Казахи были земледельцами с древних времен

ПОСЕВЫ ХАНСКОЙ СТАВКИ

Казахи были земледельцами с древних времен. Даже в губительные времена джунгарских вторжений казахское земледелие продолжало существовать, сохраняясь или возрождаясь заново в местах наиболее древних казахских поселений. Так что кочевые народы всегда сочетали скотоводство с земледелием, хотя послед¬нее и носило при этом, конечно, подсобный характер.
Следы древнего земледелия остались на просторах Центрального Казахстана, в Тургайской степи и т.д. Их еще в 1771 году встретил во время своего путешествия по казахской степи россий¬ский исследователь Рычков.
А проезжавший берегом реки Нуры в начале 19-го века коллежский советник Демидов писал царю Александру I, что не в дальнем расстоянии от горькосоленого озера Коргалджин видны обширные поля древних пашен, "свидетельствующие о плодородии этой земли". Очевидцы сообщают также о казахском земледелии в районе Семипалатинска. Там сеяли ячмень, пшеницу, просо и горох.
Конечно, в XVIII — начале XIX веков земледелие казахов еще не стало самостоятельной отраслью хозяйства. Оно было тесно в связано с кочевым и полукочевым скотоводством. Об этом свидетельствует тот факт, что пашни казахов обычно располагались около зимовок по берегам рек и озер, а также в предгорьях.
Возникновение посевов пшеницы в Казахстане не было одновременным. Казахи начали сеять пшеницу в верховьях Иртыша, по-видимому, в середине XVIII века. На протяжении ряда веков пшеница в Казахстане по удельному весу уступала просу и ячменю. Посевы проса были распространены повсеместно в районах, где казахи занимались земледелием. Ведь при посевах проса можно было обойтись без сохи, которая была довольно дорогим сельскохозяйственным орудием, особенно в хозяйствах бедняков.
Земледелие по Ишиму и притокам этой реки могло развиваться без полива, что давало возможность расширять площадь посевов. Здесь казахам была известна залежная система земледелия. Эта система земледелия была обусловлена условиями орошения (высокий уровень паводковых и грунтовых вод в летнее время).
Со второй половины XVIII века происходит заметный подъем культуры земледелия на всей территории Казахстана. Это обстоя¬тельство находит свое отражение в восстановлении ряда старых и постройке новых крупных ирригационных систем, в расширении площади орошаемых земель, в переходе значительной части населения к относительно устойчивому занятию земледелием. Вместе с тем, потребности казахов в земледельческой продукции и их стремление к занятию земледелием серьезно увеличились. Казахи, свидетельствуют путешественники тех лет, "к пище хлебной привыкли и на каждую зиму оную запасать стали". Исследователь Карл Риттер описал ближайший приток Иртыша далее к северу текущий с восточной стороны - Нарым. Казахи здесь начинали заниматься земледелием. Они взрывали землю самою простою сохою. Это уже было достаточно для засева. Боронование совершали посредством пучков таволжаного кустарника. Несмотря на это, жатвы были обильны, потому что некоторые казахи, свидетельствует Риттер, подобно крымским татарам, были мастера в искусстве орошения. Необходимую воду доставляли многочисленные горные ручейки, текущие с обильных снегом Курчумских гор.
Если в средневековье основную массу казахских земледельцев составляли бедняки, то в дальнейшем земледелием стали интересоваться знатные люди. Так, хан Аблай одним из первых понял важность земледелия для казахов. В 1763 году он пытался завести хлебопашество среди казахов Среднего жуза при речке Колчалке (близ Петропавловска). Посланные вскоре к Аблаю башкирские старшины подтвердили действительность намерений султана и сообщили к тому же, что летом 1764 года люди Аблая сеяли просо.
Аблай располагал большим количеством рабочих рук: в его аулах насчитывалось до пяти тысяч хозяйств зависимых людей. Но работавшие в хозяйстве Аблая люди не имели опыта. Поэтому весной 1765 года Аблай отправил группу казахов для обучения их хлебопашеству, а также просил прислать русских крестьян на Ишим, чтобы обучать казахов земледелию. Просьба Аблая была удовлетворена царским правительством. Более того, на Ишим посылались семена пшеницы, ячменя и железо на изготовление сошников, мотыг и топоров. Земледелие в хозяйствах казахской знати на Ишиме, в Прииртышье развивалось на призимовочных участках, и поэтому было связано с устройством оседлого жилья.


Рецензии