36 глава. Новые союзники и новые подозрения

Начало: http://proza.ru/2020/05/01/1381

- Не помешаю? - раздался за спиной у Тимура знакомый голос. Он оглянулся, убирая телефон в карман рубашки.

Шувалов смотрел на него в упор, будто бы с некоторым сомнением. Наконец мастер решился.

- Тимур Валентинович, скажите откровенно, зачем Вы пришли на занятия? Нет-нет, подождите, - остановил он режиссера, когда тот хотел было сказать что-то в свое оправдание. - Не повторяйте только, пожалуйста, то, что Вы уже говорили. Мы с Вами не в том возрасте, чтобы пытаться водить друг друга за нос... поймите меня правильно, я очень уважаю Вас как профессионала своего дела. Что Вы на меня так смотрите? Да, я знаю, кто Вы.

- Откуда? - растерянно спросил Тимур.

- Видел потрет в газете. Около года назад. И даже бывал как-то в Вашем театре. Там тоже в фойе висит Ваше фото. У меня хорошая память на лица.

- Тогда зачем делали вид, что не узнали меня?

- Видите ли, моя основная работа... а я считаю ювелирный бизнес своей основной профессией, предполагает уважение к чужому личному пространству и чужим тайнам. Я подумал, что Вы хотите сохранить инкогнито. И подыграл.

- И у Вас не возникло вопросов?

- Нет. Хотя предположения были. Например, многие известные люди предпочитают не афишировать свои хобби. По разным причинам. Или хотят в частной жизни скрыть свою известность. Да, наконец, просто из скромности! Мало ли, причин может быть множество. В Вашем случае, не скрою, сначала подумал, что Вы не хотите, чтобы широкая публика знала о том, что Вы - человек... с особыми потребностями. Признаюсь, я и сам был немного удивлен. Ведь никогда не видел Вас вживую. И еще больше проникся к Вам уважением. Человек, живущий полной жизнью несмотря на трудности и продолжающий учиться чему-то новому в зрелом возрасте - это достойно восхищения.  Я решил ни о чем не спрашивать, если Вы сами не сочтете нужным рассказать. Но когда я увидел Вашу, с позволения сказать, "креативную работу"...

Тимуру стало даже немного обидно.

- Но я не умею рисовать и лепить! Для того и пришел, чтобы меня научили...

- Тимур Валентинович, простите, но я не вчера родился, - мягко возразил Шувалов. - Я видел множество разных учеников. Талантливых и бездарных, умелых и безруких, старательных и ленивых. Но ни один из них не проявлял такого равнодушия к занятиям. За исключением разве что маленьких детей, если их насильно привели родители. Ко мне приходят по разным причинам - ради самореализации, в надежде овладеть прибыльным ремеслом или рассчитывая добиться славы. Ради развлечения, релаксации или даже ради общения. Но все, кто приходит сюда, хоть немного обращают внимание на то, что они делают. Вы же интересуетесь чем угодно - моими делами, работами моих учеников, их личной жизнью, даже планировкой студии... но Вас ни в коей мере не волнуют сами занятия. При том, что Вы - человек искусства. У Вас есть вкус. Пусть нет опыта, но если бы Вы хотя бы минимално были заинтересованы в творческом процессе, Вы не подошли бы к работе так формально и так небрежно. Более того, судя по тому, что Вы делаете в театре, Вы человек очень серьезно относящийся к искусству, работаете на результат. И не успокаиваетесь, пока не добьетесь совершенства. А здесь - не знаю даже, что сказать. Вижу, что занятия Вам в тягость. То, что Вы сделали - называется "отвяжитесь от меня, я свою норму выполнил". Итак, зачем Вы сюда пришли на самом деле?

Тимур замялся. Он не ожидал, что его так быстро раскусят. Да, шпион из него никудышний. Шувалов покачал головой и взглянул на нового "ученика" с печальным укором:

- Подозреваю, что Ваш визит связан с недавно произошедшей в этих стенах трагедией. Здесь был убит человек, и об этом все знают. Благодаря вездесущей прессе. Но должен сразу предупредить: если Вы намереваетесь собрать материал с целью поставить на эту тему спектакль, я буду категорически против упоминания любых имен, а также событий, по которым возможно идентифицировать личность их участников. Не сомневаюсь, что Вы знаете закон об информации, касающейся частной жизни людей, и что без их согласия...

- Нет-нет, я ничего подобного делать не собираюсь. И в мыслях не было.

- Тогда что?

- Ну, что ж, раз уж Вы меня разоблачили, придется Вам стать моим союзником в этом деле. Поможете?

Шувалов выпрямился во весь свой немаленький рост и с достоинством ответил:

- Я - потомственный дворянин. И привык отвечать за свои обещания головой. Поэтому не могу ничего обещать, пока во всех подробностях не узнаю, чего Вы от меня ждете.

- Конечно, я все объясню. И конечно не буду настаивать ни  на чем, что было бы несовместимо с Вашими понятиями о чести. - Тимур постарался сказать это максимально серьезно и уважительно. Хотя внутри ему было смешно. Надо же - потомственный дворянин! Какая глупость. Архаика. Порядочность - это воспитание, это убеждения, нравственные принципы. Это, наконец, религиозные взгляды. При чем тут дворянство, которого в нашей стране уже сто лет как фактически не существует? Но, как говорится, у всех свои тараканы в голове...

Тимур в двух словах рассказал о похищении и о том, что пострадавшие - давние друзья их семьи. Не вдаваясь в детали упомянул и о том, что из-за глупой шалости подростков следствие до сих пор шло по ложному пути, из-за чего время упущено. И, хотя теперь уже мало надежды, что ребенок еще жив, но Тимур не может просто бросить это дело, пока не докопается до истины. Если уж не удастся спасти сына друзей, то хотя бы надо добиться торжества справедливости. Виновный должен быть найден и понести заслуженное наказание. К сожалению, полиция слишком загружена, не хватает ресурсов, чтобы быстро раскрыть это дело.

Шувалов выслушал внимательно и с сочувствием. Затем сказал:

- Согласен по каждому пункту. И сделаю все от меня зависящее, чтобы помочь расследованию.

Да, Кирилл Петрович слышал о пропаже ребенка, об этом ходили слухи. Но был уверен, что это - или досужие сплетни эмоциональных барышень, или просто недоразумение. И что младенец уже давно найден, поскольку показания он дал на следующий же день, и с тех пор следователь к нему не обращался. Впрочем, ему и сейчас нечего добавить к тому, что он уже сказал. Он действительно ничего не видел и не слышал, и даже об убийстве несчастного мальчишки узнал уже на следующий день, когда к нему пришли товарищи из полиции. Они  сделали обыск в студии, и он ответил на все их вопросы, но, кажется, не смог быть полезен.

- Кирилл Петрович, поскольку сейчас открылись новые обстоятельства по делу, то и вопросы будут другими. И я уверен, что Вы сможете помочь. Если, конечно, владеете нужной информацией.

Шувалов с готовностью кивнул:

- Да, конечно. Что же Вы сразу не сказали? Мы могли бы поговорить об этом еще до занятий... А, да, понимаю... Вы подозревали и меня тоже? Мол, одинокий старик, на склоне лет свихнулся и решил украсть себе внука?

- Нет, я же помню... у Вас - алиби, - Тимур немного смутился. Он и правда подозревал Шувалова. Хотя аргументы были слабоваты - на старого маразматика художник не похож. И уж если на то пошло, с его-то деньгами он запросто мог воспользоваться услугами суррогатной матери, коль скоро не хочет жениться.

- Да, спасибо ученикам, - усмехнулся Шувалов. - Если бы они  меня не заперли в моей каморке, так, пожалуй, никто и не мог бы подтвердить, что я никуда не выходил. И лежал бы я сейчас на нарах.

- Да уж прямо... за одно только отсутствие алиби на нары не попадают. Нужны как минимум доказательства.

- Вижу, вижу, что подозревали, - мастер смотрел на Тимура с грустной иронией. - И я бы на Вашем месте подозревал. Особенно после моего рассказа о Любочке... Знаете, я действительно думал о том, чтобы... в общем, чтобы создать с ней семью. Но не как муж с женой, а как отец с дочкой. Наследника ведь у меня нет. А наследство есть. В могилу-то с собой не заберешь. Но я, разумеется, хотел все сделать официально. И если бы Любочка согласилась, в будущем мог бы оформить с ней фиктивный брак, чтобы все потом досталось ей и малышу. Или просто написать завещание. Но... не судьба.

- А почему Вы не хотели просто усыновить ребенка из дома малютки? Вы - обеспеченный человек, а деньги открывают почти все двери.

- Нет, такой вариант - не для меня. Я считаю, что ребенку нужна мать. Без этого он не вырастет полноценной личностью. Жениться я действительно не хочу. И не вижу себя в роли мужа и отца. Видите ли, я - слишком независимый человек, чтобы связывать себя семейными обязательствами. В определенном смысле я эгоист. И даже с задатками домашнего диктатора, - он криво улыбнулся. - У меня устоявшиеся привычки, я не хочу их менять. И не хочу никаких бурных страстей, психологических потрясений, которые неизбежны в супружеских отношениях. Я бы предпочел просто оказывать помощь на правах дядюшки или... дедушки. Но в любом случае использовал бы законные методы. В конце концов, есть множество молодых девушек, оказавшихся в затруднительных обстоятельствах и стоящих перед выбором: рожать или избавиться от нежелательной беременности. Я мог бы помочь им сделать этот выбор в пользу жизни. У меня достаточно средств, чтобы... как ни цинично звучит - чтобы купить себе наследника. А то, что произошло здесь - это сюрреализм какой-то... театр абсурда! В голове не укладывается, кому и зачем мог понадобиться чужой младенец, да еще добытый таким способом. Я не специалист в криминальных историях, и мне ничего не приходит в голову, кроме сумасшедшего маньяка, похитившего дитя просто ради злодейства... да, этот мир становится страшным... - Шувалов оглянулся на стеклянные двери. - Простите меня, я должен вернуться к ученикам. Если не хотите, можете не возвращаться в аудиторию. Во время перерыва ждите меня здесь. Или нет, лучше на галерее, чтобы мы могли пообщаться без свидетелей. Так ведь, наверное, лучше? Все-таки дело секретное.

Тимур поблагодарил и покатил по коридору. Но прежде чем направиться к выходу, еще раз завернул к кабинету Пустышкиной и заглянул в закуток, где несколько дней назад лежал труп, он еще раз окинул взглядом пространство. Тумбочка по-прежнему стояла на своем месте, резко выделяясь белизной на фоне "малахитового" покрытия пола и приглушенно-зеленоватых стен... Боже мой! Так вот как злоумышленник мог замаскировать труп! Достаточно просто набросить на него ту ткань в зеленых разводах - и для Анны Моисеевны он станет невидимым. Но откуда преступник мог знать о том, что у нее такая особенность зрения? А главное - откуда он мог догадаться, что именно Анна Моисеевна побежит встречать "Скорую"? Что "Скорую" вообще придется вызывать? Что Юлька упадет в обморок... конечно, логично, что матери украденного младенца может стать плохо, но все-таки предугадать, что ей понадобится медицинская помощь - это только экстрасенсу под силу! Да и то, наверное, не всякому.

Тимур поспешил на третий этаж, чтобы поделиться своей догадкой с Бэллой. Жену он застал в обществе весьма представительного вида мужчины с лицом типичного офисного планктона. Они пили кофе и мило болтали. Тимур поздоровался и занял свободное место у столика, вопросительно взглянув на Бэллу и указав глазами на мужчину. От того не укрылся этот взгляд и... офисный работник вдруг побледнел и отодвинулся вместе со стулом!  Увидев это, Бэлла не выдержала и расхохоталась.

- Это... это... - приступы смеха мешали ей говорить.

- Я, пожалуй, пойду... - пробормотал незнакомец и немедленно ретировался, оставив на столе дымящийся керамический сосуд с замысловатой ручкой, похожей на загнутый книзу кошачий хвост.

- Вадим, кофе-то свой возьмите! Кому Вы его оставили?

Но Вадима уже и след простыл. Тимур машинально отхлебнул из его чашки.

- Ты чего?! - вылупилась на него жена. - Я тебе сейчас принесу кофе...

Тимур озадаченно взглянул на чашку и поставил ее на стол, спокойно парировав:

- Он не похож на сифилитика... а кофе вкусный!

- Ну, ты даешь! - не переставала смеяться Бэлла. - Всего только час как стал художником, а уже "ништяками" в кафе питаешься. Если так дальше пойдет - скоро наденешь рваные джинсы, грязный свитер и переселишься жить в мансарду.

Тимур вздохнул:

- Не получилось из меня художника. Полный провал.

- То есть как? - лицо ее мгновенно стало серьезным.

- Он меня вычислил.

- Кто?

- Да учитель этот. Шувалов. он меня знает. Пришлось частично раскрыть карты.

- Думаешь, это не опасно? - нахмурилась Бэлла.

- У меня не было выбора. Я... не смог на ходу придумать правдоподобную версию своего интереса к его студии. Ты же знаешь, у меня реакция хорошая только на действия. А когда надо срочно что-нибудь соврать, да еще так, чтобы поверили - тут я пас! Но мне кажется, он нормальный мужик. И, возможно, поможет нам собрать недостающие сведения. Мы договорились встретиться в перерыве... А кто этот чувак, что с тобой сидел? Что он так быстро смылся?

- Тебя испугался,  - с садистской улыбочкой ответила Бэлла.

- Меня?! Я такой страшный?

Жена снова начала хихикать.

- Да нет, просто... он неудачно пошутил насчет меня, вот я и сказала, что мой муж, хотя и на коляске, но руками может быку шею свернуть... и однажды уже свернул одному товарищу, за то что тот слишком нежно на меня смотрел! А вообще это был Вадим - старший менеджер из интернет-магазина, который в день преступления подменял заболевшую Марину.

- Бэль, ты точно начинаешь вживаться в роль маньяка-садиста! Своими шуточками всех свидетелей нам распугаешь.

- Он сам виноват. Нечего было Казанову из себя строить... Но ты не волнуйся, кое-что я успела у него узнать. Например, что у них в тот день ничего из товара не пропало, и что весь заказанный товар был вручен заказчикам.

- Об этом я уже догадываюсь. А насчет Любы Мазур? Он ее действительно видел в тот день?

- Да, сначала Люба пошуровала в витрине, но Вадим не обратил на это внимания. Он вообще не обращает внимание на витрину - этим занимается рекламный отдел. Его дело - товар. Знаешь, он из тех работников, что делают все "от сих до сих" и палец о палец не ударят, если это не входит в их обязанности. Огрызок на пол если уронят - и то не поднимут. Потому что для этого есть уборщица. Так вот, сначала он видел, как Люба открыла витрину и что-то там с манекеном делала. А потом прошла мимо его стойки, пожелала успешной торговли и попрощалась. Сказала, что с завтрашнего дня - в отпуске, и что собирается ехать к маме.

- Как ему показалась Люба? В каком она была настроении? Не выглядела ли напряженной, взволнованной? Или, может, спешила?

- Нет, ничего такого Вадим не заметил. Сказал только, что она выглядела усталой и грустной. Но она так выглядела последние несколько месяцев.

- Это понятно... все утверждают, что Люба после всей этой истории с беременностью и потерей ребенка находилась в подавленном состоянии. о Любе я хочу подробнее расспросить Шувалова.

- И еще он совершенно уверен, что никакой собачьей переноски, вообще ничего крупногабаритного в руках у Любы не было. Может, она вообще вышла с пустыми руками, может - с маленькой сумочкой. Но без ребенка, без чемодана, без переноски. Это он стопроцентную гарантию дает.

- А это уже неважно, - махнул рукой Тимур. - Я знаю, что никто не выносил ребенка из внутренних помещений.

- Как это - не выносил? - Бэлла оторопела. - Не остался же он там!

- Да нет, ребенок, конечно, покинул здание. Но теперь я, кажется, знаю, как именно. На галерею его не выносили. Его вообще нигде не носили на глазах у людей. поэтому никто и не видел.

- Ничего не понимаю...

- Ничего, скоро приедет Гриша, я ему передам все сведения. Думаю, круг подозреваемых уже достаточно сузился. Это - кто-то, кто имел доступ в студию.

- Тим, что ты говоришь? Какой доступ? У них же входная дверь не закрывается!

- Я имею в виду доступ во время занятий. Потому что потом Шувалов весь... реквизит убирает в чулан. А преступник воспользовался некоторыми предметами именно из арсенала художников. И вообще, он весьма уверенно чувствовал себя в этом помещении. Но мне пора, Бэль... скоро перерыв, надо успеть переговорить с Шуваловым. Может  быть, после этого все стрелки сойдутся, и мы Грише дадим уже готовую наводку на преступника.

- Только ты там осторожнее, Тим... а вдруг тот, на кого ты "стрелки сводишь" за соседним мольбертом стоит? Шарахнет тебя сзади чем-нибудь по башке!

- Да ну, брось... при всем честном народе?

- Электрика он тоже по башке грохнул почти при всем народе. Это отчаянный тип, а может, даже психически больной. Я тебя прошу, Тим...

- Ладно, ладно, - успокоил Тимур жену. - Обещаю, что дознание будет вестись в строжайшей секретности. И Шувалов тоже понимает, что чем меньше народу будет знать о моем интересе к этому делу - тем лучше.

На самом деле Тимур не боялся неожиданного удара по голове. Он отлично умел ориентироваться в пространстве и чувствовать угрозу за спиной. Еще в молодости бой с несколькими противниками был его коньком. На показательных выступлениях на него даже ставки делали. Неофициально, конечно. И с годами Тимур не потерял квалификацию. Конечно, он теперь не смог бы сразиться с тремя или четырьмя противниками, но уж с одним-то справится, если что! И удар со спины не пропустит. Злодей еще только будет собираться занести свое оружие, а Тимур уже будет знать, когда, куда и с какой силой он собирается ударить. И сработает на опережение. Но скорее всего не придется. Даже если преступник догадается о роли Тимура в этом деле, он вряд ли нападет прямо здесь. Это глупо. Тимур только еще пытается его вычислить и не имеет никаких доказательств, кроме собственных догадок и умозаключений. Напасть на него сейчас - это выдать себя с головой, подтвердить подозрение. А преступник не похож на дурака. Тимур боялся другого: заподозрив, что к нему подбираются, злодей может затаиться. Если он здесь, может молча уйти с занятия пораньше - и потом ищи его, свищи! надо постараться понять, кто это, до конца занятий и до приезда Гриши. Чтобы брать этого гада прямо на месте.

Тимур не очень представлял себе, какие нужны основания для ареста подозреваемого. Так, примерно. Наверное, нужны какие-то улики. Ну, так улики у него, похоже, есть. Если орудие убийства сдать на экспертизу...

- Бэль, у меня к тебе еще одна просьба. Сходи в службу эксплуатации, попроси у них посмотреть систему вентиляции здания. Представься проверяющим каким-нибудь... Должны дать - не секретные же материалы.

- Зачем тебе?

- Мне надо понять, куда ведет вентиляционная шахта из студии.

- Я это тебе и без всяких схем скажу. Тут простая система - вертикальные короба из всех помещений, никаких разветвлений. Ну, может, внизу, в технических подвалах и есть какие-то отводки, но все, что на этажах - вертикально вверх идет, на крышу.

- Вверх мне не надо. Надо вниз.

- И вниз вертикально.

- И где выход из него?

- Не выход, а вход. В заборной венткамере.

- Тогда попробуй проникнуть в эту самую камеру и посмотреть, нет ли там каких следов. И как вообще выглядит входное отверстие вентиляции.

- Ох, Тим... надо было мне джинсы надевать. Не думала, что придется лазить по подвалам.

Тимур виновато закряхтел: мол, виноват, должен был подумать заранее и предупредить. Но жена великодушно чмокнула его в щеку и махнула рукой: ладно, мол, иди уже. Все сделаю.

Продолжение: http://proza.ru/2020/05/04/410


Рецензии