Мурзакевичи

Мурзакевичи


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Мурзакевич — фамилия.

***

Родоначальником фамилии считается взятый в плен мальчик по имени Мурза, которого князь В. В. Голицын привёз в Москву из второго Крымского похода в 1689 году. Вскоре он стал крестником Софьи Алексеевны и Василия Васильевича и наречен Василием[1].

Известные носители:

Мурзакевич, Константин Павлович — кавалер ордена Святого Георгия (1917)
Мурзакевич, Никифор Адрианович (1769—1834) — священник, автор дневниковых записей о событиях 1812 года в Смоленске.
Мурзакевич, Николай Никифорович (1806—1883) — историк и археолог, директор Ришельевского лицея (1853—1857)

Примечания

‡Из «Мемуаров священника Никифора Мурзакевича».

https://ru.wikipedia.org/wiki/






Мурзакевич Никифор Адрианович

***

Протоиерей Никифор Мурзакевич

Имя при рождении
Никифор Адрианович Мурзакевич
Дата рождения
2 (13) июня 1769
Место рождения
Смоленск
Дата смерти
8 (20) марта 1834 (64 года)
Место смерти
Смоленск
Подданство
Российская империя
Отец
Адриан Васильевич Мурзакевич
Мать
Евдокия Федоровна Мурзакевич
Супруга
Анна Ивановна Солнцева

Дети
Илья,
Александра,
Елена,
Екатерина,
Константин,
Иван,
Николай

Никифор Адрианович Мурзакевич (2 [13] июня 1769 года, Смоленск — 8 [20] марта 1834 года, Смоленск) — священнослужитель Русской православной церкви, автор «Истории губернского города Смоленска» — первого печатного труда по истории Смоленской земли.

Родоначальником фамилии Мурзакевичей был бывший крымский мурза Василий по прозвищу Мурзин, плененный князем В. В. Голицыным во время 2-го Крымского похода в 1687 году, крещенный им в православие и зачисленный в служилые люди по городу Смоленску.

Своего сына Адриана (? — 1783) Василий Мурзин определил в открытую в 1728 году Смоленскую семинарию, после окончания которой Адриан Васильевич был священником при Успенском кафедральном соборе Смоленска.

Юность и учение

2 (13) июня 1769 у Адриана Васильевича и его супруги Евдокии Федоровны родился сын Никифор.

Получив начальное образование дома, к 10 годам мальчик уже бегло читал на русском и латинском языках и поступил в Смоленскую семинарию.
В семинарии Никифор успешно окончил три из четырёх классов, но в 1783 году скончался отец и семья осталась без средств к существованию.
Вынужденный оставить семинарию, Никифор был определен епископом смоленским и дорогобужским Парфением псаломщиком в Богородицкую церковь.

В 1792 году Никифор Мурзакевич женился на Анне Ивановне Солнцевой, дочери вяземского священника и около того же времени, принимая во внимание заслуги отца, был посвящён сначала в иподиакона, а потом и в диакона кафедрального собора Смоленска. Большая семья о. Никифора (его мать, жена и шестеро детей) жила в бедности, поскольку единственным источником доходов являлось жалование в 25 рублей в год и некоторые суммы, выручаемые как плата за требы. Все своё свободное время диакон посвящал самообразованию. Особенно его интересовала история родных мест.

Работа над «Историей Смоленска»

Прочтя рукописную «Историю города Смоленска», составленную в 1780 году иеромонахом Иоасафом Шупинским к приезду в Смоленск императрицы Екатерины II, о. Никифор нашел в ней множество недостатков и сам занялся составлением более полной и подробной истории. Эти занятия пользовались поддержкой епископа Парфения, предоставившего в распоряжение диакона свою библиотеку, личные выписки относительно смоленских древностей и обеспечившего ему доступ в архив консистории.

Успенский кафедральный собор в Смоленске, где Мурзакевич служил диаконом. Фото 2009 года.
После смерти епископа Парфения в 1795 году положение о. Никифора ухудшилось: новый епископ Дмитрий не оказывал диакону прежней поддержки. Закрылся для него и доступ в архив. Смоленское духовенство, и без того нерасположенное к ученому-диакону, теперь стало относиться к нему и вовсе презрительно.

Неожиданная помощь была оказана Мурзакевичу студентами Московского университета И. А. Двигубским, А. С. Карсаровым и А. И. Тургеневым, которые, направляясь на учёбу в Европу, проезжали через Смоленск, познакомились с о. Никифором и пообещали поспособствовать его работе.

А. И. Тургенев написал о смоленском диаконе своему отцу, ректору Московского университета И. П. Тургеневу, активному члена Дружеского ученого общества, и через несколько месяцев Мурзакевич получил посылку из Москвы.

В посылке были книги по российской истории В. Н. Татищева, М. М. Щербатова и И. М. Штриттера, Никоновская летопись, «Синопсис», «Вивлиофика» Н. И. Новикова и другие труды.

Благодаря помощи из Москвы Мурзакевич сумел к 1803 году завершить свою «Историю города Смоленска». Представленная епископу Дмитрию, работа не нашла поддержки у духовных властей: епископ возвратил рукопись «с выговором и бранью». Тогда Мурзакевич представил рукопись смоленскому гражданскому губернатору Д. Я. Гедеонову, а тот передал её генерал-губернатору Смоленска С. С. Апраксину. По распоряжению Апраксина в 1803 году в губернской типографии за его счет было напечатано 600 экземпляров первого издания «Истории губернского города Смоленска» в четырёх книгах. Весь тираж издания был подарен автору и быстро разошелся по подписке. Епископ Дмитрий был разгневан и выгнал диакона из кафедрального собора, предложив ему искать другое место. Такое место вскоре нашлось. 16 апреля 1803 года о. Никифор был рукоположен в священники Одигитриевской церкви.

В 1804 году вышло второе издание «Истории», дополненное пятой книгой с грамотами русских, польских и литовских государей, данными Смоленску. С. С. Апраксин переслал книгу обер-прокурору Синода князю А. Н. Голицыну, а тот представил её императору Александру I, который велел выдать автору 500 рублей. Кроме того, смоленское дворянство и граждане ссудили отцу Никифору 1500 рублей, что дало возможность купить у купца Квецинского дом за алтарем Одигитриевской церкви.

Война 1812 года и судебные процессы

Начало 1812 года было ознаменовано для Мурзакевича несчастьем.

4 (16) марта умерла его жена, оставив семерых детей. По словам его сына Ивана, отец после смерти жены «впал в задумчивость и какое-то равнодушие», почти оставив писательский труд и сосредоточившись на заботах о детях.

Новый епископ Ириней, известный как полиглот и автор многих научных работ, оценил труды о. Никифора и хотел удостоить саном протоиерея, но смоленское духовенство выступило против этого, указывая на «неученость» Мурзакевича.

Во время Отечественной войны 1812 года появление противника вблизи Смоленска застало его население врасплох.

3 (15) — 4 (16) августа жители в спешке покидали город и уезжали на восток.

Мурзакевич, у которого в эти суматошные дни украли лошадь, вместе со своим многочисленным семейством покинуть город не сумел.

Французские колоны штурмуют Смоленск.

4 (16) августа 1812 армия Наполеона осадила Смоленск и начала артиллерийский обстрел города.

Священник Мурзакевич был в этот день призван для исповедования и причащения раненых и умирающих и находился на позициях 26-й дивизии генерала И. Ф. Паскевича на Королевском бастионе под обстрелом вместе со своим 12-летним сыном Константином, который носил за отцом святую воду.

Своим поведением в этот день о. Никифор заслужил особую благодарность генерала Паскевича и позже был награждён скуфьей от Синода и бронзовым наперсным крестом.

5 (17) августа французы предприняли несколько атак, захватив предместья, но так и не сумев ворваться в Смоленскую крепость.

Утром этого дня о. Никифор вновь был на позициях, а после обеда укрылся с семьей и прихожанами в Успенском соборе, так как его дом и церковь попали под обстрел. В ночь на 6 (18) августа русские войска оставили город, который был занят французами. В соборе ютились почти неделю, пока основные части французской армии не покинули город. Дом Мурзакевича в это время занимал генерал Ж. Лагранж, и, когда хозяин вернулся в него, он нашел своё жилище разграбленным.

В занятом французами Смоленске отец Никифор оказался одним из немногих оставшихся священников.

В этой ситуации он не только отправлял службы в Успенском кафедральном соборе, но и был хранителем этой русской святыни.

В первый день французской оккупации Мурзакевич сумел добиться от французского командования постоянного воинского караула, который был поставлен у собора и спас от разорения соборную ризницу и имущество архиерейского дома.

От разорения отцом Никифором были также спасены Троицкая и Одигитриевская церкви.

В обстановке, когда грабежи и мародерство достигли предела, Мурзакевич проявлял завидное мужество и силу духа, у него получалось заступаться за жизнь и имущество граждан перед французскими властями, включая губернатора Смоленска барона А. Жомини.

Мурзакевич исповедовал и осуществлял погребение отставного подполковника П. И. Энгельгарда — смоленского дворянина, организовавшего вместе с несколькими своими соседями партизанский отряд из вооруженных им крестьян.

Выданный крестьянами, Энгельгардт был расстрелян французами у Молоховских ворот Смоленска. Всю осень о. Никифор со своими сыновьями, Константином и Иваном, ходил за город на кирпичные заводы к русским раненым, носил им воду и овощи.

Между тем личная история о. Никифора была далека от благополучия.

Священник был неоднократно бит мародерами, удар шпорой в бок давал потом о себе знать вплоть до самой смерти.
Дом его был разорен, голод и болезни унесли жизни матери о. Никифора, его тетки, двух дочерей и воспитанницы. Ещё одно несчастье произошло более или менее случайно.

27 октября (8 ноября) 1812 генерал Жомини потребовал от священников организовать почетную встречу Наполеона, возвращавшегося из Москвы. Тогда император не приехал, но на следующий день встреча произошла, причем случайная:

Идя к больному мещанину Ив. Короткому, что у Днепровских ворот возле дома Ив. Ковшарова, с черствой просфирою, нечаянно возле Троицкого моста попавшиеся мне губернатор Жомини сказал мне по латыни:

«Вот Наполеон идет!» — Я, не знавши его, посторонился, но Наполеон у меня спросил: «Pope?[1]», я ответствовал: «Так».

И когда ближе он подошел, я, в недоумении и страхе, вынул просвиру, которую он велел взять одному генералу.
Всего этого никто не видел. — За Наполеоном тащилась под гору карета четвернею в ряд, с переду и с заду её были привязанные снопы ржаные[2].
— Дневник священника Н. А. Мурзакевича. 28 октября 1812 года.[3]

5 (17) ноября 1812 Смоленск был занят русскими войсками.
Это счастье обернулось, однако, несчастьем для Мурзакевича, в действиях которого усмотрели измену.
Священника обвинили в том, что он спрятал в соборной ризнице 20 000 рублей, унесенных из архиерейской ризницы[4], а также в том, что он, де, в нарушение верноподданической присяги встречал Наполеона и благословил его.

Об этом было доложено архиепископу Феофилакту — главе экстраординарной комиссии по приведению в порядок епархий, разоренных во время войны.

Возникло «Дело о священниках Мурзакевиче и Соколове и протоиерее Поликарпе Звереве».

Запуганный Феофилактом, епископ Ириней вынес суровый приговор.

Мурзакевич был запрещен в священнослужении и лишен места.

В своем дневнике он записал:

«От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видяше мя вон бежаша от мене.» (Псал. 30, 12).
— Дневник священника Н. А. Мурзакевича. 31 декабря 1812 года.[5]

Одигитриевская церковь, где служил о. Никифор Мурзакевич.
Открытка начала XX века.

15 (27) января 1813 приговор был утвержден Священным Синодом. Это лишило Мурзакевича средств к существованию.
Более того, его дом был определен для казенного постоя, а сам о. Никифор с семьей ютился на чердаке.
Однако через некоторое время дело поступило наряду с другими на рассмотрение особой комиссии Сената по сыску изменников.

Комиссия, не найдя в нем измены, передала дело на рассмотрение уголовной палаты, которая 24 марта (5 апреля) 1814 вынесла оправдательный приговор.

Ориентируясь на приговор светского суда, епископ смоленский Иоасаф ходатайствовал перед Синодом об отмене запрещения к священнослужению для всех трех священников.

После утвердительного ответа Синода о Никифор 24 июля (5 августа) 1814 вновь был назначен к служению в Одигитриевской церкви.

Жизнь после 1814 года

Дом, где Н. А. Мурзакевич жил с 1803 по 1834 год. Находился на углу Козлиной горы (ныне — восточная часть ул. Ленина) и Большой Одигитриевской улицы (ныне ул. Докучаева). Сгорел во время Великой Отечественной войны. Фото 1902 года.

Могила Мурзакевича на Окопном кладбище Смоленска.

При посещении Смоленска великим князем Николаем Павловичем 18 мая 1816 г. Мурзакевич был представлен ему на королевском бастионе и удостоился благодарности за свои исторические труды и рассказ о битве 4 августа 1812 г.

Кроме выполнения своих непосредственных обязанностей и исторических трудов, отец Никифор с не меньшей самоотдачей выполнял общественную работу в городских и епархиальных учреждениях. Так, в 1819 г. по поручению епископа, собрал по городу и губернии 32 287 рублей в пользу бедных семинаристов. Часть своей библиотеки отец Никифор ещё при жизни передал в Смоленский кадетский корпус, до 200 томов пожертвовал в семинарию, по тому же завещанию 100 томов были переданы в училище для детей канцелярских служащих, бедным семинаристам завещал 50 рублей.

Похоронен священник Никифор Мурзакевич в ограде Спасо-Окопной церкви. Могила его сохранилась до наших дней.

Семья

Был женат на дочери священника Анне Ивановне Солнцевой (? — 1812).

Дети:


Илья Никифорович Мурзакевич — с 1820 года служил в канцелярии Министерства народного просвещения;

Александра Никифоровна Мурзакевич (? — 1813);

Елена Никифоровна Жукова — была замужем за поручиком Жуковым;
Екатерина Никифоровна Мурзакевич (ок. 1799—1812);

Константин Никифорович Мурзакевич (ок. 1800 — ?) — окончил Московский университет, был врачом в Тобольске;

Иван (Иоанн) Никифорович Мурзакевич — был священнослужителем, служил полковым священником в Риге, позже — протоиерей;

Николай Никифорович Мурзакевич (1806—1883) — окончил Московский университет, историк и археолог, директор Ришельевского лицея.

«История губернского города Смоленска»

Другие сочинения

Мемориальная доска Мурзакевичу на улице Ленина в Смоленске.

Помимо истории родной земли, Н. А. Мурзакевич много сил уделил священной истории. К сожалению, все его работы, кроме «Истории города Смоленска», так и не были напечатаны, оставшись в единственном экземпляре.

В 1801—1814 годах о. Никифор был занят составлением свода из четырёх Евангелий под названием «История Божественного откровения». Эта неизданная книга была первым известным опытом перевода Евангелия на современный русский язык для чтения простым народом. Она была послана обер-прокурору Синода князю А. Н. Голицыну, который передал её ректору Санкт-Петербургской Духовной академии архимандриту Филарету. Отзыв Филарета, видимо, был отрицательным.
В 1812 году Мурзакевич создал перевод на современный русский язык Псалтири. В этом переводе к каждому из 150 псалмов были приведены достаточно подробные комментарии относительно его смысла и значения. В оглавлении указывалось краткое содержание псалма. Перевод не был опубликован, поскольку раньше, чем автор успел представить его в цензуру, вышел перевод от Библейского общества[6].

В 1817 году священник написал «Жизнь Иисуса».

В 1813—1818 годах написана «Жизнь святых апостолов Петра и Павла». Этот труд был представлен епископу Иоасафу, а им передан для отзыва в Смоленскую семинарию, где его нашли «неполным и недостаточным»[6].
В конце 1820-х годов по поручению епископа Иосифа Мурзакевич писал «Историческое описание Смоленской чудотворной иконы Божьей матери — Одигитрии». В этом труде он стремился, опираясь на выписки из трудов разных церковных историков, доказать, что смоленский образ Богоматери — тот самый, который был написан ещё при её жизни евангелистом Лукой[7]. Судьба этой работы неизвестна.
«Словарь изобретателей» (или «Список изобретателям») остался неоконченным.
Рукопись «Описания 1812 года» была передана Мурзакевичем Н. П. Румянцеву.

Литература

Сочинения

«История города Смоленска»:

Мурзакевич Н. А. История губернского города Смоленска от древнейших времен до 1804 года. Собранная из разных летописей и российских дееписателей. Трудами д[иакона] Н. Мурзакевича. С дозволения начальства. — Смоленск: При губернском правлении, 1804. — IV, 221, VI, 67 с. (2-е издание, дополнено 5-й книгой)
Мурзакевич Н. А. История города Смоленска: Юбилейное издание Смоленского губернского статистического комитета. / Под ред. И. И. Орловского. — Смоленск: Тип. П. А. Силина, 1903. — 248 с. (3-е издание, воспроизводит издание 1804 года с добавлением вступительных статей И. И. Орловского, «Дневника» и некоторых писем Н. А. Мурзакевича)
Мурзакевич Н. А. История города Смоленска. / Вст. ст. В. Кононова. — Смоленск: Свиток, 2011. — 208 с. (4-е издание, воспроизводит издание 1903 года)
Дневник и письма Н. А. Мурзакевича:

Мурзакевич Н. А. Дневник священника Никифора Адриановича Мурзакевича 1776—1834 // Мурзакевич Н. Н. Никифор Адрианович Мурзакевич — историк города Смоленска. 1769—1834. — СПб., 1877.
То же // Мурзакевич Н. А. История города Смоленска. — Смоленск, 1903. — с. 45-79.
То же // Мурзакевич Н. А. История города Смоленска. — Смоленск, 2011. — с. 171—199.
Рукописи в Смоленском музее[8]:

О четвероевангелии. (Сочинение священника Смоленской Одигитриевской церкви Никифора Андриановича Мурзакевича), 1813 г., 275 лл., разм. 23.5 X 19.5, без переплета, в бумажной темно-зеленой обложке. С автографом.
История Божественного откровения, сочинение священника Никифора Мурзакевича (г. Смоленск), 1815, 285 лл., разм. 22 X 17.6. Переплет — картон, обтянутый кожей, с тиснением. На л. 21 книги надпись: «От внука свящ. 72-го Пехотного Тульского полка Павла Мурзакевича. 1889 г. авг. 22 дня г. Смоленск».
Жизнь апостолов Петра и Павла (сочинение Никифора Мурзакевича). Рукопись в 2 книгах, 1819 г. 66 лл., разм. 26 X 21.4, переплет бумажный. На заглавном листе надпись: «От внука свящ. 72-го Пехотного Тульского полка Павла Мурзакевича 1889 г. авг. 11 дня».
Рукопись в Самарской научной библиотеке[6]:

Псалтирь / Пер. на рус. яз. Никифора Мурзакевича. Скоропись начала XIX в. На 150 л.; 22,7х18х3,5 см. Инв. № 306038.

Литература

Дореволюционная печать об историке Смоленска Никифоре Мурзакевиче. / Сост. Л. Степченков. — Смоленск: «Коллекция», 2007.
Мурзакевич И. Н. Жизнеописание (история) священника Никифора Адриановича Мурзакевича, автора «Истории города Смоленска» / Сост. сыном его прот. Иоанном Мурзакевичем // Смоленская старина. — Вып. 2. — 1912. — С. 178—226.
Мурзакевич Н. Н. Автобиография. — СПб., 1886. — 233, VIII с.
Мурзакевич Н. Н. Никифор Адрианович Мурзакевич — историк города Смоленска. 1769—1834. — СПб., 1877.
Орловский И. И. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич (1769—1834) // Мурзакевич Н. А. История города Смоленска. — Смоленск: Свиток, 2011. — С. 9-21. (То же в издании 1903 года)
Орловский И. И. Об «Истории Смоленска» Мурзакевича // Мурзакевич Н. А. История города Смоленска. — Смоленск: Свиток, 2011. — С. 21-28. (То же в издании 1903 года)

Примечания

‡Pope (франц.) — поп.
‡Очевидно, Наполеон был вынужден выйти из кареты и идти пешком по причине крутого обледенелого подъема.
‡Дневник священника Н. А. Мурзакевича (1776—1834 годы) // Мурзакевич Н. А. История города Смоленска. — Смоленск, 2011. — С. 188.
‡На самом деле там было 1781 рубль и 90 копеек — 72 мешка медными пятаками, которые были перенесены в соборную ризницу для спасения от разграбления и сохранены в ней.
‡Дневник священника Н. А. Мурзакевича... — С. 190.
‡Перейти к: 1 2 3 Колядина А. М. Христианские памятники культуры в фондах ОРК СОУНБ Архивная копия от 16 февраля 2005 на Wayback Machine // Христианство и мир: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000» (Самара, 16-18 мая 2000 г.). — Самара: Изд-во «Православная Самара», 2001.
‡Мурзакевич Н.Н. Автобиография. — СПб., 1886. — С. 58.
‡Бугаева О. П. Рукописи Смоленского областного краеведческого музея // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Т. 15. — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. — С. 430.

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_




Мурзакевич Николай Никифорович

***

Дата рождения
21 апреля (3 мая) 1806
Место рождения
Смоленск
Дата смерти
15 (27) октября 1883 (77 лет)
Место смерти
Одесса
Страна
Российская империя
Научная сфера
история, археология
Место работы
Ришельевский лицей
Альма-матер
Императорский Московский университет

Николай Никифорович Мурзакевич (1806—1883) — историк и археолог, директор Ришельевского лицея.

Сын священника Н. А. Мурзакевича воспитывался в Смоленской духовной семинарии (1817—1825)[1]; затем учился в Московском университете (1825—1828) — на нравственно-политическом (юридическом) отделении.

В 1830 году по приглашению университетского товарища Михаила Михайловича Кирьякова (1810—1839) переселился в Одессу.

Здесь Мурзакевич сначала служил в таможенном управлении, а 31 января 1831 года был принят на должность учительского помощника в начальном училище при Ришельевском лицее с поручением преподавания всеобщей истории и географии в лицейских классах, соответствовавших гимназическим.

Также в 1832—1834 годах исправлял должность надзирателя за воспитанниками лицея; с августа 1835 года преподавал русскую историю в VII классе лицейской гимназии.

С 1838 года он, после защиты магистерской диссертации, был утверждён в должности адъюнкта русской истории и статистики, а 9 мая 1840 года был утверждён профессором русской истории лицея.

В феврале 1853 года стал директором Ришельевского лицея — до 7 мая 1857 года[2].

Преподавание в лицее Н. Н. Мурзакевич совмещал с разносторонней научной и общественной деятельностью: он был членом Общества сельского хозяйства Южной России, принимал участие в работе над «Новороссийским календарём» (на 1839, 1840 и 1841 годы) и «Одесским альманахом», сотрудничал в газете «Одесский вестник»[3]; был директором Публичной библиотеки (1843—1853). В 1854 году, во время Крымской войны, Н. Н. Мурзакевич, по просьбе М. С. Воронцова, участвовал в спасении его уникальной библиотеки манускриптов[4].
Научно-педагогическая деятельность Мурзакевича имела важное значение для развития болгарского просвещения; среди его учеников — известные впоследствии болгарские деятели Н. Геров, Д. Чинтулов, И. Богоров: им была написана работа о Н. С. Палаузове[5].

Разъезжая по южной России, Мурзакевич занимался её историей, археологией и этнографией, производил раскопки, изучал местные архивы. К числу его счастливых находок в архивах относятся псковская судная грамота (изд. 1847 и 1869), подлинные письма царевича Алексея Петровича (изд. 1849)[6], несколько вариантов «Русской Правды», более подробные сведения о кончине преподобного Феодосия Печерского. Его стараниями были сохранены и ныне находятся в Одесском историко-краеведческом музее орденские знаки (звезды Андрея Первозванного, Георгия и Владимира) и аксельбант Г. А. Потемкина.

Н. Н. Мурзакевич был членом-основателем, секретарём (с 23.04.1839) и вице-президентом (с 1875) Одесского общества истории и древностей. В «Записках» Общества, выходивших под его редакцией, он поместил около 130 статей по нумизматике, истории и археологии. Много статей его напечатано также в «Журнале Министерства народного Просвещения», «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских», «Русском Историческом Сборнике», «Русской Старине», «Русском Архиве», «Известиях Императорской Академии Наук» и др.

С 1865 года Н. Н. Мурзакевич — действительный член Московского археологического общества.

Библиография

«Descriptio nummorum veterum graecorum et Romanorum» (1835)[7]
«Перевод Аррианова Перипла Понта Евксинского, с коммент.» с приложением «Географической карты древних эллинских поселений при бер. Черного и Азовского морей» (1836)
«История генуэзских поселений в Крыму» (Одесса, 1837)[8]
«Никифор Адрианович Мурзакевич, историк города Смоленска»[9]
Его Автобиография печаталась в «Русской Старине» в 1887, 1888 и 1889 годах.

Для характеристики Н. Н. Мурзакевича интересна переписка с ним митрополита Евгения, М. С. Воронцова, М. П. Погодина и др.

Примечания

‡Персональный сайт - Л-О
‡В это время, с 12 мая 1854 года по 15 февраля 1855 года, а также с 22 мая по 25 октября 1856 года он управлял Одесским учебным округом.
‡В 1843—1844 годах здесь были напечатаны его заметки «Любопытная история славного города Одессы, сочиненная действительным статским советником Левашевым», «О младенчестве Одессы», «Письмо А. И. Шостака, написанное в 1807 году в Петербурге».
‡Записки Н. Н. Мурзакевича (1806—1883) / Русская старина – 1887. – Т. 54. – Апрель. – С.138—144.
‡См. о болгарских деятелях  (болг.): Николай Палаузов; Геров, Найден Хаджиберович; Чинтулов, Добри Петров; Богоров, Иван Андреев.
‡Всего издано 150 писем 1703—1716 годов.
‡В работе описаны монеты , собранные Мурзакевичем в причерноморских местах Новороссийского края.
‡Магистерская диссертация.
‡Биография Н. А. Мурзакевича с приложением ведшегося им смоленского дневника с 1776 по 1834 год и переписки Мурзакевича с графом Н. П. Румянцевым и др. лицами.
Литература[править | править код]
Мурзакевич, Николай Никифорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Н. Н. Мурзакевич (некролог) // Журнал Министерства народного просвещения. — 1883. — Т. CCXXX. — декабрь.

Ссылки

Краткая биография

https://ru.wikipedia.org/wiki/,_





«Просвещеннейший вельможа»
№167—168 // 05 ноября 2005 г.
М. С. Воронцов в воспоминаниях Н. Н. Мурзакевича

***
 
…Оживление культурной жизни Одессы в немалой степени произошло благодаря умению Воронцова — блестяще образованного человека — окружать себя деятельными и просвещенными людьми. История взаимоотношений одесского ученого Н. Н. Мурзакевича с генерал-губернатором М. С. Воронцовым служит этому подтверждением.

Николай Никифорович Мурзакевич (1806 — 1883) — историк, археолог, мемуарист, с 1830 г жил в Одессе, долгие годы преподавал в Ришельевском лицее. В 1839 г., после защиты диссертации, стал профессором Ришельевского лицея по кафедре российской истории и статистики, а в 1853 — 1857 гг. исполнял должность директора лицея. Увлеченный исследователь прошлого и известный культурный деятель, Мурзакевич был одним из учредителей и деятельных сотрудников Одесского общества истории и древностей, директором Публичной библиотеки, издавал «Новороссийский календарь», собирал материалы для «Одесских альманахов», печатался в «Одесском вестнике». Скромный историк и прославленный генерал-губернатор особенно близко сошлись после основания Одесского общества истории и древностей, где Мурзакевич исполнял должности секретаря и хранителя музея, а также редактировал «Записки», издаваемые Обществом. М. С. Воронцов был избран почетным президентом Общества и относился к своему званию не формально: собирал материалы по истории края, предоставил свой дворец для заседаний Общества, а огромную библиотеку открыл для историков и археологов.

Воронцов настолько доверял Н. Н. Мурзакевичу, что его единственного допускал в заветный кабинет, где находилась знаменитая библиотека манускриптов из фамильного собрания Воронцовых. Здесь хранились сотни уникальных документов и рукописей по истории России и Западной Европы, письма, автографы и мемуары выдающихся государственных и исторических деятелей XVIII — начала XIX вв.

М. С. Воронцов долгие годы, даже после отъезда из Одессы на Кавказ, поддерживал отношения с Н. Н. Мурзакевичем. В 1854 г., во время Крымской войны, Н. Н. Мурзакевич, по просьбе Воронцова, участвовал в спасении уникальной библиотеки манускриптов. Позже он с восхищением будет вспоминать бескорыстие князя, который не дорожил собственным имуществом, но «спасал сокровища истории и науки». В последний раз они встретились в октябре 1856 г., за месяц до смерти Воронцова. Тогда тяжело больной князь говорил о будущей совместной работе по пересмотру и изданию документов из фамильного архива.

«Я князь, коль мой сияет дух...» — таким стихотворным державинским эпиграфом Н. Н. Мурзакевич предварил «Очерк заслуг, сделанных наукам светлейшим князем Михаилом Семеновичем Воронцовым». Очерк был опубликован в 1860 г. в 4-м томе «Записок Одесского общества истории и древностей».

На склоне лет Н. Н. Мурзакевич описал историю своей жизни в автобиографических «Записках», где представил широкую картину культурной жизни Одессы в 1830 — 1852 гг. и изобразил множество колоритных лиц, встречавшихся ему на жизненном пути. Особое место в воспоминаниях занимают страницы, посвященные личности М. С. Воронцова. Публикуемые фрагменты из воспоминаний

Н. Н. Мурзакевича представляют графа как человека деятельного, незаурядно образованного, с твердым характером и живым пытливым умом, способным оценить значение науки и культуры для Новороссийского края и сделать все возможное для их расцвета.

«Записки» Н. Н. Мурзакевича были опубликованы в журнале «Русская старина» в 1887 — 1890 гг.

Галина Семыкина.
зав. отделом Литературного музея.

http://vo.od.ua/rubrics/raznoe/2761.php


Рецензии