Крюковы

Крюковы


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.



Бархатная книга Курского края

***

При Феодор; Алекс;евич;, по его повеленiю, была "собрана и сочинена въ Разряд; родословная книга", которая изв;стна подъ названiемъ Бархатной книги.

Въ эту Бархатную книгу были внесены тогдашнiе дворянскiе роды Курскаго края :

Крюковы. Вы;хали изъ Большой Орды. Названiе приняли отъ одного изъ предковъ ихъ именемъ Солохмира, у него былъ сынъ Тимофей, прозвищемъ Крюкъ.

http://old-kursk.ru/book/tankov/t022.html



ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ КУРСКОГО ДВОРЯНСТВА.

***

 А.А.Танков. Оглавление / 21. / Пред.
Глава двадцать первая
ЦАРСТВОВАНИЕ ГОСУДАРЯ ФЕДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА

Государь Федор Алексеевич, уничтожив местничество, повелел завести родословную книгу дворянским родам, разделенную на четыре части.
В первую часть - внести все знатные и честные роды, также и дворян, которые занимали разные места при Иоанне Грозном.

Во вторую - тех дворян, которые занимали разные места при Михаиле Федоровиче и при нем, Федоре Алексеевиче.

В третью - дворян средней и меньшей статьи.

В четвертую - дворян, записанных из нижних чинов за службу отцов своих или свою службу в Московские чины.

При Федоре Алексеевиче, по его повелению, была "собрана и сочинена в Разряде родословная книга", которая известна под названием Бархатной книги.

В эту Бархатную книгу были внесены тогдашние дворянские роды Курского края [11]:

Крюковы. Выехали из Большой Орды. название приняли от одного из предков их именем Солохмира, у него был сын Тимофей, прозвищем Крюк.

[1] Белгородского стола столбец 1211.
[2] Белгородского стола столбец 838-й.
[3] Белгородского стола столбец 1157-й.
[4] Белгородского стола столбец 1018-й "Столпик о размене нынешняго 189 году". "Столп разменной 190 году Белгородского полку городов".
[5] Главным источником этой главы служит: Полное Собрание законов 1676-1882 гг.
[6] Полное собрание законов, № 682-й.
[7] То есть, ходатайствовали.
[8] Дворянами и детьми боярскими украинских городов.
[9] Украинные дворяне.
[10] История Русского дворянского сословия Яблочкова, 309-310 стр.
[11] Здесь сообщаем сведения о тех дворянских родах, внесенных в Бархатную книгу, которые значатся в писцовых книгах и десятнях Курского края в 17 веке.

http://diderix.petergen.com/plz-t21.htm




Степанъ Афанасьевъ сынъ Крюковъ

***

Атемарская десятня ( 1669 – 1670 гг.), в сокращенном варианте.
http://forum.vgd.ru/1854/19711/10.htm?a=stdforum_view&o=

« Десятня 178 году Атемарцамъ дворянамъ и детямъ боярскимъ и новокрещенамъ и мурзам и Татарамъ и иноземцамъ и рейтарамъ и драгунамъ и солдатамъ съ поместными и денежными окладами, и кому за какия службы, въ которомъ году, къ прежнимъ ихъ окладамъ, великаго государя жалованье придано, и кто Атемарцев дворянъ и детей боярскихъ и новокрещеновъ и мурзъ и Татаръ и иноземцевъ и рейтаръ и драгунъ и солдатъ на лицо, и которые в прошлыхъ годахъ, со 160 году, померли и великаго государя на службахъ побиты, и по инымъ городамъ служить переписались, и то писано въ сей книге имянной выборъ.

Выборъ.

31.Иванъ Дмитриевъ сынъ Скрябинъ,(?), верстался по Атемару во 157 году... .
32.Василий Власовъ сынъ Новиковъ, верстался по Атемару во 157 году... .
33.Савелий Тавырышевъ сынъ Степановъ,(?), верстался по Атемару во 160 году... .
34.Никита Яковлевъ сынъ Сыропятовъ, по Атемару въ 179 году... . 182 году...поверстанъ на Москве,в приказъ Казанского Дворца по Атемару... .
35.Фотинъ Савельевъ сынъ Ивковъ, верстался по Атемару во 150 году... .
36.Гаврило Родионовъ сынъ Исаевъ, верстался по Атемару во 169 году... .
37.Григорий Мининъ сынъ Алферьевъ, (Кузмодемьянецъ)(умеръ), въ 178 году по грамоте государя велено служить по Атемару... .
38.Степанъ Афанасьевъ сынъ Крюковъ, въ 180 году по грамоте государя велено служить по Атемару... .
39.Семенъ Игнатьевъ сынъ Синбугинъ, въ 183 году по грамоте государя велено служить по Атемару... .
40.Семенъ Константиновъ сынъ Каблуковъ,(убитъ), верстался по Атемару во 159 году... .




Род: Крюковы

***

Крюковы — русский дворянский род.
Происходит от Салхомира-мурзы, выехавшего из Большой Орды к великому князю рязанскому Олегу Ивановичу в 1371 г. и принявшего крещение. Его праправнук Тимофей, прозванный Крюк, был родоначальником Крюковых. В XVI и XVII веках шестнадцать Крюковых были убиты в сражениях, пятеро умерли в плену, трое были воеводами. Род Крюковых был внесён в VI часть родословной книги Тульской и Московской губерний (Гербовник, II, 46).

Всего записей в роду «Крюковы»: 105

http://ru.rodovid.org/wk?title=:&limit=250&offset=0




Крюковы - дворянский род, происходящий от Салхомира-мурзы, выехавшего из Большой Орды к великому князю рязанскому Олегу Ивановичу в 1371 г. и принявшего в крещении имя Ивана Мирославича.
Праправнук его, Тимофей, прозванный Крюк, был родоначальником Крюковых.
Род Крюковых внесен в VI часть родословных книг Московской и Тульской губерний

***

КРЮКОВЫ. В родстве с Апраксиными, Ханыковыми, Хитровыми.
От Тимофея Григорьевича по прозванию Крюк, правнука Солохмира из Орды, выехавшего в 1371 году к рязанским князьям.
Во второй половине XIV века известен боярин Крюк — Фоминский Михаил Фёдорович .



Ильдар Крюков
Real Name:
Ильдар Маратович Крюков
Начальник Художественного отдела фирмы "Мелодия"
https://www.discogs.com/artist/3262001--




Списки жертв репрессий

***

Крюков Измаил Саитович
(варианты отчества: Сеитович) Родился в 1883 г., Яндовичи Инсарской вол. Самарской губ.; татарин; Ссыльный. Возчик в леспродторге. Проживал: д. Пашино Кежемского р-на КК.
Арестован 20 марта 1938 г.
Приговорен: тройкой УНКВД КК 5 апреля 1938 г., обв.: КРО, АСА.
Приговор: ВМН Расстрелян 27 апреля 1938 г. Место захоронения - в пос. Кежма. Реабилитирован 11 октября 1958 г. Красноярским крайсудом
Источник: Книга памяти Красноярского края
Источник: Красноярское общество "Мемориал"

http://lists.memo.ru/d18/f325.htm



ОБД Мемориал

***

Информация из донесения о безвозвратных потерях

Фамилия Крюков 
Имя Хайдар 
Отчество   
Дата рождения/Возраст __.__.1922 
Место рождения Мордовская АССР, Рузаевский р-н 
Последнее место службы в/ч 4000 97 сд 
Воинское звание красноармеец 
Дата выбытия 11.05.1942 
Первичное место захоронения Смоленская обл., Думиничский р-н, д. Дубровка, около 
Название источника информации ЦАМО 
Номер фонда источника информации 58 
Номер описи источника информации 818883 
Номер дела источника информации 221


Информация из донесения о безвозвратных потерях

Фамилия Крюков 
Имя Шапир 
Отчество Ибрагимович 
Дата рождения/Возраст __.__.1923 
Место рождения Мордовская АССР 
Дата и место призыва Коломенский РВК, Московская обл., Коломенский р-н 
Последнее место службы 274 сд 
Воинское звание красноармеец 
Причина выбытия пропал без вести 
Дата выбытия 23.08.1942 
Место выбытия Калининская обл., Ржевский р-н 
Название источника информации ЦАМО 
Номер фонда источника информации 58 
Номер описи источника информации 818883 
Номер дела источника информации 494


Информация из донесения о безвозвратных потерях

Фамилия Крюков 
Имя Давлетша 
Отчество Алеевич 
Дата рождения/Возраст __.__.1918 
Место рождения Мордовская АССР, Рузаевский р-н, дер. Тат-Пишля 
Дата и место призыва Рузаевский РВК, Мордовская АССР, Рузаевский р-н 
Последнее место службы 326 сд 776 обс 
Воинское звание красноармеец 
Причина выбытия осужден 
Дата выбытия 19.10.1941 
Название источника информации ЦАМО 
Номер фонда источника информации 58 
Номер описи источника информации 818883 
Номер дела источника информации 762


Информация из документов, уточняющих потери

Фамилия Крюков 
Имя Турван 
Отчество Иванович 
Дата рождения/Возраст __.__.1905 
Место рождения Тюменская обл., Казанский р-н, с. Казанка 
Дата и место призыва 02.02.1945 Ишимский РВК, Тюменская обл. 
Последнее место службы п/п 28939-е 
Воинское звание рядовой 
Причина выбытия пропал без вести 
Дата выбытия __.07.1945 
Название источника информации ЦАМО 
Номер фонда источника информации 58 
Номер описи источника информации 18004 
Номер дела источника информации 2159


Информация из донесения о безвозвратных потерях

Фамилия Крюков 
Имя Абдулла 
Отчество Назарович 
Место рождения Мордовская АССР, Кадошкинский р-н, Яндовищенский с/с 
Дата и место призыва Кадошкинский РВК, Мордовская АССР, Кадошкинский р-н 
Последнее место службы 378 сд 1240 сп 
Воинское звание рядовой 
Причина выбытия погиб 
Дата выбытия 03.03.1942 
Название источника информации ЦАМО 
Номер фонда источника информации 1699 
Номер описи источника информации 2 
Номер дела источника информации 6


Просмотр не закончен... остановился на 3200 погибшем из 10 тысяч персоналий по фамилии Крюков. В дальнейшем постараюсь закончить поиск.

https://www.obd-memorial.ru/html/default.htm




Константин Крюков

***
.....
— Вы сын актрисы Алены Бондарчук, внук знаменитого актера и режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Ирины Скобцевой. А родословной по отцовской линии интересовались?

— Когда мы с отцом стали это выяснять, то всплыла интересная история. Нашими предками оказались какие-то татары, осевшие в России еще при Владимире Красное Солнышко. Один из них женился на русской княгине, а его сын, боярин Крюк, и стал родоначальником этой фамилии. Это раскопало для нас одно геральдическое агентство, но я, если честно, таким раскопкам не сильно доверяю. (Улыбается.) Мой прадед ушел после революции с белыми и пропал. А дед почему-то оказался на Колыме, где и вырос мой отец. А по маминой линии одна прабабушка меня даже воспитывала.




Крюковы

***

Описание герба: см. текст >>>
Том и лист Общего гербовника:
II, 46
Часть родословной книги:
VI
Части родословной книги:
VI - часть

Родоначальник:
мурза Салахмир. княжна Анастасия Ивановна Рязанская

Близкие роды:
Шишкины, Апраксины, Вердеревские, Дувановы, Пороватые, Базаровы

Подданство:
 Великое княжество Рязанское
 Великое княжество Московское
 Царство Русское
 Российская империя

Крюковы — (польско-литовский Крук) русский дворянский род, из рязанских бояр.

Происходит от мужа честна[1] Салхомира-мурзы, выехавшего из Большой Орды к великому князю рязанскому Олегу Ивановичу в 1371 году и принявшего христианство. Олег Иванович Рязанский[2] дал ему титул Боярин рязанский и отдал в жены свою младшую сестру княжну Анастасию Ивановну. Их праправнук Тимофей Григорьевича по прозванию Крюк, был родоначальником Крюковых.

Крюковы были служилыми людьми в звании воевод, стольников, стряпчих, дьяков, царских конюхов. В XVI и XVII веках шестнадцать Крюковых были убиты в сражениях, пятеро умерли в плену. В синодике Архангельского Кремлевского собора значатся: Козма, Федор, Василий, Федор Крюковы[3].

Боярский род Круковых (Крюковых) упомянут в книге М.М. Крома: "Между Русью и Литвой", как польская шляхта. Степан (Стефан) Остафьевич Круков с братом[4] бежали с великим князем Иваном Ивановичем Рязанским[5] в Литву и находились у него на службе. Во владении было: д.Кубылин, остров Круковский, Закусилы.[6]

Новгородские помещики Вотцкой пятины, Бузецкого погоста - Беласка да Юрье да Фетко Васильевы дети Крюкова - опричники Ивана IV Васильевича Грозного[7].

Родословная роспись рода Крюковых, для внесения в "Государев Родословец", была подана 18 марта 1686г[8]. К родословной прилагались: 1613г. июля 31 Жалованная подтвердительная вотчинная грамота царя Михаила Федоровича Ивану Иванову сыну Крюкова на пустошь Сухотино, Ступино и Пятнино в Ростиславском стане, рязанского уезда[9].




Родословная роспись Крюковых

***

Родословная рода Крюковых[10]: 

“А Григорей сидел в Вердереве, и по вотчине стали слыть Вердеревские, а за Кончеем была вотчина Безпуцкой стан да Михайлово Поле, а у Обосмала (Обумайло) сын Григорей Шышка, а был у великого князя боярин, и жыл в вотчине своей в Веневе до смерти своея, и лег в Веневе, з женою своею. А у Григорья сын Большой Тимофей Крюк, был у великого князя конюший, и был за ним Ростиславль в путь, и на бою его ранили татарове, и он постригся, да от тех ран и умер, и лег в Ростиславле.... . А у Тимофея у Григорьевича у Крюка сын Михайло, отъехал к великому князю Ивану Васильевичу[11]на Москву, покиня свою Веневу, Веркошу   и Ростовец. И князь великий противу того дал ему Звенигород, да в Олексине поместье великое, и в Торусе, да на Коломне. И в воеводах Михайло бывал в Болшом Розряде. И те розряды написаны в сем же летописце, и у государя в летописцах в Елизаровском и в Скорописном есть же”[12].               

Род Крюковых был внесён в VI часть родословной книги Тульской и Московской губерний Российской империи.



Описание фамильного герба Крюковых:
***

 Щит поделён на четыре части. В первой в голубом поле золотая восьмиугольная звезда. Во второй в красном поле серебряный полумесяц рогами вверх. В третьей в серебряном поле цветы натурального цвета. В четвёртой в золотом поле накрест два крюка и на них вертикально сабля.

Над щитом дворянский коронованный шлем. Намёт голубой и красный, подложен золотом (Гербовник, ОГ II, 46).




Описание герба Петра Крюкова в Гербовнике А.Т. Князева 1785г:

***

В Гербовнике А.Т. Князева[13] на странице 104 имеется описание герба Петра Крюкова, который был утвержден дипломом в 1861 году. Описание герба: герб Петра Крюкова разделен на четыре части: 1) в синем поле золотая восьмиугольная звезда.

2) в красном поле серебряный месяц рогами к верху.

3) в серебряном поле красный цветок с зелеными листьями. 4) в золотом поле серебряный меч остриём кверху и на нем крестообразно положены два черныеот крюка.[14]



Описание графского герба в Гербовнике Анисима Титовича Князева 1785г.:

***

В Гербовнике А.Т. Князева 1785 года, на странице 105 имеется изображение печати графского герба Крюкова Ивана Никитьевича под №229. Известно, что дворянский род Крюковых российское графское достоинство не получал, поэтому можно предположить, что данная ветвь рода происходит от польско-литовского рода Крук (Крюковы). Описание герба: в синем поле щита, имеющий округлую форму, изображены три спелые коробочки мака. расположенные: одна внизу и две вверх, образующие треугольник. На щите шлем с клейдоном на шее. Шлем увенчивает корона графского достоинства. Щитодержатели: две собаки с высунутыми языками, стоящими на задних лапах.



Преподобный Корнилий Комельский (Крюков):

Одним из ярчайший представителей рода Крюковых является Корнилий Комельский (1457 — 19 мая 1537) — основатель Комельского монастыря, канонизирован Русской церковью в лике преподобного, память совершается 19 мая (1 июня). Основным источником о деятельности преподобного Корнилия является его житие, написанное в 1589 году его учеником Нафанаилом. Корнилий (мирское имя неизвестно) родился в 1457 году в знатной боярской семьи Крюковых, жившей в Ростове. Род Крюковых был одним из первых в Ростове по своему богатству и знатности,  и которые обеднели и поблекли вместе с родным городом, когда тот был подмят Москвой. Известны имена родителей Корнилия: Феодор и Варвара.    Дядя Корнилия, дьяк Лукиан (Шишкин), служил при дворе супруги великого князя московского Василия Тёмного и смог помочь семье Корнилия переселиться в Москву и занять Корнилию должность дьяка при великокняжеском дворе. Влияние дяди на Корнилия было столь велико, что когда Лукиан решил принять постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, то племянник последовал за ним. С тех пор преподобный Корнилий Комельский является покровителем рода Крюковых[15].

Ростиславль - первая вотчина рода Крюковых:
Ростиславль (Ростиславль-Рязанский, Рославль, Расчиславль, Роще-слав)[16].  В родословной рода Крюковых имеется запись: “….правнук Солохмира Тимофей Григорьевич прозванный Крюк был боярином и дан ему город Ростиславль”.  Тимофей Григорьевич Крюк – конюший и боярин. Был смертельно ранен в бою с татаро-монголами. Похоронен Т.И. Крюк в городе Ростиславле. Тимофей Крюк является правнуком Иоанна Мирославовича, внуком Григория Михайловича Абутайло и сыном Григория Михайловича Шишка. В данном историческом документе интересно то, что город Ростиславль не значится в числе городов переданных родоначальникам  родов Иоанну Мирославовичу и княжне рязанской Анастасии Ивановне. Ростиславль – город домонгольского периода,  в 9 км на юго-востоке от  г. Озеры на правобережье реки Оки, ныне исчезнувший. Впервые упомянут в 1153 году. В лето 6661 (1153) летописец записал: Того же лета князь Ростислав Ярославович Рязанский создал во имя свое град Ростиславль у Оки реки[17]. Мало известный факт говорит, что праправнук Великого князя Владимира и правнук Ярослава Мудрого князь Ростислав, "создавая град во имя свое", не потревожил останков своих героических предков, оставив старый погост и построив город чуть в стороне от старого кладбища. Именно археологические находки этого захоронения позволили заявить в самом начале "о слиянии культур". Ростиславль оставался фактической столицей Великого княжества Рязанского вплоть до 1344 года, т.е. до смерти Ярослава Александровича Пронского[18].  В 1392 году князь Юрий Святославович Смоленский[19], оставив престол своему брату князю Глебу, получил в кормление от Олега Ивановича Рязанского город Ростиславль. Вполне возможно, что князь смоленский Юрий Святославович при своей смерти в г. Венев, передал город роду Шишкиных в кормление или сын Олега Ивановича, передал в кормление роду Шишкиных, а Григорий Михайлович Шишка передал своему сыну Тимофею Григорьевичу Крюк. В летописном отрывке за 1472 год записано, что г. Ростиславль посетил Великий Московский Князь Иван III Васильевич. Значит, город находился в хорошем состоянии и был богат, чтобы принять высокого Московского гостя “со многими силами ”.  В настоящее время городище Ростиславль – памятник Республиканского значения, охраняется государством[20]. Согласно раскопкам город находился на высоте 80 – 100 метров над уровнем реки Оки, где нашли остатки земляных, насыпных валов. Они поражают своими внушительными размерами: высота их от 4 до 6 метров, ширина 2 – 3 метра. Неподалеку курганы, сохранился глубокий овраг, некогда предохранявший город от набегов врагов. Около мыса, образуемым оврагом и берегом Оки – большой насыпной холм, на котором когда-то стояла угловая башня. Сохранился сторожевой (дозорный, смотровой) курган. Найдены глыбы камня, кирпича от разрушенной приходской церкви. В 1483 году город Ростиславль передан великому рязанскому князю Ивану Васильевичу в наследство. Интересно, что в 1436 году дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от литовских выходцев Станислава и Казимира Немиричей[21] выехавших в Москву, передали город во владение московскому княжеству, получив иные вотчины, принявших православную веру и получивших от великого князя московского прозвание Рословлевых, по имени города[22]. Немиричи являются прямыми родственниками польско-литовского рода Шишек-Ставецких (Шишкиных), а значит, являются и родственниками роду Крюковых (Круковых).

Старая жалованная грамота:

 «Божией милостью Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович, всея русии Самодержец, по своему Царскому милосердому усмотрению пожаловали есмя Михаила Васильевича Крюкова за его многие службы, что он, памятуя Бога, и Пресвятую Богородицу и Московских Чудотворцев, будучи у Нас в Московском Государстве при Царе Василие в нужное и прискорбное время, за Веру Крестьянскую и за Святые Божия церкви, и за Нас и за всех Православных Крестьян против врагов Наших—Польских и Литовских людей и Русских воров, которые до  конца хотели разорити Государство Московское и Веру Крестьянскую попрати. А он, Михайло, будучи на Москве в осаде, против тех злодеев наших стоял крепко и мужественно и многое дородство и храбрость и службу показал, и голод, и наготу, и во всем оскудение и нужду всякую осадную терпел многое время. А на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо без всякой шатости, и со той службы и терпения польские и литовские люди и русские воры от Москвы отошли. И за те за все великие и нужные осадные службы Яз, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея русии, пожаловал из его, Михайлова, с поместного окладу сошти сот с пятидесяти четвертей со ста по двадцати четей, итого сто тридцать четей, и старого его поместья в Соловском Уезде в окологородном стану половиной ординаря под Подумчиным лесом в водчину со всемя угодии, а по его Михайлове сказке в том ордне Крюкове пашни и перелогу сто девяносто четей, и перешло у него в том ордни за вотчиной пашни шесдесят четей, и тот переход велели есмя оставити за ним же, за Михаилом, в поместье. А как на Соловске суть наши писцы и большие мерщики, и они его ту подчинную землю от поместные земли отмежуют опрочь, грани потешут, и ямы покопают и всякие признаки учинят, чтоб он, Михайло, к той своей водчинной земли поместные земли не принущал, а на ту водчицу сия наша Царская жалованная грамота за нашею красною печатью ему, Михаилу, и его детям, и внучатом, и правнучатом и сродником неподвижно, чтоб наше Царское жалованье и его великое дородство, и крепость и храбрая служба за Веру и за свое Отечество последним родом было на памятник бы службы и терпенья, воспоминая вперед дети их, и внучата, и правнучата и кто по них роду их будет так же за Веру Крестьянскую, и за святые Божие Церкви и за свое Отечество против врагов стояли мужественно без всякого повыбания. А в той вотчине он, Михайло, и его дети, и внучата и правнучата по Нашему Царскому жалованью вольны. A при Царе деи Василие в прошлом в 118 году на ту водчину Царя Василия жалованная грамота ему, Михаилу, дана была, и таж жалованная грамота в Московское разорение на Москве сгорела. Писана Нашего Государства в Царствующем Граде Москве лета 7122-е Декабря в 13-й день. (1614 год).

При грамоте государственная печать красного сургуча.

Грамота написана на одной стороне листа, а на обороте на верху собственноручная подпись:

«Царь и Великий Князь Михаил Федорович, всея русии Самодержец»[23].

Известные носители фамилии:

Крюк Тимофей Григорьевич - конюший великого князя рязанского;
Михайло Тимофеевич - воевода великого князя Московского Ивана III Васильевича;
Крюков Максим Петрович - воевода в г. Мценск в 1627г.[24]; Воевода в г. Крапивна в 1630г[25]. Воевода в г. Дедилов в 1632г.[26];
Крюков Афанасий, тулянин - воевода[27] в г.Курск в 1650г.;
Крюков Иван Савич - воевода в г. Коломна после 1650г.;
Крюков Иван (без отчества) - воевода в г. Нижний-Новгород в 1668г.;
Крюков Никифор Никитьевич - воевода в г. Дедилов в 1625г.;
Крюков (без обозначания имени и отчества) - воевода в г. Кашира в 1661г.
Крюков А. - нижегородский губернатор (исторический вестник за 1881г. Воспоминания Вигеля и Домерга);
Крюковы Николай и Александр Александрович - декабристы, отнесенные судом к первому разряду обвиняемых в покушении и отправлены на каторгу;

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Крюков Федор Дмитриевич

***

Крюков, Федор Дмитриевич - беллетрист. Родился в 1870 г., в казацкой семье Донской области. В 1892 г. окончил курс историко-филологического института и был преподавателем русского языка и литературы в Орле и Нижнем Новгороде. В 1906 г. избран в 1 Государственную думу, где примкнул к трудовикам. За подписание выборгского воззвания отбывал тюремное заключение. Начал писать в "Северном Вестнике" 1890-х годов, "Русских Ведомостях", "Сыне Отечества" и других, затем стал ближайшим сотрудником и членом редакции "Русского Богатства". Отдельно издал: "Казацкие мотивы. Очерки и рассказы" (СПб., 1907), "Рассказы" (СПб., 1910).



Крюков Дмитрий Львович

***

Крюков, Дмитрий Львович - известный филолог (1809 - 1845). Окончил курс на словесном отделении Казанского университета в Дерпте, усвоил искусство легко и изящно говорить по латыни. Получил степень доктора философии, за диссертацию: "In Taciti Agricolam observationes" (Дерпт, 1832), и был отправлен за границу, где особенно проникся взглядами Августа Бека на важность изучения основ народного хозяйства для понимания древней культуры. Был профессором римской словесности и древностей в Москве; читал лекции и по древней истории. Отдельно издал еще: "Agricola" Тацита, с примечаниями. (М., 1836); "De Q. Curtii Rufi aetate", речь на акте 1836 г. (М., 1836) и "Andeutungen uber den ursprunglichen Religionsunterschied der Romischen Patricier und Plebeier" (Лейпциг, 1849, под псевдонимом Dr. D. Pellegrino; то же по-русски и под фамилией Крюкова в "Пропилеях", т. IV, М., 1854). Последнее сочинение, оставшееся неоконченным, имело целью проследить различие римских патрициев и плебеев в их верованиях и учреждениях. В "Москвитянине" 1841 г. Крюков поместил статьи: "О трагическом характере истории Тацита" и "Несколько слов о деле драматического искусства по поводу игры господина Каратыгина". Как профессор, Крюков производил на слушателей неотразимое впечатление; его часто называли рядом с Грановским . Памяти Крюкова посвящено прочувствованное стихотворение Фета . - Ср. "Московские Ведомости", 1845, № 28; Погодин  "Воспоминания" ("Вестник Европы", 1868, книга 8); А. Малеин  "К.К. Герц" (СПб., 1912).

http://biography.yaxy.ru/01110921.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/,_



Крюков Адриан Александрович

***

Крюков, Адриан Александрович - известный окулист (1849 - 1908). Окончил медицинский факультет Московского университета. В 1873 г. доктор медицины за диссертацию "Объективное цветоощущение на периферических частях сетчатки". Работал в Геттингене у профессора Лебера, совместно с ним написал "Beitrage zur Kenntniss d. Resorptionsverhaltnisse d. Hornhaut". Был профессором глазных болезней в Московском университете. Напечатал до 40 самостоятельных работ на русском и немецком языках; знакомил иностранную литературу с русскими работами по офтальмологии. Издавал и редактировал "Вестник Офтальмологии". Его "Курс глазных болезней" (1892) выдержал 7 изданий.

http://biography.yaxy.ru/01110920.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/,_




Крюков Александр Александрович (декабрист)

***

Дата рождения:
14 (25) января 1793
Дата смерти:
3 (15) августа 1866 (73 года)
Место смерти:
Брюссель
Александр Александрович Крюков (1793—1866) — декабрист, поручик лейб-гвардии Кавалергардского полка , адъютант графа Витгенштейна. Брат декабриста Н. А. Крюкова.

Из дворян Тульской губернии. Отец — нижегородский губернатор Александр Семёнович Крюков (умер в 1844 году), мать — англичанка Елизавета Ивановна Манжете (ум. 13.04.1854).

Воспитывался в Петербурге в пансионах Криля (1803) и Мейера (1804) и в Немецком училище Святого Петра (1805—1811).

Служба

В службу вступил (скорее всего, был записан): по формулярному списку — в Государственную коллегию инспекторских дел 15 декабря 1805 года; по собственным показаниям — в Коллегию иностранных дел в 1807 году.

10 декабря 1812 года был уволен в Нижегородский конный полк нижегородского ополчения с переименованием в корнеты. Участник заграничных походов 1813—1814 годов. После роспуска ополчения переведён тем же чином в Ольвиопольский гусарский полк — 14 августа 1815 года, поручик — с 23 мая 1817 года. Назначен адъютантом к главнокомандующему 2-й армии графу Витгенштейну — 30 января 1819 года. Переведён в лейб-гвардии конно-егерский полк — 08.02.1820; в Кавалергардский полк — 11.01.1822.

Декабрист

Член Союза благоденствия с 1820 года и Южного общества. Сам принял в Южное общество двух членов. Участвовал в совещании в Тульчине, на котором было принято решение о роспуске Союза благоденствия и о создании Южного общества. Разделял цель Южного общества о введении республиканского правления и революционный способ действия.

Приказ об аресте от 18 декабря 1825 года, арестован 30 декабря. Доставлен из Тульчина в Петербург, на главную гауптвахту 8 января 1826 года, на следующий день переведен в Петропавловскую крепость. На допросах был не откровенен.

Осуждён, как и брат Н. А. Крюков, по II разряду и по конфирмации 10 июля 1826 года приговорён к каторжным работам на 20 лет, срок сокращён до 15 лет — 22 августа 1826 года. Отправлен из Петропавловской крепости в Сибирь — 19 января 1827 года. Наказание отбывал в Читинском остроге и Петровском заводе. Срок сокращен до 10 лет 8 ноября 1832 года. На каторге в Петровском Заводе много читал, писал воспоминания.

Вместе с братом Николаем Крюковым отправлен досрочно на поселение в с. Онашино Енисейской губернии в декабре 1835 года. Через год оба переселены в город Минусинск, имели собственный дом. Организовали высокодоходное хозяйство, занимались земледелием, скотоводством. Ходатайство о переводе на Кавказ рядовыми, которые подавались ими, отцом и сестрой в 1840 и 1841 году, были отклонены. По ходатайству матери разрешено вступить в гражданскую службу в Сибири, канцелярским служителем 4 разряда в 1852 году. Александр Крюков — коллежский регистратор (1858). После смерти матери осталось 65 тысяч рублей и дом в Нижнем Новгороде.

Жена (семейные отношения без заключения брака с 1841 года, обвенчаны 2 февраля 1853 года) — Анна Николаевна Якубова, крестьянка Лифляндской губернии, сослана в Сибирь на поселение за убийство своего незаконного ребёнка. После отбытия срока перечислена в 1852 году в крестьянки Енисейской губернии.

После амнистии 26 августа 1856 года Крюков приезжал на родину и с особого разрешения жил у своей сестры в Москве, а весной 1858 года уехал обратно в Минусинск к своей семье.

Разрешено выехать в Европейскую Россию в 1859 году. Жил с семьёй в Киеве.

Разрешено выехать за границу с детьми в 1865 году.

Последние годы жизни Крюков провел в Брюсселе, где и умер от холеры.

Литература
Декабристы. Биографический справочник. Под ред. академика М. В. Нечкиной. — М., «Наука», 1988. — С. 92—93.

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_()




Крюков Николай Александрович

***

Дата рождения:
1800

Дата смерти:
30 мая 1854

Место смерти:
Минусинск, Красноярский край, Россия

Крюков Николай Александрович (1800 — 30 мая 1854 года, Минусинск) — декабрист, поручик квартирмейстерской части. Брат Крюкова Александра Александровича.

Из дворян.
Воспитывался в Московском университетском пансионе до 1813 года, затем в Нижнем Новгороде в пансионе Стадлера, в 1814 году находился в доме родителей. Вступил в Московское учебное заведение для колонновожатых и зачислен колонновожатым в свиту по квартирмейстерской части — 12 июня 1817 года, выпущен прапорщиком — 10 марта 1819 года. С апреля 1820 года находился на съемке в Подольской губернии. Поручик — 29 марта 1825 года. В 1825 году командирован для съемки Киевской губернии.

Член Союза благоденствия. Принят в Южное общество в конце 1820 года. Одобрял введение Республиканского правления с уничтожением монархии. Знал о планах общества предпринять действия в 1826 году. Прятал бумаги П. И. Пестеля. Арестован почти сразу же после ареста П. И. Пестеля и содержался при Главной квартире 2-й армии. Отправленный из Тульчина в Петербург 28 декабря 1825 года, доставлен на главную гауптвахту 5 января 1826 года; 6 января 1826 переведен в Петропавловскую крепость.

Осужденный, как и брат А. А. Крюков, по II разряду и по конфирмации 10 июля 1826 года приговорен к каторжным работам на 20 лет, срок каторги сокращен до 15 лет — 22 августа 1826 года. Отправлен из Петропавловской крепости в Сибирь 19 января 1827 года. Наказание отбывал в Читинском остроге и Петровском заводе. В Чите и Петровских казематах активно участвовал в организации музыкальных вечеров и спектаклей. Пел в хоре (бас). Предпочитал философскую литературу. Написал трактат — «Рассуждение о религии». Срок каторги сокращен до 10 лет 8 ноября 1832 года.

Вместе с братом А. А. Крюковым отправлен досрочно на поселение в с. Онашино Енисейской губернии в декабре 1835 года, через год оба переселены в город Минусинск, имели собственный дом. Хороший столяр и слесарь. Всю мебель для дома сделал сам. Взял на попечение и несколько лет содержал в Минусинске богадельню. Получив разрешение на гражданскую службу, служил канцеляристом 4-го разряда. В 1854 году Н. А. Крюков умер, не дожив двух лет до амнистии, могила не сохранилась.

Жена (гражданская с 1842 года, обвенчаны 9 ноября 1853 года) — Марфа Дмитриевна Сайлотова, дочь хакаса и русской крестьянки (до этого была кухаркой у декабристов братьев П. П. и А. П. Беляевых). Их сын Тимофей Алексеевич Сайлотов — педагог, общественный деятель, Почётный гражданин Минусинска (1890 год), первый хранитель Минусинского краеведческого музея[1].

Награды
За труды по топографической съемке награждён орденом Святой Анны 4 степени 10 июля 1822 года.

Примечания
‡Н. Я. Артамонова, И. Н. Мистреков Общественно-политическая и культурно-просветительская деятельность городского учительства юга Енисейской губернии во второй половине XIX — начале XX века Вестник Бурятского Государственного Университета. Улан-Удэ. 2009 год. стр.37-40

Литература
Декабристы: Биографический справочник / Под ред. М. В. Нечкиной. — М.: Наука, 1988

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_




Крюков Григорий Васильевич

***

Дата рождения
14 июня 1837
Дата смерти
28 сентября 1917 (80 лет)
Место смерти
Петроград, Российская республика
Принадлежность
 Российская империя
Род войск
пехота

Звание
генерал от инфантерии

Командовал
12-й гренадерский Астраханский полк,
2-я бригада 1-й гренадерской дивизии,
38-я пехотная дивизия,
19-й армейский корпус

Сражения/войны
Польская кампания 1863 года,
Русско-турецкая война 1877—1878

Награды и премии
Орден Святой Анны 3-й ст. (1866), Орден Святого Станислава 2-й ст. (1868), Орден Святого Владимира 4-й ст. (1872), Орден Святой Анны 2-й ст. (1874), Орден Святого Георгия 4-й ст. (1878), Орден Святого Владимира 3-й ст. (1879), Орден Святого Станислава 1-й ст. (1889), Орден Святой Анны 1-й ст. (1893), Орден Святого Владимира 2-й ст. (1901), Орден Белого орла (1904), Орден Святого Александра Невского (1906)

Григорий Васильевич Крюков (1837—1917) — генерал от инфантерии, герой русско-турецкой войны 1877—1878 годов, командир 19-го армейского корпуса.

Родился 14 июня 1837 года.

Образование получил в Павловском кадетском корпусе, из которого выпущен 16 июня 1856 года прапорщиком в лейб-гвардии Гатчинский полк. Вслед за тем он сдал вступительные экзамены в Николаевскую академию Генерального штаба, которую окончил по 2-му разряду в 1861 году. Во время учёбы получил чин подпоручика (15 декабря 1860 года) а после выпуска был произведён в поручики (17 апреля 1862 года). Принимал участие в кампании 1863 года в Польше.

Назначенный в Александровское военное училище Крюков прослужил в нём без малого двенадцать лет, там он командовал ротой и батальоном. За это время он последовательно получил чины штабс-капитана (30 августа 1863 года), капитана (30 августа 1868 года) и полковника (30 августа 1871 года).

После начала в 1877 году русско-турецкой войны Крюков 10 сентября был назначен командиром 12-го гренадерского Астраханского полка, во главе которого отличился под Плевной и 7 апреля 1878 года был награждён орденом св. Георгия 4-й степени


В воздаяние за отличие, оказанное в сражении против Турок при взятии Плевны, 28 Ноября 1877 г., где, руководя лично ротами 2 баталиона своего полка, взял с боя захваченные неприятелем 6 наших и 2 неприятельских орудия и знамя.
Кроме того Крюков был удостоен особой благодарственной телеграммы от наследника цесаревича Александра Александровича. В 1879 году он получил орден св. Владимира 3-й степени с мечами.

Астраханским гренадерским полком Крюков командовал до 7 апреля 1886 года, когда был произведён в генерал-майоры и назначен состоять для особых поручений при командующем войсками Московского военного округа. 18 сентября 1890 года он получил в командование 2-ю бригаду 1-й гренадерской дивизии, а 9 октября 1894 года возглавил 38-ю пехотную дивизию. 14 мая 1896 года произведён в генерал-лейтенанты.

24 октября 1900 года Крюков был назначен командиром 19-го армейского корпуса, 29 ноября 1903 года отчислен от занимаемой должности и назначен членом Александровского комитета о раненых, 6 декабря 1906 года произведён в генералы от инфантерии. Во время Первой мировой войны Крюков был товарищем председателя георгиевского комитета.

Скончался 28 сентября 1917 года в Петрограде.

Награды

Среди прочих наград Крюков имел ордена:

Орден Святой Анны 3-й степени (1866 год)
Орден Святого Станислава 2-й степени (1868 год, императорская корона к этому ордену пожалована в 1870 году)
Орден Святого Владимира 4-й степени (1872 год, за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах)
Орден Святой Анны 2-й степени (1874 год)
Орден Святого Георгия (7 апреля 1878 года)
Орден Святого Владимира 3-й степени с мечами (1879 год)
Орден Святого Станислава 1-й степени (1889 год)
Орден Святой Анны 1-й степени (1893 год)
Орден Святого Владимира 2-й степени (1901 год)
Орден Белого орла (6 декабря 1904 года)
Орден Святого Александра Невского (16 июня 1906 года, алмазные знаки к этому ордену пожалованы в 1911 году)


Источники

Волков С. В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том I. А—К. М., 2009
Глиноецкий Н. П. Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба. СПб., 1882
Список генералам по старшинству. Составлен по 1 сентября 1890 года. СПб., 1890
Список генералам по старшинству. Составлен по 15 апреля 1914 года. СПб., 1914
Старчевский А. А. Памятник Восточной войны 1877—1878 гг. СПб., 1878

Ссылки
Крюков, Григорий Васильевич. Проект «Русская армия в Великой войне».

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_



‘’Тихий Дон’’ Федора Крюкова

***

Умер писатель Фёдор Дмитриевич Крюков, предполагаемый автор романа "Тихий Дон".

Фёдор Дмитриевич Крюков (2.2.1870–4.3.1920) – русский писатель, казак, участник Белого движения.
Родился в станице Глазуновской Усть-Медведицкого округа области Войска Донского в семье атамана.
Мать донская дворянка.
Всего в семье было трое детей...

https://rusidea.org/25030408



Федоръ Абрамовъ сынъ Крюковъ

***

Атемарцы дворяне, дети боярские, которые въ прошлыхъ годехъ, со 160 году, померли и великаго государя на службе побиты и по инымъ городамъ служить переписались:
http://forum.vgd.ru/1854/19711/10.htm?a=stdforum_view&o=


Выборъ.

60.Василий Лукинъ сынъ Нечаевъ. Умеръ дома.
61.Федоръ Абрамовъ сынъ Крюковъ. Умеръ дома.
62.Федоръ Васильевъ сынъ Курунтяевъ. Убитъ на службе въ Башкирскомъ походе.
63.Федоръ Лукинъ сынъ Нечаевъ. Умеръ на службе въ Литовскомъ походе.
64.Василий Семеновъ сынъ Щукинъ. Умеръ дома.
65.Иванъ Михайловъ сынъ Щукинъ. Умеръ дома.
66.Василий Федоровъ сынъ Хлоповъ. Умеръ дома.
67.Иванъ Никитинъ сынъ Лопатинъ. Умеръ на службе на Царицине.
68.Федоръ Баженовъ сынъ Неверовъ. Умеръ дома.
69.Кирилл Миловановъ сынъ Ховринъ. Умеръ дома.
70.Иванъ Петровъ сынъ Адудинъ. Пропалъ безвестно.



Солохмир

***

Солохмир (Салахмир) — татарский мурза.

В 1371 г. выехал из Большой Орды к великому князю рязанскому Олегу Ивановичу со своей конной дружиной, помог ему изгнать из Переславля Рязанского Владимира Пронского и вновь вернуть себе Рязанское княжество.

Принял крещение с именем Ивана Мирославича и женился на сестре Олега Анастасии Ивановне, получив в приданое Венев, Ростовец, Верхдерев и т. д. В 2004 году на территории Солотчинского женского монастыря была обнаружена надгробная плита Салахмира, в крещении Ивана, принявшего перед своей кончиной схиму с именем Иосиф.

Является родоначальником нескольких дворянских родов.

Ссылки
История Рязанского края: Солохмир. Проверено 15 декабря 2014.
Салахмир Иван Мирославич на «Родоводе». Дерево предков и потомков

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Дворянские роды, происходящие от Солохмира-мурзы (Ивана Мирославова)

***

Абутайловы
Апраксины
Базаровы
Вердеревские
Дувановы
Катевы
Кончеевы
Крюковы
Пороватые
Ратаевы
Ханыковы
Хитровы
Чеботаревы
Шишкины

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Салахмир

***

ср., 22/09/2010 - 21:27
От Салахмира до Виноградова
Фестиваль хоровой духовной музыки, посвященный памяти композитора протоиерея Михаила Александровича Виноградова (1809-1888) с каждым годом набирает силу: увеличивается число и расширяется география его участников, растет количество сценических площадок, на которых выступают хоровые коллективы.

Подводя итоги третьего Виноградовского фестиваля, председатель жюри иеромонах Амвросий (Носов) отметил несколько особенностей этого года: участие детских коллективов, крупных иногородних хоров, но малое количество участников из Рязанской области. Особо он отметил квартет священников Вознесенского храма г. Рязани: «До революции священнические хоры были не такой уж редкостью. В 1914 году в Тамбове на канонизации святителя Питирима Тамбовского пел хор из 120 священнослужителей. И сейчас отрадно уже то, что есть вкупе четыре священнослужителя, которые не пренебрегают церковным пением».

Могила М.А.Виноградова на Лазаревском кладбище

Все большую роль этот фестиваль играет и в жизни прямых потомков композитора. Нашими современниками являются представители четырех поколений рода Виноградовых.
Самая старшая Татьяна – праправнучка Михаила Александровича, 1921 года рождения, живет в Германии. Однажды она была в Рязани, чтобы поклониться могиле предка, и была удивлена ее ухоженностью. Поколение самых младших – это уже шестое колено от Михаила Александровича. А всего на сегодняшний день живых потомков насчитывается порядка 100 человек. Живут они, помимо Рязани, в Липецке, Москве, Германии, Франции, Англии и Америке. Из-за занятости работой и повседневными заботами им не так часто удавалось бывать в Рязани. Но теперь фестиваль ежегодно собирает их на родине предков.
Первыми участниками фестиваля в 2008 году были родные сестры – прапраправнучки композитора Татьяна и Ирина Павловны из Москвы и Липецка. Татьяна Павловна вспоминает: «Во второй день фестиваля на концерте хора Московской патриархии под управлением иеромонаха Амвросия мы с Ириной сидели в губернаторской ложе как почетные гости. Прямо перед нами был весь зал как на ладони, а напротив нас, на задней стене сцены – портрет Михаила Александровича, который подсвечивался ярким лучом прожектора. И в этом потоке света я словно почувствовала его взгляд, направленный на меня, и услышала его слова, он будто бы давал нам знак: опомнитесь и вспомните меня, ведь мне в следующем 2009 году исполняется 200 лет. Рязанцы меня помнят и почитают, отзовитесь и вы! Так, накануне своего 200-летия, он словно позвал нас на свой юбилей.


Панихида на могиле М.А.Виноградова

Вернувшись в Москву, мы рассказали нашим многочисленным родственникам о теплом приеме, который нам оказали организаторы фестиваля, и все решили поехать в Рязань в следующем году, что и осуществили. Надо сказать, что дети его и внуки дружили всю жизнь и передали это чувство локтя и нам, последующим поколениям. Теперь дружат и наши дети».

В этом году приезжали представители рода Виноградовых, которые все произошли от сына композитора Павла Михайловича – земского врача и его супруги дворянки Александры Алексеевны Вердеревской.

Род дворян Вердеревских очень древний. Он ведет начало от татарского мурзы Салахмира – «потомка Ордынских владетелей, который помог великому князю рязанскому Олегу Ивановичу восстановить свое положение после смещения его с престола Владимиром Пронским. Салахмир принял крещение с именем Иоанн. После этого Олег Иванович женил его на своей сестре Анастасии и пожаловал ему во владение следующие вотчины: Верхдерев, Веневу, Ростовец, Веркошу, Михайлово поле и Беспуцкий стан. Салахмир, теперь уже боярин Иван Мирославич, был любимым зятем Олега Ивановича и верным ему помощником». Так писал о Салахмире архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) в 1988 году в статье «Олег Иванович, великий князь рязанский», опубликованной в №1 «Журнала Московской Патриархии».

А в 2004 году на территории Солотчинского женского монастыря произошло очень важное событие. Во время рытья траншеи под водопровод была обнаружена массивная каменная плита. Учеными установлено, что эта плита является надгробной плитой Салахмира, в крещении Ивана, принявшего перед своей кончиной схиму с именем Иосиф. Останки рязанского боярина лежали вблизи Покровского храма до 1543 года, когда при отстройке этого храма в камне были перенесены по просьбе родственников. Подробнее об этом можно прочитать в публикации Ю.В. Гераськина «Загадка мурзы Салахмира» в журнале «Виноград».


Храм Солотчинского монастыря

Мне посчастливилось познакомиться с сегодняшними Виноградовыми еще на фестивале 2008 года. На фестивале этого года я с ними не расставалась. Вместе мы были и в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Солотчинского женского монастыря, где молились о упокоении их предков – бывшего татарского мурзы Салахмира (в схиме Иосифа) и протоиерея Михаила Александровича Виноградова.


Потомки М.А.Виноградова и Салахмира перед панихидой в Солотчинском монастыре

Потомки нашего известного земляка благодарны организаторам фестиваля и всем рязанцам за память о нем.

В завершение фестиваля председатель жюри иеромонах Амвросий пожелал всем его участникам расширения репертуара, усовершенствования пения, а организаторам – помощи Божией в его проведении и в дальнейшем.

Т.В. ШУСТОВА

Загадка мурзы Салахмира

Гераськин Ю. В.

НАХОДКА В СОЛОТЧИНСКОМ МОНАСТЫРЕ
В 2004 году на территории Солотчинского Покровского женского монастыря (пос. Солотча, г. Рязань) во время рытья траншеи под водопровод землекопы обнаружили массивную каменную плиту. На ней были выбиты ровными рядами буквы древнего текста. Текст не был загрязнён и хорошо читался:

ЛЕТА 7051го (1543) ГОДУ АПРЕЛЯ Вь. 23. ДЕНЬ КАК ПО//ЧЕТА СТРОИТИ КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯ//ТЫИ БОГОРОДИЦЫ IС ТОГО МЕСТА ПЕРЕНЕСЕНО ТЕ//ЛО ЗЯТЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ОЛГА I//ВАНОВИЧА ИВАНА СМИРОСЛАВОВИЧА // СХОРОСМИРА ВО ИНОЦЕХ СКИМНИКА I//ОСИФА ПО УПРОШЕНИЮ РОДСТВЕННИ//КОВ ЕВО ДЛЯ ТОГО ЧТО ПРИЛУЧИЛОС[Ь] БЫСТ[Ь) // ПОД ОЛТАРНОЮ СТЕНОЮ А ПЕРЕНОСИЛ ЕПИС//КОП ;ЕОДОСИЙ КОЛОМЕНСКИЙ СО АРХИМАН//ДРИТОМЪ ХРИСАН;ОМЪ

Эта надпись помогла приоткрыть завесу тайны над одной из загадок в истории Рязанского княжества…

Плита Салахмира

ОЛЕГ ИВАНОВИЧ РЯЗАНСКИЙ

Найденная плита напрямую связана с именами двух видных государственных и военных деятелей Рязанского княжества в XIV — начале XV вв. Первый из них — Олег Иванович, великий князь Рязанский (1350–1402). Имя Олега Ивановича было далеко не последним в русской истории. Широко распространено историческое предание о дипломатической миссии в Рязань преподобного Сергия Радонежского по примирению Олега Рязанского с великим Московским князем Дмитрием Ивановичем Донским. Олег Иванович всегда был самой значительной и любимой фигурой населения Рязанского княжества. Считается, что на Рязанском гербе изображён в виде воина с мечом именно Олег Рязанский. Высоко оценивал роль Олега в русской истории известный историк XIX века К. Бестужев-Рюмин: «В Олеге нельзя не признать значительной энергии и уменья держаться, насколько позволяли силы, между враждующими сильными князьями; стремление противодействовать их усилению составляет характеристическую черту его деятельности». Эти слова — весомый ответ на незатейливые инсинуации об игнорировании князем Олегом общерусских интересов.

Традиционно для русских князей Олег Иванович был искренне верующим православным христианином, отдающим многие силы заботам о процветании Православной Церкви. В 1390 году Олег Иванович заложил Солотчинский монастырь. Вскоре широко одариваемая великим князем и его преемниками поместьями обитель заняла первое место среди рязанских монастырей. Сам Олег Иванович, по основании обители, был пострижен здесь епископом Рязанским Феогностом в монашество с именем Иона, а в 1402 году — в великую схиму с именем Иоаким. 5 июня 1402 году в возрасте приблизительно 64 лет князь-монах скончался и был погребён в основанной им Покровской церкви Солотчинской обители. Немного позднее рядом с ним похоронили и его жену Евфросинью (в схиме Евпраксию), которая скончалась 5 декабря 1406 года. Ныне бренные останки Олега Рязанского покоятся в раке в монастырском храме Святаго Духа.

ТАИНСТВЕННЫЙ СХОРОСМИР

Но если об Олеге Ивановиче история сохранила достаточно много сведений, то кто же такой таинственный Схоросмир, которого надпись на плите именует еще и Иваном Смирославичем?

В истории Рязани действительно известен зять князя Олега Рязанского по имени Иван Мирославич. Он упомянут в жалованных грамотах князя Олега, причём в устойчивой форме: «Поговоря с зятем своим с Иваном Мирославовичем». Например, в Актах исторических это место приводится в следующем виде: «Се язъ Князь Великий Олгъ Иванович, поговоря с зятемъ своимъ съ Иваномъ съ Мирославичемъ…». Подобные формулировки свидетельствуют, что Иван Мирославич был одним из главных советников рязанского князя. Но сведения о нём, за пределами вышеупомянутых грамот, отрывочны и противоречивы. В этом-то и заключалась загадка.

Так, на основе неизвестных нам источников, вероятно, позднесредневековых родословцев, известный историк XIX столетия Д.И. Иловайский и некоторые другие исследователи называют Ивана Мирославича и другим, неправославным, именем: «мурза Салахмир». Иловайский реконструировал его историю следующим образом: мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды, вступил в службу рязанского князя Олега Ивановича, а вскоре принял православную веру под именем Иоанн. Олег полюбил своего нового боярина, оказывал ему большой почёт и явное предпочтение перед другими боярами: выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал ему во владение вотчины Верхдерев, Веневу, Растовец, Веркошу, Михайлово поле и Безпуцкий стан.

В 1371 году в междоусобной борьбе Олега Рязанского с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем и князем Пронским Владимиром Дмитриевичем побеждает союз Москвы и Пронска. После поражения под Скорнищевым Олег Рязанский вынужден был бежать из Переславля Рязанского. На рязанский стол Дмитрий сажает своего ставленника и союзника Владимира Пронского. Однако Олег Иванович, опираясь на народную поддержку и на сильную конную дружину мурзы Салахмира, изгнал из Переславля Рязанского Владимира Пронского и вновь вернул себе Рязанское княжество.

Интересно, что в поздних источниках имя «Салахмир» передаётся по-разному: Солохмир, Салхомир. Историки предполагали, что это имя можно прочитать и по-другому: Солых эмир или Салах-темир. Трудно объяснить и то, откуда у новоявленного рязанского боярина, крещённого Иваном, появилось отчество «Мирославич». Существует предположение, что отцом Салахмира был русский боярин Мирослав. Согласно другим догадкам, Салахмир сам когда-то был русским князем, потом выехал в Орду, там принял ислам и новое имя, а затем, вернувшись в русские земли, вновь возвратился в исконную православную веру и взял своё исконное имя. Но как всё было на самом деле, нам неизвестно.

ТАИНСТВЕННАЯ ЗАВЕСА ПРИОТКРЫВАЕТСЯ
И вот теперь найдена надгробная плита, надпись на которой помогает, пусть и не в полной мере, раскрыть давнюю тайну. Прежде всего, надпись на надгробной плите из Солотчинского монастыря подтверждает сведения поздних родословцев и мнение Д.И. Иловайского о том, что Иван Мирославич до принятия крещения носил восточное имя. В этой надписи он назван Схоросмиром, но речь явно идет об известном нам Салахмире. Об этом говорят одинаковые православные имя и отчество (Иван Мирославич), а также семейная связь с Олегом Рязанским. Скорее всего, семейное предание (плиту ведь установили какие-то дальние потомки Схоросмира/Салахмира/Ивана) успело исказить исламское имя и оно было передано на плите неверно. Ясный пример того, как происходили такие искажения, дает сама надпись на плите: отчество Ивана здесь воспроизведено как «Смирославич», что сразу заставляет вспомнить формулу «поговоря с зятемъ своимъ съ Иваномъ съ Мирославичемъ…» Таким образом, мы наблюдаем типичную ошибку чтения, состоящую в неверном делении букв древнерусского текста на слова: из «съ Иваномъ съ Мирославичемъ» получилось «съ Иваном Смирославичем».

Но, главное, мы узнаем несколько новых сведений, отсутствующих в письменных документах. Во-первых, приведена новая версия имени — Схоросмир. Во-вторых, мы узнаём, что Схоросмир/Салахмир/Иван перед своей кончиной принял схиму с именем Иосифа и был погребен в Солотчинском монастыре, там же, где и его родич князь Олег Рязанский с женой. Наконец, утверждается, что останки рязанского боярина лежали вблизи Покровского храма до 1543 года, когда при отстройке этого храма в камне были перенесены по просьбе родственников.

Таким образом, перед нами более точно предстаёт подлинная судьба бывшего татарского мурзы, поступившего на русскую службу и принявшего православную веру. И эта судьба оказывается непосредственным образом связана с историей Солотчинского монастыря, в котором нашел свой последний приют схимник Иосиф, когда-то славный воинскими подвигами…

Кстати говоря, похожими были и судьбы других выходцев из Орды, оказавшихся в Рязанских землях — все они, поступив на службу к тому или иному рязанскому князю, вскоре принимали православие. Так, считалось, что на службу к Олегу Рязанскому пришел брат Салахмира — Еду-хан, по прозвищу Сильнохитр. Как и брат, Еду-хан принял православную веру и в крещении был наречён Андреем. Интересно в этом случае тот факт, что Еду-хан, скорее всего, был чингизидом, ведь, согласно монгольской традиции, ханами в Золотой Орде именовали только потомков Чингисхана (монгол иного происхождения мог стать эмиром, темником или беком, именно эмирами были Тамерлан и Едигей). А это значит, что и Салахмир мог происходить из рода чингизидов.
Православное крещение принимали и другие ордынские выходцы, оказавшиеся волею судеб в рязанском княжестве: Мурза-Батур принял имя Мефодия, Кичибей стал Василием (или Селиваном), Таптык — Даниилом. Впрочем, известно, что подобный выбор совершали практически все татарские ханы, мурзы и беки, приходившие на службу к русским князьям разных земель.

ПОТОМКИ МУРЗЫ САЛАХМИРА
Насколько известно, у Салахмира/Ивана был только один сын — Григорий Иванович. В свою очередь, у Григория Ивановича было четыре сына. Д.И. Иловайский приводит сведения о сыне Салахмира: «Сын Ивана Мирославовича Григорий играл роль главного советника при дворе Олегова внука Ивана Федоровича; о нем также встречается выражение: “Поговоря с дядею своим с Григорьем с Ивановичем”». Значительная роль, которую играл Григорий Иванович в жизни Рязанского княжества, тоже не случайна, более того, типична. Дети выходцев из Орды были уже православными христианами, носили православные имена, и, помня о своём происхождении, гордясь им, тем не менее, ощущали себя уже русскими людьми, вливались в состав русской знати и русского дворянства.

Вот и от Салахмира пошли многие дворянские роды Рязанской губернии и всей России: Вердеревские,
Апраксины,
Апраксины-Вердеревские,
Ханыковы,
Крюковы,
Шишкины,
Дувановы,
Ратаевы,
Пороватые.

Во многом именно они образовали верхушку рязанского дворянства в последующие столетия.

Основателями русских дворянских фамилий стали и другие ордынские выходцы, пришедшие в Рязань.

От Еду-хана ведёт своё начало дворянский род Хитрово,

от Мурзы-Батура — род Петрово-Соловово,

от Кичибея — род Коробьиных,

от Таптыка — Таптыковы,

от царевича Благодена — род Мертваго.

Таким образом, история с мурзой Салахмиром, или Иваном Мстиславичем, близким родственником князя Олега Рязанского — наглядный и поучительный исторический пример родственных контактов русских с мусульманами через династические браки, при сохранении православного начала в брачном союзе. В рязанской истории он имел продолжение в XVII веке в личностях царевичей Касимовских (татар по рождению): принявшего христианство царевича Василия Арслановича и, особенно, его сына царевича Иоакова (блаженного Иоакова, царевича Касимовского), прославившегося своей благочестивой и святой христианской жизнью.

http://62info.ru/history/node/11140




Салахмир Иван Мирославич

***

Запись:282023
Полное дерево
Поколенная роспись
Род ?
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Салахмир Иван Мирославич
Смена имени Солохмир, Салахмир, Салхамир
Родители
; Отец Солохмира и Евдугана [?]
События

рождение ребёнка: ; Григорий Иванович Салхомиров [Салхомировы]
брак: ; Анастасия Ивановна Рюрикович Рязанская [Рюриковичи Рязанские] ум. 1371
Заметки

Крещение татарских вельмож обычно сопровождалось женитьбой на знатных русских девицах. Оказавший услугу Олегу Рязанскому мурза Салахмир принял крещение с именем Иван и женился на сестре Олега Анастасии, получив в приданое Венев, Ростовец, Верхедерев и др.
http://cnfhsqgjcfl.narod.ru/zagadki..kasimova.htm
Апраксины имеют татарское происхождение. Их прямой праотец, почетный татарский вельможа Салхомир, прибыл в Рязань из Золотой Орды в середине 14 века и поступил на службу Великому Князю Олегу Ивановичу, который правил довольно сильным княжеством Рязани. Салхомир был крещен под именем Иван и женился на княжне Анастасии, сестре Великого Князя Олега, который был в очень хороших отношениях с татарами и враждебно настроен по отношению к Дмитрию, Великому Князю Москвы. В 1380 Олег отказался участвовать в знаменитой битве Куликово против хана Мамая и двумя годами позднее оказал активную поддержку хану Токтамышу во время его успешной кампании против Москвы. В 1385 Св. Сергей Радонежский по просьбе Дмитрия Донского заключил мир между Москвой и Олегом из Рязани. На следующий год сын Олега Федор женилса на Софии, дочери Великого Князя Дмитрия из Москвы. Правнук Салхомира, который имел прозвище Опракса, был основателем семьи Апраксиных.
http://www.tatveteran.ru/news/smi/?id=261
Апраксины, графы и дворяне (в старину писались Опраксины). В 1371 году, по сказаниям древних родословных книг, к великому князю Олегу Рязанскому выехали из Большой орды два знаменитые мужа: Салхомир или Солохмир и Евдуган (от Едугана произошли Хитровы) Мирославичи. Солохмир принял св. крещение и был назван Иваном. Великий князь Олег Иванович отдал за него в супружество сестру свою, Анастасию Ивановну, и пожаловал ему несколько вотчин. У Солохмира был правнук Андрей Иванович, прозванием Опракса, от которого и начали писаться сперва Опраксины, а потом А.
http://www.rulex.ru/01010664.htm
Мурза Солохмир, в крещении Иван Мирославич, – рязанский боярин, от сыновей которого идет целый ряд русских дворянских фамилий: графы Апраксины, Вердеревские, Базаровы, Шишкины, Ханыковы. Крюковы, Дувановы, Ратаевы, Кончеевы н Пороватые.

Мы рады сообщить Вам, что на территории Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря (г. Рязань, пос. Солотча) в 2003 году при прокладке траншеи под водопровод была обнаружена памятная каменная плита крещеного татарского мурзы Ивана Мирославовича Салахмира - зятя и сподвижника Великого князя Рязанского Олега Ивановича. Надпись на плите подтверждает факт его захоронения на территории монастыря примерно 600лет назад.
Как известно, с помощью татарского мурзы Салахмира, который в 1371г. привел с собой из Орды значительную дружину, князь Олег изгнал неприятелей из своего княжества и вернул свои земли. С тех пор Салахмир, вступив в службу Великому князю, принял крещение с именем Иоанн и стал близким родственником и соратником князя Олега Ивановича. Здесь же, в монастыре, .в храме Сошествия Святого Духа на апостолов покоятся святые мощи основателя Солотчинского монастыря князя Олега Рязанского (1350-1402 гг.).
Салахмир является родоначальником многих славных дворянских фамилий Рязанской губернии и всей России: ВЕРДЕРЕВСКИХ, АПРАКСИНЫХ, АПРАКСИНЫХ- ВЕРДЕРЕВСКИХ, ХАНЫКОВЫХ, КРЮКОВЫХ, ШИШКИНЫХ, ДУВАНОВЫХ, РАТАЕВЫХ, ПОРОВАТЫХ… В настоящее время получено благословение Высокопреосвященнейшего Павла, архиепископа Рязанского и Касимовского на установление мемориальной плиты в Храме Рождества Богородицы Солотчинского монастыря в память о выдающемся военном и государственном деятеле Великого княжества Рязанского.
Мы, потомки Салахмира по линии Вердеревских, приглашаем принять участие в этом торжестве ныне здравствующих потомков названных фамилий. Открытие плиты должно произойти в одно из воскресений июня-июля с.г., о чем будет сообщено дополнительно.
Его потомки образовали дворянские фамилии: Апраксины (Андрей Иванович «Апракса»), Крюковы (Тимофей Иванович «Крюк»), Кончеевы (Иван Иванович «Кончей»), Шишкины, Хитровы, Пороватые, Ратаевы (правнук Солохмира Степан Иванович Комчеев «Ратай»), Абумайловы (внуки Солохомира Михайло и Григорий), Базаровы, Вердеревские, Дувановы, Ханыковы.
ЛЕТА 7051го (1543) ГОДУ АПРЕЛЯ Вь. 23. ДЕНЬ КАК ПО//ЧЕТА СТРОИТИ КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯ//ТЫИ БОГОРОДИЦЫ IС ТОГО МЕСТА ПЕРЕНЕСЕНО ТЕ//ЛО ЗЯТЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ОЛГА I//ВАНОВИЧА ИВАНА СМИРОСЛАВОВИЧА // СХОРОСМИРА ВО ИНОЦЕХ СКИМНИКА I//ОСИФА ПО УПРОШЕНИЮ РОДСТВЕННИ//КОВ ЕВО ДЛЯ ТОГО ЧТО ПРИЛУЧИЛОС[Ь] БЫСТ[Ь) // ПОД ОЛТАРНОЮ СТЕНОЮ А ПЕРЕНОСИЛ ЕПИС//КОП ОЕОДОСИЙ КОЛОМЕНСКИЙ СО АРХИМАН//ДРИТОМЪ ХРИСАНООМЪ
ак, на основе неизвестных нам источников, вероятно, позднесредневековых родословцев, известный историк XIX столетия Д.И. Иловайский и некоторые другие исследователи называют Ивана Мирославича и другим, неправославным, именем: «мурза Салахмир». Иловайский реконструировал его историю следующим образом: мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды, вступил в службу рязанского князя Олега Ивановича, а вскоре принял православную веру под именем Иоанн. Олег полюбил своего нового боярина, оказывал ему большой почёт и явное предпочтение перед другими боярами: выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал ему во владение вотчины Верхдерев, Веневу, Растовец, Веркошу, Михайлово поле и Безпуцкий стан.
В 1371 году в междоусобной борьбе Олега Рязанского с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем и князем Пронским Владимиром Дмитриевичем побеждает союз Москвы и Пронска. После поражения под Скорнищевым Олег Рязанский вынужден был бежать из Переславля Рязанского. На рязанский стол Дмитрий сажает своего ставленника и союзника Владимира Пронского. Однако Олег Иванович, опираясь на народную поддержку и на сильную конную дружину мурзы Салахмира, изгнал из Переславля Рязанского Владимира Пронского и вновь вернул себе Рязанское княжество.
Интересно, что в поздних источниках имя «Салахмир» передаётся по-разному: Солохмир, Салхомир. Историки предполагали, что это имя можно прочитать и по-другому: Солых эмир или Салах-темир. Трудно объяснить и то, откуда у новоявленного рязанского боярина, крещённого Иваном, появилось отчество «Мирославич». Существует предположение, что отцом Салахмира был русский боярин Мирослав. Согласно другим догадкам, Салахмир сам когда-то был русским князем, потом выехал в Орду, там принял ислам и новое имя, а затем, вернувшись в русские земли, вновь возвратился в исконную православную веру и взял своё исконное имя. Но как всё было на самом деле, нам неизвестно.
Но, главное, мы узнаем несколько новых сведений, отсутствующих в письменных документах. Во-первых, приведена новая версия имени — Схоросмир. Во-вторых, мы узнаём, что Схоросмир/Салахмир/Иван перед своей кончиной принял схиму с именем Иосифа и был погребен в Солотчинском монастыре, там же, где и его родич князь Олег Рязанский с женой. Наконец, утверждается, что останки рязанского боярина лежали вблизи Покровского храма до 1543 года, когда при отстройке этого храма в камне были перенесены по просьбе родственников.
Таким образом, перед нами более точно предстаёт подлинная судьба бывшего татарского мурзы, поступившего на русскую службу и принявшего православную веру. И эта судьба оказывается непосредственным образом связана с историей Солотчинского монастыря, в котором нашел свой последний приют схимник Иосиф, когда-то славный воинскими подвигами…

http://forum.vgd.ru/169/29512/

http://www.portal-slovo.ru/history/40576.php
https://ru.rodovid.org/wk/:282023


Рецензии