Стыд и истоки самоуважения у созависимых женщин
Якоби пишет:
"Стыд имеет множество вариаций — это целая семья аффектов, которая включает в себя не только чувство неполноценности и унижения, но также застенчивость, зажатость, стеснительность и так далее. Для подверженного стыду человека не всегда очевидно, что его различные чувства являются вариациями единственной эмоции - стыда. Кроме острого переживания стыда, с которым этот человек идентифицируется, существуют смущающие переживания, которые вызывают чувство беспокойства. Я назвал это явление «тревогой стыда», или беспокойством, связанным со стыдом, и обозначил им страх быть пристыженным за собственную вину, собственную небрежность, попадание в неловкую ситуацию, или «слишком строгий подход» к другим".
Как часто я вижу у женщин в терапии! Особенно, и в частности, у матерей и жён зависимых от алкоголя и наркотиков.
К тому моменту, когда они обращаются к психологу, большинство из них уже полностью потеряли уверенность, что могут быть хорошей матерью, стоящей женщиной, да и в целом крайне невысокого мнения о себе, как о личности!
Они просто до краёв переполнены чувствами вины, стыда и раскаяния. Жалость к себе большинство отрицает вначале терапии, нужно время, чтобы признаться её наличии у себя. И это новое унижение.
Неловкая ситуация - для них всё, что напоминает им о положении жены или матери зависимого. Есть ощущение, что им постоянно хочется сжаться, уменьшиться, замереть, чтобы их никто не заметил, прошёл мимо.
А на определенной стадии у некоторых наоборот начинается афиширование себя, как жертвы, всем и каждому навязчиво и даже агрессивно.
Они годами медленно и неотвратимо теряют уважение своих детей, людей, которые их окружают, а в итоге и последние остатки самоуважения.
Это тот случай, когда мне стыдно быть самой собой. Постоянная неловкость и беспокойство просто за то, что "я есть". Просто "я есть" - это уже стыдно. Нужно оправдать своё существование. Отсюда бесконечное угодничество и подстройки под других.
Якоби пишет:
"Стыд сложным образом связан с социальным контекстом. Он вращается вокруг вопроса, какого уважения я заслуживаю в глазах других людей, и каково их воздействие на мое ощущение ценности себя как человека. Чем больше я сомневаюсь в своей собственной ценности, тем более важным становится мнение окружающих, и тем более чувствительным я буду к малейшему намеку на отвержение. Таким образом я пришел к мнению, что главной причиной стыдливости является недостаток уверенности в себе и самоуважения. Любая психотерапия, занимающаяся этой склонностью к стыду, должна начинаться с работы над недостатком самооценки".
Именно с этого и начинаю всегда терапию созависимых.
Где искать эти "истоки самоуважения", когда стыдно просто "быть"?
Как ни странно, но помогает открытое признание своих изъянов и недостатков.
Не этот взгляд в зеркало и заклинание себе глаза в глаза "Ты самая прекрасная!" (какая прекрасная, если она ни на секунду не верит в это, ненавидит себя и воспринимает, как ложь любые слова о собственной "прекрасности"). Кстати немного позже это срабатывает. Чуть-чуть со дна подняться и можно уже чуть-чуть поверить, что не ужасная, а прекрасная.
А вначале да, признать, открыть для себя действительные свои ошибки, искажения, слабости. Как истинные, так и мнимые. Оказывается "истоки самоуважения" лежат на самом дне той ямы, которая вчера казалась бездной без дна, куда смотреть было страшно и невыносимо стыдно.
С поддержкой психолога и группы получилось возможным выдержать, и тщательно разглядеть, и обнаружить, что никакой там и не ад... А вполне годные вещи. Некоторые безнадёжно устарели и пора их выбросить, а что-то перешить, заштопать и вполне себе поноситься...и в моду снова вошло.
- Что же из этого следует?
- Следует жить,
Шить сарафаны и легкие платья из ситца.
- Вы полагаете, всё это будет носиться?
- Я полагаю, что всё это следует шить!
Свидетельство о публикации №220050300975