В двадцать четыре я вернулся с войны

Посвящаю моему отцу и всем восемнадцатилетним девочкам и мальчикам,защитившим мир от фашизма.

Мой отец ,простой вятский мальчик-полусирота, ушел на фронт по призыву, как и тысячи его сверстников, в начале сорок второго. Ему только исполнилось восемнадцать. Провожала его одна соседка. Родные незадолго до этого эвакуировались на Урал, и связь с семьей была потеряна.

За всю войну никто не написал ему ни одного письма,никто и не встретил. Когда он это рассказывал, я, девочка, всегда плакала от жалости: "Я бы тебе обязательно написала и обязательно встретила!" Отец только улыбался и гладил меня по голове.

Боевое крещение получил в блокадном Ленинграде на Пулковских Высотах, Невском Пятачке, где была самая настоящая мясорубка. Потом Первый Прибалтийский, Второй Белорусский Фронты (599 Гаубичный полк в составе Второй артиллерийской дивизии Прорыва Резерва Главнокомандующего).
В Польше получил ранение ног осколками мины,был контужен.После лечения в госпитале закончил войну в Германии в маршевой роте.В Германии еще три года дослуживал срочку и его война растянулась на долгие шесть лет.

В сорок лет отец часто говорил о войне. В пятьдесят-меньше,в шестьдесят замолчал совсем. Все изменилось,когда родился долгожданный внук,мой сын. У отца открылось второе дыхание. В лице внука он, наконец, обрел благодарного слушателя. Часто и подолгу они сидели вдвоем, разговаривая. Это был не монолог отца, это был заинтересованный диалог двух мужчин, которые хорошо знают предмет разговора. Отец свободно оперировал событиями, датами ,названиями населенных пунктов, разбирал  операции,  успехи и  просчеты с обеих сторон. Я иногда прислушивалась и не понимала,откуда у того девятнадцатилетнего мальчика такое масштабное и детальное восприятие войны? Было ощущение,что отец командовал не взводом, а минимум батальоном, а  то и полком, а может и дивизией,а внук был его заместителем! Но я не учитывала,что отец был   связистом-радиотелеграфистом Резера  Главного Командования трех Фронтов и через него  проходил колоссальный объем информации,в том числе секретной,которая, как в сервере, оседала в его молодом цепком  мозге, чтобы когда-нибудь быть востребованной.

Убивал ли отец на войне? Сын говорит,что нет, не пришлось.Он обеспечивал связь и часто под снарядами и пулями. Из наград самая значимая для него медаль "За Оборону Ленинграда". А после войны,больше,чем юбилейным  медалям, гордился письмом  Батьки Лукашенко в виде фронтового треугольника. Морзянку помнил до конца жизни. Отстукивал по крышке стола свою мелодию юности - та-та-ти...
 
После войны разыскал своих родных на Урале,встретил мою маму, увидев ее во сне за полгода до встречи,  вместе строили флагман индустрии Уралвагонзавод. Свой орден отец получил тридцатилетним уже за трудовые подвиги.

Держу в руках его фотографию. На ней ему нет еще и тридцати. Такая чистота,безмятежность, никакого трагизма в глазах,будто и не было тех испытаний,выпавших на его долю, его сверстников и страны.

Недавно я спросила у своего тридцатишестилетнего сына:"Ты знаешь, сколько лет было нашему деду, когда он вернулся с войны? Сколько? -Двадцать четыре! Даа...задумчиво  сказал сын. ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ, а за плечами большая война, за плечами юность.

Это моя история об отце. Я надеюсь,когда-нибудь, сын напишет свою и в этом ему поможет любовь к деду!


Рецензии
Спасибо Любовь за светлую память о дорогом человеке.
Мне близка военная тематика тем, что моя мама с 14 лет работала на Богословском алюминиевом заводе, в г. Краснотурьинске, как и моя тётя, мамина сестра. Мой дядя, старший брат мамы, прошел всю войну, он был тоже, как и ваш папа, связистом, тоже был ранен в ноги, и закончил войну в Германии.
Я много слышала от них рассказов и о работе в тылу, и как было на передовой. Без слёз сейчас смотреть фильмы о войне не могу

С теплом

Гржибовская Лидия   26.04.2021 23:13     Заявить о нарушении
Спасибо Лидия за такой теплый отзыв,тем более, мы земляки и это вдвойне приятно! С уважением, Любовь. С наступающим праздником Великой Победы!

Любовь Никитина   26.04.2021 23:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.