Вспоминая... 7

                РОДОСЛОВНАЯ
     Наше генеалогическое дерево я начал составлять в 1957 году поздней осенью,   когда наша семья (папа, мама и я) получила 20 кв. м. комнату в г. Ломоносове (Ораниенбауме) на ул. Красного флота, д. 9/46 кв. 22 на третьем этаже с соседями: Гайдуки  (Герман,    Люда,    их    мать    и    бабушка        Мария Прокофьевна) в 19 кв. м. комнате и Васильев Михаил Иванович в 9 кв. м. комнате.  Итого 8 человек -- на одну кухню с дровяной плитой, туалетом и ванной с дровяной колонкой.

     Мама и братья ещё работали и оставались в Кронштадте. Мама приехала в  Ломоносов в феврале 1958 года. Я работал электромонтажником на Судоремонтном заводе № 28, папа был на пенсии.
Зимой с отцом случился гипертонический   криз (в 64 года). Мамы  не было, и я с папой был один. Правда, соседи помогли мне вызвать скорую помощь. Телефонная будка находилась на улице с другой стороны нашего дома.  Была вьюга, снег, холодно. Я еле дозвонился до скорой помощи.  Пока ждали врача, отец лежал, тяжело дыша, держал меня крепко за руку, будто прощаясь. Я очень обеспокоился, т.к. сообщить в Кронштадт не было возможности из-за отсутствия телефона.

     Врач скорой помощи сделала отцу укол, и после укола ему стало легче, он пролежал ещё несколько дней, отходил. К отцу стала приходить молодая врач, прослушивала. Когда отцу стало полегче, он начал шутить. Рассказал врачу про войну.

     ...В Кронштадте зимой и весной 1942 года похоронная команда на подводе вывозила трупы умерших на кладбище.
     Врач, или фельдшер наскоро фиксировал смерть, и умерших укладывали рядами на подводу. Извозчик трогал тощую лошадку и вёз всех в последний путь. Близилась весна, глянуло солнышко. Один труп отогрелся и спрашивает, куда его везут. Я, мол, ещё жив. А извозчик ему: Молчи, доктор лучше знает...
     Это очень  развеселило врачиху.
     Отцу выпало прожить ещё 20 лет!

     Обидно было бы, что только пошёл на пенсию, получил комнату, переехали из закрытого Кронштадта на свободную землю и ...сердечный приступ, криз.
     После этого криза я и решил записать со слов отца всех наших родных для памяти. Пока ещё не поздно.
Днём я уходил на работу и каждый зимний вечер беседовал с отцом, записывал на листках, потом переносил в журнал всё, что он помнил: имена, фамилии, даты и прочее. Что-то он помнил чётко, что-то приблизительно, а могло быть, и где-то ошибался. Всё равно общая картина родства вырисовывалась, а это главное.

     Таким образом, 1957/58 гг. являются датой рождения этой родословной. При каждой встрече с родственниками я что-то уточнял, исправлял, дополнял.
     Всю нашу родословную с предками поместить невозможно по причине, что бесплатный вариант программы «Древо жизни» в интернете рассчитан только на 40 персон. Поэтому весь род я разбил на различные ветви по принадлежности.

     К сожалению, многих фотографий под рукой не оказалось и эти персоны остались безликими.
     Кому-то покажется странным, что отец и его брат Михаил имеют две фамилии: Васильевы и Коротковы. А это произошло в гражданскую войну, когда они вместе служили в одном отряде. Оба сыны Василия Фёдоровича Короткова, то есть дети Василия. Так их и записали Васильевыми. На самом деле это род Коротковых.

     В деревнях по фамилиям не звали, а так. Чей сын или чья дочь: сын Петров, сын Иванов, дочь Ульянова, Степанова дочь и т.д.
     А мама рассказывала, когда пошла в школу, назвалась Смирновой. Белоусовой ей не нравилось быть. Так в школе она была Смирновой.

     А женщины!  Им ещё проще. Понравилась какая-нибудь фамилия, познакомилась с хозяином этой фамилии, вышла за него замуж и получила фамилию, которая ей нравится.  И так до бесконечности.
     Кстати, сейчас фамилию и имя поменять, что раз плюнуть. Получается так, как Иван, не помнящий родства. А жаль...
     Всю родословную поместить на один лист не получалось. Отдельные части родословной я уже раздал по назначению соответствующим семьям.


     Спрашивается, зачем я этим занимался и сейчас продолжаю делать. Кому это надо? Не знаю. Мне — надо, интересно и, надеюсь, найдётся человечек, который мой скромный труд сохранит и продолжит писать родословную.
     Успеха ему!
     Советую всем заниматься этим интересным и полезным для потомков делом.
            07.02.2014.


Рецензии