Сестра моей души. Макеевка

СЕСТРА МОЕЙ ДУШИ. МАКЕЕВКА. (17.02.17)

С Лизой Хаплановой мы знакомы уже несколько лет, и пусть наши встречи носили эпизодический характер, но наши телефонные разговоры и переписка очень нас сблизили. Её творчество близко мне по духу, а её гражданская позиция и организационно-творческий запал напоминает мне самого себя. Поэтому неудивительно, что наша дружба и тёплые братско-сестринские отношения стали вполне закономерным явлением.

Но как-то осенью 2016 мы созванивались с Наталией Владимировной Мавроди, и она сказала, что Елизавете Хаплановой присуждена литературная премия, и было бы неплохо, вручить её от лица Правления МСП официально. А так как через несколько месяцев у Елизаветы намечался юбилей, решено было вручить ей премию именно в День рождения. И вот диплом имени Михаила Матусовского и удостоверение с медалью на имя Елизаветы Николаевны были готовы, и переправить их в Горловку оставалось делом времени. В юбилейный для Лизы день я должен был быть в отъезде, поэтому попросил Викторию Полякову съездить на мероприятие и поздравить именинницу от имени нашего Горловского отделения и от имени Правления СП вручить ей премию. Но благодаря удачному стечению обстоятельств, в эти февральские дни я как раз был в Горловке, а стало быть, обрадовал Викторию, что мы поедем вместе. Но Вика облегчённо вздохнула и не поехала (по причине большой загруженности перед V Разумовскими чтениями в музее миникниги), предоставив мне единолично поздравить нашу дорогую именинницу. К сожалению, из наших горловчан больше возможности поехать со мною в будний день не было ни у кого...

************************

И вот 17 февраля я впервые еду целенаправленно в славную Макеевку. До этого в Макеевке я бывал только проездом. Но я совершенно не ориентируюсь, сколько сейчас по такой погоде будет длиться дорога и поэтому мне приходится ехать с большим запасом. И вот ближе к полудню я выхожу из дома, продумывая маршрут. Планирую: если на автовокзале нет автобуса в ближайшие полчаса – поеду на ж/д вокзал на поезд «Луганск-Ясиноватая» и буду в Макеевке в 13:40, так что до Краеведческого музея добраться время будет. Подхожу к автовокзалу, и вижу едущий мне навстречу автобус №76 (Горловка-Донецк), а так как автобус ныне ходит через Макеев-град, вскидываю руку и запрыгиваю в салон. Заснеженные поля сменяются лесополосами, мелькает Беева могила, потом верховья Торца, а затем съезд на дорогу к Ясиноватой, которую мы проезжаем быстро. И вот начинается Кировский район Макеевки, сначала мелькает частный сектор, потом нам навстречу выплывает массив металлургического комбината, а потом начинаются многоэтажные кварталы (микрорайоны). Город традиционно донбасский, есть в нём что-то и от Горловки, и от Енакиева, и от Донецка, но в то же время, Макеевка имеет свой особый узнаваемый облик, свой дух, особенно это проявляется в центре.
Час в пути пролетел незаметно и вот я выхожу на заснеженную платформу автостанции «ЦУМ». Приблизительно я представляю, куда мне нужно идти, потому что накануне просматривал яндекскарту. Но сперва я иду в кассу и пытаюсь узнать, правильное ли расписание на сайте Минтранса. Увы, не правильное, и вместо 17:30 последний автобус сегодня отправится в 16:30. Я пытаюсь оглядеться и найти цветочный киоск, но почему-то не нахожу, хотя рядом ЦУМ, и иду на праздник к девушке без цветов(!).
Но так как я приехал с приличным запасом, не торопясь обхожу окрестности музея. Заснеженная Макеевка прекрасна, наконец-то я «вживую» вижу Свято-Георгиевский храм, который до этого видел только на фотографиях. Также мне попадается памятник Григорию Капустину, первому исследователю рудничных богатств Донбасса. Потом, сделав круг, выхожу на площадь, и, понимая, что так на холоде ещё час я не выдержу, иду обременять именинницу своим присутствием.
Лиза очень рада моему приезду, она заводит меня к себе в малюсенький кабинет, где знакомится со сценарием конферансье грядущего мероприятия Алексей Приходько, который из вежливости уступает мне место, и идёт репетировать речь в другое помещение. Елизавета Николаевна пытается закипятить чайник, чтобы напоить меня кофе, но её постоянно отвлекают, поэтому наша беседа проходит урывками. Но Елизавета успевает показать своё новое издание стихотворений, которое к юбилею поторопилась подготовить её издатель. Очень объёмная книга «Открытые дневники», предисловие написано Владимиром Давыдовичем Спектором, структурно книга делится на несколько тематических глав «дневников», и вот эту книгу сегодня и будут презентовать в рамках юбилея, хотя это пока только эксклюзивный тираж в количестве 5 экземпляров.
Пока мы пытаемся вести беседу, а поговорить-то хочется, мы ведь не виделись уже более полугода (месседжи – месседжами, но живого общения интернет-переписка никогда не заменит), начинают появляться гости. Тут приходят мама Лизы Мария Павловна и сынок Игнатка, мы знакомимся, а  следом появляется директор музея Алла Алексеевна Перепелица, которая приглашает нас на чай к себе в кабинет.  Мы перемещаемся и успеваем налить чай, а Лизу уже выхватывают и уводят, а мы под чай с печеньем беседуем в уютном кабинетике Аллы Алексеевны, а потом мне предлагают небольшую экскурсию по музею. И вот с экскурсоводом идём по залам, мы успеваем рассмотреть несколько экспозиций: природно-ландшафтную, палеонтологическую и этнографическую (хотя я, наверное, чересчур активно участвовал в экскурсии, что мой экскурсовод потом сказала, что она проводила экскурсию мне, а я ей), и время, к сожалению, заканчивается, пора идти занимать места в зале.
Я занимаю место в первом ряду выставочно-актового зала, раскладываю подарки и готовлюсь к началу творческого «вечера». Осматриваю гостей в зале, сразу же замечаю Людмилу Логошу, которую не видел, пожалуй, с фестивальных мероприятий «Рыцари слова» в 2013 году, мы киваем, приветствуя друг друга, но пообщаться времени нет, начинается действо.
На большом экране появляется видеонарезка с выступлениями именинницы, правда «саундтрек» меня слегка смущает, песня «Она идёт по жизни смеясь», по моему мнению, не самая мажорная для такого праздника, легковесная она только на первый взгляд, её концовка весьма драматична. Но, я думаю, тот, кто делал нарезку, выбрал песню именно из-за первой фразы текста. И вот видео заканчивается и из-за «кулис» на сцену выходит наша Елизавета. Она без лишних слов начинает читать стихотворение «Макеевчане», и только после бурных аплодисментов приветствует всех собравшихся. И праздник начинает идти своим чередом. Выступает с поздравлениями заместитель мэра, а от имени отдела культуры выходит Алла Алексеевна Перепелица. А после музыкального видеопоздравления от одессита Виталия Березина, доходит очередь и до меня. Я, от переполняемых меня чувств, начинаю многословничать и сдабриваю свою речь словами-паразитами, но, тем не менее, вручаю имениннице и книжные подарки от лица нашего Отделения и от себя лично, и самое главное – премию им. Михаила Матусовского.
Вновь звучат стихи в исполнении Лизы и песни на её слова. Затем на сцену выходит актриса Алла Ульянова, которая читает прозу Елизаветы. А следом подходит очередь видеопоздравлений. Сперва мы слушаем слова поздравлений из Луганска от Наталии Мавроди и Александры Фрольченковой, также к Лизе обращается в видео-приветствии из Германии Владимир Давыдович Спектор, но на общем фоне явно выделяется коллективное поздравление от Одесского отделения МСП, которые подошли к поздравлению, словно к театральной постановке, весело и задорно.
Потом чередуются поздравления от Макеевского общества греков, от «Союза женщин Донбасса». Также слово берёт Нина Дмитриева, тот самый издатель, чьими стараниями эксклюзивный тираж «Открытых дневников» был подготовлен к сегодняшнему празднику. А следом на сцену выходят соратники Елизаветы из ЛитО им. Николая Хапланова  и присоединившиеся к ним дончане во главе с Людмилой Логошей. Праздник полон эмоций и светлой радости (иногда со слезами на глазах), но аура именинницы настолько светла, что эмоции всё-таки положительные, несмотря на тематику многих стихотворений и песен.
А я с ужасом понимаю, что время подкрадывается к 16:00, и мне пора ретироваться. Я знаками даю Лизе понять, что мне пора уходить, и она просит чуть задержаться. Когда начинается очередной музыкальный номер, мы выходим из зала, и Лиза говорит: «Там возле твоей куртки внизу я тебе положила презентик». Также из зала выходит Ирина Зосенко, с которой мы не так давно подружились на фейсбуке, она тоже торопится, ей нужно встретить сына, но, тем не менее, мы успеваем сделать несколько фото на память, и к нам присоединяется Надежда Гирявенко и незнакомый высокий седоватый мужчина с усами. Это оказывается Александр Рак, с которым мы как-то повздорили на сайте «Стихи.ру» не так, чтобы сильно, но я его заблокировал, чтобы не портить себе нервы, добавив в чёрный список. В жизни Александр оказывается приятным человеком, вполне дружелюбным, с крепкими рабочими руками (шахтёрские руки не спутаешь ни с чем).
Музыкальный номер подходит к концу, мы прощаемся, Лиза с Надеждой и Александром возвращаются в зал, а мы с Ириной спускаемся вниз. Я беру свою куртку, а рядом с моей сумкой лежит книга «Открытые дневники», подписанная мне. Очень ценный подарок, учитывая, что книг пока только пять. Я по-человечески растроган этим сюрпризом.
Мы с Ириной Зосенко выходим из музея, вместе проходим метров сто до первого перекрёстка и расстаёмся, ей налево, а мне прямо. Преодолев перекрёсток, я перехожу на резвый полугалоп, чтобы нагнать время, которое потрачено на прощальную фотоссесию, хорошо, что, несмотря на мороз, сегодня не скользко, поэтому добираюсь до автостанции довольно быстро. Покупаю билет и занимаю место в автобусе. Через две минуты мы уже отправляемся, выезжаем на улицу Ленина, и вот за окном мелькает  фасад музея, я ещё раз мысленно прощаюсь с макеевчанами и Макеевкой. Несмотря на то, что это моя первая поездка в этот город, я чувствую в его облике что-то родное и близкое. Я понимаю, что уже почти люблю Макеевку. Потому что это город моих друзей, это наш, это мой Донбасский город! Пока едем по центральным улицам, я читаю «Открытые дневники», но после канала «Северский Донец-Донбасс» за меткомбинатом, когда дорога начинает «плясать», я откладываю книгу, и ещё раз прокручиваю в голове сегодняшний праздник. А впереди ждёт Горловка.

***************************

Когда я прихожу домой, первое, что я делаю – удаляю Александра Рака из чёрного списка на «стихире».


Рецензии