Дом-терем Олтан

Далеко-далеко, за тридевять земель, за морем-океаном в американском государстве живут-поживают да добра наживают два добрых человека, Олег и Татьяна. Большую часть своей многотрудной жизни провели они на чужбине. И спасала их там во всех невзгодах и неурядицах неиссякающая любовь к Родине – России. Зримым воплощением этой верной любви стал их фамильный современный русский дом-терем, перестроенный из типичного американского загородного дачного домика на курьих ножках. Назвали они его, соединив начальные буквы своих имен, любовно - «Олтан».

... это было, как приятное наваждение, словно я поехал туда, не зная куда и увидел то, до тех пор, буквально, не зная что. Как в сказке, в восьмидесяти километрах на север от Нью-Йорка, известного своим бешенным ритмом жизни, в лесных дебрях загадочного штата Коннектикут отыскал я проселочную дорогу к всеми силами зазывавшим меня по телефону неведомым русским. Машину приятно подбрасывало на ухабах, по сторонам в лесных зарослях то и дело мелькали странные, покривившиеся старенькие сараи, за ними, еще глубже в чащобе кое-где были едва различимы малоухоженные дома аборигенов. Вдруг, когда уже больше не чаял отыскать цель своего незапланированного путешествия, встретил я на своем пути одиноко сидящего на складном стульчике на солничной стороне у дороги седого, как лунь, старичка. Но был он без бороды и читал, как ни в чем не бывало, «Нью-Йорк таймс». Улыбаясь, дедушка заговорил со мной на приятном русском и повел меня в сторону по аккуратной асфальтированной дорожке, мягко огибающей придорожный, заросший лесом холм. Там за поворотом, на широкой лужайке, впав в осеннюю задумчивость, дремал настоящий русский терем. Он появился из-за медленно открывшегося живого занавеса леса словно декорация на сцене какого-то драматического театра...

Татьяна Николаевна и Олег Леонидович Новосильцовы полюбили друг друга немолодыми, уже многоопытными людьми. Ему было шестьдесят, ей сорок три года. Оба дети эмигрантов и жили тогда, в 1967году в самом центре Нью-Йорка – в Манхеттене и каждый вполне преуспел на своем профессиональном поприще. Он работал в престижном проектном бюро архитектором, она трудилась художницей по текстилю и имела даже свою мастерскую с заказами по всей Америке. Одним словом, чего еще лучше желать в личной жизни. Но вот, толи заговорила в них кровь их далеких предков, истинных патриотов России (один дед Татьяны Николаевны, в девичестве Оловягиной, был действительным статским советником, инженером путей сообщения, другой, Булгаков был митрофорным протоиреем; у Олега Леонидовича один из прапрадедов был назначен в 1812 году императором Александром-I в состав триумвирата по организации обороны против французов, а дядя по отцовской линии одним из последних в царской России получил титул графа), толи союз их любящих сердец потребовал от них чего-то большого, необыкновенного и решили они в тот же год от суеты подальше обзавестись уютным загородным участком с небольшим домиком с намерением реконструировать его в дальнейшем по-своему, по-русски и устроить на своей земле райский уголок. Сказано – сделано.

С тех самых пор жизнь обоих превратилась в настоящую сказку с захватывающим сюжетом и чудесными восхитительными переживаниями. Сейчас они с удовольствием вспоминают, с каким нетерпением в первые годы строительства и вплоть до выхода на пенсию ожидали в городе окончания рабочей недели, даже считали, словно солдат, ожидающий демобилизации, остающиеся дни, чтобы уехать в глушь и творить чудо своими руками. А в рабочее время постоянно перезванивались, обменивались новыми творческими идеями. «Ощущали себя волшебниками. Ибо все, что задумывали, сбывалось, а вдохновение утраивало силы». И на месте, в лесу, хоть и трудились обыкновенно с раннего утра до позднего вечера, усталости не ведали.

«Все создавалось постепенно, - рассказывали они мне, показывая свое детище как экскурсоводы в музее. - Ведь ко времени покупки мы еще не ведали, какими будут дом и участок, то есть никаких конкретных проектов у нас еще не было». Сегодня же, десятилетия спустя, сравнивая снимки старенького затрапезного домика, что называется «от нужды», и нового современного терема со всеми удобствами, созданного в духе деревянного зодчества дореволюционной России, я удивляюсь силе воображения и способности двух любящих сердец создавать.

Представьте только, и дом общей площадью триста квадратных метров, и участок около гектара, в основном, созданы и благоустроены их руками в свободное время по выходным и праздникам. На участке проведены капитальные ландшафтные работы. Сделана отлично функционирующая система отвода паводковых вод; на склонах холмов, обступивших участок амфитеатром, за разнообразными подпорными стенками разбиты цветочные террасы (стенки из маленьких камней выложены Татьяной Николаевной, камни побольше таскал сюда Олег Леонидович); у юго-восточного угла дома, словно широкая паперть храма, из диких камней сооружена циркульная лестница; а в дальнем углу нижней части участка хозяин оборудовал корт для игры в большой теннис. Дом они обратили главным фасадом на восток, поэтому в столовой за завтраком с утра пораньше едоков приветствует солнце, а «утомленным» вечером на веранду-гостиную к ним деликатно заглядывает улыбчивая луна.

Снаружи дом красив и лаконичен. Нашу основательность ему придают ровные бревна цокольного этажа, простая высокая труба камина и резные стилизованные колонны-пилястры веранды-гостиной на втором, жилом уровне. Похожие я видел на крылечках домов Кижского погоста в Карелии. Украшают фасад интерпретированные по-своему традиционные элементы: на крыше конек-гребешок, пониже на двух уровнях баллюстрады террас, резное цветастое ограждение псевдобалкона и на окнах - яркие ставни с петухами и лебедушками. Известно, что юмор является одной из главных особенностей русского характера. И вполне естественно, что им обладают многие из народных мастеров-умельцев. Они изображают на наличниках сбоку или на ставнях смеющихся утят, лукавых птиц, кур, высиживающих яйца, двухглавых орлов, голубей. Тут могут возлежать русалки-берегини, иначе "фараоны", может проплывать, как "летучий голандец", ладья, скакать ретивый конь, могут прохаживаться предупредительные петухи - символ бдительности, охраны. У многих народов мира бытует поверье, что нечистая сила не подступается к ним. Вот Татьяна и Олег тоже решили украсить ими свои широкие ставни. Но сделали они не резные украшения, а расписные! Такие бывали у нас в Сибири.

Примечательно, что, как повелось с первых дней совместной жизни у Новосильцовых, так и до сей поры, работой в доме заняты все руки. Олег Леонидович обыкновенно конструирует, то есть пилит, колотит или клеит, а Татьяна Николаевна наводит «фасон». Поэтому и внутри дом так сказочно красив и уютен. Все части его оформлены в духе древних отеческих традиций. Например, даже большая ажурная деревянная люстра в мастерской и та сделана ими самими по своим же рисункам. Эта коричневая люстра с тоненькими ветвями, листвой на них и с райскими цветами, с язычками электрического “пламени” смотрится прямо, как куст Купины Неопалимой, которая горит и не сгорает. Состоит она из четырнадцати резных элементов. А с конструирования и росписи оригинального потолка на теплой веранде, она же является и гостиной, началось оформление всего интерьера дома.

Идею авторов по внутреннему обустройству теперь понять совсем не трудно. Все вместе: и совмещение функций веранды с гостиной с большими раздвижными окнами-дверями, ее кассетный потолок, обрамление оконных рам и форма фонарей, есть попытка создать ощущение открытого пространства, попытка объединить внутреннее человеческое (интерьер дома и состояние души) с внешней живой природной средой (лесом, временем суток, временами года…). Было очевидно, что хозяева хотят “жить в природе! Слиться с природой! Сохранить прелесть летней веранды на весь год: богатейшую красками осень и сказочную красоту зимы, видеть, как постепенно все пробуждается и расцветает весной, а летом все сливается в одно!!” Им не хотелось иметь на веранде простой белый потолок, хотелось подобрать такую гамму красок и орнамент, чтобы независимо от времени года и суток в этом “открытом” помещении чувствовался уют. Это удалось благодаря комбинации ораньжевого – красок восхода солнца и осени, светло-зеленого и светло-коричневого - цветов леса. “С самого раннего детства, проведенного на Родине, - рассказывала Татьяна Николаевна, - я помню ощущение радости и полного удовлетворения при получении самого желанного тогда подарка - лакированной шкатулки. И, видимо, не случайно у нас получилось так, что потолок и росписи, покрытые лаком, создали впечатление такой большой, драгоценной шкатулки”. Это впечатление дало идею продолжить начатое и употребить в росписи большого шкафа, и не только его, стиль и мотивы древних русских миниатюр.

Над окнами во всю ширину гостиной под цветным бордюром с ярким орнаментом «Дары леса» художники удачно спрятали неоновые лампы. Кроме того, гостиная у них приятно освещается сконструированными также ими самими оригинальными вытянутыми фонарями. Фонари имеют фигурный каркас, концы ребер его оформлены в виде головок “заморских” птиц, а внутри натянута плотная рассеивающая свет ткань.

На одном из снимков, сделанных мной, видна часть интерьера гостиной с расписным потолком, двумя расписными со стороны помещения колоннами-пилястрами, фонарями и за резным ограждением псевдо-балкона виден лес. На фотографии запечатлен фрагмент ограждения с внешней стороны, на нем хорошо читается красивая монограмма, состоящая из заглавных букв имен хозяев дома, а именно: “О” - Олег и “Т” - Татьяна. Таким образом они удачно символизировали союз своих любящих и верных сердец, создавших этот сказочный дом.

Вечером, когда зажжен свет, потолок гостиной хорошо виден снаружи, с лужайки. Покрытые лаком деревянные плитки его отсвечивают как-будто янтарным светом и вся комната окрашивается в мягкий желтоватый цвет. Это выглядит загадочно-интересно. “Но самое замечательное, - рассказывала хозяйка, - происходит зимой. Если случается так, что в сумерках падают пушистые хлопья снега, освещенные угловыми софитами дома, а внутри, в камине, горят дрова, пламя от которых отражается в оконном стекле и на потолке, эта игривая, живая пляска природы на фоне созданного человеком награждает таким духовно-эстетическим пиршеством, которое невозможно передать словами!”

Да, можно было бы еще долго рассказывать о достоинствах терема "Олтан", про его арочки-жар-птицы, например, яркие тумбы боярской лестницы в мансарду, панно "Золотое Кольцо" на панели просторной мастерской, про рамы точеных наличников окон, ландшафт за которыми смотрится, как отдельные произведения живописи, но в народе говорят: "Мера - всякому делу вера".

Напоследок, однако, хотелось бы отдать должное хозяевам «Олтана» за их радушный прием и хлебосольство. Застолье того необычного вечера мне памятно до сих пор. Памятны и последние слова Татьяны Николаевны: «К нашему великому удивлению, этот постепенный процесс создания дома заполнил увлекательно все наше свободное время, обогатил нас духовно и вознаградил удовольствием настолько, что нам захотелось поделиться этим опытом с другими. Русская эмиграция заканчивает свое существование, но получается как-то так, что некоторым образом мы возвращаемся на родину в своих произведениях. И наш личный опыт в данном случае, хочется думать, тоже будет своеобразной платой за годы вынужденного отсутствия дома».

С этим нельзя не согласиться. История эта и опыт Новосильцовых весьма своевременны и полезны для россиян. Кроме вдохновляющего примера многолетней супружеской любви Новосильцовы оставляют после себя, как своеобразную эстафету поколений, прекрасный образец новой русской архитектуры с классическими элементами русского деревянного зодчества. А это сегодня как раз то, чего не хватает нашей современной национальной архитектуре, отличительные черты которой усиленно ищут некоторые нелишенные тонкого вкуса архитекторы и в чем, без сомнения, заинтересованы многочисленные владельцы сельских домов, дачь и земельных наделов.

P.S. когда я прощался с моими новыми друзьями, стояла чудная тишина, словно и лес, и небо наполнились горьними воздухами. А на завтра, писала мне в письме Татьяна Николаевна, все было завалено снегом – не проехать, не пройти. Что ж, у сказок свои, неписанные законы.


Рецензии