Я предлагаю вам катрены рифм
Я, Любовь Сергеевна, госпожа Красивая, люблю усложнять обыкновенные формы стихов. Ведь их заурядность приводит
меня в уныние. Стихотворство становится скучным занятием и не поднимает моего настроения. А ведь важно, чтобы творчество
оказывало влияние на жизненный тонус, поднимало его градусы и увеличивало гормональный уровень организма.
Поэтому я испытываю особое удовольствие, если применяю в
стихах разные приемы, которые усложняют их строение, их структуру. Я из тех
настойчивых натур, которых трудности только воодушевляют.
Я не склонна перечислять все эти приемы. Заинтересованные лица
могут сделать это, разумеется, сами.
В этой статье я намерена, однако, остановиться на одной интереснейшей
форме стихов.
Работая над куплетом, то есть привычной строфой из 4 строк, или, как её еще называют, квадратной строфой – я испытала большое желание внести в неё изменения.
В один прекрасный день я взяла и зарифмовала все строчки этой самой квадратной строфы. Перерифмовала их
между собою.
Получилось недурно, и я принялась культивировать новую форму.
Назвала её катреном рифм.
Это несомненно, удачное название, ибо оно содержит в себе
точность научной идентификации и некую поэтичность, которую необходимо нам всем культивировать.
Я претендовала на право быть изобретателем этих катренов, но затем обнаружила, что подобная форма использовалась и до меня. Такую форму я нашла, в известном стихотворении Марины Цветаевой:
В огромном городе моем ночь
Из дома сонного иду прочь;
И люди думают: жена, дочь,
А я запомнила одно: ночь ...
Итак, как мы наблюдаем, именно Марине Цветаевой принадлежит право называться её первооткрывателем.
А так в своей прошлой жизни я была Мариной Цветаевой, и мы так похожи, меня снова и снова тянет
к этой форме, к найденным когда то возможностям. Меня тревожит всё тот же голос крови.
Поэтому привожу в качестве примера один из собственных удачных образцов.
Разбито вдребезги
окно,
Каких вокруг
полным – полно,
И возмутилось
тут вино:
Не виноватое оно!
А от тебя
письмо пришло,
Улиткой хлипкой
доползло.
Тут всем
случайностям
назло,
Ему, однако, повезло.
В синтаксическом отношении катрены часто распадаются на 2 фразеологических двустишия.
Однако, возможны и сквозные построения.
О смерть,
сознанье
не тревожь!
Дорога,
скользкая как ложь,
Как будто бы
прошелся дождь,
Мою машину –
не стреножь!
Особенности этой формы заключается в том, что она включает в себя 6 пар рифмующихся созвучий.
При этом обилие рифм форму не усложняет, не утяжеляет, а наоборот, облегчает её восприятие, освобождает пространство для содержания. Идеальная многоходовка: от перекрестка и к перекрестку – ну где уж тут заблудиться!
Стихи поэтому, выглядят очень легкими и прозрачными. Подвижными: ведь рифма – это топливо формы.
К овладению катренами рифм необходимо переходить после достаточно уверенного овладения двустишиями.
Техника катренов сводится к тому, чтобы автор обязан был придерживаться более – менее точных рифм.
Подобная рифмовка не предполагает наличие образов дерзких и парадоксальных, либо острых оксюморонов. Точная рифмовка предрасполагает к более привычному содержанию, а результативность
смысла и выражений достигается посредством интересных поворотов фраз, в умении по – своему, интимно – индивидуально увидеть и преподнести привычный образ и содержание. Но чтобы удивить, вызвать эффект головокружения, а тем более – потрясти, нужны иные, более необыкновенные методы и средства.
Впрочем, будущее покажет, когда катренами займутся подлинные мастера, так как я уверена в блестящем будущем этой формы.
Необходимо исходить из того, что каждый катрен – это законченный фразеологический комплекс, поэтому между ними запрещено делать переносы из строфы в строфу. Автор обязан продемонстрировать уверенность и четкость мышления. В самом деле, в такой форме все содержание должно быть аккуратно разложено по – полочкам.
И, разумеется, нужно вовремя ставить точку.
Возьмите с собой
перчатки
Не глядя
на их повадки –
Какие у них
неполадки?
Они совершенны
и гладки.
В каждом катренном четверостишии одна из ваших строк обязательно должна выделяться. Она должна быть наиболее образной и значительной в изобразительном отношении. Заметной, разумеется. Это связано с тем, что эта строчка вынуждена будет нести художественную нагрузку всей строфы и являться местной, локальной кульминацией.
А я –
иду, иду, иду,
И взгляды я –
веду, веду.
Уже который раз
в году –
Походку легкую пряду.
Катрены рифм подходит тем авторам, которые предпочитают динамичные, энергичные, активные виды стихов. Для тех авторов, которые любят порядок и аккуратность, ведь в катренах весь изобразительный смысл оказывается отмерен и расположен по полочкам.
Это удобно читателям, и, несомненно, приятно и самому стихотворцу.
Свидетельство о публикации №220050401328