Я предлагаю вам катрены рифм

                Я  ПРЕДЛАГАЮ  ВАМ:  КАТРЕНЫ  РИФМ

Я,  Любовь  Сергеевна,  госпожа  Красивая,   люблю  усложнять  обыкновенные   формы  стихов.   Ведь  их  заурядность  приводит
меня  в  уныние.  Стихотворство  становится  скучным  занятием  и  не  поднимает  моего  настроения.   А  ведь  важно,  чтобы  творчество 
оказывало  влияние  на  жизненный  тонус,  поднимало  его  градусы  и  увеличивало   гормональный  уровень  организма.
Поэтому  я  испытываю  особое  удовольствие,  если  применяю  в 
стихах  разные  приемы,  которые  усложняют  их  строение,  их  структуру.  Я  из  тех 
настойчивых  натур,  которых  трудности  только  воодушевляют.
Я  не  склонна  перечислять  все  эти  приемы.  Заинтересованные  лица
могут  сделать  это,   разумеется,  сами.
В  этой  статье  я  намерена,  однако,  остановиться  на  одной  интереснейшей   
форме  стихов.
Работая  над  куплетом,  то  есть  привычной  строфой  из  4  строк,  или,  как  её  еще  называют,  квадратной  строфой – я  испытала  большое  желание  внести  в  неё  изменения.
В  один  прекрасный  день  я  взяла  и  зарифмовала  все  строчки  этой  самой  квадратной  строфы.  Перерифмовала  их
между  собою.
Получилось  недурно,  и  я  принялась  культивировать  новую  форму.
Назвала  её  катреном  рифм.   
Это  несомненно,  удачное  название,  ибо  оно  содержит  в  себе 
точность  научной  идентификации  и  некую  поэтичность,  которую  необходимо  нам  всем  культивировать.       
Я  претендовала  на  право  быть  изобретателем  этих  катренов,  но  затем  обнаружила,  что  подобная  форма  использовалась  и  до  меня.  Такую  форму  я  нашла,  в  известном  стихотворении  Марины  Цветаевой: 

В  огромном  городе  моем  ночь
Из  дома  сонного  иду  прочь;
И  люди  думают:  жена,  дочь,
А  я  запомнила  одно:  ночь ...
   
Итак,  как  мы  наблюдаем,  именно  Марине  Цветаевой  принадлежит  право  называться  её  первооткрывателем. 
А  так  в  своей  прошлой  жизни  я  была  Мариной  Цветаевой,  и  мы  так  похожи,  меня  снова  и  снова  тянет
к  этой  форме,  к  найденным  когда  то  возможностям.  Меня  тревожит  всё  тот  же  голос  крови.

Поэтому  привожу  в  качестве  примера  один  из  собственных  удачных  образцов.

Разбито  вдребезги 
                окно,
Каких  вокруг 
                полным – полно,
И  возмутилось 
                тут  вино:
Не  виноватое  оно!

А  от  тебя 
                письмо  пришло,
Улиткой  хлипкой 
                доползло.
Тут  всем 
                случайностям 
                назло,
Ему,  однако,  повезло.


В  синтаксическом  отношении  катрены  часто  распадаются  на  2  фразеологических  двустишия.
Однако,  возможны  и  сквозные  построения.

О  смерть, 
                сознанье
                не  тревожь!
Дорога, 
               скользкая  как  ложь,
Как  будто  бы 
                прошелся  дождь,
Мою  машину –
                не  стреножь!

Особенности  этой  формы  заключается  в  том,  что  она  включает  в  себя  6  пар  рифмующихся  созвучий.
При  этом  обилие  рифм  форму  не  усложняет,  не  утяжеляет,  а  наоборот,  облегчает  её  восприятие,  освобождает  пространство  для  содержания.  Идеальная  многоходовка:  от  перекрестка  и  к  перекрестку – ну  где  уж  тут  заблудиться!
Стихи  поэтому,  выглядят  очень  легкими  и  прозрачными.  Подвижными:  ведь  рифма – это  топливо  формы.
К  овладению  катренами  рифм  необходимо  переходить  после  достаточно  уверенного  овладения  двустишиями.
Техника  катренов  сводится  к  тому,  чтобы  автор  обязан  был  придерживаться  более – менее  точных  рифм.
Подобная  рифмовка  не  предполагает  наличие  образов  дерзких  и  парадоксальных,  либо  острых  оксюморонов.  Точная  рифмовка  предрасполагает  к  более  привычному  содержанию,  а  результативность 
смысла  и  выражений  достигается  посредством  интересных  поворотов  фраз,  в  умении  по – своему,  интимно – индивидуально  увидеть  и  преподнести  привычный  образ  и  содержание.  Но  чтобы  удивить,  вызвать  эффект  головокружения,  а  тем  более – потрясти,  нужны  иные,  более  необыкновенные  методы  и  средства.
Впрочем,  будущее  покажет,  когда  катренами   займутся  подлинные  мастера,  так  как  я  уверена  в  блестящем  будущем  этой  формы.
Необходимо  исходить  из  того,  что  каждый  катрен – это  законченный  фразеологический  комплекс,  поэтому  между  ними  запрещено  делать  переносы  из  строфы  в  строфу. Автор  обязан  продемонстрировать  уверенность  и  четкость  мышления.  В  самом  деле,  в  такой  форме  все  содержание  должно  быть  аккуратно  разложено  по – полочкам.       
И,  разумеется,  нужно  вовремя  ставить   точку.

Возьмите  с  собой 
                перчатки
Не  глядя 
                на  их  повадки –
Какие  у  них 
                неполадки?

Они  совершенны
                и  гладки.

В  каждом  катренном  четверостишии  одна  из  ваших  строк  обязательно  должна  выделяться.  Она   должна  быть  наиболее  образной  и  значительной  в  изобразительном  отношении.  Заметной,  разумеется.  Это  связано  с  тем,  что  эта  строчка  вынуждена  будет  нести  художественную  нагрузку  всей  строфы  и  являться  местной,  локальной   кульминацией.

А  я –
            иду,  иду, иду,
И  взгляды  я –
                веду,  веду.
Уже  который  раз 
                в  году –
Походку  легкую  пряду. 

Катрены  рифм  подходит  тем  авторам,   которые  предпочитают  динамичные,  энергичные,  активные  виды  стихов.  Для  тех  авторов,  которые  любят  порядок  и аккуратность,  ведь  в  катренах  весь  изобразительный  смысл  оказывается  отмерен  и  расположен  по  полочкам. 
Это  удобно  читателям,  и,  несомненно,  приятно  и  самому  стихотворцу.
            


Рецензии