Западня для Бурана

В конце восьмидесятых годов работал я, в Геофизической экспедиции. Заместителем начальника полевой партии. Работаем в Заполярье, в природном отношении это тундра и лесотундра. А мы работаем на разведке новых месторождений газа и нефти.

Начинаем работы только, когда приходят морозы и замерзают болота и ручьи. Работаем буро - взрывными методами. Техника у нас тяжелая, это буровые установки на базе тракторов Т-180,( вес установки двадцать три тонны)  бульдозера, трактора, тягачи. Поэтому чтобы выйти на сетку своих работ, мы накатываем зимние дороги, вначале тягачами, затем тракторами и только потом идут буровые установки.

И вот перед началом выхода техники на работы мы с начальником буро-взрывных работ, решаем проехать и осмотреть предстоящие к работе профиля и по ходу немного поохотиться на куропаток.

Пока дорог нет, первый выезд осмотр решаем сделать на снегоходе Буран, который имеется у нас в партии. Зимний день уже короток, а  планируя поездку часа на два, три, выезжаем ближе к обеду.

 Проехав километров пять, мой товарищ, решает пройти пешком, а я замкнув квадрат приеду ему навстречу. Проехав, несколько километров по профилю я попадаю в низину с мелким редколесьем.

 На болото не похоже, а из снега торчат мелкие елочки и сосенки. Я вначале не обратил на это внимание. Снег плотный и  Буран без всякой нагрузки летит со скоростью пятьдесят километров.

И вдруг появился гулкий звук, отдающийся эхом из под Бурана. Ощущение, что я еду по большому барабану. Сердце екнуло, я понял, что подо мной пустота,  а сверху лед.
 Сбрасываю газ, гашу скорость и пытаюсь уйти в сторону, но не успеваю. Буран резко проваливается, задней частью ломая под собой опору - лед. Я машинально пригибаю голову. Надо мной пролетает кромка льда, и мы падаем, куда-то вниз.   

Амортизаторы ослабили удар, о землю. Наступила тишина, я пытаюсь осмыслить, что произошло. Осматриваюсь, Я  на трех метровой глубине, над головой  в проломе льда синеет небо.

А мы с Бураном находимся в большой ледяной комнате, а под нами течет ручей. Встав на руль снегохода, я с трудом  вылез наверх, через пролом во льду. Мелкая дрожь во всем теле, но потихоньку начинаю соображать, что только что  избежал большой опасности в своей жизни.

Ветрового стекла,хоть какой то  защиты, на руле Бурана уже не было и провались он передней частью под лед, удар головой об лед был бы неизбежен, да и стекло мало бы чем помогло.

 Хожу возле пролома, смотрю на снегоход и думаю - Что делать? Понимаю, что одному мне Снегоход из этого капкана не достать. У него вес четыреста килограммов. Нужна помощь.

 Мой товарищ далеко не ушел, и если хорошо идти я его должен догнать. По следам на снегу, я через некоторое время догнал своего товарища. Объяснил, что нужна помощь и пошли, как понял товарищ к  застрявшему Бурану.

 Но когда мы подошли и он увидел, что и как на самом деле, удивлению не было предела. Эта ледяная комната трех метровой высоты и там стоящий Буран, который просился передней частью к нашему счастью наверх.

Видимо осенью были сильные дожди, воды было много, а резко пришедшие сильные морозы заковали ручей льдом. Со временем вода ушла, а лед толщиной пять- восемь сантиметров остался, держась за берега.

 А то, что это ручей, а не болото я понял слишком поздно, оказавшись в нем вместе с Бураном. Достали топор, вырубили впереди лед, чтобы можно было подсунуть жерди и ветки под острым углом к Бурану, а затем пошли по мелколесью заготавливать нужные жерди.

Рубкой и укладкой занимались довольно долго, начинало уже темнеть. Затем завели Буран  и по настилу медленно вывели его наружу. Еще раз осмотрели место западни, не веря своим глазам, что это было наяву.

 Затем тронулись в обратную дорогу,  объехали  ручей стороной. И уже при свете фар по своему следу вернулись в партию. 

А ледяная комната и стоящий там Буран, долго еще стояли перед глазами.


Рецензии
Дааа! не позавидуешь такому нырку под лёд. Вдруг бы ещё там была вода? Такие западни случаются постоянно, когда бывает продолжительная, затяжная, дождливая осень. Многие бывали в таких переделках.

Рассказ познавательный. Но, как говориться, знал бы где упасть, соломки бы постелил.

31 марта 2023 года.7:38. Арнольд Малыгин.

Арнольд Малыгин   31.03.2023 01:39     Заявить о нарушении