черных убили до того, как зажегся свет. Кто же этот свет включил? К щитку никто не подходил, кроме самого Николая, но это было еще по пути на заявку.

- Это точно был он?

- Точно. Николая опознали сотрудники центра, они хорошо его знают, он не первый день там работал. Он даже успел парой слов с вахтером перекинуться. Пожаловался, что, наверное, обрыв на линии. Ничего в щитке не трогал, только посмотрел. И все, больше к щитку никто не подходил.

- Странно...

- Вот и я говорю - странно! Никто не подходил, а свет включился! Сам собой, что ли?

- Да нет, такое как раз бывает. Может и сам собой. Если где-то в коробке контакт отошел, потом кто-нибудь пробежал, стукнул, вибрация - и контакт обратно встал. Меня другое смущает. Что Николай искал в светильниках над дверью? Ведь если автоматы в щитке никто не включал - значит, они не были выбиты. Поэтому Черных и заподозрил обрыв на линии.

- Ну, ты у нас технарь, тебе виднее.

- Тим, я просто представляю себя на его месте. Вот если бы мне поступила заявка, что погас свет, я бы тоже первым делом проверила автоматы, и если с ними все в порядке - значит это не "коротыш", а скорее всего обрыв. Светильники что проверять? Это если бы только один погас - тогда может быть, лампа перегорела или стартер надо поменять, если люминисцентная. А тут ведь вся ветка погасла. Из-за одного перегоревшего светильника может разомкнуться цепь только при последовательном соединении. Но это ведь освещение помещений, а не елочная гирлянда. Если бы коротнуло при параллельном так, что сгорели все светильники - в первую очередь выбило бы автоматы в щитке. Они для этого и установлены. Я бы в первую очередь проверила разветвительную коробку на входе в помещение. Если там все в порядке - стала бы искать обрыв провода... Может, какой идиот гвоздь в стену забил и пробил жилу?

- Гвоздем там вряд ли что-то пробьешь. Ты же видела - провода там в коробах в основном.

- Не знаю тогда. Ну, зацепили чем-нибудь, мало ли... Если центр строили европейцы, они коэффициент варварства не учитывали. Но в любом случае, искать бы стала на линии, а не в светильнике в кабинете у Пустышкиной!

- Но он начал искать именно оттуда. И ничего не нашел! Но свет все равно включился. Причем, уже после того, как Николая убили. Вот что самое удивительное! Получается, повреждение исправили уже после того как убили электрика.

- Совсем странно получается. Кто его исправил, убийца, что ли? - пожала плечами Бэлла.

- Почему бы и нет? Сначала специально оборвал провод. Потом, воспользовавшись темнотой, похитил младенца, но в коридоре столкнулся  случайно  с электриком, идущим на вызов, понял, что когда пропажа ребенка обнаружится, электрик даст свидетельские показания. Чтобы этого не случилось - подкараулил, когда Черных выйдет из кабинета обратно в коридор, огрел его чем-то по голове... а потом вместо того, чтобы немедленно смываться, пока труп случайно не обнаружили, остался и починил проводку?  Чтобы труп уже точно поскорее нашли? И, что примечательно - Анна Моисеевна, когда проходила по коридору, чтобы встретить "Скорую" - никакого трупа не видела.

- Она плохо видит, Тим. Да, ориентироваться в знакомом месте слабовидящие люди могут отлично, им для этого зрение не требуется. Но вот заметить что-то вновь появившееся... Ведь ее врач сказал Грише, что она не видит объемные предметы?

- Не видит объем, Бэлла! Это разные вещи. Думаю, странная - пусть плоская, но реалистичная картинка в виде лежащего на полу человека ее бы заинтересовала... по крайней мере, Анна Моисеевна бы это заметила и запомнила. Ведь когда она пошла за врачами, свет уже везде горел!

- Да, ты прав, опять не сходится.

Тимур задумчиво размешивал сахар в очередной порции кофе.

- И знаешь что еще, Бэль? Еще одна нестыковка по времени. Не могу отделаться от мысли, что если бы это была театральная постановка, то в ней как минимум несколько ляпов.  Надо мне хорошенько представить себе все это на сцене, тогда, может, пойму... Значит так, Таня с Лешей выходят в коридор, Анна Моисеевна выходит в туалет - в противоположную сторону, и действительно заходит туда, куда собиралась, а не прячется за углом... Гаснет свет. Где-то в коридоре вскрикивает девушка. Пустышкина выходит из кабинета, успокаивает пациентов и вызывает электрика. Возвращается Анна Моисеевна. Присутствующие включают телефоны, освещают ей дорогу, помогают дойти до дивана. Это тоже всего пара минут. К тому же, полной темноты уже нет. Приходит электрик. Начинает проверять светильник в кабинете, с этого момента проникнуть незамеченным в кабинет уже никто не может, потому что дверь перегорожена стремянкой. Затем электрик уходит. И его убивают. Потом включается свет. С того момента как ушел электрик до того как включился свет проходит минут пять. Олимпия Борисовна все это время уже стояла в дверях своего кабинета, и все ее видели, потому что телефоны были включены. Потом обнаруживается исчезновение ребенка, происходит... хм... небольшая потасовка. После чего Юлька падает в обморок. Анна Моисеевна вызывает ей "Скорую", тем временем Юльку приводят в чувства. Анна Моисеевна идет через коридор арт-студии встречать машину, проходя мимо того места, где должен лежать труп. Но трупа она не видит. Она торопится, на одной руке - собака, в другой - пустая переноска, достает телефон... Переноска ей мешает, где-то по дороге она ее оставляет и забывает.  Встречает врачей, приводит их через другой коридор...

- Стоп! Почему через другой?

- Думаю, потому что они поднялись по лестнице или эскалатору. Может, лифт был занят. В общем, после оказания помощи Савицкой врачи пытаются выйти через коридор арт-студии и натыкаются на труп. Пациенты Пустышкиной, сама Пустышкина опознают в нем электрика, приходившего на вызов. Сотрудники службы эксплуатации подтверждают, что убитый - действительно Николай Черных. Вот за версту нестыковкой несет... не могу понять, в чем именно. В голове крутится, а...

- Тим, второй час уже. Я-то завтра на автопилоте могу репу* отсидеть, а тебе новенькому мальчику трюки ставить... Тебе выспаться надо. Коршун-то, если у нее с ЭКО получится - на год потерянный человек для театра.

- М-да... Даже не представляю, кем ее заменить в "Королеве Джунглей". Не мужика же ставить на эту роль! Пошлятина получится. Шоу трансвеститов. Может, упростить акробатическую программу? Хотя бы силовые номера убрать? Жаль, конечно, очень эффектный момент. Зал просто воет от восторга, когда она поддержку одной рукой в замок делает... жаль... Ну да ладно. Бэль, завари пуэра. Надо мозги прочистить. 

- Ты себе прочищая мозги, угробишь желудок, - неодобрительно заметила Бэлла. Но пошла заваривать чай.

- И ты меня тогда разлюбишь? - провокационно нахмурился Тимур. - С больным желудком я стану тебе не нужен?

- Конечно! - не моргнув глазом ответила Бэлла. - Сразу тебя брошу! Зачем мне инвалид? - И, перегнувшись через спинку инвалидного кресла, она поставила перед Тимуром чашку.

Супруги дружно засмеялись, а потом вдруг враз замолкли, прислушиваясь: не слишком ли громко? Так можно и дочку разбудить.

Отхлебнув крепкий горчащий чай, Бэлла вспомнила:

- А ведь Ира тоже что-то такое заметила там. Она говорила, что-то насмешило ее при выходе, но не могла вспомнить, что...

- А ведь точно! А главное - она вспомнила. И даже сказала Грише. Правда, он считает это какой-то глупостью, не относящейся к делу. Но мне теперь так не кажется...

- И что это было, Тим?

- Да манекен там стоял. Был сначала в костюме рабочего, а когда Ирина выходила - на манекене была какая-то римская тога намотана...

- Забавно, конечно. Нынешние дизайнеры чего только не придумают. Иногда диву даешься, как изощряются, чтобы только соригинальничать, - фыркнула Бэлла.

- Но сначала-то оформление было вполне себе традиционное. А пока Ирина с Юлькой у Пустышкиной сидели, рабочий превратился в недоделанного римлянина.

- Тут как раз ничего удивительного. Возможно, как раз в это время начали менять оформление.

- Хорошо бы узнать, так ли это... и кто его менял.

- Думаешь, это что-то даст?

- Как знать... - Тимур задумался, молча потягивая чай и вновь и вновь просмативая свои схемы.

Потом по  выражению лица мужа Бэлла поняла, что он ухватил за хвост какую-то догадку. В глазах вспыхнул азарт.

- Бельчонок, ты помнишь, на каком этаже находится распределительный щиток от этих помещений?

- На третьем. Точно под этими помещениями.

- А служба эксплуатации?

- На нулевом. В Юго-западном крыле. А что?

- Вот теперь представь, сколько надо времени, чтобы дойти от мастерских до лифта, добраться с нулевого этажа на третий. Потом от лифта юго-западного сектора дойти до щитка северо-восточного сектора, проверить его, потом дойти до другого лифта, подняться на четвертый этаж и дойти до тридцать девятого помещения?

- Здание действительно огромное... Если предположить, что все лифты в этот момент окажутся свободны, то около шести-семи минут.

- Это - чистого времени, да? А ведь надо еще дать мастеру задание, выписать наряд, или что там положено, собрать инструменты, выкурить сигаретку... где ты видала, чтобы рабочий мгновенно несся выполнять приказ начальства? Опять же, народу в это время в центре очень много. И вряд ли лифты были свободны. То есть, этот лифт надо еще вызвать и дождаться, пока он на всех этажах остановится, всех попутных пассажиров заберет и выпустит.

- Может, он по лестнице пошел?

- Не смеши! Парень целый день бегает по заявкам, к вечеру и так устал - и он будет добровольно вверх по лестницам бегать? Это только я такой сумасшедший... А пролетариат старается при любой возможности уменьшить себе физическую нагрузку. Им ее и так хватает. К тому же, по лестнице еще дольше получится. В общем, на практике - минут десять должно было пройти до прихода электрика в кабинет Пустышкиной. А он минуты через две-три уже был на месте. Как это возможно?

- Он мог находиться где-то поблизости, и начальство позвонило ему на мобильник.

- Не мог. В службе эксплуатации однозначно все подтвердили, что на вызов он вышел именно оттуда. Надо еще уточнить будет, сразу он побежал, или сначала чай допил, бутерброд дожевал и в туалет сходил... А то люди ведь всегда указывают время очень приблизительно. В общем, это - нестыковка по времени. А есть еще нестыковка по сценарию в условиях данных декораций... Так, дай мне еще чаю, и, может, я соображу.

- Ты себе не только желудок, а и сердце еще посадишь! - возмутилась Бэлла. - Может, утро вечера мудренее? У тебя уже совсем глаза в кучу.

Тимур серьезно посмотрел на жену.

- Бельчонок, какая-то тварь у Юльки отняла ребенка. Гриша выжат окончательно, он уже не способен соображать. Да и дело-то нестандартное. Он говорил: привык работать с фактами. С логикой. А в этом деле - никакой логики, и все факты - один другому противоречат. Но главное... Я понимаю, что прошло уже несколько дней, и что скорее всего... но Бэль, а вдруг, чем черт не шутит, ну всякое ведь бывает. Вдруг мальчонка еще жив? И тогда мы не имеем права останавливаться ни на минуту, пока не использовали все шансы.

Тимур понял подлокотники коляски, уперся в них локтями и, поддерживая руками голову, снова углубился в изучение записей. Бэлла прикорнула рядом на табуретке, сложив руки на столе и улегшись на них щекой. Она несколько секунд рассматривала сияющий за окном уличный фонарь в радужном ореоле моросящего дождика. И вдруг негромко произнесла:

- Тим, мизансцена и освещение...

- Что? - встрепенулся Тимур. - Да, точно! Ты умница! Именно это.

Он быстро набросал на листке странную картинку: схематичный человечек, от головы которого шли лучи наподобие американской статуи свободы, перед ним - несколько точек, а вокруг него - заштрихованное пространство. Он показал рисунок жене.

- Ты поняла, да? Спрашивается, как они могли его опознать! Я не знаю, кто и зачем украл ребенка, но я теперь знаю, как именно он это сделал. И знаю, когда и почему он убил Николая Черных. Все... теперь действительно спать. Все равно нужны дополнительные сведения, а раньше, чем завтра, мы их получить не сможем.

---------------------
* репа - репетиция (профессиональный сленг).
 
 

Продолжение: http://proza.ru/2020/05/03/598


Рецензии