Социальная дистанция и развал империй

Развал империй и более мелких государственных форм всегда предваряет ряд не заметных, и малозначимых событий, на первый взгляд не несущих непосредственной угрозы для системы в целом; одним из которых является  частичная, а затем и полная утеря центром контроля над провинциями, где конфликт хозяйственных субъектов перерастает в конфликт политический.

Собственно конфликт хозяйственный (экономический) и обуславливает конфликт политический (или наоборот, что не суть) там, где идеология вступает в конфликт с инстинктом самосохранения.

Вот на фоне пандемической паники вследствие принятых карантинных мер и вырос целый ряд событий, последствия которых весьма трудно предугадать, самым ярким и обсуждаемым из которых в последнее время является Черкасская фронда, где мэр Анатолий Бондаренко, властию данною ему свыше, отменил введённый центром карантин. Почти полностью. Сам. В смысле, один.

Ответная реакция не замедлила себя ждать, в виде угроз как со стороны опричников из МВД с СБУ, так и отдельных актёров политической эстрады. Впрочем, мэр выдвинул встречные требования привязав их к закономерному нарушению закона о карантине со стороны избранных в лице «Эпицентра», по сути, поставив центру ультиматум «или все – или никто». На столь вопиющее поведение министр МВД Арсен Аваков возбудился угрожающим твитом: «Господин голова города Черкасс, вы заигрались! Перестаньте рисковать здоровьям и жизнью людей ради политических игр! Реагирование будет жестким!»; Кабмин назвал действия Черкасс «неоправданными», и даже что-то выразил министр охраны здоровья Максим Степанов.

Однако, у Анатолия Бондаренко появились неожиданные союзники, и даже целый, пусть  ещё и  пока не окрепший, политический фундамент в лице так называемой «Партии мэров» и отдельных представителей бизнеса, которые осудили публично  действия правительства в целом, и президента в частности.  Условная «Партия мэров» включает в себя как ни странно Киев, а так же Днепропетровск, Запорожье, Харьков, Львов, Одессу; публичную поддержку выразили мэр Львова Андрей Садовой добавив в требования к правительству немного перцу:  «Правительство должно делегировать городам больше самостоятельности в принятии решений относительно карантина. Такое предложение Львов отправил в Кабмин еще в среду (29 апреля — ред.). Надо прекратить любые преследования мэра Черкасс. Он выразил мнение общества. Нам нужно единство и здравый смысл». Поддержал Анатолия так же и мэр Ивано-Франковска.  Сколько одобрительно промолчали неведомо.

Причём, как центральная власть (ЦВ), так и мэрская фронда (МФ)  мотивируют свои действия заботой о «народе», и если вторые поддержку в этом самом народе находят, то первые как раз её теряют (закон сохранения материи – если где-то прибыло, то значит где-то убыло).

В частности граждане Запорожья и Черкасс поддержали своих мэров в противостоянии с центром, где в Запорожье выразили желание защищать Буряка в суде сотня адвокатов, а жители Черкасс готовили акцию под Главным управлением Нацполиции области, вследствие чего, по сообщениям СМИ, в город ввели Нацгвардию и военную технику в количестве одной штуки (а там кто его знает), сами же слушания перенесли «на неопределённый срок».

Исходя из фразы Анатолия Бондаренко: «…если нужно будет объединить Украину, мы объединим Украину»  в  действиях как ЦВ так и МФ есть некая двусмысленность, ибо отсюда следует что Украина - разъединённое общество, которое готовы объединить, но только «если», то бишь при наступлении необходимых предусловий. А если это «если» не наступит, то – что? И если мэр в той или иной мере за объединение Украины,  то получается, что выступающая против мэра центральная власть против оного или как?

Собственно, здесь наблюдается классический цуцванг, и любые действия сторон ведут лишь к замедлению или ускорению  деструктивных процессов без возможности их хотя бы остановить.

Посмотрим, что у нас остаётся в сухом остатке если выжать всю эмоциональную влагу из вышесказанного:  во-первых – окончательная импотенция государства, обусловленная идеологическими, экономическими и политическими факторами, где в политическом аспекте играет ключевую роль фактор полной и окончательной зависимости от внешних игроков.

В следствии чего наступает во-вторых - переход процесса раскола общества  в дробление, внеся в географический фактор – Юго-Восток, Запад, Центр, Север, поправку на «город»; где запущенный процесс обуславливает дальнейшее дробление, где какой-нибудь  Токмак, в свою очередь, может требовать большей автономизации от Запорожья. Сей процесс обусловлен истощением общественных ресурсов в рамках государства, и ставит во главу угла вопрос сохранения ресурсов местных. Что, в свою очередь обуславливает рост всевозможных претензий друг к другу в будущем (экономических, территориальных, статусных и прочих).

В третьих – примечательна реакция центральной власти на выступления «Партии мэров» (ПМ), где ЦВ исчерпала, или не имела вовсе договорных механизмов воздействия, и задействовала исключительно репрессивный аппарат, тем самым акцентировав на ней внимание масс, как альтернативной силе внутри страны. Что является не сколько силой, сколько слабостью государственного устройства («На штыках можно удержать власть, но сидеть на них не удобно»). Один из основных факторов слабости власти находится в идеологической плоскости, который во многом обуславливает и остальные (экономические, политические, гуманитарные, социологические и прочие) – не решив эту проблему, не решается вообще ничего.

Четвёртое – исходя из народной поддержки мэров в пику ЦВ,  украинская власть успешно сепарировалась от народной массы, и социальная дистанция по линии власть-народ имеет устойчивую тенденцию к увеличению, вплоть до полного разрыва. Что переводит процесс распада на качественно иной уровень.

Пятое – этим, в свою очередь воспользовались те или иные региональные силы, предоставляя движению за «права городов» ресурсную, юридическую и, возможно, в той или иной мере силовую поддержку, что увеличивает его потенциал. Если оно получит к этому в той или иной мере международную поддержку как в лице каких-либо международных организаций, так и отдельных акторов геополитической сцены, то это пока экзотическое у нас движение может стать мейстримом, запустив процессы стремительных изменений в обществе – процесс дробления в природе бесконечен и достаточно не изучен.

Шестое – внутри государства появились силы не заинтересованные в сохранении оного, как минимум в том виде, в котором оно существует сейчас, имеющие ресурс и готовые рисковать.

Впрочем, уже сейчас идёт процесс феодолизации Украины, как логический итог следования той идеологической парадигмы, которая сформировалась почти сто лет назад. Впереди уже достаточно зримо Дикое поле, если…

P.S. Ах, да – причём здесь социальная дистанция?  А почти не при чём. Карантин лишь проявил фундаментальные пороки, заложенные глубоко в системе, на которых, она собственно и базировалась. Ну, а последствия от этого всего многое определяют в жизни как отдельного индивида, так и целых категорий граждан, обществ и государства в целом. Принудительное социальное дистанционирование между индивидами при дистанционировании центральной власти от народа привело к парадоксальным результатам – единению индивидов с разными политическими, религиозными и прочими предпочтениями против ЦВ. Причём в целом, а не против тех или иных фигурантов.

То бишь, наконец-то разглядели внутреннего врага в себе, хоть ещё не полностью сие осознавая.

Впрочем, я не претендую на истину в последней инстанции,  у граждан может и должно быть мнение отличное от оного.

За сим буду заканчивать. Всем здоровья крепкого и разума светлого.

04-05-2020


Рецензии